Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года и последующее развитие национального законодательства поставило перед учеными-юристами ряд новых проблем. В числе наиболее важных из них можно выделить исследование статуса субъектов конституционно-правовых отношений в новых условиях развития государства, общества и личности.
Однако решение этой проблемы затрудняется сегодня в связи с недостаточной разработанностью общей теории субъекта права. Многие представители общей теории права прямо указывают на то обстоятельство, что в новых социально-экономических условиях необходимо пересмотреть сложившиеся представления о субъекте права как активном участнике общественных и экономических процессов. С. И. Архивов, например, пишет по этому поводу: «. юридической науке еще предстоит разработать полноценную теорию субъекта права, призванную ответить не только на вопрос о том, что (или кто) есть субъект права, но и определить место, роль субъекта права в правовой системе, установить, субъект ли существует для права или право для субъекта, действительно ли право — лишь совокупность норм, что есть правовая норма, что понимать под правовым отношением субъектов и т. д.». 1
ИП (ОЗФО). Лекция № 1. Общие положения ИП. Субъекты ИП
Большинство специалистов по конституционному праву считают, что субъектами конституционно-правовых отношений являются лица
‘ Архипов С. И. Субъект права: теоретическое исследование — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — С. 9.
(юридические и физические), которые обладают определенными, закрепленными в основном законе государства правами и которые несут соответствующие им юридические обязанности. [XI]
Некоторые попытки определить специфику конституционно-правовых отношений и, следовательно, выявить круг и особенности статуса их субъектов уже предпринимались в юридической литературе. Так, И. Д. Левин еще в 1947 году высказал мнение, что государственное право регулирует «особый вид общественных отношений, а именно отношения властвования». 2 Такой подход существенно ограничивал круг субъектов коиституционно- иравовых отношений и, по существу, не давал ответа на вопрос об их специфике.
Не случайно большинство ученых советского периода развития науки конституционного (государственного) права не поддержало такой подход. Его не разделяют и современные специалисты.
Е. Кутафина, составляют те, которые «. охватывают весь комплекс общественных отношений, складывающихся в сферах жизни общества, регулируемых конституционным правом»?
Подчеркивая столь широкую сферу возникновения и развития конституционно-правовых отношений, современные российские ученые- юристы тем самым расширяют круг субъектов этих социально-правовых связей. Такая позиция соответствует реалиям демократических преобразований в нашем обществе и, применительно к нашему исследованию, позволяет в числе субъектов конституционно-правовых отношений назвать и индивидуального предпринимателя.
Конституционно-правовые отношения, субъектами которых являются индивидуальные предприниматели, относятся к группе общерсгулятивных или, как их называют в литературе, статусных, отношений первого порядка. [XVIII] [XIX] Имре Сабо называл такие отношения общественными, имея в виду их большое социальное значение.
Правоотношения и субъекты права
Он писал: «Гражданские правоотношения, то есть общие права и обязанности людей как членов политического общества в аспекте конституционного права, характеризуют положение людей в их политическом качестве. Это, в частности, означает, что реализация гражданских отношений происходит таким образом, что люди пользуются предоставленными им правами, но подчиняют себя при этом законам государства»?
Конституционно-правовые отношения не являются правовыми связями между индивидуумами в сфере политической или экономической жизни общества. Они выступают как отношения с государством в целом, но такие отношения, которые изначально уравнивают индивидуума со всеми членами общества.
Основой возникновения конституционно-правовых отношений, субъектом которых становится индивидуальный предприниматель, является гарантированная Конституцией Российской Федерации свобода личности. Специалисты подчеркивают, что свобода личности проявляется на разных уровнях и в различных формах. II. С. Бондарь и Ю. В. Капранова выделяют три уровня проявления свободы личности.
Первый уровень имманентно присущ человеку и выражается как свобода воли. Законодатель связывает наличие свободы воли с юридическими качествами физического лица как субъекта права (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность). Эти качества закреплены в общем плане в ст. 60 Конституции Российской Федерации. Второй уровень, по мысли II.
С. Бондаря и 10. В. Капрановой, проявляется как состояние, положение человека в обществе и связан с формально-юридическим закреплением статусного состояния лица как гражданина. Па этом уровне свободы личности обеспечивается режим равноправия, провозглашаются запреты на различные формы дискриминации, гарантируется личная безопасность, закрепляются законные интересы человека и гражданина. Данному уровню свободы соответствует право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу мысли, совести и религии, право на равенство перед законом и т. д. Наконец, третий уровень свободы отражает свободу как деятельностную характеристику личности и реализуется на правовом уровне в позитивном методе нормативного регулирования общественных отношений.
Здесь свобода предполагает широкие возможности для различных вариантов поведения, для её преобразующей деятельности. [XX]
Несомненно, все вышеназванные уровни свободы индивидуального предпринимателя позволяют ему как личности и гражданину активно проявлять себя в политической и экономической жизни общества. Вступая в различные правоотношения (в том числе производственно-экономические), индивидуальный предприниматель становится проводником (реализатором) конституционных норм, то есть активным субъектом конституционных правоотношений. В этом нег ничего необычного. Правоотношения не возникают и не развиваются отдельно друг от друга. Они находятся в системе правовых связей, охватывающих все виды правового регулирования общественных отношений. При этом направляющая роль норм Конституции
Российской Федерации определяет сущность правоотношений более низкого уровня. По этому поводу’ В. А. Ржевский в свое время очень точно заметил: «Регулятивная функция конституционных норм как раз и выражается в возникновении правоотношений особого типа, обладающих общим характером. Непризнание правоотношений общего характера равносильно отрицанию нормативности важнейших положений Конституции».’
Поскольку индивидуальный предприниматель является активным субъектом и реализатором общих конституционных правоотношений, он обладает и общей правосубъектностью. Основным свойством правосубъектности индивидуального предпринимателя является признание его со стороны государства субъектом права. Конституция Российской Федерации определяет общую правосубъектность, которая, в свою очередь, конкретизируется и уточняется в отраслевой правосубъектности. Последняя же определяется как правоспособность и дееспособность, так и как неправоспособность и недееспособность.
При рассмотрении индивидуального предпринимателя как субъекта конституционно-правовых отношений следует обратить внимание на то, что во многих отношениях он выступает как реализатор публичных нрав и обязанностей. Механизм государственного регулирования экономики устанавливает систему требований к предпринимательской деятельности, которые обычно состоят в возложении на субъектов предпринимательства обязанностей, обеспечивающих реализацию публичного интереса.
Как подчеркивает К. Ю. Тотьев, «ограничения свободы предпринимательства не только обеспечивают отказ от совершения определенных нежелательных с точки зрения публичного порядка действий, но и стимулируют активную деятельность по реализации публичного интереса». 2 Обычно законодатель предъявляет определенные требования к деятельности, которая затрагивает интересы общества или большой іруппьі населения. К таким видам деятельности относятся, например: деятельность, затрагивающая жизнь и здоровье людей, безопасность их в процессе производства; деятельность, затрагивающая потребительскую безопасность (хранение и перевозки пищевых продуктов); деятельность, затрагивающая финансовую безопасность населения (отмывание доходов) и т. д. В нормативных актах в этих случаях указываются не только субъекты, но и объекты публичных правоотношений. Юридической формой регулирования такого рода правовых связей являются ограничения, которые, обычно принимаю!’ вид либо пассивной обязанности (обязанность не совершать определенные действия), либо активной обязанности (обязанность совершать определенные действия или операции).
Запреты, то есть обязанность не совершать определенные действия, содержатся во многих законодательных актах, обеспечивающих реализацию публичного интереса. Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года № 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне. В нем названы такие виды деятельности, как добыча отдельных видов полезных ископаемых, коксохимическое производство и т. д.
