Чтобы правильно принять оплату от иностранного контрагента в валюте, для начала нужно определить специфику ваших взаимоотношений. Расчет может происходить, если:
- вы фрилансер, который работает с зарубежными заказчиками;
- на вашу компанию работает фрилансер-нерезидент;
- бизнес закупает товары и услуги у иностранных контрагентов или продает товары и услуги иностранцам.
Как получить деньги от иностранного контрагента
Получать гонорар от иностранных контрагентов легально — частая потребность фрилансеров на зарубежных биржах, например, Upwork. Как правило, оплата счетов, которые выставил фрилансер, происходит в иностранной валюте.
Как в текущих условиях, учитывая ограничения в валютном законодательстве, сделать это легально? Прежде всего необходимо открыть ИП или стать самозанятым. Затем потребуется открыть основной и транзитный валютный счета, чтобы получать на них оплату в иностранной валюте (самозанятым нужно открыть только основной счет, транзитный в этом случае не нужен).
Формально сделать это могут только некоторые категории бизнеса. В случае удаленной работы следует указывать в специфике деятельности «экспорт услуг» — это необходимо для правильного осуществления расчетов в иностранной валюте. За каждый перевод придется отчитываться — это неудобно для тех, кто получает зарплату от нескольких заказчиков. К тому же, с каждых из них придется оформлять контракт, а это неудобно для работодателя.
Самый простой способ работать с зарубежными контрагентами и заниматься осуществлением расчетов в иностранной валюте — воспользоваться услугами специальных систем для валютных расчетов.
Поможем получать более высокую оплату услуг от заказчиков из ЕС и США
Получение оплаты от иностранного покупателя в валюте
Итак, первый шаг к легальному получению денег от иностранного покупателя (если не пользоваться услугами специальных компаний) — регистрация в качестве ИП. Потребуется указать вид деятельности, выбрать систему налогообложения и открыть два счета в валюте: основной и транзитный. Оплата будет поступать на транзитный счет, потом с него можно выводить деньги на основной.
Несмотря на то, что схема кажется довольно простой, в ней много подводных камней. Чтобы деньги успешно списались с транзитного счета, надо предоставить банку пакет документов, подтверждающих, что это поступление легальное. Если у банка возникнет подозрение, что поступления нелегальные — счет заблокируют. Предоставить будет достаточно контракт и счет на оплату. Важно, чтобы контракт был составлен в соответствии с законодательством, мы рекомендует обращаться к профессионалам, которые проанализируют документ до его подписания.
Если вы решили составлять договор самостоятельно, обратите внимание на детали:
- Контракт и все сопутствующие документы надо составлять на двух языках.
- Если сроки оплаты будут меняться, служба валютного контроля обязательно этим заинтересуется. То есть если партнер отправил платеж позже, отвечать за это придется получателю — 1/150 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
- Специалисты EasyStaff рекомендуют прописать условия закрытия сделки — так можно избежать бумажной волокиты с закрывающими документами.
- Если сумма платежей в иностранной валюте превысит 3 миллиона рублей (импорт) или 6 миллионов рублей (экспорт), контракт надо зарегистрировать в вашем банке.
- Для суммы сделки менее 200 тысяч рублей подтверждение не требуется — это тоже надо указать в контракте.
- торговля товарами — импорт и экспорт;
- страховые услуги (грузоперевозки);
- транспортные услуги;
- выплата комиссий кредитным организациям или таможне.
Как открыть валютный счет? Вначале следует собрать документы:
НДС. Место реализации товаров работ и услуг. Часть 5
- учредительные и о постановке на учет;
- регистрация в качестве юридического лица;
- если в компании более одного человека будут иметь доступ к счету — заверенные образцы подписей каждого.
Как только валютный счет открыт, нужно уведомить об этом налоговую. Срок — 15 дней. Если не успеете, придется платить штраф 5000 рублей. За само открытие счета денег не возьмут, а вот обслуживание обойдется достаточно дорого (зависит от оборотов). Кроме того, придется платить налог за разницу курсов.
Транзитный счет открыть легко. Фактически банк откроет его самостоятельно — одновременно с валютным. Этот счет пригодится не только для расчетов с зарубежными партнерами, но и для приема платежей в валюте от резидентов.
Как только на транзитный счет поступит платеж, вам необходимо предоставить банку подтверждающие законность транзакции документы. Это можно сделать в течение 15 дней (календарных), но за минусом выходных остается 11 дней.
- договор;
- акт выполненных работ;
- инвойс.
Важный момент: проверка документов — это платная услуга, банки берут за это комиссию.
Обратите внимание: все бумаги должны быть действующими на момент проверки. За услуги валютного контроля банк берет комиссию, предусмотренную соглашением на РКО.
Как платить налоги? Всем, кто оказывает услуги, работает и отправляет товары за границу, надо платить НДС. Налоговое бремя в этом случае лежит только на резидентах. НДС должны платить все — и юридические лица на ОСН, и ИП на УСН. Чтобы не потерять прибыль, рекомендуется всегда добавлять 20% НДС к инвойсам.
Избежать лишних трат, бумажной волокиты и необходимости открывать валютный счет, а также сэкономить на налогах вам поможет EasyStaff. Это полностью легально: онлайн-сервис предоставляет все отчетные и закрывающие документы. При этом вам не потребуется оформлять их самостоятельно — за вас это сделают наши специалисты. Вам лишь нужно будет подписать договор на оказание услуг в самом начале сотрудничества с EasyStaff.
Иностранный исполнитель получит оплату своей работы в необходимой ему валюте в течение одного рабочего дня после перевода от вас (на банковскую карту VISA, Mastercard или на электронный кошелек WebMoney, QIWI и другие). При этом вам не нужно заниматься конвертацией рублей в валюту — мы сделаем это за вас по текущему биржевому курсу.
Если же деньги от иностранной компании получаете вы — вам не придется открывать валютный счет. А вашему работодателю — ждать, пока вы пройдете валютный контроль. За свои услуги мы удерживаем с заказчиков 10% от суммы перевода. Для исполнителей — работаем бесплатно.
Источник: easystaff.io
Консультационные услуги и НДС
Облагаются ли консультации НДС? Казалось бы, вопрос очень простой: это обычная деятельность по оказанию услуг, которая облагается налогом. Существует ряд нюансов, в которых бухгалтеру лучше разобраться заранее, чтобы упростить себе работу.
Какие услуги считаются консультационными
- установки и использования ПО;
- коммерческой деятельности и управления;
- юриспруденции и применения правовых норм;
- разработки методики бухгалтерского учета, учета производственных затрат, использования бюджета;
- налоговое консультирование;
- консультации в области архитектуры, строительства и пр.
Консультации могут оказываться в устной и письменной форме, а также в виде совершения определенных действий (например, в области права). Письменная форма предполагает обоснованные письменные рекомендации, заключения специалистов. Консультации могут быть разовыми и в форме абонентского обслуживания, индивидуальными и групповыми.
Основой служит, как правило, договор возмездного оказания услуг или договор поручения. Может иметь место разовое устное оказание услуг. Тогда они документируются на основе выставленных исполнителем документов, в частности счета-фактуры.
Любой вариант консультаций в общем случае облагается НДС по ставке 20%, поскольку имеет место реализация услуг (НК РФ, ст. 146 п. 1).
Когда НДС можно не применять
Есть исключения из общего правила. Прежде всего, НДС не платится, если речь идет об оказании консультационных услуг органами государственной власти и местного самоуправления (НК РФ, ст. 146 п. 2-4) – они имеют исключительные полномочия оказывать такие услуги по закону.
Не платят НДС с консультаций фирмы и ИП, применяющие специальные налоговые режимы, иные хозяйствующие субъекты, освобожденные от уплаты НДС или не являющиеся плательщиками налога в силу ряда статей НК РФ (например, НК РФ, ст. 346.11 п. 2 в отношении УСН).
Еще один случай – консультационные услуги оказаны не на территории РФ (ст. 146 п. 1-1, ст. 148). Обычно с определением места реализации услуг у бухгалтера возникает больше всего вопросов.
