ИП речи в котором излагаются причины явлений и событий их взаимная связь это

1) Спишем предложения, раскрывая скобки и расставляя недостающие запятые.
Ни родные, ни друзья, ни врачи не слышали от больного никаких жалоб. Ни слова не говорил он никому ни о своей бессоннице, ни о тяжёлых мыслях.

2) Сколько раз повторяется союз НИ в каждом из этих предложений?
Во втором предложение есть один союз НИ..НИ, который соединяет однородные дополнения. В остальных случаях ни является отрицательной частицей и используется для усиления отрицания.
Как нужно действовать,чтобы ответить на этот вопрос?
— ни родные, ни друзья, ни врачи, ни слова→отрицательная частица Ни пишется РАЗДЕЛЬНО.
— никаких, никому→с отрицательными местоимениями без предлога НИ пишется СЛИТНО.
— не слышали, не говорил →НЕ с глаголами пишется раздельно.
— НИ о своей бессоннице, НИ о тяжёлых мыслях→повторяющийся союз НИ..НИ, соединяющий однородные дополнения (не говорил →о чём?→ни о БЕССОННИЦЕ, ни о МЫСЛЯХ).

Морфологический разбор союза НИ..НИ
| Ни..НИ→сочинительный, соединительный союз

Тест к разделу 4 по русскому языку и культуре речи (НСПК)


|| Простой, неизменяемое слово
||| Не является членом предложения.

Источник: 0tvet.com

способ словесного выражения словосочетание

6050785907f0f619019678

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

Русский язык 7 класс Уроки 10-11 Тема: Типы речи

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Читайте также:  Имеет ли право учитель открыть ИП

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

над чем-нибудь неясным,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

Прилагательное + существительное:

Существительное + существительное:

радость от встречи,

Наречие + существительное:

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Способ словесного выражения словосочетание

12. Словесное выражение или дикция (elocutio)

Частью риторики является канон «словесное выражение». Именно здесь рассматривается организация конкретного языкового материала, вплоть до подбора лексики и конструкции отдельных предложений. Словесное выражение должно соответствовать четырем критериям:

1) правильность (отвечать правилам грамматики, нормам правописания и произношения);

2) ясность (состоять из общепонятных слов в общепринятых сочетаниях, не приветствуется включение абстрактных, заимствованных и других слов, которые могут быть не ясны аудитории);

3) изящество (быть более эстетичным, чем повседневная речь);

4) уместность (гармония темы и выбора языковых средств, прежде всего лексики).

Указанные компоненты канона «словесное выражение» составили основу современной науки о культуре речи. Ранее наиболее объемную часть риторики составлял один подраздел канона «словесное выражение» – учение о фигурах. Высказывалось мнение, что все«словесное выражение» и вообще вся риторика без остатка сводится к учению о фигурах.

Самих фигур наукой насчитывается около сотни. Однако в связи с распространением риторики по территории привело к одновременному использованию латинских и греческих названий, к которым добавились наименования из новых языков. Поэтому для обозначения одной фигуры на протяжении веков стало использоваться большое количество синонимичных терминов.

Попытки классифицировать фигуры предпринимались еще в античности.

Первоначально были разделены фигуры мысли, которые позднее обособились в самостоятельную группу тропов (метафора, метонимия и др.), и фигуры речи. Последние подразделялись, по Квинтилиану, на фигуры, основанные на форме речи (грамматические фигуры), и фигуры, основанные на принципах размещения слов.

К другим распространенным классификациям относилось подразделение на фигуры слова (аллитерация, ассонанс) и фигуры предложения (парцелляция, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие и др.) (Ведение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003. С. 149—160).

Из современных классификаций наиболее перспективными представляются классификации фигур по соответствующим каждой из них процедурам преобразования плана выражения и плана содержания. Здесь различают фигуры, основанные на сокращении, добавлении, сокращении с добавлением и перестановках (Ж. Дюбуа). В. Н. Топоров приводит следующую классификацию способов преобразования: повторение «ааа» (например, многосоюзие), чередование «abab» (параллельные синтаксические конструкции), прибавление «abc» при «ab» (эксплеция), сокращение «ab» при «abc» (эллипсис), симметрия «ab / ba» (хиазм), развертывание «a › a1a2a3», свертывание «a1a2a3 › a» и др.

