Высшие учебные заведения как образовательные учреждения относятся в соответствии с существующим законодательством к некоммерческим организациям и не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли. Вместе с тем некоммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются одним из субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Более того, в современных условиях реформирования образовательной отрасли предпринимательская и иная приносящая доход деятельность становится одним из основных источников финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с существующим законодательством Российской Федерации и уставом высшие учебные заведения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность. Разрешение на приносящую доход деятельность вуз получает у своего учредителя, утверждающего его устав, в котором указываются виды разрешенной деятельности. Для осуществления отдельных видов деятельности вуз должен предварительно получить в установленном порядке соответствующее разрешение (лицензию). Учредитель вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она наносит ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. При этом привлечение вышеуказанных дополнительных финансовых средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования.
Структура внебюджетной деятельности вуза представлена на рис. 6.2.
Рис. 6.2. Основные направления внебюджетной деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность
является одновременно одним из обязательных основных видов деятельности любого вуза, а также при должной ее организации важнейшим источником привлечения дополнительных финансовых средств, значительная часть которых может быть направлена на развитие его материально-технической базы.
Основными направлениями данного вида деятельности являются: • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договорам с хозяйствующими субъектами;
- • информационно-консультативные платные услуги гражданам, предприятиям и организациям;
- • продажа патентов и лицензий, принадлежащих вузу;
- • реализация результатов (продукции) научных и опытно-конструкторских разработок технопарков, бизнес-инкубаторов, студенческих опытно-конструкторских бюро и т.д.;
- • получение грантов российских и международных организаций на выполнение научно-исследовательских работ, проведение общественно значимых, социальных мероприятий, организацию и проведение научных и учебно-методических конференций и семинаров;
- • организация и проведение платных защит кандидатских и докторских диссертаций в диссертационных советах вуза по договорам с физическими и юридическими лицами.
В соответствии со ст. 103 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными или автономными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно- технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами). Указанные образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ и складочные капиталы таких хозяйственных партнерств вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).
Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются образовательные организации высшего образования, поступают в их самостоятельное распоряжение.
К предпринимательской и иной приносящей доход деятельности относятся следующие виды деятельности вуза:
- • торговля покупными товарами, оборудованием;
- • оказание посреднических услуг;
- • ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Реализации и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения в настоящее время не относятся к предпринимательской деятельности, поскольку одним из условий для отнесения деятельности к предпринимательской является владение и свободное распоряжение средствами, полученными от осуществления такой деятельности, остающимися после уплаты налогов.
Указанный перечень приносящей доход деятельности может быть дополнен следующими видами:
- • издательско-полиграфическая деятельность;
- • реализация продукции, работ, услуг с участием обучающихся в рамках учебно-производственной деятельности;
- • обслуживание и ремонт оборудования, транспортных средств, вычислительной техники;
- • предоставление платных услуг библиотеки;
- • организация платных оздоровительных мероприятий;
- • экскурсионное обслуживание, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- • продажа коммерческих путевок в санатории и базы отдыха вуза;
- • оказание услуг предприятиями общественного питания вуза;
- • предоставление услуг общежитиями и гостиницами вуза;
- • оборудование в студенческих общежитиях гостиничных номеров повышенной комфортности для обучающихся и т.д. Привлечение добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц практически не связано с осуществлением со стороны вуза каких-либо материальных или финансовых затрат. Однако это, безусловно, является отдельным видом деятельности вуза, эффективность которого зависит от проведения комплекса предварительных организационных мероприятий.
Доход от данного вида внебюджетной деятельности формируется за счет:
- • поступления целевых средств от Попечительского совета вуза (факультета) на развитие материально-технической базы, совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса, развитие социальной инфраструктуры вуза;
- • привлечения целевых взносов физических и юридических лиц на создание и оснащение именных аудиторий и лабораторий;
- • добровольных пожертвований выпускников, представителей бизнеса, поступления денежных средств от благотворительных фондов и т.д.
