ИП привлекаются как должностные лица

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут регистрироваться по электронному адресу

Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст.

13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.

Читайте также:  Срок давности ИП у судебных приставов по кредиту

Источник: zknrf.ru

Статья 2.4 КОАП РФ. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1»

Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г.

Свечникова И.В. Чаннова С.Е.

Издание: Издательство «РосБух», 2019 год

Комментируемая ст. 2.4 КоАП РФ посвящена административной ответственности должностных лиц.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать:

а) лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;

б) лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, ч. 3 ст. 14.57, ст. ст.

14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32, 7.32.5, ч. ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.6.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.32.6 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

В то же время лица, не являющиеся представителями власти, и не наделенные организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными полномочиями, не могут быть привлечены к административной ответственности в качестве должностных лиц.

Верховный Суд Российской Федерации согласился с доводами кассационной жалобы Журавлевой Анны Константиновны на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2016 по делу N А40-91243/2016, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 и Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2016 по тому же делу по заявлению Симоновского межрайонного прокурора города Москвы о привлечении должностного лица АО «СК Транснефть» Журавлевой Анны Константиновны к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в ней, в частности, указала, что, являясь ведущим юрисконсультом отдела претензионно-исковой работы корпоративно-правового департамента АО «СК «Транснефть», при отсутствии организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, она не может быть признана должностным лицом, которое подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

То обстоятельство, что согласно должностной инструкции в обязанности Журавлевой А.К. входит представление интересов организации в делах о банкротстве, в том числе ведение переписки с арбитражными управляющими, представителями временной администрации, не свидетельствует о том, что она наделена какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Предусмотренные должностной инструкцией обязанности ведущего юрисконсульта отдела претензионно-исковой работы корпоративно-правового департамента организации не являются индивидуальными и установлены для многих сотрудников отдела.

На этой основе Верховный Суд Российской Федерации признал приведенные Журавлевой А.К. доводы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 305-АД17-1484 по делу N А40-91243/2016).

Читайте также:  Порядок применения УСН на основе патента

Также лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

При определении должностного лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, используются три подхода. Как должностные лица несут ответственность:

1) руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут ответственность как должностные лица независимо от того, какое административное правонарушение, предусмотренное Особенной частью КоАП РФ, они совершили;

2) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица, только если иное прямо не предусмотрено КоАП РФ. Так, например, в соответствии с ч. 1 ст.

14.3.1 КоАП РФ спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 той же статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.

14.3.1 КоАП РФ, будет нести ответственность как должностное лицо (то есть на него может быть наложен штраф в сумме от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей). Напротив, например, ч. 2 ст. 7.23.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования в размерах — на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. В данном случае индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.23.3 КоАП РФ, будет нести ответственность не как должностное лицо, а как индивидуальный предприниматель, поскольку это прямо указано в санкции данной статьи;

3) члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц; лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы; лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок; лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии; лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, — несут ответственность как должностные лица только в случаях совершения ими административных правонарушений, прямо предусмотренных примечанием к комментируемой статье.

Верховный Суд Российской Федерации оставил в силе Постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 16.04.2015 N 5-1057/2015, решение судьи Верховного суда Республики Хакасия от 31.07.2015 N 7п-42/2015 и Постановление заместителя председателя Верховного суда Республики Хакасия от 16.10.2015 N 7н-151/2015, вынесенные в отношении заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» — директора Абаканского филиала названного общества Петрова О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, в частности, что, вопреки доводам жалобы, Петров О.В., возглавляющий Абаканский филиал общества, являющегося единоличным исполнительным органом компании, является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку в силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, ст. ст. 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица (Постановление Верховного Суда РФ от 18.03.2016 N 55-АД16-2).

