Печать ИП: иметь или не иметь?
Обязанность индивидуального предпринимателя иметь собственную печать законодательством не предусмотрена. Следовательно, это сугубо личная инициатива: делать себе печать или обходиться без неё.
Наличие печати скорее играет психологическую роль, выставляя Вас более серьезным исполнителем в лице заказчика, добавляет солидности (уж не знаю, насколько это соответствует действительности). Ну, и сам процесс постановки штампа на документы очень воодушевляет Стоимость изготовления печати относительно невысока (в пределах 300 — 500 руб.). Законодательных требований к внешнему виду печати ИП также нет, однако изготовители печатей, как правило, размещают на ней: ФИО, город, наименование «индивидуальный предприниматель», номер ОГРНИП и ИНН. По желанию можно добавить на печать любую другую информацию и логотип.
Расчетный счет для ИП. Выбираем банк для ИП.
Регистрировать печать ИП в последующем нигде не надо. Многие коллеги пишут в сети, что при отсутствии печати бывают проблемы при открытии счетов в банках или сотрудничестве с юридическими организациями. По своему опыту могу лишь сказать, что в адекватных банках печать для открытия расчетного счета не требуют, а для заказчиков вполне хватает и простой личной подписи. Однако печать в обслуживании вещь неприхотливая и в хозяйстве всегда пригодится, поэтому пусть лучше будет.
Открытие расчетного счета
- открытие/закрытие счета;
- ведение счета;
- подключение интернет-банкинга;
- обслуживание интернет-банкинга;
- комиссия за перевод средств с р/с на другой счет в этом же банке и в стороннем банке (если Вы планируете открывать счет физического лица в другом банке).
Для выбора банка и тарифа можно использовать сайт banki.ru, на котором есть отзывы, рейтинги банков и список всех банковских учреждений многих городов со ссылками на их сайты и тарифы. Список необходимых для открытия р/с документов нужно уточнять непосредственно у работников банка. Важно: со 2 мая 2014 года уведомлять ИФНС и ПФР от открытии расчетного счёта больше не требуется.
Заключение договора с заказчиком
- договоры;
- счета на оплату;
- приложения к договорам;
- акты приёма-передачи работ;
- книга учета расходов и доходов (КУДиР).
В следующих статьях я постараюсь подробнее рассказать о всей этой отчетности, а пока же ограничусь лишь некоторыми моментами. Как только согласовано техническое задание и основные условия сотрудничества между сторонами, можно приступать к обсуждению договора.
Желательно иметь один общий шаблон для всех своих договоров, на основании которого уже составляются договоры под конкретные проекты. Мелкие правки в таком случае не займут больше 10 минут. Заказчик может попросить внести некоторые изменения в договор, и здесь уже Вам решать: согласиться с поправками или отклонить их.
Однако ключевые для Вас моменты должны всегда оставаться в договоре. В договоре об оказании услуг прописываются все основные детали сотрудничества с заказчиком. Договор можно составлять в свободной форме, но соблюдая определенные правила деловых документов (разделение на отдельные смысловые части, указание реквизитов сторон, составление приложений к договору и т. д.). Для примера прикладываю собственный шаблон договора и приложения к нему:
Договор об оказании услуг (Пример *odt)
Договор об оказании услуг (Пример *pdf)
Приложение к договору (Пример *odt)
Приложение к договору (Пример *pdf)
После подписания договора, заказчику выставляется счет на оплату авансового платежа по договору (для внесения предоплаты). Величина предоплаты может зависеть от полной стоимости проекта (на мой взгляд, разумно брать от 15% до 40%). Затем счета выставляются заказчику после выполнения определенной части работы (если это прописано в договоре) и для оплаты всей работы по договору. Заверять счет подписями по законодательству не требуется, однако многие подписывают и их, поэтому лишним это точно не будет. Вот так выглядит пример счета:
Счет на оплату авансового платежа (Пример *odt)
Счет на оплату авансового платежа (Пример *pdf)
Счет на оплату (Пример *odt)
Счет на оплату (Пример *pdf)
После выполнения всей работы нужно в обязательном порядке подписать акт приёма-передачи работ, в котором заказчик подтверждает, что все работы сделаны в срок и по их качеству претензий не имеется. Пример акта приёма-передачи работ:
Акта приёма-передачи работ (Пример *odt)
Акта приёма-передачи работ (Пример *pdf)
Добавлю, что термин «подписать» в случае удаленного сотрудничества превращается в «согласовать и подтвердить», т. к. все оригиналы документов с подписями и печатями обычно высылаются по почте сторонами уже в конце сотрудничества. Письма по России идут не очень быстро (от недели и дольше), поэтому ждать оригиналы документов до начала сотрудничества неудобно и затратно. Для отчетности в ФНС (в случае проверки) Вы должны хранить у себя все оригиналы документов по проектам с подписями сторон, а также вести КУДиР.
Открытие счета физического лица и вывод средств, заработанных ИП
Получив оплату за выполненную работу, самое время задуматься о том, как же вывести деньги с расчетного счета. Но сначала нужно разобраться со статусом средств, т. к. обналичивать их сразу с расчетного счета по закону нельзя. В отличии от юридического лица, у ИП все средства на любых счетах принадлежат самому предпринимателю и не разделяются.
Если руководитель организации по закону не имеет право распоряжаться средствами на счете юридического лица в личных целях, то у ИП все доходы, полученные им от предпринимательской деятельности, считаются доходами самого предпринимателя, он может самостоятельно ими распоряжаться (п.2 ст. 209 ГК РФ).
Таким образом, средства с расчетного счета ИП можно в любой момент переводить на другие счета, так же, как и вносить любые средства на расчетный счет. Но лучше всего использовать р/с только для получения оплаты от предпринимательской деятельности, не внося туда свои личные или какие-то сторонние средства. Самый верный способ вывода своего заработка — это перевод средств с расчетного счета на свой счет физического лица (текущий счет). В платежном поручении в качестве основания платежа нужно указать: «Перевод собственных средств, НДС не облагается». К счету физического лица достаточно прикрепить банковскую карту, с помощью которой уже можно и обналичивать заработок.
Материалы статьи доступны по лицензии:
Источник: linusblog.org