Завершался канон «словесное выражение» учением об амплификации языкового выражения (амплификация плана содержания относилась к топике), в частности, посредством совместного использования фигур, и учением о риторическом периоде.

Формы словесного выражения.Понятия «описание» и «рассуждение»-7 класс

Технологическая карта урока

учителя русского языка и литературы

Гаджиибрагимовой Калимат Михралиевны на тему «Формы словесного выражения. Понятия «описание» и «рассуждение» (7 класс)

Формы словесного выражения. Понятия «описание» и «рассуждение»

Обобщить, систематизировать и контролировать знания об особенностях строения текстов типа описание и рассуждение.

Образовательная: обновить ранее полученные сведения о типах речи, расширить их; развивать логическое мышление при составлении текстов-описаний, рассуждений, умение передать мысли о важности здорового образа жизни в текстах различных типов

Развивающая: спо c обствовать развитию умений обобщать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи между строением текста и типом речи.

Личностные: ответственное отношение к учению, готовности к самосовершенствованию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

Регулятивные УУД: самостоятельно оценивать правильность выполнения задания на уровне соответствия результата заданным требованиям;

Коммуникативные УУД: строить контекстное высказывание средствами устной и письменной речи, обмениваться необходимой информацией при выполнении задания в парах и группах

Познавательные УУД: развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

русский язык, литература.

1УМК Р. И. Альбеткова «Русская словесность», рабочая тетрадь «Русская словесность» 2.Презентация

Формы учебной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная и групповая работа

Технологическая карта с дидактической структурой

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя

Принцип психологической комфортности

Мотивация к учебной деятельности. Цель :включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

-предлагает вспомнить материал

— создает эмоциональный настрой и мотивацию к выполнению заданий

Читайте также:  Какой кбк в декларации ИП

. Ребята, какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?

Составьте и запишите текст-повествование о здоровом образе жизни (3-5 предложений)

Приводят примеры, обосновывают выбор ответа.

Приводят примеры известных им пословиц.

Знакомятся с новыми пословицами и поговорками, запоминают и проводят взаимопроверку в парах

Читают созданные тексты.

Оценивают ответы обучающихся.

приводят примеры, обосновывают выбор ответа.

-признаки текста повествования

Составляют текст повествование о здоровом образе жизни (3-5 предложений), используя высказывание Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь…»

Знать признаки текста повествования

Знать формулировки понятий «тема», «основная мысль», «текст».

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

извлечение нужной информации,

самостоятельное ее нахождение.

Постановка целей и задач урока

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

-сообщает о теме урока

— определяет совместно с обучающимися цели урока;

— дает инструктаж по выполнению заданий

— уточняет понимание обучающимися поставленных целей;

— обеспечивает осознанность выполнения заданий

З аписывают тему урока в тетради

Пытаются вспомнить все о типах речи «описание» и «рассуждение»

Формулируют тему урока

Фиксируют возникшие затруднения(не все помнят, чем отличаются типы речи)

Повторяют и проговаривают по опорной схеме

Формулируют цель урока, опираясь на его тему, используя опорные слова:

Учиться различать …___ ___ …

Уметь отличать понятия описание и рассуждение.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Объяснение нового материала

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Осуществляет индивидуальный контроль;

Обеспечивает положительный эмоциональный фон на уроке;

Отмечает степень вовлеченности обучающихся на уроке.

Поиск решения.Организация наблюдения за текстами разных типов речи.

Работают с теотетическим материалом учебника

Анализируют признаки текста;

объясняют выбор своего ответа

Участвуют в диалоге с учителем.

Отвечают на вопросы.

Записывают материал в тетрадь.

Работают с учебником.

Строение текста –рассуждения…

Находят теоретический материал в учебнике и продолжают запись.

• определите значение слова «описывать».

• что обозначает слово «рассуждать»? Какие синонимы к этому слову вы можете подобрать?

• какие вопросы помогают нам отличать друг от друга типы речи?

• о каком типе речи мы ничего не сказали? Что для него характерно?

Запись таблицы в тетрадь: Рассуждение

Обычно говорится о действиях и событиях

Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь

Что произошло? Как? Какой? Почему?

Какие новые сведения вы получили?

Знать отличительные признаки текста-описания

Знать принцип построения текста-рассуждения

Уметь отличать понятия описание и рассуждение.