Также на должностных лиц могут налагаться и другие административные наказания, в частности дисквалификация, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Источник: rulaws.ru

ИП это должностное лицо или юр лицо

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ИП это должностное лицо или юр лицо». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

При ответе на вопрос — ИП является физическим или юридическим лицом, нужно определиться со статусом ИП. Обратимся к законодательным нормам, и ранее мы рассматривали ст. 23 ГК РФ. В ней в п. 1 сказано, что человек может заниматься бизнесом без организации юрлица, но тогда ему нужно оформить статус ИП.

Срок давности привлечения к ответственности ИП, его наказание

Срок давности привлечения предпринимателей к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП:

  • 2 месяца в общем случае;
  • 3 месяца, если дело рассматривается судьей.

Кроме того, ст. 4.5 предусматривает специальные сроки, например 2 года за нарушение законодательства о бухучете.

В п. 14 ПП ВС РФ от 24.03.2005 № 5 уточняется, что:

  1. Отсчет срока давности начинается со дня, следующего за днем совершения правонарушения.
  2. Если форма правонарушения — бездействие, отсчет начинается со дня, следующего за последним днем периода, в котором должна была быть исполнена обязанность.
  3. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения и составления должностным лицом протокола.

Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности

Предприниматель, не согласный с основанием привлечения к ответственности или назначенной мерой наказания, вправе обжаловать вынесенное должностным лицом или судом постановление (ст. 30.1 КоАП):

  1. Если акт был издан в связи с нарушением ИП трудового законодательства, то он обжалуется через вышестоящую инстанцию или в суде общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ, п. 1 ПП ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
  2. Если правонарушение вытекает из предпринимательской деятельности, то обжалование решения о привлечении к ответственности происходит соответственно в вышестоящем административном органе или арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП, ст. 207 АПК РФ).

Когда важен статус ИП

Для чего знать ответ на вопрос, ИП — это юрлицо или физлицо? Зачем так сложно определять статус ИП, не лучше ли просто признать его физлицом?

Дело в том, что обычный гражданин, не имеющий статуса ИП, не несёт особой ответственности за правонарушения, касающиеся бизнеса. Когда же человек регистрируется в качестве ИП, он имеет некоторые обязанности, к примеру, сдавать отчётность, платить налоги или зарплату и т.д.

Именно по этой причине ответственность ИП гораздо серьёзнее, чем ответственность простого физлица. К примеру, такие различия можно увидеть, изучив некоторые штрафные санкции за то или иное нарушение:

  • 3-5 тыс. руб. для граждан;
  • 10-30 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 20-50 тыс. руб. для юрлиц

В этом случае под должностным лицом в том числе признаётся и ИП. Штраф для него существенно выше, чем для обычного физлица.

  • 1-2 тыс. руб. для граждан;
  • 3-10 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 10-20 тыс. руб. для ИП;
  • 20-30 тыс. руб. для юрлиц

Кто может зарегистрировать ИП

Получить статус ИП в России могут:

  • граждане с паспортом РФ;
  • беженцы и иностранные граждане, проживающие в России и имеющие временную или постоянную регистрацию;
  • несовершеннолетние лица с 14 лет с разрешения родителей или опекунов.
Читайте также:  Как снять ИП адрес

Ответственность индивидуального предпринимателя как специального субъекта

О специальном статусе индивидуального предпринимателя как субъекта указывается в санкции статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, о том, что индивидуальный предприниматель несет ответственность в соответствующем ему правовом статусе, указывается в статье 13.11 КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Согласно части 5 указанной статьи невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных требования об уничтожении персональных данных, если они являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Кто такие физические лица?

Возникает вопрос. Если предприниматель остаётся физическим лицом, что это значит для него с точки зрения закона? Ведь он всё же отличается от физического лица, которое право на предпринимательскую деятельность не имеет.

Физическое лицо с точки зрения закона – это человек с правами и обязанностями.

  • Он идентифицируется государственной системой по ФИО.
  • Он не обязан проходить какую-либо регистрацию, кроме как регистрацию при получении свидетельства о рождении и паспорта.