Кто и как платит НДС с услуг
Оказание консультационных услуг на территории РФ не подвергается сомнению, если приобретающая услуги сторона зарегистрирована в РФ. Не важно в данном случае, фирма заказывает консультацию или предприниматель. Проживающее в России физлицо – заказчик – тоже однозначно указывает на место, где услуга реализована.
Местом реализации услуги будет РФ и в следующих случаях:
- здесь находится постоянно действующий исполнительный орган;
- здесь находится место управления юрлицом;
- Россия обозначена в учредительных документах как место ведения деятельности.
Оказание консультационных услуг иностранной компании-нерезиденту от обязанности начисления НДС нашу фирму освобождает. В то же время, если у покупателей есть представительство на территории РФ, налог следует исчислить – местом деятельности в данном случае является РФ.
Налог заплатит и российская фирма-заказчик консультации (как налоговый агент), если услугу ей оказал нерезидент, с суммы, уплачиваемой консультанту.
Обратим внимание, что при расчетах НДС в качестве налогового агента базой для расчета будет стоимость консультации в сумме с налогом (НК РФ, ст. 161-1). НДС к перечислению в бюджет определяют расчетным путем (20/120): НДС = база*20/120. Налог начисляют в день оплаты, предоплаты, аванса, по каждой выплате зарубежному консультанту и перечисляют в бюджет.
Эту сумму можно предъявить в том же периоде к вычету. Если фирма исполнила требования законодательства, при возникновении споров с ФНС суд будет на ее стороне.
Пример. Фирма приобрела у турецкой компании консультацию и в качестве налогового агента удержала у иностранцев НДС, ФНС отказала в возмещении предъявленного к вычету НДС. Чиновники мотивировали свою позицию нереальностью оказанных услуг и созданием компаниями формального документооборота. Суд отказ в возмещении НДС законным не признал, поскольку налог рассчитан (хоть и не перечислен в бюджет). О формальном характере хозяйственных операций речи не идет.
Консультационные услуги иностранных фирм, оказываемые ими в электронной форме, облагаются НДС (ст. 174.2 НК РФ) по ставке 16,67%. Уплачивает налог сама иностранная компания либо российская фирма-посредник. Если посредников несколько, платит налог последний в цепочке, ведущий расчеты с российским покупателем консультационных услуг.
Под действие статьи не подпадают консультации, оказываемые по электронной почте. Применяется обычный порядок расчетов по НДС с иностранными компаниями.
Порядок расчета НДС в отношении консультационных услуг в целом не отличается от общеустановленного. Продавец услуг рассчитывает их стоимость, с выделением НДС, и уплачивает налог. Приобретающая сторона имеет право принять налог к вычету.
Налоговую базу определяют по дате подписания акта об оказании услуг. Если в договоре прописано постоянное сотрудничество, то акт, как правило, составляют раз в месяц или раз в квартал.
В учете НДС с консультационных услуг применяются стандартные проводки.
У налогового агента схема будет такой:
- Дт 20 (26 и др.) Кт 60.
- Дт 19 Кт 60 – учтены консультационные услуги и НДС.
- Дт 60 Кт 76/НДС – скорректирована (уменьшена) сумма долга перед продавцом на сумму НДС в бюджет.
- Дт 76/НДС Кт 68 – учтена задолженность по бюджету по НДС.
- Дт 68 Кт 51 – уплата налога в бюджет.
- Дт 68 Кт 19 – НДС к вычету.
У продавца услуг:
- Дт 90/НДС Кт 68.
- Дт 68 Кт 51 – начисление и уплата в бюджет НДС с консультации.
У покупателя услуг:
- Дт 19 Кт 60.
- Дт 68 Кт 19 – учтен и принят к вычету НДС, предъявленный продавцом.
Если выплачиваются авансы:
- Дт 62/НДС Кт 68.
- Дт 68 Кт 62/НДС – начислен НДС с полученного аванса, принят к вычету в момент оказания услуги (у исполнителя).
- Дт 60/НДС Кт 68 – восстановлен НДС с аванса, в прошлом принятый к вычету (у покупателя).
Источник: assistentus.ru