Обязанность совершать определенные действия предполагает определенные требования: соблюдать государственные стандарты при производстве определенных видов продукции, соблюдать требования экологической безопасности населения, обязанность предоставлять информацию об индивидуальной предпршшмательской деятельности и ее результатах уполномоченным государственным органам и т. п.
Реализация публичных обязанностей выступает, в то же время, и как субъективное право индивидуального предпринимателя участвовать в отношениях по государственному регулированию экономики. В этом случае государство устанавливает определенные льготы, которые призваны стимулировать социально-полезную деятельность индивидуального предпринимателя. Льготный режим может быть как предметный (по видам деятельности), так и территориальный (особые экономические зоны).
Столь широкое, многоаспектное участие индивидуального предпринимателя в конституционно-правовых отношениях позволяет рассматривать этого субъекта в качестве важнейшего реализатора конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Источник: pravo.studio
12.3. Субъекты предпринимательского права
Субъекты предпринимательского права — это граждане- предприниматели, коммерческие и некоммерческие, юридические лица, государство, органы местного самоуправления. Субъекты предпринимательского права могут длительное время не вступать ни в какие правоотношения, в том числе и в предпринимательские.
Однако, вступив в предпринимательские правоотношения, субъект становится субъектом правоотношения. Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты предпринимательских правоотношений — это конкретные участники, стороны правоотношения, наделенные обязанностями и правами в сфере хозяйствования. Субъекты предпринимательского права могут быть субъектами предпринимательских (хозяйственных) правоотношений, если имеются три условия: 1)
предпринимательско-правовая норма, предусматривающая права и (или) обязанности субъекта; 2)
предпринимательская правоспособность и дееспособность субъекта; 3)
основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт).
Нормативное определение субъекта предпринимательского права дано в ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках» — понятие «хозяйствующего субъекта», а также в статьях 25 (предпринимательская деятельность гражданина), 49 (правоспособность юридического лица) и 50 (коммерческие и некоммерческие организации) ГК РФ.
В них указывается, что хозяйствующие субъекты — это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Субъекты предпринимательского права классифицируются по следующим признакам: 1.
По признаку наличия или отсутствия юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ субъекты предпринимательского права могут быть коммерческой или некоммерческой организацией (ст.
50) или предпринимателем без образования юридического лица (ст. 23).
К индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица относятся также и фермеры. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента госрегистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.
Глава фермерского хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента госрегистрации хозяйства.
К предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц.
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законом. 2.
По признаку происхождения собственности. Субъекты делятся на публичные (то есть учрежденные государством, субъектами Федерации) и частные (учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права), то есть предприятия публичного и частного права (ст. 212 ГК РФ). 3.
По признаку происхождения капитала. Субъекты делятся на национальные, совместные предприятия и полностью принадлежащие иностранным инвесторам. 4.
По признаку экономических показателей. Субъекты делятся на малые, средние и крупные предприятия. Малое — с числом работающих не более ста человек. 5.
По признаку основной деятельности. Субъекты, действующие в сферах промышленности, сельского хозяйства и т.п.
Источник: lib.sale
Субъекты коммерческого права принадлежат к числу хозяйствующих субъектов. Это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в коммерческих отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Коммерческие и некоммерческие организации являются юридическими лицами.
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
* Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 48-64, 66-115,
* Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных обществах».
* Федеральный закон Российской Федерации от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
* Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. » О потребительской кооперации».
* Федеральный закон Российской Федерации от 15 ноября 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации».
* Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
* Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях».
Объединения лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
* Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 121-123.
* Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
* Федеральных закон Российской Федерации от 27 октября 1995 г. «О финансово-промышленных группах».
* Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1392.
Субъекты, имеющие особое правовое положение
* Закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР (Банк России)» (с дополнениями и изменениями).
* Закон от 7 декабря 1990 г. «О Центральном банке РСФСР (Банк России)» (с дополнениями и изменениями).
* Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» (с дополнениями и изменениями).
* Федеральный закон Российской Федерации от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг».
* Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1994 г. № 152 «Об утверждении Положения и Комиссии по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории российской Федерации. Положения о государственном комиссаре на товарной бирже».
Государство (Российская Федерация), субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, как субъекты хозяйственного права
* Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. ст. 1,5,11,71,72,73,80,83,102,103,110,114,130-133.
* Гражданский кодекс Российской Федерации ст.124-127.
* Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Необходимо различать понятие «субъект предпринимательского права» и «субъект предпринимательского правоотношения». Субъекты предпринимательского права определяются в нормах права общим «родовым» образом, как вообще граждане — предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и организации и т.д. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в предпринимательские «хозяйственные правоотношения.
Субъект же правоотношения всегда конкретен. Субъекты предпринимательских правоотношений — наделенные обязанностями и правами в сфере хозяйствования. Субъекты предпринимательского права могут быть субъектами предпринимательских (хозяйственных) правоотношений, если имеются три условия:
а) предпринимательско — правовая норма, предусматривающая права или/ и обязанности субъекта;
б) предпринимательская правоспособность и дееспособность субъекта;
в) основание возникновения, изменения прекращения правоотношения (юридический факт).
Нормативное определение субъекта предпринимательского права дано в статье 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках» — понятие «хозяйствующего объекта», а также в статьях 23 (предпринимательская деятельность гражданина) и 49 (правоспособность юридического лица) и 50 (коммерческие и некоммерческие организации) ГК РФ.
Классификацию субъектов предпринимательского права можно проводить по ряду признаков:
а) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ст.23 ч.1 ГК РФ) и на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). К индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица относятся также и фермеры.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента госрегистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.
Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Глава фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст.257 ГК РФ), признается предпринимателем с момента госрегистрации хозяйства (ст.23 ч.1 ГК РФ).
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, являющимися коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (ст.23 ч. 3 ГК РФ).
Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан банкротом по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 25 ч. 1 ГК РФ).
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием:
Иностранных граждан и юридических лиц;
Лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законом.
б) по признаку происхождения собственности субъекты делятся на публичные (т.е. учрежденные государством, субъекты федерации) и частные (учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК РФ);
в) по признаку происхождения капитала субъекты делятся на национальные, совместные и предприятия полностью принадлежащие иностранным инвесторам (см. ст. 12 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». В настоящее время нет правового регулирования регистрации совместных предприятий и полностью иностранных предприятий.
г) по экономическим показателям субъекты делятся на малые, средние и крупные предприятия (см. ст.3 Федерального закона » О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).
Малым признается хозяйственный субъект с числом рабочих не более 100 человек — закон «О поддержке малого предпринимательства» и в тоже время оборот этого субъекта не должен превышать 1000 минимальных оплат труда — положение о бухгалтерском учете малого предпринимательства;
д) по признаку основной деятельности различают действующих субъектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговые и т.д.
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями (ст.121 ГК РФ).
В хозяйственной деятельности в противоречие Гражданскому кодексу РФ действуют два вида коммерческих объединений: холдинги, действующие на основе «Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденные Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 года , №1392 (собрание актов Президента и Правительства РФ ,1992г., №2284(С3,№1,3 января 1994года,№22) и финансово-промышленные группы (мертворожденные монстры «реформ»), действующие на основе Федерального закона РФ от 27 октября 1995 года » О финансово-промышленных группах».
Особое место среди субъектов предпринимательского права занимает государство (Российская Федерация), субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст.124-126 ГК РФ). О участии государства и его органов необходимо отметить следующее: во-первых, отсутствуют концепция и сами правила хозяйствования (хозяйственный или предпринимательский кодекс); во-вторых, не установлен и сам статус ни Правительства и центральных органов , ни субъектов Федерации, муниципальными образованиями обратная ситуация, закон «Об общих принципах местного самоуправления» есть, но повсеместно отсутствуют органы местного самоуправления.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами.
Источник: studentopedia.ru