Общее для ИП и физлица без права на предпринимательскую деятельность:

  • Прибыль ИП и финансы физлица полностью в их распоряжении.
  • Как ИП, так и обычное физлицо не обязаны открывать расчётные счета и вести бухучёт.
  • ИП и физлица не обязаны иметь печать.
  • Оба отвечают перед законом за содеянные нарушения сами.
  • Адрес регистрации физлица является адресом регистрации бизнеса у физлица с правом предпринимательской деятельности (ИП).

Признаки индивидуального предпринимателя

Несмотря на то, что законодательством РФ четко определена обязанность физлиц пройти официальную регистрацию для ведения деятельности, многие граждане не соблюдают установленный регламент и работают «в черную». Тем не менее проверяющие органы уделяют пристальное внимание нелегалам и рекомендуется официально открыть предпринимательство для того, чтобы избежать проблем и наказания.

Среди признаков ИП в 2017 году следует отметить: регулярную торговлю товарами или оказание различных услуг (выполнение работ), привлечение сотрудников для неофициальной работы, систематическое заключение договоров с другими физлицами и предприятиями, «серые» наличные расчеты. Также подтверждением незаконной деятельности является наличие внутренних отчетов с указанием дат и сумм выплат/поступлений – «черная» касса.

Обратите внимание! При индивидуальной форме предпринимательства предприниматель проходит упрощенную процедуру регистрации, которая занимает 3 рабочих дня по Закону № 402-ФЗ.

Может ли у ИП быть назначенный директор

Трудовое законодательство не запрещает лицу со статусом ИП нанимать работников на различные должности, в том числе руководящие. ИП вправе принять физическое лицо на пост директора, его заместителя, начальника и др. Важно четко определить и зафиксировать в письменном виде полномочия лица — подготовить должностную инструкцию. Точное название должности подбирается в соответствии с Единым квалификационным справочником.

Оформление осуществляется стандартно по ТК РФ: подписывается договор, вносится запись в трудовую книжку, издается приказ о назначении. Если индивидуальный предприниматель хочет расширить полномочия руководителя, допускается оформить на него доверенность, заверенную нотариально, или назначить его на пост генерального директора (тогда доверенность не требуется).

В каких случаях индивидуальный предприниматель является юридическим лицом

Итак, мы разобрались, что понятие индивидуального предпринимателя обозначает физлицо, зарегистрированное в утвержденном порядке. Это же подтверждается и в стат. 11 НК, то есть нормами налогового законодательства РФ. А стат. 2 ГК определяет предпринимательской деятельностью ту, которая осуществляется систематически, с извлечением прибыли и на свой риск, то есть с полной ответственностью физлица.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно заявить, что ИП и юрлицо – это две совершенно разные правовые и организационные формы, каждая из которых обладает своими собственными недостатками, а также достоинствами. Прежде чем пускаться в свободное плавание и открывать собственный бизнес, необходимо внимательно ознакомиться с нормативными актами РФ, чтобы выбрать оптимальный вариант ведения коммерческой деятельности. Однако существуют ли ситуации, когда можно отметить, что индивидуальный предприниматель – это юридическое лицо? А точнее, что ИП действует наравне с юрлицами?

Безусловно, такие случаи возможны и дело вовсе не в общенациональной безграмотности, а в реальной норме ГК, а точнее п. 3 стат. 23 ГК, где прописано, что к предпринимательству могут применяться те же требования гражданского законодательства, которые распространяются на юрлиц, если иное не утверждено в других правовых актах/законах. На практике это означает, что к ИП, как и к предприятиям, со стороны ИФНС, социальных фондов, трудовой инспекции, органов статистки и других государственных структур, нередко предъявляются равнозначные требования. Отстаивать свои права, к примеру, на отсутствие расчета лимита кассы, предпринимателям приходится с помощью длительных разбирательств и жалоб в вышестоящие органы. Что же делать?