Платные образовательные услуги в настоящее время являются для большинства государственных вузов основным источником поступления дохода от внебюджетной деятельности. В соответствии со ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
В высших учебных заведениях реализация платных образовательных услуг осуществляется в системе непрерывного профессионального образования по определенным направлениям (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Структура платных образовательных услуг государственного вуза
Довузовская подготовка осуществляется, как правило, центрами профориентационной работы и довузовской подготовки, являющимися структурными подразделениями вуза, и включает:
- • подготовительные курсы (дневные, вечерние, заочные) к поступлению в вуз в соответствии с программами вступительных экзаменов в вузы и спецификацией тестов ЕГЭ;
- • углубленную подготовку малыми группами к сдаче ЕГЭ, подготовку к олимпиадам, восполнение пробелов знаний по отдельным предметам школьной программы;
- • экспресс-курсы для выпускников базовых техникумов, поступающих на ускоренную форму обучения, и лиц, желающих получить второе высшее образование;
- • преподавание спецкурсов в профильных классах общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов. Обучение на подготовительных отделениях граждан, проходящих
- (или проходивших и уволенных в запас) в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета и, следовательно, к внебюджетной деятельности не относится.
Реализация основных профессиональных образовательных программ является наиболее распространенным видом платных образовательных услуг в вузе. Наряду с реализацией программ высшего профессионального образования вузы, имеющие в своей структуре колледжи, училища и техникумы, вправе оказывать платные образовательные услуги по реализации программ начального и среднего профессионального образования.
Реализация основных профессиональных образовательных программ включает:
- • обучение по специальностям и направлениям подготовки по договорам с физическими (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения (очная, заочная, очно-заочная, ускоренная формы);
- • получение гражданами второго высшего образования;
- • организацию параллельного обучения студентов, желающих получить вторую специальность.
В процессе реализации основных профессиональных образовательных программ обучающимся по их желанию могут быть оказаны следующие дополнительные платные услуги:
- • изучение специальных курсов и циклов дисциплин, не предусмотренных соответствующими образовательными программами федеральных и государственных образовательных стандартов;
- • изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
- • платные курсы по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов;
- • обучение в платной аспирантуре и докторантуре по договорам с физическими лицами;
- • обучение в аспирантуре и докторантуре граждан иностранных государств.
Реализация программ дополнительного профессионального образования осуществляется на базе соответствующих структурных подразделений вуза (институтов дополнительного профессионального образования, центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки, региональных или межрегиональных учебных центров и т.д.). Реализация программ дополнительного профессионального образования является одним из целевых показателей эффективности работы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Как правило, реализуемые образовательные программы разделяются на два вида: повышение квалификации и профессиональная переподготовка на базе образовательных программ специальностей и направлений подготовки вуза. Одним из перспективных направлений является предоставление студентам возможности получить на платной основе сопряженные с основной специальностью дополнительные квалификации на различных курсах, отделениях второй профессии и т.д., которые позволяют существенно повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В рамках данного направления деятельности осуществляется профессиональная подготовка по рабочим специальностям, в том числе водителей.
Установлению оптимальной цены на отдельные виды платных образовательных услуг должен предшествовать комплекс маркетинговых исследований, в частности:
- • анализ динамики и структуры затрат на предоставление образовательной услуги;
- • мониторинг цен на аналогичные услуги, оказываемые образовательными учреждениями в регионе;
- • определение факторов и степени их влияния на цену образовательной услуги;
- • определение ценовой конкурентоспособности вуза;
- • выбор ценовой стратегии вуза;
- • выбор методики определения цены за услугу;
- • определение минимального, максимального и оптимального уровня цены за образовательную услугу.
Контрольные вопросы
- 1. Какие официальные документы регламентируют размер заработной платы преподавателей и учебно-вспомогательного персонала вуза?
- 2. С какой целью вводится «эффективный контракт»?
- 3. Для достижения каких целей предназначена система материального стимулирования работников вуза?
- 4. На основе каких принципов осуществляется построение системы материального стимулирования?
- 5. Из каких источников формируется фонд материального стимулирования работников вуза, факультета?
- 6. На какие цели используется фонд материального стимулирования факультета, кафедры?
- 7. Какими основными нормативными документами регламентируется внебюджетная деятельность вуза?
- 8. Какими локальными нормативными актами должна регламентироваться внебюджетная деятельность вуза?
- 9. Каковы цели осуществления внебюджетной деятельности в вузе?
- 10. Каковы особенности предпринимательской деятельности вуза?
- 11. По каким основным направлениям осуществляется внебюджетная деятельность вуза?
Практическое задание
- 1. Сформулируйте и обоснуйте критерии оценки работы учебновспомогательного персонала кафедры.
- 2. Составьте перечень нарушений трудовой дисциплины, за которые может быть применено снижение или лишение премий и надбавок.
Источник: studref.com
Соц стипендия и ип
У меня есть социальная стипендия в ВУЗе, я хочу открыть ип. Есть ли основания аннулировать соц. стипендию?
Ответы на вопрос (1):
03.09.2019, 08:39,
г. Нарьян-Мар
Здравствуйте. Отвечу вопросом на вопрос. Как Ваша предпринимательская деятельность связана с получением образования? Ответ — НИКАК!
Пока Ваше ИП не будет приносить доход позволяющий Вам выйти из категории лиц имеющих право на социальные льготы, это не взаимосвязанные процессы.
Главное чтоб работа не мешала учебе.
Учитывается ли социальная стипендия в доход семьи при повторном оформлении справки на социальную стипендию?
Учитывается ли социальная стипендия в доход семьи при повторном оформлении справки на социальную стипендию?
(органы соц. защиты спрашивают доходы родителей за последние 3 месяца и доход соц. стипендии за последние 3 месяца).
Ведь я хочу взять справку, чтобы получать эту соц. стипендию.
Колледж не выплачивает половину социальной стипендии из-за моего отличной успеваемости: миф или реальность?
Такая ситуация мой колледж не выплачивает мне половину социальной стипендии, аргументируют это все тем что я хорошистка, и так академическую стипендию получаю, и то что в обязательном порядке соц. стипендия выплачивается детям сиротам и детям инвалидам, остальным платят по наличию у колледжа средств, но насколько я знаю, то что выплачивает стипендию социальная защита.
Соц. стипендия по причине-малообеспеченная семья.
Учитываются ли социальная стипендия и академическая в доходах при получении социальной стипендии?
При получении социальной стипендии какие учитываются доходы (дали справку с места учебы, там в среднемесячный доход включили и социальную стипендию и академическую) Является ли моим доходом социальная стипендия?
Существуют ли стипендии для ветеранов БД в техникумах?
Стипендия ветеранам БД.учусь в техникуме. Очно. в соц защите говорят ветеранам стипендий нет. Знаю раньше была. И по телевизору все красиво говорят про стипендии ветеранам. Разъясните-есть стипендии ветеранам или нет.
Почему вуз отказывает в выплате социальной стипендии: финансирование или академический прогресс?
Я студентка вуза. У меня имеется одна тройка по предмету и поэтому я не получаю академическую стипендию. Также я получаю социальную стипендию, но из-за задолжности мне приостановили её выдачу. Недавно я закрыла задолжность и мне сказали, что со следующего месяца мне возобновят выдачу социальной стипендии.
Но мне в следующем месяце я её не получила и пошла узнавать причину по которой мне не пришла социальная стипендия. И мне объяснили, что вуз не может выплачивать социальную стипендию в связи с плохим финансированием. Поэтому соц. стипендию будет получать только тот, кто получает академическую стипендию. Имеет ли право вуз не платить соц. стипендию?
Разве соц. стипендию платит не государство? Ведь это помощь государства малообеспеченным семьям, к коей категории я отношусь.
Основные факторы, учитываемые при оформлении социальной стипендии
Меня интересует вопрос какие доходы при оформлении соц. стипендии будут учитываться, дело в том что в прошлом семестре учебы социальная стипендия была в размере 10 тысяч, и если она считает как семейный доход то тогда социальную стипендию не оформляют?
Вопрос о выплате задним числом социальной стипендии в ВУЗе для студентов с ограниченными возможностями
Я обучаюсь в ВУЗе на очном бюджетном отделении и мне, как малоимущей, органами соц. защиты была назначена социальная стипендия с 1 июля, справка была подана в ВУЗ 28 июля. При подаче мне было заявлено, что социальную стипендию я буду получать только с сентября, так как «некому подписывать приказ».
В законе сказано, что стипендия назначается с даты подачи документов о назначении стипендии в ВУЗ. Скажите, мне будут произведены выплаты за летние месяцы задним числом или только с сентября?
