Участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости, перешли на работу в общественные организации, работающие в сфере частной охранной либо частной детективной деятельности, либо назначены (избраны) на государственные должности Российской Федерации. Лицам, назначенным (избранным) на указанные государственные должности, запрещается принимать участие в управлении охранной организацией.
Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций. Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.
Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных законодательством.
Организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги.
Может ли генеральный директор работать у ИП?
О начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить органы внутренних дел.
Лицензирование частной охранной деятельности
Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.
Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации обязан представить:
1) заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в котором указываются полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) охранных услуг, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них;
2) документы по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности;
3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.
К заявлению могут быть приложены:
1) копии учредительных документов;
2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Копии документов, не заверенные в установленном порядке, представляются вместе с оригиналами.
Органы внутренних дел обязаны устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и приложениях к ним.
Основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности
Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, подлежит переоформлению в случае:
1) продления срока действия лицензии;
2) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;
3) реорганизации охранной организации;
4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.
В случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы по данному виду услуг.
В случае реорганизации охранной организации либо изменения ее наименования или места нахождения данная охранная организация в течение пятнадцати суток с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц либо с даты изменения своего места нахождения обязана подать в орган внутренних дел, выдавший лицензию, соответствующее заявление. Для рассмотрения заявления необходимы документы, подтверждающие указанные обстоятельства. В случае, если документы, подтверждающие реорганизацию охранной организации либо изменение ее наименования или места нахождения, не представлены заявителем самостоятельно, по межведомственному запросу органа внутренних дел федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения соответствующих сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией охранной организации либо с изменением ее наименования или места нахождения, данная охранная организация в порядке, установленном положением о лицензировании частной охранной деятельности, обязана уведомить об указанных обстоятельствах орган внутренних дел, выдавший лицензию.
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в срок не более тридцати дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.
Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
Органы внутренних дел вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований. При этом устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более месяца. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных письменных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения указанных нарушений.
В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, орган внутренних дел обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа внутренних дел в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также в случае неустранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений.
Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности
Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.
В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.
Охранникам запрещается использовать методы сыска.
Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).
Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения.
Источник: www.registral.ru
Под защитой своей службы безопасности
Может ли предприятие создать собственную службу безопасности с функциями финансового контроля, охраны, поддержания порядка на объектах и оказывать дочерним организациям охранные услуги? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елена Кузнецова и Артем Барсегян.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Правомерно ли создание на предприятии своей службы безопасности с функциями финансового контроля, проведения ревизии, поддержания порядка на объектах, организации пропускного режима, видеонаблюдения, охраны объектов (сторожа) и т.п.? Может ли предприятие оказывать охранные услуги дочерним организациям?
В редакции ст. 14 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 2487-I), действовавшей до 1 января 2010 года, прямо указывалась возможность создания в организациях обособленных подразделений для осуществления охранно-сыскной деятельности (службы безопасности) исключительно в связи с обеспечением безопасности своего предприятия. В период действия указанной нормы не возникало сомнений в возможности создания, без получения каких-либо специальных разрешений, специальных отделов и служб, осуществляющих пропускной режим и охрану собственного имущества организации. Однако 1 января 2010 года раздел IV Закона N 2487-I, содержащий указанную статью, регламентирующую деятельность охранно-сыскных подразделений на предприятиях, утратил силу.
При этом создание на предприятии собственной службы безопасности, осуществляющей функции, заявленные в рамках рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, является правомерным. А вот оказание охранных услуг дочерним организациям противоречит законодательству. Данный вывод основывается на следующем.
Юридические лица признаются самостоятельными субъектами гражданских правоотношений (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 ГК РФ), каждое из них отвечает по своим обязательствам собственным обособленным имуществом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Юридические лица самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и вправе самостоятельно оценивать ее эффективность, в том числе, путем осуществления финансового контроля, ревизий. Кроме этого, осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни является обязанностью юридического лица (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
По общему правилу, закрепленному в ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Законом N 2487-I частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1 Закона N 2487-I).
Среди услуг, оказываемых в рамках охранной деятельности, указаны, в частности, охрана объектов или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (п.п. 3, 6 части третьей ст. 3 Закона N 2487-1).
Из приведенной формулировки части первой ст. 1 Закона N 2487-1 видно, что лицензируется деятельность по оказанию услуг в области охраны, что подразумевает осуществление такой деятельности в интересах третьих лиц. О лицензировании именно оказания услуг в области охраны говорят и часть пятая ст. 3, и часть первая ст. 11 Закона N 2487-1.
Поскольку оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел, оказание таких услуг дочерним организациям в данном случае будет являться нарушением закона.
