В прошлой статье я делала краткий обзор 115-ФЗ: зачем он нужен, кто должен отчитываться, как регистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга (шаг первый).
Основные обязанности перечислены в статье 7.1 115-ФЗ, но нужно помнить про другие нормативные акты:
Постановление Правительства № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»;
Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;
Правила внутреннего контроля (ПВК ПОД/ФТ) для чего нужны, как разработать, где взять! Ответ эксперта
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
а также инструкции и разъяснения Росфинмониторинга.
Шаг второй. Соблюдение требований 115-ФЗ, внутренние документы для внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
- Написание правил внутреннего контроля (ПВК). Требования к правилам носят общий характер для всех субъектов 115-ФЗ, но они должны быть:
- выполнимыми в конкретном обществе (или у ИП);
- конкретными, то есть с поименованием должностей из штатного расписания (при их наличии).
При формальном соблюдении требований законодательства при написании ПВК штрафа не будет, но могут написать замечание в акте проверки. В правила обязательно включаются все программы, указанные в Постановлении № 667: идентификации, изучение клиента, выявление операций и другие.
Как загрузить правила внутреннего контроля в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга
2. Назначение специального должностного лица (СДЛ) (ответственного сотрудника).
Ответственным сотрудником может быть любое физическое лицо, соответствующее требованиям:
- прохождение обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ,
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
- Обучение СДЛа.
Лицо, планирующее осуществлять функции ответственного сотрудника, обязано пройти целевой инструктаж единожды до начала осуществления функций.Целевой инструктаж проходят один раз в жизни. По итогам обучения выдается документ (акт, свидетельство, иной) подтверждающий участие СДЛа в мероприятии.
Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.
- Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.
Идентификация – мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем (например, ЕСИА).
Таковыми сведениями являются (перечислены лишь некоторые из них!):
- в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, и другие. Отдельные повышенные требования предъявляются к идентификации публичных должностных лиц;
- в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика и другие;
- в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии) и другие.
Также необходимо обеспечить хранение сообщений, анкет, заявлений и иных документов в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
- Фиксирование информации.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, указанными в учредительных документах;
- отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- иные обстоятельства, перечисленные в 115-ФЗ.
Если есть такие основания, то ответственный сотрудник обязан составить сообщение (форма сообщения устанавливается в правилах, образец есть в приложении к этой статье).
- Выявление и блокирование операций.
Операции могут быть следующих видов:
- Операции, подлежащие обязательному контролю (ст. 6 115-ФЗ);
При наличии признаков операций, подлежащих обязательному контролю общество (ИП) обязано уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции (сделки).
- Операции, содержащие в себе признаки и критерии необычной сделки (в соответствии с приказом №103 Росфинмониторинга);
При наличии указанных критериев, Ответственный сотрудник выносит решение о необходимости отправки сообщения в Росфинмониторинг. При положительном вердикте сделку называют подозрительной.
- Операции, признанные подозрительными.
При наличии подозрений (признаков необычной сделки) в легализации, общество (ИП) обязано уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки). После уведомления
При выявлении операций не стоит забывать про запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых вами мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию)/приостановлению/отказе в выполнении распоряжения клиента.
В последней статье я расскажу про оценку Росфинмониторинга, «ромашку» риска и, что нужно сделать, что бы не попасть на выездную проверку.
Источник: regforum.ru
О некоторых особенностях разработки правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ организаций и предпринимателей ювелирного сектора
Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ).
Другие публикации эксперта:
- О необходимости работы ювелиров над выявлением подозрительных операций
- Таблица штрафов и нарушений по финмониторингу
- Главные вопросы ювелиров о прохождении обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ
- О новых формах отчетности в Росфинмониторинг для ювелиров
- Как открыть свой ювелирный бизнес?
- Практическая работа ювелира с внутренними сообщениями при выявлении подозрительных операций
- Новые правила продажи ювелирных украшений
- Новые нюансы мониторинга ювелирным сектором за операциями, подлежащими обязательному контролю
- О некоторых требованиях к заполнению карты постановки на специальный учет в Федеральную пробирную палату
- Новый порядок работы с личным кабинетом на сайте Росфинмониторинга
- Финмониторинг: Пять основных нарушений по ПОД/ФТ, допускаемых ювелирами
- Подготовка договора комиссии ювелирных изделий: о некоторых нюансах, которые нужно знать при составлении и заключении
- Зачем проводить идентификацию поставщиков ювелирных изделий в целях ПОД/ФТ?
- Что делать с просроченными ФЭС в Росфинмониторинг?
- Как ювелиру правильно оформить правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ
- Что проверит полиция у ювелиров?
- Как ювелирам определить пороговое значение в целях сдачи отчетности в Росфинмониторинг?
- Ювелиры встретили весну-лето 2019 года с новыми изменениями в сфере ПОД/ФТ
- О несложных процедурах противодействия ювелирами финансированию распространения оружия массового уничтожения
- Каждая проверка по ПОД/ФТ ГИПН заканчивается штрафом: миф или реальность?
- Обязанности ювелиров в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения
- Можно ли получить штраф за сданные в Росфинмониторинг отчеты?
- Финансовый мониторинг возьмет реванш в 2018 году за тихий и спокойный год 2017
Как уже наверняка знают наши читатели, одной из обязанностей ювелирных организаций и предпринимателей является разработка правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК в целях ПОД/ФТ). Правила внутреннего контроля ювелирного магазина, ювелирной организации или предпринимателя-ювелира – это внутренний локальный документ, разрабатываемый ими в целях исполнения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), регламентирующий практическую работу их сотрудников, исполняющих различные обязанности по финансовому мониторингу (такие, как, например, проверки клиентов, хранение документов, выявление операций, информация о которых передается в Росфинмониторинг, формирование отчетности и т.д.).
Ювелиры обязаны проводить постоянную практическую работу, направленную на:
– противодействие отмыванию преступных доходов (противодействие ОД);
– противодействие финансированию терроризма (противодействие ФТ);
– противодействие финансированию распространения оружия массового уничтожения (противодействие ФРОМУ).
Практический порядок выполнения обязанностей в рамках выполнения практической работы по ПОД/ФТ/ФРОМУ ювелиры закрепляют в своих правилах внутреннего контроля.
По сути, каждая ювелирная организация и предприниматель, состоящие на учете в Пробирной палате, должна иметь разработанные ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В зависимости от вида деятельности организации или предпринимателя выделяются следующие виды ПВК:
— ювелирного магазина или ювелирного интернет-магазина;
— комиссионного ювелирного магазина;
— ювелирного производства;
— ювелирной мастерской;
— скупки;
— оптовой ювелирной компании;
— организации, занимающейся добычей, извлечением, переработкой драгоценных металлов или драгоценных камней;
— иных организаций ювелирного сектора.
По этой причине ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ розничного ювелирного магазина будут отличаться от правил, к примеру, оптовой ювелирной компании.
Правила необходимо разрабатывать с учетом различных аспектов и факторов, таких как:
— специфика деятельности;
— наличие / отсутствие обособленных подразделений, филиалов, отдельных точек продаж и обслуживания клиентов;
— штатный состав и численность сотрудников;
— характер проводимых операций с ювелирными изделиями, драгоценными камнями и драгоценными металлами;
— принятый в организации способ документооборота (электронный или бумажный);
— состав клиентов;
— номенклатура ювелирных изделий, драгоценных камней и драгоценных металлов;
— иные факторы.
Одной из важных особенностей ПВК ювелирной организации, работающей с физическими лицами, является то, что в них прописываются специфичные условия идентификации клиентов – физических лиц.
Так, в соответствии с Федеральным законом №115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 200 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей, идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников ювелирного магазина возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). Этот нюанс обязательно нужно учитывать в правилах внутреннего контроля.
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. №667.
- Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 №366.
- Информационные письма и информационные сообщения Росфинмониторинга.
- Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Перед разработкой правил внутреннего контроля ювелирные организации и предприниматели должны изучить указанную нормативную базу в сфере ПОД/ФТ.
Впрочем, большинство ювелирных магазинов и ювелирных компаний доверяют разработку правил внутреннего контроля профессиональным разработчикам, которые специализируются на этих вопросах и знают специфику не только законодательства в сфере финансового мониторинга, но и хранения и учета драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них. Однако необходимо иметь в виду, что разработанные сторонними организациями ПВК ювелир должен обязательно изучить и знать, поскольку ему придется обеспечить выполнение прописанных в них порядков и процедур. Именно по этой причине правила внутреннего контроля должны стать не формальным документом или отпиской для проверяющих, а важным внутренним локальным актом, требующим к себе постоянного повышенного внимания и четкого исполнения.
После разработки ПВК они в обязательном порядке должны быть распечатаны на бумажном носителе и утверждены приказом руководителя ювелирной организации или индивидуальными предпринимателями. Электронный экземпляр правил внутреннего контроля в формате WORD или PDF также загружается ювелирными организациями и предпринимателями в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга в целях информирования надзорных органов о его наличии.
Отдельные проверяющие органы требуют наличие бумажного экземпляра правил внутреннего контроля в каждом ювелирном магазине или в каждой точке обслуживания клиентов, входящей в рамках одного юридического лица или индивидуального предпринимателя в сеть. Между тем такие требования проверяющих не обоснованы законом. Достаточно хранить бумажный экземпляр ПВК в головном офисе. Однако сотрудники ювелирных магазинов, скупок, комиссионок, мастерских и т.д., входящих в состав этого юридического лица или предпринимателя, должны быть в обязательном порядке под подпись ознакомлены с правилами внутреннего контроля путем проведения им вводного и дополнительного инструктажа по ПОД/ФТ. В точках обслуживания клиентов достаточно иметь формы анкет клиентов и внутренних сообщений, заполняемых в случаях выявления операций, подлежащих контролю.
В отдельных случаях выходят изменения в законодательстве, прямо не распространяющиеся на организации и предпринимателей ювелирного сектора (например, для банков, лотерей, агентств недвижимости и т.д.), однако в зависимости от текста и содержания конкретных правил внутреннего контроля отдельные изменения могут (а в отдельных случаях – должны) учитываться в т.ч. и ювелирами. Например, если ювелир процитировал в ПВК общую норму закона, а она с выходом изменений скорректировалась, эту норму закона в ПВК нужно будет воспроизвести в новой редакции.
В целях постоянного совершенствования правил внутреннего контроля ювелирам рекомендуется на регулярной основе проводить их анализ на предмет наличия в них возможных неточностей и нарушений. ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ – документ, в котором каждое слово должно быть тщательно выверено и продумано.
Штраф за отсутствие ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ или за их несоответствие требованиям законодательства составляет от 50 000 до 100 000 рублей. Наложение и выплата штрафа не освобождают ювелира от необходимости разработки правил, поэтому наличием этого документа необходимо озадачиться заблаговременно.
Источник: expojeweller.ru
С первого декабря правила внутреннего контроля дополнят новыми требованиями
Кабмин РФ Постановлением от 26.11.2022 № 1912 внес изменения в требования внутреннего контроля компаний и ИП, оперирующих денежными средствами и имуществом. Цель изменений — противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Речь идет о следующих требованиях.
1. Применять меры по заморозке средств (имущества) в отношении компаний и физлиц, включенных до 01.12.2022:
- в черный список причастных к экстремизму;
- в аналогичный список в отношении распространения оружия массового поражения.
2. Прописать в правилах внутреннего контроля порядок принятия решений об отмене блокировки движения средств.
3. Информировать клиентов об отмене блокировки.
Такие же изменения вносят и в требования к правилам внутреннего контроля:
- адвокатов;
- нотариусов;
- ИП, занятых оказанием юридических или бухгалтерских услуг;
- аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов.
Источник: www.v2b.ru