В первую очередь, необходимо помнить, что в определенных моментах ИП должен действовать наравне с юрлицом. Это происходит при оформлении в штат наемных сотрудников, при начислении налогов с объектов налогообложения, во время открытия счетов в банках, при выписке первичных документов и соблюдении правил документооборота и т.д. Кроме того и в соответствии с нормами налогового законодательства, использование любой из доступных систем налогообложения обязывает индивидуального предпринимателя, действующего или действующую, исчислять налоги с полученных доходов и подавать в установленные сроки соответствующую отчетность – декларации, расчеты и пр.

В остальных же случаях, безусловно, ИП действует не как юрлицо, а от собственного имени, то есть как гражданин. И применяемые меры ответственности к физлицу гораздо мягче, нежели установленные для организаций. Исключением является личная имущественная ответственность предпринимателя по возникшим в ходе деятельности обязательствам.

Вывод – в этой статье мы рассказали, является ли индивидуальный предприниматель физическим лицом или юридическим. Дополнительно обозначены основные отличия и сходства между предприятиями и ИП, рассмотрены признаки предпринимательства. В заключение стоит отметить, что в России предприниматель – это человек, который с учетом экономических рисков умеет извлекать регулярную прибыль при осуществлении законной деятельности и с соблюдением действующих норм законодательства.

Что такое юридическое лицо

Понятие юридического лица возникло достаточно давно. Некоторые эксперты относят появление первых юридических лиц к временам Древнего Рима. Но практическое применение данного понятия, и данного, как это называется «института права» началось относительно недавно. Местом рождения современного понимания юридического лица является Англия. И так как в этой стране действует прецедентное право, то и рождение современного юридического лица произошло в судебном споре.

Дело Solomon v. Solomon

  • платить зарплату не реже двух раз в месяц;
  • ежемесячно перечислять взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование работников;
  • удерживать с зарплаты и других выплат работнику НДФЛ и перечислять его в бюджет;
  • вести кадровые документы;
  • сдавать отчётность по работникам в налоговую инспекцию и фонды.
  • Поэтому с момента вступления в силу Закона, то есть с 27 июня 2003 г., не подлежит применению Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745.

    Данные взыскания могут быть применены в отношении любой категории должностных лиц, указанных в ст. 2.4 КоАП.

    Как избежать неприятностей с законом

    Само собой разумеется, что ИП должны в своей хозяйственной деятельности соблюдать актуальные законодательные нормы. Какие конкретно обязанности вытекают из этой общей формулы?

    1. Знать действующие нормы и мониторить изменения налоговой, уголовной, социальной и других законодательных областей.
    2. Документально фиксировать все денежные процедуры.
    3. Правильно и вовремя оформлять необходимую документацию.
    4. В тех видах деятельности, которые предусматривают лицензию, разрешение, патент, свидетельство и т.п. урегулирование, не пренебрегать этой особой документацией.
    5. Без погрешностей оформлять трудовые и финансовые отношения с наемными сотрудниками (если ИП пользуется их трудом).
    6. Своевременно и в полном объеме уплачивать положенные налоги, сборы и взносы.
    7. Отчитываться о своей деятельности по установленной схеме.

    Плати налоги и спи спокойно (налоговая ответственность ИП)

    Налоговое законодательство относится к нарушениям особо трепетно и карает за нерадение о государственной казне быстро и неотвратимо. Наказания устанавливаются по суду или во внесудебном порядке, если сумма штрафа не превышает 5 тыс. руб. по 1 налоговому нарушению за отчетный период.

    Чем наказывают ИП за налоговые нарушения:

    • штрафами в фиксированной сумме (за непредоставление документов, искажение информации, нарушение учета финансов, пропуск сроков декларации и т.п.);
    • штрафами в виде % от суммы недоплаченного налога;
    • пенями за просрочку выплат;
    • блокировкой расчетного счета в банке – за задержку налоговых деклараций.

    Похожие записи:

    • Раздел имущества супругов после развода в 2022 году
    • Какое повышение социальной пенсии ожидается в 2023 году
    • Социальная выплата многодетным семьям Липецкой области

    Источник: press-tige.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин