Цель курсовой работы состоит в исследовании оснований административной ответственности индивидуального предпринимателя.
Для достижения цели необходимо определить основные задачи:
1) охарактеризовать индивидуального предпринимателя как субъекта административной ответственности;
2) изучить порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
Прикрепленные файлы: 1 файл
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА БАЗЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ
(очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения)
По дисциплине «Административное право»
На тему: «Административная ответственность индивидуальных предпринимателей»
Студентка 3 курса заочной
формы обучения (ГВД)
по направлению подготовки «Юриспруденция»
Погосян Анжелика Славаевна
ученая степень, звание
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Защита прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Этой деятельностью могут заниматься и отдельные граждане и их объединения.
Действующее законодательство предполагает осуществление предпринимательской деятельности в двух формах: юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями). Наиболее простой и чаще встречающейся формой осуществления предпринимательской деятельности является использование статуса индивидуального предпринимателя. В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Административное наказание назначается в порядке и пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При этом учитываются характер правонарушения, особенности личности виновного, степень его вины, имущественное положение, иные обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность 1 .
Цель курсовой работы состоит в исследовании оснований административной ответственности индивидуального предпринимателя.
Для достижения цели необходимо определить основные задачи:
1) охарактеризовать индивидуального предпринимателя как субъекта административной ответственности;
2) изучить порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
3) изучить организационно- распорядительные и административно-хозяйственные функции индивидуального предпринимателя применительно к привлечению его к административной ответственности;
4. Индивидуальные предприниматели (ИП)
4) проанализировать презумпцию невиновности предпринимателя при привлечении его к административной ответственности;
Объектом курсовой работы является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с привлечением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Предметом является правовая природа, сущность и особенности судебного правоприменения института административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и связанные с ним проблемы теоретического и прикладного характера: понятие, состав и специфика административных правонарушений в данной сфере, соотношение общих и специальных правовых норм, регламентирующих вопросы административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой области. При написании данной курсовой работы были использованы общенаучные и специфические для юридической науки методы: методы индукции, дедукции, анализ и синтез, сравнительно-правовой подход.
Глава 1. Общие положения об административной ответственности индивидуального предпринимателя.
1.1 Индивидуальный предприниматель как субъект административной ответственности
Субъекты — это участники предпринимательской деятельности, они являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности. Субъекты, участвующие в предпринимательской деятельности в качестве равноправных участников. Основными участниками предпринимательской деятельности являются предприниматели и предприятия. Субъекты предпринимательского права — это зарегистрированные в установленном порядке лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Основными признаками субъектов предпринимательского права являются:
1) регистрация в установленном порядке;
2) наличие обособленного имущества;
4) уплата соответствующих налогов.
Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом. . За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест и др. Не рассматривая все виды административных правонарушений, за которые предприниматели и организации могут подвергнуться административной ответственности, перечислим те, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью. Это — нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда; уклонение от участия в переговорах по коллективному договору, соглашению; невыполнение или нарушение коллективного договора, соглашения; нарушение санитарно-гигиенических правил и норм; нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, на животный мир; порча сельскохозяйственных и других земель; нарушение законодательства по осуществлению деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации; нарушение правил ввода в эксплуатацию новых предприятий и их последующей эксплуатации; нарушение правил торговли; незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; продажа товаров без документов; нарушение государственной дисциплины цен; продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов; незаконная продажа товаров или иных предметов и другие административные правонарушения.
Пленум ВАС РФ в п. 17 постановления от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» 2 разъяснил, что поскольку ст. 14.5 КоАП РФ не определено иное, то лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц.
Неприменение индивидуальным предпринимателем ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с населением вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим индивидуального предпринимателя от ответственности за административное правонарушение согласно ст.14.5 КоАП РФ. Однако с учетом положений ст.
2.4 «Административная ответственность должностных лиц» КоАП РФ при определении вины индивидуального предпринимателя должно быть доказано неисполнение либо ненадлежащее исполнение им организационно- распорядительных или административно-хозяйственных функций. Основные черты административной ответственности заключаются в том, что основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, которое по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность. Кодекс Российской Федерации об административной ответственности предусматривает ответственность за целый ряд правонарушений, в частности, связанных с предпринимательской деятельностью. Причем в этих случаях Кодекс РФ об административной ответственности приравнивает индивидуальных предпринимателей к должностным лицам. То есть административная ответственность предпринимателя такая же, как и административная ответственность должностных лиц. Итак, административная ответственность в предпринимательской деятельности предусмотрена за следующие правонарушения:
- нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);
- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ). Кроме того, кодекс об административной ответственности предусматривает ответственность за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе;
- незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ);
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ);
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ);
- обман или нарушение прав потребителей (ст. 14.7 и 14.8 КоАП РФ);
- нарушение законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ) и др.
Действующее законодательство предусматривает также освобождение от административной ответственности предпринимателей, совершивших правонарушения, от административной ответственности. Так, получить освобождение от административной ответственности они могут в случае, если совершенное правонарушение будет признано малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ). Вопрос о том, является ли деяние малозначительным, решается с учетом всех его субъективных и объективных признаков (места, способа совершения, характера вины и т. п.). Освобождение от административной ответственности может проявляться в замене ее мерами дисциплинарного или иного воздействия.
1.2 Порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, как индивидуально, так и в качестве юридического лица (в том числе объединившись с другими гражданами). Предпринимательская деятельность граждан (индивидуальных предпринимателей) регулируется в основном теми же нормами ГК РФ, которые установлены для юридических лиц.
И граждане, и организации вправе: заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом; совершать от своего имени любые разрешенные законом сделки; использовать наемный труд (выступать в качестве работодателей). Однако имеются и некоторые различия в правах и обязанностях субъектов предпринимательской деятельности.
Гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя), отсутствие регистрации в качестве предпринимателя не освобождает гражданина, осуществляющего деятельность, которая может быть классифицирована как предпринимательская, от обязанностей и ответственности за несоблюдение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных для предпринимателей. Таким образом, каждый гражданин, предполагающий занятие предпринимательской деятельностью, должен быть зарегистрирован в законодательно установленном порядке.
Для того чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, достаточно подать в органы администрации города (района, поселка, села) по месту своего постоянного жительства заявление и уплатить регистрационный сбор. В заявлении необходимо указать, какие виды деятельности гражданин намеревается осуществлять. документом, подтверждающим регистрацию, является свидетельство установленной формы. Регистрационное свидетельство выдается без ограничения срока его действия, однако оно дает право на занятие только теми видами деятельности, которые в нем будут указаны. После регистрации индивидуальный предприниматель должен встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика и в органах государственных внебюджетных фондов, (пенсионном и обязательного медицинского страхования) в качестве плательщика страховых взносов.
1.3. Организационно- распорядительные и административно-хозяйственные функции индивидуального предпринимателя применительно к привлечению его к административной ответственности.
Под организационно- распорядительными функциями индивидуального предпринимателя — работодателя понимаются:
1) руководство как трудовым коллективом в целом, так и отдельным работником;
2)расстановка и подбор кадров;
3) организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
Гражданин, работающий по трудовому договору, действует не на свой риск, а выполняет поручения индивидуального предпринимателя — работодателя, то есть стороной в договоре купли-продажи является именно индивидуальный предприниматель.
ответственность индивидуального предпринимателя наступает при наличии его вины, в том числе если он не обеспечил выполнение правил применения ККТ соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени индивидуального предпринимателя при расчете с покупателями на основании гражданского законодательства. Поэтому индивидуальный предприниматель должен организовать работу так, чтобы 3 :
— обеспечить нормальные условия работы и продолжительность рабочего времени;
— довести до сведения работника его должностные обязанности;
— допускать к работе на ККТ только лиц, освоивших правила эксплуатации этой техники в объеме технического минимума , а также порядок применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, в том числе разъяснять своим работникам, что пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом), считается неприменением ККТ;
— заключить с работниками, непосредственно осуществляющими продажу товара и допущенными к работе на ККТ, договор о материальной ответственности;
— исключить доступ в торговую точку посторонних лиц.
Нарушение вышеуказанного, допущение к осуществлению наличных денежных расчетов в торговой точке лиц, не освоивших правила эксплуатации кассовых машин, либо посторонних лиц, например знакомого или родственника, свидетельствует о невыполнении либо ненадлежащим выполнении предпринимателем организационно- распорядительных функций. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия индивидуального предпринимателя по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами. Индивидуальный предприниматель обязан приобрести ККТ (серийные образцы которой прошли испытания в установленном порядке и внесены в Государственный реестр), осуществить ее регистрацию в налоговых органах и ввести в эксплуатацию; в случае исключения модели ККМ из Государственного реестра эксплуатировать ее не дольше истечения нормативного срока амортизации 4 .
Источник: www.referat911.ru
Административное право России
1. Субъект административного права — физическое лицо или организация, обладающие административной правоспособностью. Его права необходимо отличать от субъекта административного правоотношения, обладающего административной правосубъектностью, т.е. одновременно административной правоспособностью и административной дееспособностью. Юридическое значение разграничения указанных понятий в том, что не всякий субъект административного права может быть непосредственным участником административного правоотношения. Ими не могут быть лица, административная правоспособность которых реализуется лишь их законными представителями (например, ребенка в возрасте одного года и др.). Участник административного правоотношения всегда обладает административной правосубъектностью.
2. В нормативных правовых актах РФ нет определения понятий «административная правоспособность» и «дееспособность». В специальной литературе они трактуются исходя из общих представлений о них в теории права, а также в гражданском законодательстве с учетом анализа административного законодательства.
Многообразие субъектов управленческих отношений, принципиальные особенности их природы и правового положения исключают также унифицированную характеристику их административной правосубъектности и ее элементов — правоспособности и дееспособности. Попутно отметим, что в ГК РФ в качестве самостоятельных содержатся понятия правоспособности граждан и юридических лиц, но также отсутствует понятие дееспособности юридических лиц.
В административном праве представление об административной правоспособности и дееспособности является необходимым в качестве методологической предпосылки выяснения общего и особенного в правовом положении субъектов административного права. Более того, без административной правоспособности невозможно само понятие субъекта административного права.
3. В самом общем виде административная правоспособность — это возможность физического лица или организации иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права; административная дееспособность — способность указанных субъектов своими действиями приобретать и осуществлять, принимать на себя и исполнять обязанности, предусмотренные нормами административного права, а также нести ответственность за свои действия (бездействие) в соответствии с законодательством РФ. Административная дееспособность может рассматриваться как способность субъекта своими действиями осуществлять его правоспособность.
Субъекты административного права могут быть классифицированы на многие, в частности, следующие виды.
Все они подразделяются на два класса: а) физических лиц; б) организации.
Физические лица включают граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Организации — также собирательное понятие. Они делятся на несколько групп.
В зависимости от своей природы организации относятся к государственным либо к негосударственным. Те и другие также являются неоднородными.
Государственные организации — это органы государственного управления, государственные предприятия и учреждения, корпорации.
Еще более разнообразны негосударственные организации. К ним относятся:
- общественные объединения, включая общественные организации, общественные движения, общественные фонды и др.;
- профессиональные союзы, их объединения и организации;
- потребительские кооперативы;
- торгово-промышленные палаты;
- религиозные объединения и многие другие.
В зависимости от основной деятельности выделяют производственно-хозяйственные, социально-культурные, административно-политические организации.
Организации могут быть юридическими лицами и не иметь прав юридического лица. Объем административной правоспособности юридических лиц в известной степени соотносится с их видами как субъектами гражданского права. Под этим углом зрения имеет важное значение деление организаций на коммерческие и некоммерческие и, в частности, на хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы и унитарные предприятия.
Среди субъектов административного права особое место занимают органы, предприятия и учреждения муниципальных образований. Будучи в принципе негосударственными образованиями, в их системе могут реализовываться также функции государственного характера, а их деятельность по своему существу является публичной.
Субъектами административного права выступают также структурные подразделения органов государственного управления и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций.
В специальной литературе иногда выделяют индивидуальных и коллективных субъектов административного права. К индивидуальным, кроме граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, относят также государственных и муниципальных служащих, других служащих различных организаций, иных лиц, имеющих как общее, так и специальное административно-правовое положение, например, индивидуальных предпринимателей. К коллективным субъектам и в этом случае относят организации.
Источник: isfic.info
Особенности индивидуального предпринимателя в кругу субъектов административного права
Целью данной работы является изучение индивидуального предпринимателя как субъекта административного права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть общие положения об индивидуальном предпринимателе как субъекте права;
— раскрыть понятие и провести классификацию субъектов административного права;
— определить особенности индивидуального предпринимателя как субъекта административного права.
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие положения об индивидуальном предпринимателе как субъекте права………………………………………………………………. 4
1.1.Понятие индивидуального предпринимателя……………………….….4
1.2. Регистрация индивидуального предпринимателя ………………….….6
Глава 2. Особенности индивидуального предпринимателя в кругу субъектов административного права…………………………………………………….8
2.1.Понятие и классификация субъектов административного права……. 8
2.2. Особенности индивидуального предпринимателя как субъекта административного права……………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………. 15
Глава 1. Общие положения об индивидуальном предпринимателе как субъекте права………………………………………………………………. ..4
1.1.Понятие индивидуального предпринимателя……………………….….4
1.2. Регистрация индивидуального предпринимателя ………………….….6
Глава 2. Особенности индивидуального предпринимателя в кругу субъектов административного права………………… ………………………………….8
2.1.Понятие и классификация субъектов административного права……. 8
2.2. Особенности индивидуального предпринимателя как субъекта административного права……………………………………………………10
В жизни современного российского общества сфера предпринимательской деятельности, бесспорно, является одной из приоритетных, ведущих, обусловливающих благосостояние и безопасность нашего государства, отдельной личности, общества в целом.
Будучи предметом регулирования ряда отраслей российского права, предпринимательская деятельность нашла соответствующую правовую регламентацию и нормами административного права, охватывающими публично-правовые отношения в сфере хозяйственной деятельности. Несмотря на значительный удельный вес подобных отношений, одним из субъектов которых выступает индивидуальный предприниматель, наука административного права в основном обходит молчанием фигуру последнего. Вышеизложенное доказывает актуальность выбранной темы и необходимость её изучения.
Целью данной работы является изучение индивидуального предпринимателя как субъекта административного права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть общие положения об индивидуальном предпринимателе как субъекте права;
— раскрыть понятие и провести классификацию субъектов административного права;
— определить особенности индивидуального предпринимателя как субъекта административного права.
Глава 1. Общие положения об индивидуальном предпринимателе как субъекте права
1.1.Понятие индивидуального предпринимателя
Индивидуальный предприниматель — лицо, зарегистрированное в этом качестве в установленном законом порядке, самостоятельно и индивидуально осуществляющее на свой риск деятельность, направленную на получение прибыли и связанную с извлечением или использованием дохода, приращением или движением имущества в результате производства и продажи товаров, пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг. 1
Предпринимательской называется самостоятельная деятельность лиц, направленная на получение прибыли. Перечислим основные признаки предпринимательской деятельности:
-предпринимательская деятельность проводится на свой страх и риск;
-лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны быть зарегистрированы;
-прибыль в ходе предпринимательской деятельности можно получать от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следовательно, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли, для чего индивидуальному предпринимателю необходимо совершить ряд сделок, целью которых является получение прибыли. Если же совершается единичная сделка, то она не может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность, даже если по ней получен доход, ведь единичная сделка не носит систематического характера. 2
Анализ деятельности, осуществляемой гражданами в форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, позволил выделить ряд преимуществ перед иными организационно -правовыми формами предпринимательства:
-процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несложна и не занимает много времени и средств;
-индивидуальный предприниматель применяет упрощенный (по сравнению с предприятиями) порядок ведения учета и отчетности, который не требует специального бухгалтерского образования. Так, предприниматели ведут только книгу доходов и расходов и предоставляют налоговую декларацию один раз в год;
-в сфере потребительского рынка и услуг с правовой точки зрения индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами (п.3 ст. 23 ГК РФ 3 ). Вместе с тем, на предпринимателя не распространяются установленные Центральным банком РФ ограничения в расчетах наличными денежными средствами (для юридических лиц установлен предел);
-индивидуальный предприниматель уплачивает меньшее (по сравнению с предприятиями) количество налогов. Как правило, предприниматели осуществляют деятельность с использованием специального режима налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход, который призван заменить уплату ряда других налогов (НДФЛ, ЕСН и налога на имущество физических лиц). Для предпринимателя льготными являются и сроки уплаты налогов;
-взыскание имущества и денежных средств предпринимателя производится в судебном порядке. При этом не на все имущество физического лица может быть наложено взыскание;
-перед наемными работниками предприниматель несет ограниченную ответственность, чем предприятие.
Кроме этого, государство принимает определенные меры, направленные на поддержку малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, которым должны предоставляться льготные кредиты, оказываться производственно — технологическое, информационное и кадровое содействие. 4
1.2.Регистрация индивидуального предпринимателя
Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от 8 августа 2001 г. № 129 ФЗ 5 . Причем процедура регистрации индивидуальных предпринимателей максимально приближена к порядку регистрации юридических лиц. Она объединяет:
-государственную регистрацию предпринимателей;
-постановку их на учет в налоговых инспекциях в качестве налогоплательщиков;
-присвоение кодов по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
-регистрацию во внебюджетных фондах в качестве страхователя. 6
Госрегистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляют органы Федеральной налоговой службы.
Моментом государственной регистрации предпринимателя признается внесение регистрирующим органом записи о предпринимателе в Единый Государственный Реестр Индивидуальных предпринимателей — в ЕГРИП (п. 2 ст. 11 Закона № 129 ФЗ).
Несмотря на то, что нотариусы и адвокаты отнесены налоговым законодательством к индивидуальным предпринимателям, проходить государственную регистрацию им не нужно. 7
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) ведут налоговые органы. Правила ведения ЕГРИП установлены Правительством РФ в постановлении от 16 октября 2003 г. № 630. 8
Глава 2. Особенности индивидуального предпринимателя в кругу субъектов административного права
2.1.Понятие и классификация субъектов административного права
Субъект права в любой отрасли права — это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.
Субъект административного права — обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен нормами административного права в целях реализации возложенных на него полномочий. 9
Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленным административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения.
В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.
Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.
Субъектами административно- правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы.
К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо.
Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права.
Рассмотрим классификацию субъектов административного права.
-лица без гражданства.
2. Субъекты, обладающие специальным административно — правовым статусом:
1. Федеральные органы исполнительной власти.
2. Органы исполнительной власти субъектов:
3. Территориальные органы исполнительной власти.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в юридической литературе индивидуальный предприниматель не выделяется в качестве самостоятельного объекта административного права. 10
2.2. Особенности индивидуального предпринимателя как субъекта административного права
В целях изучения особенностей индивидуального предпринимателя как субъекта административного права, представляется необходимым рассмотреть его административно-правовой статус.
1. Административно-правовой статус индивидуального предпринимателя есть система его прав, обязанностей и ответственности, регулируемых нормами права и реализуемых в административно-правовых отношениях.
2. Одним из элементов административно-правового статуса индивидуального предпринимателя является особенная праводееспособность (правосубъектность), обеспечивающая обладание и пользование особыми специфическими (конкретными) правами и обязанностями в области предпринимательской деятельности.
3. Механизм формирования административной правосубъектности индивидуального предпринимателя осуществляется по двум направлениям:
— на основе соответствующих нормативных актов физическому лицу присваивается качество «субъекта права» путем наделения его отраслевой правосубъектностью;
— посредством реализации права (в рамках правоотношений) конкретизируется административная правоспособность применительно к характеристикам индивидуального предпринимателя.
4. В качестве основных направлений реализации административно-правового статуса индивидуального предпринимателя выступают: государственная регистрация индивидуального предпринимателя в качестве субъекта предпринимательской деятельности; лицензирование различных видов деятельности индивидуального предпринимателя; государственный надзор и контроль за деятельностью последнего в сфере предпринимательства;
5. Институт государственной регистрации индивидуальных предпринимателей имеет публично-правовую направленность, основная цель которого заключается в создании эффективной системы общегосударственного учета и контроля в процессе легализации и приобретения физическим лицом правового статуса индивидуального предпринимателя;
Источник: www.myunivercity.ru