Знать формулировки понятий «описание» и «рассуждение

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Динамическая пауза (этап физической зарядки)

Цель: сменить вид деятельности

Дает инструктаж по выполнению заданий

Обучающиеся выполняют упражнения

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

Первичное закрепление знаний.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на данном этапе урока

Постановка проблемы: найдите несоответствие и исправьте.

Работа в парах (обсуждение и аргументированный ответ с выделением признаков текста данного типа)

Находят ошибки и исправляют

Текст, в котором описывается какой-либо предмет, живое существо и даются его основные признаки так, что мы можем представить описываемое.

Текст, в котором приводится какая-то мысль и ее доказательство или опровержение, мы не можем образно представить себе то, о чем говорится в тексте.

Текст, в котором рассказывается, повествуется о событиях, сменяющих друг друга, и из которого мы можем узнать, что было сначала, что потом и чем все закончилось.

Типы речи Описание

Уметь отличать понятия описание и рассуждение.

Знать формулировки понятий «описание» и «рассуждение

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Закрепление изученного материалв

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Дает инструктаж по выполнению задания Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на данном этапе урока;

организовать работу по формированию умения отличать тексты «описание» и «рассуждение»

Источник: folkmap.ru

КРУЖОК

КРУЖОК

Ражабова Камилла

В русском языке существует несколько типов речи, каждый из которых имеет собственные характеристики. Понимание того, чем один тип речи отличается от другого, очень важно для ученика 5 класса, поскольку это необходимо не только для того, чтобы работать с литературными текстами, но и для того, чтобы самому выражать мысли в правильной форме.

В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа: повествование, рассуждение, описание.

Проще всего объяснить их можно на принципе фотографирования .

Что и как произошло?

Можно сделать несколько разных снимков, отображающих последовательность происходящего.

Читайте также:  Лизинговый платеж это расходы УСН

Нельзя сделать ни одного снимка

Можно сделать один снимок

Текст-описание — это текст, который описывает признаки чего-либо. Эти признаки проявляются в один и тот же момент времени, т. е. являются одновременными.

Текст-описание мы часто встречаем в художественной литературе. Для того чтобы ярко, наглядно, образно изобразить нечто, писатели используют выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения. Их называют тропами.

Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины. Рядом с ним скакал, заливаясь радостным лаем, Арто. Сзади тяжело грохотал по песку дворник, яростно рычавший какие-то ругательства.

Текст-повествование — это текст, который повествует о происходящих событиях, действиях. Эти действия или события происходят последовательно.

Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья.

Текст-рассуждение — это текст, который что-то доказывает, объясняет. В нём обычно говорится о причинах событий, о взаимосвязи событий.

По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной куль­туры. Её доминанта обязательна. Технике должна быть определена чётко служебная роль. Не иначе. Если этого не произойдёт, если техника не займёт только «помогающее» человеку место, но не более того, она начнёт работать не на человека, а на самое себя.

В русском языке существует три типа речи: повествование, описание и рассуждение, два из которых – повествование и описание – в некотором роде противопоставляются друг другу. У каждого из них есть свои отличительные признаки и важные характеристики, которые позволяют его определить.

Рассмотрите схему , по которой можно быстро запомнить типы речи.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/11/09/k_5a0410eeda024/437902_2.jpeg

А теперь самое время попрактиковаться.

Определите по началу текста тип речи.

1. У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотистые волосы, большие голубые глаза, курносый нос, румяные щёки…

2. Вышли мы с братом погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…

3. У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…

1. Тип речи, в котором говорится о действиях и событиях, — это

А. описание В. повествование С. рассуждение

2. На какой вопрос отвечает текст-повествование?

А. что произошло? В. какой предмет? С. почему?

3. Тип речи, в котором описываются предметы, люди, животные, природа –

А. описание В. повествование С. рассуждение

4. На какой вопрос отвечает текст-описание?

А. что произошло? В. какой предмет? С. почему?

5. Тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь – это

А. рассуждение В. повествование С. описание

6. На какой вопрос отвечает текст- рассуждение?

А. что произошло? В. какой предмет? С. почему?

Определите тип речи в данном отрывке.

Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические раскладывал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака.

Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски

и кинулась в дверь.

Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.

Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочь.

Определите тип речи в данном отрывке.

Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в их глазах — горе и страх.

Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит — дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?

Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня ее недостает нам всем. Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология- сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?

Определите тип речи в данном отрывке.

Он (Герасим) нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин