Аннотация. Обязательная защита индивидуального проекта в качестве допуска к ГИА стало обязательным требованием для учеников 9 классов. Специального предмета для реализации данного процесса в учебном плане нет. Учитель осуществляет руководства над 10 и более проектами в рамках внеурочной деятельности или в свое свободное время. Данная работа позволит учителям использовать ресурсы целого класса или параллели классов для реализации индивидуального проекта обучающегося 9 класса.
Ключевые слова: индивидуальный проект, мини-проект, проект, проект обучающихся 9 класса
Individual project as a result of the project activity of the whole class
Abstract. Mandatory defense of an individual project as an admission to the GIA has become a mandatory requirement for 9th grade students. There is no special subject for the implementation of this process in the curriculum. The teacher supervises 10 or more projects as part of extracurricular activities or in his free time. This article will allow teachers to use the resources of a whole class or parallel classes to implement an individual project of a 9th grade student.
Нужно ли бизнес-образование? Рыбаков Фонд.
Key words: individual project, mini-project, project, project of 9th grade students
Выпуск
Год
Ссылка на статью
№1(23)
2022
Индивидуальный проект как результат проектной деятельности всего класса
Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Сложно представить реализацию деятельстного подхода без проектной деятельности. Но длительное время проектная деятельность была желательной, но не обязательной компонентой современного образования.
Теперь ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе [1]. В главных нормативных документах (ПООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности итоговой оценки в 9 классах:
— оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам;
— оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе;
— оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта;
— оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ).
Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый индивидуальный проект. Подход, описанный в статье, позволяет учителям использовать ресурсы целого класса или параллели классов для эффективной реализации индивидуального проекта обучающихся 9 классов.
Учителя столкнулись с достаточно большим количеством препятствий при подготовке детей к выполнению и защите индивидуального проекта: ограниченное время реализации проекта в рамках подготовки ученика к ОГЭ, отсутствие единого банка тем проектов, отсутствие материальной базы, психологическая неготовность ребенка выступать перед аудиторией, неразвитая устная речь, отсутствие специального предмета в учебном плане по подготовке проектов, др.
С другой стороны, в рамках работы любого учителя реализуется огромное количество мини-проектов по предмету. К таким работам можно отнести создание плакатов, буклетов, кроссвордов, рисунков, самодельных устройств и многое другое. Часто работа класса ограничивается выставкой в рамках кабинета или библиотеки. Представленный подход позволяет расширить возможности метода мини-проектов.
Предложенная вашему вниманию работа носит исключительно практическую направленность: используя проектную деятельность любого класса, создавать индивидуальный проект ученика 9 класса. Объединение мини-проектов для реализации индивидуального проекта экономит время и ресурсы ученика 9 класса, что очень важно в условиях психологического стресса при подготовке к ОГЭ. Также предложенный подход реализации индивидуального проекта позволяет популяризовать среди учеников младшей школы сложные темы в занимательном формате. Еще одним плюсом данного подхода является универсальность: такой индивидуальный проект можно реализовать в рамках любого предмета.
В работе реализуется следующие этапы:
- Проект класса: в рамках предметной или внеурочной деятельности реализуется мини-проект обучающимися класса или целой параллели. Результатом является огромное количество материалов, которые чаще всего никогда более нигде не используются. Из данных материалов отбираются лучшие работы. В идеале на этом этапе у руководителя уже есть идеи об реализации индивидуального проекта.
- Предложение развития проекта: учитель предлагает ученикам 9 класса результаты работы п.1 реализовать в формате выставки, урока-игры, книги/интерактивного плаката, др.
- Выбор ответственного ученика, который в дальнейшем берет на себя полное курирование проекта.
- Реализация индивидуального проекта или 6 П:
- Проблема
- План
- Поиск информации
- Подбор материалов
- Продукт
- Презентация
Приведем несколько примеров успешной реализации описанного подхода.
- Выставка-экскурсия «Физическая азбука» была реализована в холлах старшей школы для учеников 5 и 6 классов и начальной школы для учеников 1-4 классов. Ответственный ученик (обучающаяся 9 класса) разработала формат описания буквы алфавита с точки зрения физики, реализовывали мини-проект ученики 7х классов, лучшие работы она объединила в азбуку-ленту. Также ответственная ученица разработала интерактивную экскурсию для младших школьников и в малых группах провела ее после уроков. Полная реализация этого проекта представлена в видеоролике.
- Выставка-экскурсия «Термос» для учеников младшей школы была представлена в библиотечном пространстве школы. В рамках внеурочной деятельности из мусора ученики 8х классов сделали термосы. Ответственная ученица 8 класса оформила выставку и провела экскурсию и викторину для учеников группы продленного дня. Сама выставка станет ее будущим индивидуальным проектом в 9 классе.

Рисунок 1. Выставка-экскурсия «Термос»

Рисунок 2. Экскурсия для младших школьников.
- Выставка-викторина лэпбуков «Тепловые явления» также проводилась в библиотечном пространстве нашей школы. Ученики 8х классов в качестве творческого домашнего задания изготовили лэпбуки по главе «Тепловые явления», а ученица 8 класса решила в качестве индивидуального проекта сделать выставку-викторину. Вопросы для викторины она подготовила, опираясь на информацию в лэпбуках, но этим выставка не ограничилась. В течение всего времени проведения выставки ученики младших классов могли заглядывать в лэпбуки, выполнять из них задания, многие захотели сделать аналогичный лэпбук, например, по литературе.

Рисунок 3. Выставка-викторина «Тепловые явления».
- В создании книги «Великие физики» участвовали ученики 9 классов. В рамках предметной недели в школе на каждой двери кабинетов были представлены плакаты о физиках. Плакаты были сделаны по определенным правилам, а потом ответственная ученица сделала из плакатов книгу. Она не просто собрала и переплела плакаты, а сделала рекламу книги и провела презентацию книги в холле младшей школы.

Рисунок 4. Макет плаката для выставки.

Рисунок 5. Книга «Великие физики».
С помощью предложенного подхода реализовано 10 индивидуальных проектов. Многие коллеги стали использовать представленную идею реализации индивидуального проекта в своей работе. Данный подход в реализации индивидуального проекта не только помогает ученикам 9 классов, но и выполняет важную социальную роль: наставничество старших школьников младшим, пропедевтика сложных предметов в игровом формате, общение разновозрастных категорий обучающихся в непринужденной обстановке.
Список литературы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 4 февраля 2020 г. № 1/20 // Официальный интернет-портал Реестр примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru/ — 2022 г. -22 июня 2022.
Сведения об авторе:
Новоженова Мария Владимировна — учитель физики, высшая категория, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 100 Калининского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Author:
Novozhenova Maria Vladimirovna – the teacher of Physics, school 100, Saint-Petersburg.
Источник: videonauka.ru
Итоговый индивидуальный проект (ИИП) — 10-11 КЛ
Защита индивидуальных итоговых проектов состоится 19 -24 октября 2020 г.
Напоминаем, что на защиту требуется: проектная папка, продукт проекта, презентация, отзыв руководителя. Проект к моменту защиты должен быть реализован.
Требования к проектной работе (проектной папке):
Проектная работа должна быть построена по определенной структуре. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист; паспорт проектной работы, оглавление; введение; основная часть; заключение; библиографический список; приложения.
Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу.
После титульного листа помещается паспорт проекта, а далее оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.
Паспорт проектной работы включает:
· название проекта, указание автора проекта, имя научного руководителя;
· краткое описание проекта: цели, задачи, результат проекта (продукт)(краткое описание), реализация.
Содержание проекта
Основная часть состоит из двух разделов: теоретического и практического.
Теоретический раздел включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов.
Практический раздел — анализ экспериментальных данных, социологического опроса, описание изготовления проектируемого изделия, реализации проекта.
При проектировании важно не то, как нечто существует на самом деле, а то, как, при каких условиях (социальных, финансово-экономических и т. д.) некоторый проект (продукт) может быть реализован.
Заключение содержит основные выводы. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста.
В конце работы приводится список используемой литературы (библиографический список)
В приложении помещаются вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы, рисунки, графики, схемы и т. д., если они помогут пониманию полученных результатов.
Оформление работы
Текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата, А 4 через одинарный интервал.
Кегль шрифта основного текста работы должен быть 14 пункта, ненаклонный. Для заголовков разрешается использовать шрифты кеглем до 23 пунктов. Гарнитура шрифта — семейства Times. Междустрочный интервал – 1- 1,15; выравнивание текст по ширине листа.
Поля – верхнее- 2см, нижнее – 2см, правое – 1,5 см, левое – 3см.
Работы выполняются в текстовом редакторе «Word», объем — не более 20 страниц. Страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами. Номера страниц проставляются внизу листа по центру страницы.
Приложения, в том числе таблицы, дополнительные материалы и другое оформляются в произвольной форме, удобной для понимания и усвоения информации. Приложения нумеруются в порядке их использования. Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т. п. В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых.
Все материалы проектной работы помещаются в папку-скоросшиватель.
К работе прилагается отзыв руководителя проекта.
Этапы и примерные сроки работы над индивидуальным итоговым проектом
В структуре проектной деятельности выделяются этапы: подготовительный, основной, заключительный
1. Подготовительный этап (сентябрь): выбор темы и руководителя проекта.
2. Основной этап (октябрь-январь): изучение литературы, постановка проблемы, обоснование ее актуальности, формулировка цели, выдвижение гипотезы, составление плана действий по проверке гипотезы, создание продукта. Оформление текста проекта.
На основном этапе предусмотрены консультации с руководителем проекта.
На данном этапе (январь-февраль) для учащихся 10 классов предусмотрена защита проектной идеи (предзащита), в ходе которой обучающиеся формируют краткий отчет о работе над проектом (актуальность, цель, задачи, проектный продукт). По результатам предзащиты учащиеся могут внести изменения в проектную работу.
3. Заключительный (10 кл. апрель): защита проекта, оценивание работы.
Требования к процедуре проведения защиты итогового индивидуального проекта (ИИП)
К защите представляются:
· Текст публичного выступления
Место защиты ИИП – МБОУ г.Иркутска лицей №3.
Независимо от формы представления результата защита ИИП происходит публично:
— доклад (не более 7 минут),
-ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты.
График защиты ИИП 10 класс- апрель.
МБОУ г. Иркутска лицей №3 создаёт лицейскую аттестационную комиссию (ЛАК).
Председатель – заместитель директора по НМР, секретарь – заместитель директора по ИКТ.
Члены комиссии:заместители директора по УВР, заведующие структурными подразделениями.
На защите проекта могут присутствовать: классный руководитель, руководитель проекта, представители родительской общественности.
ЛАК оценивает уровень сформированности предметных и метапредметных компетенций обучающихся в соответствии с критериями.
Лицей организует в дополнительные сроки защиту ИИП для детей с ОВЗ, детей, отсутствовавших в основной срок защиты. Проект, получивший оценку «неудовлетворительно» (низкий уровень), возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИИП и представляет к повторной защите в дополнительные сроки.
Источник: xn--3-itbicdiab4clkl6a.xn--p1ai
Проектная деятельность в школе: что это, основные этапы
Внештатный автор, специализирующийся на написании статей о психологии, здоровом образе жизни и уходе за собой.
Узнайте про наш редакционный процесс
автор статей | Создано 22 мрт 2023
Контент-менеджер, Content Manager
Узнайте про наш экспертный совет
контент-менеджер
Школьный проект не отличается от взрослых исследований. Дети создают продукты или их модели, основываясь на собственных идеях, представлениях о мире и будущем.

Проектная деятельность даёт школьникам больше, чем кажется на первый взгляд. Создавая продукт, дети проживают процесс созидания от идеи, исследования и изучения до конечного результата. В процессе работы у детей формируются прикладные навыки и необходимые в реалиях современности гибкие адаптивные умения.
Инновация в образовании
Проектная деятельность введена в систему школьного образования относительно недавно. Впервые заговорили об индивидуальных проектах для школьников в 2012 году. А в 2020-2021 годах в школах появился новый предмет «Проектная деятельность».
Регулируется она ФГОС – федеральными государственными образовательными стандартами и образовательной программой школы.
Школьные проекты – инновация в образовании, отвечающая духу времени. Ученики в творческо-игровой форме учатся исследовать разные сферы жизни и создавать продукты, отвечающие духу времени и собственным представлениям о полезности. Задача сопровождающего педагога – научить школьников критически мыслить, ставить цели, обосновывать свою точку зрения и собирать доказательную базу. А также находить практическое применение своим идеям и смелым мечтам на благо миру и обществу.
Участники проектной деятельности
Индивидуальный проект – глубокая исследовательская работа с прикладным результатом, применимым в реальной жизни. Поэтому ребёнку самостоятельно справиться с новым и трудоёмким видом умственной деятельности трудно. Работа над ней продолжается в течение длительного времени. И дома ребёнок уделяет ей не меньше времени, чем в школе.
Кто является участником такой деятельности?
- Школьники. Авторы идеи и инициаторы её воплощения в реальный продукт.
- Учителя. Наставники и руководители, грамотно направляющие школьников. Учителя курируют организационный процесс, учат ставить цели, проверять их на действительность и прорабатывать пошаговую стратегию для их достижения.
- Родители. Рассказывают детям о практической стороне проекта, мотивируют на достижение конечного результата и поддерживают в затруднительных случаях советом и делом.
Организация процесса
Работа над индивидуальным проектом инициируется школой, поэтому в образовательной программе выделены часы для совместной работы школьников с учителями. Педагоги осуществляют поддержку в организации работы и выступают в качестве наставников.
При согласовании работы учитель проверяет её соответствие ряду критериев.
- Ученик получает задание адекватно своему возрасту, уровню эрудиции и получаемым в школе знаниям.
- Идея работы интересна ученику, а в старших классах соответствует выбранному направлению обучения и будущей специальности.
- Ученик выбрал тему самостоятельно, исходя из собственных предпочтений. Педагог-наставник мотивирует и предлагает, но не настаивает на возможной теме индивидуальной работы.
- Для выполнения индивидуального проекта есть необходимые материалы: учебники, методические и мультимедийные пособия.
- Подготовленность детей к исследовательской работе. На уроках по подготовке учитель даёт детям все необходимые для подготовки теоретические знания.
- В программу уроков по подготовке включена отработка практических навыков по целеполаганию, поиску и обработке информации, а также презентации работы.
- Руководитель проекта или педагог-наставник является экспертом в выбранной его учеником теме.
- Ученик знает обо всех доступных источниках информации и умеет ими пользоваться. В качестве источников выступают: библиотека, учебники и методические пособия, справочники, газеты и журналы по теме, интернет.
- Доступность и возможная организация других источников информации (совместные экскурсии на производства, в музеи, практические работы и эксперименты, участие в исследовательских прогулках, акциях).
Чем больше критериев совпадает, тем больше теоретической информации и практической пользы получает ученик.
Виды проектов

Разнообразие школьных предметов, будущих профессий, сфер жизни и фантазии детей определяют и безграничность выбираемых тем работы. Классифицируют их по практическому методу реализации идеи.
- Исследовательский.Процесс проходит в увлекательном исследовании выбранной темы, подборке материалов, постановке экспериментов и так далее. Результат: стенгазета, буклет или презентация с представленными выводами. Развивает кругозор и способствует углублению в выбранную сферу.
- Игровой. Геймификация – тренд современности. Игровой метод исследования включает в себя тренинговые, театральные и другие креативные способы поиска и представления информации. Например, ученик задаёт правила исследования и следует им или ведёт проект от имени популярного книжного героя. Развивает креативность и критическое мышление.
- Информационный.В отличие от исследовательского, он направлен только на сбор информации без подтверждения её экспериментальным путём. Результат: стенгазета, журнал, методичка и так далее.
- Творческий.Не имеют ограничений по выбору конечного продукта: флеш-моб, видеоролик, акция по сбору мусора и так далее.
- Предметно-ориентированный.Тема посвящена определённому предмету в учебной программе, а конечный продукт – презентация или реферат.
- Прикладной.Их результат – конкретный продукт или услуга, например, приложение для изучения английского языка или запрограммированный на уборку робот.
- Социальный.Направлены на изучение и исследование реалий жизни. Например, шефство над пенсионерами или участие в сборе благотворительных пожертвований в фонд защиты детей.
По конечному результату проекты делятся на две категории.
- Продуктовый.В процессе работы ученик создаёт что-то конкретное, что можно потрогать руками или увидеть наглядно. Это может быть картина, арт-объект, буклет, методичка, приложение, программа, робот, изобретение, технология чего-либо и так далее.
- Образовательный.У них нет цели выпустить что-то готовое. Достаточно презентации и полученных в ходе работе над ней прикладных навыков и теоретических знаний.
Ценность проектной работы
Чтобы разработать индивидуальный проект, ученик совмещает урочную и внеурочную работу. Главное – создать что-то новое, что раньше лежало в области неизвестного и неисследованного.
Для уверенной защиты проекта ученику понадобится не только теоретическая база знаний, но и практические навыки визуального представления в виде презентации.
Такой подход к работе развивает главные качества осознанного самообразования.
- Самоопределение. Исследование разных сфер жизни и научных знаний даёт ребёнку понимание «своих» областей, где он чувствует живой интерес и желание углублять свои знания.
- Самореализация.Выбор своего направления в исследовании даёт понимание своего места в жизни, что в будущем поможет с профессиональным определением.
- Самодисциплина. Планирование времени, необходимого на внеурочные занятия и организация своего рабочего места.
- Самопрезентация. Ученик защищает проект лично перед комиссией, учится аргументировано отвечать на вопросы и отстаивать свою точку зрения. Одновременно ученик получает опыт выступления перед аудиторией.
Работая над проектом, ученик получает навыки, которые понадобятся ему в будущем: в вузе или колледже, на работе или для осуществления предпринимательской деятельности.
- Ответы на вопросы. Ученик ставит перед собой вопросы и ищет ответы на них в различных источниках. Так ребёнок учится искать зерно истины в большом количестве информации и находить ответы на волнующие вопросы как в сети, так и в проверенных годами книгах, справочниках и учебниках.
- Целеполагание и суть вещей.Определить цель через выявление сути и проблематики, а также задать этой цели конкретные параметры – практический навык, который пригодится в будущем.
- Softskills или навыки, которые нельзя пощупать: планирование времени, распределение нагрузки, делегирование, способность договориться, интервьюирование и так далее.
- Профориентация.Ученики погружаются в выбранную область исследования, изучают её изнутри, что в будущем помогает понять, что подходит, а что не очень при выборе будущей профессии.
- Структурность.Это и о мышлении, и о конкретном навыке предоставлять информацию.
Этапы проектной работы

Работа над проектом – творческая задача, которую можно разбить на следующие этапы:
- тема;
- цели;
- способы достижения цели;
- средства, необходимые для осуществления исследования;
- оформление презентации;
- изготовление конечного продукта;
- защита.
Как выбрать тему
От выбора темы зависит успех работы. Тема должна отвечать следующим критериям.
- любимый предмет в школе, хобби или увлечение;
- соответствие возрасту ребёнка;
- актуальность, рассмотрение реальных проблем современности и решение важных жизненных вопросов;
- реализуемость и реалистичность.
Тема проекта должна быть интересной. Сложно создать хороший продукт, если работа идёт через силу. Когда есть право выбора, лучше взять ту тему, работа над которой принесёт радость, вызовет живой интерес.
Из темы вытекает основная проблематика и конечная цель исследовательской работы.
Как оформить презентацию
Грамотно составленные презентация и конспект обеспечат половину успеха при защите. В школах обычно не обучают работе с офисными программами. Хорошо, если учитель даст шаблон презентации. Но оформлять основную часть ребёнок будет самостоятельно.
- Введение. В этой части обосновывается его актуальность и практическая польза.
- Основная часть. В зависимости от вида работы, эта часть оформляется по-разному. Постановка вопросов и поиск ответов на них. Факты и аргументация. Теория и доказательства. Статистические данные. Методы исследования и практический результат. Этапы работы при создании продукта. И так далее.
- Заключение. Конкретный результат и обоснование его нужности на основании вышесказанного.
Яркая запоминающаяся презентация обеспечит внимание со стороны педагогов. Следуя составленной структуре проекта, необходимо заполнить слайды презентации по принципу инфографики или комикса, когда красивая тематическая картинка сопровождается ёмкой запоминающейся фразой.
Защита проекта
Для защиты ученику понадобится подготовить материал:
- конечный продукт,
- конспект;
- презентация на слайдах.
Главное правило: краткость и простота. Конспект речи необходимо сопоставить со слайдами презентации. Не лишней будет и репетиция.
Чем старше ребёнок, тем сложнее его проект. И если в начальной школе исследовательские занятия направлены на наблюдение за окружающим миром, то в средней школе это практическая работа с конкретным результатом. А в выпускных классах исследование напоминает реальный бизнес-план с цифрами и расчётами.
Такие занятия дают ученикам возможность применить теоретические знания на практике. Они готовят ребёнка к его будущему. Он не только научится искать и обрабатывать информацию, но и выйдет из школы с пониманием, что практически любую идею можно претворить в жизнь, если следовать структуре работы над ней.
Источник: www.baby.ru
