Квотирование рабочих мест — это выделение на предприятии вакансий для людей с инвалидностью. Отчет о выполнении квот предоставляют в центр занятости.
Что такое квотирование рабочих мест
Закон обязывает предприятия создавать квоты на трудоустройство для инвалидов — резервирование вакансий для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Минимальное и максимальное количество резервных должностей определяют на уровне субъектов. Его цель — социальная защита людей с ОВЗ и обеспечение недискриминации.
Резервные вакансии квот по инвалидам на предприятии в 2022 году должны отвечать требованиям допустимости труда для людей с ОВЗ. При трудоустройстве гражданин предоставляет индивидуальную программу реабилитации, рабочее место необходимо привести в соответствие с рекомендациями врача.
Труд людей с ограниченными возможностями здоровья регулируют:
- региональные законы:
- ТК РФ ;
- закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1;
- закон «О социальной защите» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
Вот что значит вакансия по квоте для инвалидов: это специально зарезервированное рабочее место для людей с ОВЗ. Граждан с отсутствием ОВЗ трудоустраивать на неё работодатель не вправе.
Индивидуальная программа реабилитации | ИПР для инвалидов
Трудоустройство происходит при личном обращении гражданина или по направлению центра занятости.
Какие работодатели этим обязаны заниматься
В соответствии со ст. 21 ФЗ № 181 предприятия обязаны резервировать вакансии, если они имеют более 100 работающих человек. Регион устанавливает процент вакансий в диапазоне от 2 до 4 % среднесписочной численности.
Организациям с работниками от 35 до 100 человек регион вправе установить до 3 % от среднесписочной численности или не устанавливать обязательный резерв.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, можно ли уволить по сокращению инвалида. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как определить размер резерва в организации
Несложная инструкция, как рассчитать квоту по инвалидам на 2022 год:
- Определите среднесписочную численность. В расчет не включают вакансии с вредными и опасными условиями.
- Определите региональную величину.
- Вычислите процент обязательного резерва.
Количество вакансий допустимо увеличить по желанию работодателя, уменьшать запрещено.
Единая формула расчета квоты по инвалидам законом не утверждена, подсчет проводят в свободной форме.
Пример расчета
Правильность вычислений резерва важна, поскольку сведения о количестве вакансий подают в ЦЗН.
Рассмотрим пример расчета квоты для приема на работу инвалидов в городе Москве.
Законом г. Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 установлен процент — 2 (ст. 3). При среднесписочной численности в 150 человек квота составит 3 человека:
150 — 2 % = 147, 150 — 147 = 3.
Как оформить квотирование в организации
Алгоритм, как правильно оформить квоту для инвалидов на работу:
Льготы для предпринимателей с инвалидностью
- Издайте соответствующий приказ. Крупным предприятиям рекомендуется утвердить Положение.
- Подайте в ЦЗН сведения о вакансиях с указанием об их резерве.
- Подайте отчет о квотировании в ЦЗН.
Образцы необходимых ЛНА
Предлагаем типовый шаблон приказа о резервировании рабочих мест для людей в ОВЗ:
1. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», иным действующим законодательством Российской Федерации выделить рабочие места в количестве ___ для приема на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Отделу кадров подготовить в срок до _____________ необходимые документы для внесения изменений в штатное расписание, представления в учреждение службы занятости населения.
3. Представить в учреждение службы занятости населения сведения о выделенных рабочих местах для инвалидов в срок до _____________.
4. Исполнение настоящего приказа возложить на начальника отдела кадров _______________.
Штрафы за неисполнение квот
КоАП РФ предусматривает ответственность для работодателей ст. 5.42 и 19.7. За нарушения выпишут штраф в размере от 3000 руб. до 10 000 руб.
Источник: clubtk.ru
Для ИП с инвалидностью упростили процедуру получения статуса социального предприятия
С марта индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами и осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения работников, смогут получить статус социального предприятия.
Соответствующие изменения внесены в Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2019 № 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия».
Нововведение позволит увеличить число социальных предприятий и даст возможность ИП с инвалидностью получать дополнительные меры поддержки.
Напомним, что ранее статус социального предприятия был доступен только для субъектов МСП, которые трудоустраивают работников из социально уязвимых категорий, в том числе инвалидов. При этом, действовало условие, что по итогам предыдущего календарного года среднесписочная численность лиц, относящихся к любой из таких категорий, должна была составлять не менее 50% (но не менее двух лиц). При этом доля расходов на оплату их труда – не менее 25% процентов.
Теперь, если индивидуальным предпринимателем является гражданин с инвалидностью, соблюдение перечисленных выше требований не является обязательным. Для получения статуса ему потребуется предоставить соответствующее заявление, отчет о социальном воздействии и копию справки, подтверждающую факт установления инвалидности.
«Данный статус позволяет воспользоваться мерами государственной поддержки, в том числе, налоговыми льготами, а также правом на подачу документов на участие в конкурсе на получение грантовых средств на поддержку бизнеса. Для реализации возможности получения гранта, социальному предпринимателю, получившему впервые этот статус в 2023 году, необходимо пройти обучение, которое будет организовано в центрах «Мой бизнес». Прием заявок для участия в конкурсе на получение грантовых средств запланирован на июль 2023 года. Вся официальная информация будет размещена на ресурсах центра «Мой бизнес», — рассказала директор Информационно-консалтингового агентства Самарской области Наталья Дейч.
По материалам сайта: duboviymet.ru
Источник: muob.ru