При этом, по нашему мнению, действующая редакция Закона N 2487-1 не препятствует организациям создавать собственные службы безопасности, поскольку предприятие, осуществляя охрану и иные связанные с ней функции, не оказывает охранные услуги, а создает необходимые условия для осуществления нормальной работы организации.
Одним из способов защиты гражданских прав (в том числе права собственности) является самозащита (ст. 12, 14 ГК РФ). Самозащита может проявляться не только в обращении к третьим лицам, оказывающим подобные услуги, но и в самостоятельной организации охраны своего имущества.
Требования к заключению договоров с частными охранными предприятиями в подобных ситуациях будет нарушать норму ст. 421 ГК РФ о свободе договора. А поскольку выбор формы защиты остается за собственником, можно утверждать, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно определять порядок допуска к своему имуществу, осуществлять пропускной режим и пресекать согласно ст. 14 ГК РФ попытки его нарушения.
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
Источник: www.kommersant.ru
Когда не ношение резиновой палки и наручников становится событием административного правонарушения в части соблюдения лицензионных условий
Охранные организации, в том числе частные, осуществляют свою деятельность на основании лицензии. Наличие этого документа предъявляет строгие требования к соблюдению ряда правил при оказании услуг. В нашем случае – охранных. И порой даже резиновая палка и наручники могут послужить основанием для привлечения лицензиата к административной ответственности.
Курьезная с точки зрения обывателя ситуация привела компанию к штрафу. Подробнее – в нашей статье.
Как все начиналось
В Арбитражный суд Ростовской области вышло с заявлением Управление федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области (далее – Управление). Суть документа – в необходимости наказать в административном порядке ООО «Частная охранная организация «Орион-я» (далее – Организация), владельца лицензии частной охранной организации, за нарушение лицензионных условий. По мнению представителя Управления, требуется привлечь Организацию по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ по результатам проведенной проверки.
Представитель Организации-ответчика возразил против этих требований, настаивал на незаконности проверки, соответственно, и невозможности в связи с этим привлечь к наказанию. Поэтому ответчик попросил судью не принимать положительного решения по заявлению правления, а признать ситуацию с наручниками и резиновой палкой малозначительной и освободить от ответственности либо не присуждать штраф в сумме, предусмотренной соответствующей статьей КоАП РФ.
Дело было в августе…
Управление провело в августе 20220 года внеплановую документарную и выездную проверку Организации, чтобы проверить, исполнено ли было ранее выданное предписание. В ходе проверки ответственное должностное лицо обнаружило ситуацию, которая квалифицируется как событие административного правонарушение, а именно то, что охранник ходит без наручников и резиновой палки.
Почему это нарушение:
- Охранник находится при исполнении;
- Объект (ФГБОУ ВО РГУПС) охраняется на основании муниципального контракта;
- При оказании услуг необходимо строго соблюдать требования лицензии, в том числе правила оборота специальных средств, к которым относятся также подручные средства (палка и наручники).
Согласно правилам, специальные средства должны храниться так, чтобы к ним не было доступа у посторонних лиц. Необходимо также обеспечить их сохранность.
Так, правила предписывают держать спецсредства в шкафу, на ее задней стенке, повесив на крючок.
Проверяющий выявил, что охранник не носил спецсредства, а именно резиновую палку и наручники, но и хранил их в неподобающем месте. Их могло забрать или даже похитить совершенно постороннее лицо.
Также не велся журнал приема и выдачи спецсредств, не было на посту экземпляра должностной инструкции охранника.
Результат – протокол по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении Организации.
На что обращает внимание суд
Для привлечения к административной ответственности требуется наличие следующего:
- Событие административного правонарушения;
- Совершало ли его то лицо, в отношении которого составлялся протокол;
- Основание для протокола и для наказания;
- Обладание административным органом полномочиями в данной сфере.
По ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ наказываются юрлица и ИП, если они ведут свою работу с грубым нарушением лицензионных условий. Объект нарушения в данной ситуации – это общественные отношения в области предпринимательства, объективная сторона – предпринимательство с лицензионными нарушениями. Судья оценивает их как грубые.
Что такое грубые правонарушения?
Это понятие определяет Правительство РФ. Оно относится к отношениям, которые возникают между федералами и юрлицами (ИП) при ведении работ, требующих лицензирования. Что подлежит лицензированию, определено ФЗ «О лицензировании» (№ 99-ФЗ). Лицензия – это спецразрешение, которое дает право выполнять работы и оказывать услуги в определенной сфере деятельности, в том числе вести частную охранную деятельность. Положение о лицензировании в данной области утверждено правительственным постановлением № 498 (2011 год). Именно в нем отражено, что считать грубым нарушением:
- Правил оборота оружия;
- Обращения со спецсредствами.
Но только если они есть в организации и ими пользуются охранники.
Как должны храниться спецсредства
У организации должны быть металлические шкафы или сейфы с запорным устройством. Более того, они опечатываются. Также нужно соблюдать требования к уровню влажности, температуре, иным параметрам согласно инструкции об эксплуатации. В противном случае они могут выйти из строя. Следует строго ограничить доступ к данным средствам и не допускать их утерю.
Чтобы пользоваться спецсредствами за пределами организации, на охраняемом по договору объекте, руководителю частной охранной организации следует издать приказ, определить в нем порядок выдачи, ответственных. На охраняемом объекте нужно вести документ о приеме и выдаче данных средств. Это может быть, например, журнал.
Когда охранники носят на рабочем месте спецсредства, нужно исключить возможность их попадания в посторонние руки. Как носить спецсредства, четко прописывают в должностной инструкции. С этим документом сотрудник знакомится под роспись, один экземпляр хранится на объекте охраны.
Именно данные пункты нарушила организация, посчитал и суд вслед за надзорным органом. Поэтому частная охранная компания должна понести ответственность согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Все нарушения подтверждены доказательствами.
Позиция ответчика: проверка незаконная
Организация настаивала на незаконности проверки. В случае удовлетворения отзыва охранной компании дело подлежало прекращению. Но судья отметил, что проверка была законной. В частности, в решении отражено следующее. ООО ЧО «Орион-5» действительно является к категории юрлиц – малое и среднее предпринимательство.
В отношении таких компаний в связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году должны быть отменены все проверки (правительственное постановление № 438 от 03.04.2020). Но есть исключения. Это – внеплановые проверки по ранее выданным предписаниям.
Суд установил, что организация проверялась в связи с ранее выданным предписанием. Надзорному органу нужно было определить, все ли нарушения, обнаруженные ранее в марте 2020 года, устранены организацией. Их игнорирование могло представлять угрозу для жизни и здоровья людей, в том числе на охраняемом объекте.
Проверка проведения с одобрения Прокуратуры Ростовской области. Подтверждающие согласование документы приложены к делу. Поэтому проверка законная, прав юрлица не нарушает.
Ответчик пытался доказать, что указанные в ранее выданном предписании нарушения не представляют опасности для других граждан. Но у суда иное мнение, так как охранное предприятие отвечает за соблюдение пропускного режима в учебном заведении, охраняет студентов, преподавателей, иных лиц. Таким образом организация отвечает, в том числе, за жизнь и здоровье находящихся в здании людей. То, что охранники пользуются оружием и спецсредствами, может представлять опасность для людей в случае нарушения первыми установленных правил.
Проверяем наличие смягчающих обстоятельств
Организация просила квалифицировать нарушение по другому пункту: ч. 3 ст. 14.4 КоАП РФ. Довод: наказание по ч. 4 весьма строгое, не соотносится с правонарушением. Суд с этими доводами не согласился, так как нарушение все же является грубым, поэтому нельзя считать его малозначительным.
Изучив материалы дела, суд решил удовлетворить заявление надзорного органа. Он также принял во внимание, что в данной ситуации нельзя применить ст. 2.9 КоАП РФ, то есть признать правонарушение малозначительным и прекратить дело без наказания юрлица, ограничившись устным замечанием в его адрес.
Суд все же сослался на постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П и решил смягчить участь охранного предприятия. В решении отмечено, что согласно документу (постановлению КС РФ) при рассмотрении административных дел следует изучить также следующие моменты:
- Кто является правонарушителем;
- Есть ли у него имущество;
- Как обстоит дело с финансированием организации;
- Есть ли обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие вину.
С учетом всего этого судья вправе отступить от наказаний, предусмотренных в конкретной статье КоАП РФ и назначить штраф в сумме ниже низшего предела. Это относится к случаям с суммами причитающихся штрафов 100 тыс. и более. К таким относится и рассматриваемая нами статья.
Результат – судья решил не наказывать организацию 100 тыс. рублями, а ограничиться 50 тыс. рублями.
Делаем выводы
Соблюдение лицензионных условий – трудоемкое дело. Нужно очень внимательно изучать документы в интересующей вас сфере деятельности и четко следовать букве закона при налаживании лицензируемого вида выполнения работ или оказания услуг. Важную роль в этом играет и обучение персонала.
Стоит учитывать, что неоднократное грубое нарушение лицензионных условий может привести к полной приостановке работы организации и даже ее ликвидации. Поэтому с документами и персоналом нужно быть очень внимательным.
Получили лицензию? Желаем вам только процветания и соблюдения всех лицензионных условий! Тогда вам не будет грозить штраф даже в размере ниже низшего предела.
Почему нам можно доверять?
- • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
- • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
- • Публичность. 5.000 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Записаться на консультацию
Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)
Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога
Источник: ce-na.ru