Единый сельскохозяйственный налог – это система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая была призвана поддержать аграрный сектор экономики, существенно снижая бремя налогоплательщиков и упрощая ведение учета (введена с 2002 года).
Применение ЕСХН в России регламентировано положениями налогового законодательства, в частности гл. 26.1 НК РФ.
Кто может применять ЕСХН
В соответствии со ст. 346.2 НК РФ, в группу плательщиков налога входят как организации, так и индивидуальные предприниматели, которые являются производителями сельскохозяйственной продукции.
К сельхозпроизводству относятся следующие сферы деятельности:
1) Непосредственное изготовление сельхозпродукции (растениеводство, животноводство), а также переработка данной продукции: как первичная, так и последующая.
Единый сельскохозяйственный налог
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на которую могут перейти организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, установленным гл. 26.1 НК РФ.
Учет расходов при ЕСХН
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате ряда других налогов, в частности, налога на прибыль и НДС (за некоторыми исключениями), налога на имущество организаций, от НДФЛ и налога на имущество физических лиц (за некоторыми исключениями) освобождаются ИП.
Иные налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в установленном порядке.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями, в частности, признаются:
- — организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%;
- — сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ΦЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%;
- — рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:
- o средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 чел.;
- o в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
- o они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
К сельскохозяйственной продукции относятся:
- — продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
- — продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93;
- — уловы водных биологических ресурсов;
- — рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов (перечень этой продукции указан в п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ);
- — уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
- — рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством РФ.
На уплату ЕСХН вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители при соблюдении ими определенного перечня условий, перечисленных в п. 5 ст. 346.2 НК РФ.
Не вправе переходить на уплату ЕСХН следующие организации и индивидуальные предприниматели:
- — занимающиеся производством подакцизных товаров;
- — осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- — казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН. Сельскохозяйственные товаропроизводители могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подав в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.
В заявлении должны быть указаны данные, подтверждающие соответствие организации или индивидуального предпринимателя критериям, необходимым для применения ЕСХН, в частности, данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и др., полученного ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае они считаются перешедшими на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет.
Отметим, что плательщики ЕСХН не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговый период для ЕСХН — календарный год, отчетный период — полугодие.
Налоговая ставка равна 6%.
Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25-ти календарных дней со дня окончания отчетного периода.
Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговые органы налоговые декларации:
- 1) организации — по месту своего нахождения;
- 2) индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства.
Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Источник: studme.org
ЕСХН
Аббревиатура ЕСХН расшифровывается как единый сельскохозяйственный налог. Для чего же он нужен и кто обязан уплачивать этот вид налога? Какие особенности единого сельскохозяйственного налога следует знать каждому плательщику? Какие «подводные камни» могут возникнуть при уплате этого налога?
Единый сельскохозяйственный налог — это своеобразная замены уплаты налога на прибыль компании, НДС (кроме случаев, связанных с налогом, которые подлежит уплате в соответствии с Налоговым Кодексом или же Трудовым Кодексом Российской Федерации). Также ЕСХН является заменой налога на имущество компаний, а также различных страховых взносов.
Единый сельскохозяйственный налог в России
В РФ уплата ЕСХН регулируется Налоговым Кодексом.
Стоит сказать, что на всём протяжении периода по реформированию экономики правительство страны предпринимало попытки по созданию для компаний из области сельского хозяйств, а также товаропроизводителей из сельскохозяйственной отрасли механизма налогообложения, которые бы в максимальной степени учитывал все особенности их производства.
В конечном счёте государство приняло решение о том, чтобы произвести перевод компаний из сельхоз отрасли на единый сельскохозяйственный налог. Это решение было воплощено в главе номер 26 Налогового Кодекса. Также введение подобного налогового режима предусматривалось и законодательными актами некоторых субъектов Российской Федерации. Несмотря на всё это, из-за излишней сложности по использованию нового механизма по налогообложению, ЕСХН был введён лишь в нескольких регионах России.
С чем были связаны основные трудности ввода ЕСХН в России?
Всё дело в том, что для исчисления налога было необходимо считать кадастровую стоимость 1-го гектара сельхозугодий, однако кадастровая стоимость не была разработана в значительной части российских регионов. Именно по этой причине была принята новая редакция закона, которая имела принципиальные отличия от предыдущей редакции. Во время разработки новой редакции учитывались многие положения главы 26 Кодекса об упрощённой системе налогообложения.
Важное замечание: индивидуальные предприниматели, которые перешли на упрощённую уплату ЕСХН, вынуждены уплачивать также и страховые взносы на так называемое «обязательное пенсионное страхование». Это необходимо из-за российского законодательства, которое учитывает множество нюансов.
Правила «Системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей»
Эти правила распространяются на различные крестьянские и фермерские хозяйства. Здесь важное значение имеет то, кто именно относится к сельскохозяйственным производителям. Обычно ими считаются те, кто производит сельхоз продукцию и выращивает рыбу, а также занимается её переработкой и реализацией уже полностью готовой к употреблению продукции. Важно условие: во всём доходе часть прибыли от продажи произведённой ими продукции (как и выращенной рыбы) обычно составляет не меньше 70%.
Несмотря на это, некоторые компании и индивидуальные предприниматели не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Обычно речь идёт об организациях и ИП, которые занимаются производством так называемых «подакцизных товаров».
Также лишены возможности выплачивать ЕСХН компании, которые осуществляют деятельность по организации (проведению) различных азартных игр.
В число тех, кто не может уплачивать ЕСХС также входят учреждения, чей бюджет пополняется из государственной казны.
Снятые ограничения
Несмотря на все предпринятые меры, в 2009 году было снято одно из ограничений, которое препятствовало компаниям, имеющим филиалы или же какие-то представительства, которые хотели бы перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Теперь же многие организации, которые ранее не могли перейти на уплату ЕСХН, получили такую возможность. Налоговой ставка в данном случае составляет 6%.
Важное замечание: если налогоплательщик во время использования ЕСХН потерял право на этот спецрежим, то в подобном случае налогоплательщику необходимо пересчитать или уплатить все оставшиеся налоги по общей системе налогообложения с самого начала календарного года.
Для того, чтобы разобраться в некоторых нюансах по уплате ЕСХН, следует обратиться к профессиональным юристам, так как в некоторых случаях налогоплательщик может существенно сэкономить, если перейдёт на тот либо иной режим налогообложения. Также следует следить за поправками в законы, ведь в некоторых случаях они могут иметь ключевое значение при выборе системы налогообложения.
Источник: fin-journal.ru