Инвалид второй группы вступает в ассистентуру: будет ли ей полагаться социальная стипендия?
Я-инвалид второй группы с детства. Училась в государственном вузе на бюджете и получала там две стипендии: социальную и академическую. В этом году я поступила в ассистентуру — стажировку на бюджет в этот же вуз. У меня вощник вопрос: а будет ли мне полагаться социальная стипендия или в случае с послевузовским образованием это неактуально? Академическую стипендию ассистенты получают же.
Возможно ли получить социальную стипендию, если доход превышает прожиточный минимум?
Вопрос по социальной стипендии. Год назад получила назначение на социальную стипендию и получала деньги от университета и материальную помощь. Таким образом, теперь спустя год хочу повторно подать на социальную стипендию, но из-за этих выплат у меня доход превышает прожиточный минимум. Будут ли учитываться сейчас соц. стипендия. По сути как раз за счёт этой стипендии я и выживаю.
Может ли РУСЗН учесть выплаты из бухгалтерии вуза в доход семьи для социальных стипендий?
Когда я беру справку из бухгалтерии своего вуза для социальной стипендии, мне выписывают там выплаты: академическая стипендия, социальная стипендия, материальная помощь, а также выплата правкома (т.к. я состою в базе нуждающихся студентов). Имеют ли могут ли в РУСЗН включить это в доход семьи? И можно просить бухгалтерию выписывать только академическую стипендию, которую я получаю?
Источник: www.9111.ru
Как открыть коммерческое высшее учебное заведение
В последнее время платное образование представляет собой хорошую альтернативу бесплатному. Диплом коммерческого учебного заведения котируется ничуть не ниже, чем диплом государственного ВУЗа. Количество подобных институтов и университетов растет с каждым годом. Но, несмотря на это, спрос на образовательные услуги до сих пор не удовлетворен полностью. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что бизнес в сфере образования требует внушительных капиталовложений и сопряжен с большим количеством рисков.
Предпринимателю, который планирует открывать коммерческое высшее учебное заведение, необходимо будет решать большое количество проблем: начиная с поиска подходящего помещения, которое бы соответствовало всем установленным требованиям, и заканчивая получением лицензии, государственной аккредитации и поиском квалифицированных педагогов.
Очевидно, что успех любого университета или института, независимо от того, является он частным или государственным, напрямую зависит от его репутации. Она же, в свою очередь, определяется качеством образовательных услуг, уровнем профессионализма сотрудников, отзывами выпускников и работодателей.
Тем не менее, несмотря на все сложности, темпы роста этого сектора остаются достаточно высокими. По прогнозам аналитиков, в течение ближайших пяти лет рынок образовательных услуг будет увеличиваться на 20% в год. Хотя в сфере высшего образования картина не столь благоприятная.
По данным Высшей школы экономики, набор на коммерческие места в текущем году снизился по сравнению с прошлым годом на 3,5%. Меньше всего абитуриентов было у вузов, обучение в которых стоит от 70 до 100 тысяч рублей в год. А вот сектор дешевого (ниже 55 тысяч рублей в год) и дорогого (свыше 100 тысяч рублей в год) образования кризис практически не затронул.
На сегодняшний день в России существует свыше тысячи аккредитованных государством высших учебных заведений. Менее половины их них – частные. Но специалисты надеются, что в ближайшие несколько лет ситуация несколько улучшится.
Открыть свой бизнес , связанный с оказанием услуг в сфере образования (школа, курсы, учебный центр, колледж, высшее учебное заведение) может либо юридическое лицо, либо физическое лицо, которое имеет статус индивидуального предпринимателя. При этом такие организационно-правовые формы, как ООО, ОА О или ЗАО, до регистрации не допускаются.
Больше всего сил и времени уйдет на получение специальной лицензии, без которой учебное заведение не может заниматься образовательной деятельностью. Ее оформление обойдется в несколько десятков тысяч рублей. Точная стоимость зависит от вида открываемого учебного заведения, срока оформления разрешения и от того, будете ли вы заниматься всеми вопросами самостоятельно или обратитесь за помощью в посредническую фирму.
По закону лицензия на образовательную деятельность выдается в заявительном порядке. Для ее оформления необходимо предоставить полный пакет документов, включая сведения об укомплектованности штатов, предполагаемой численности студентов, данные о зданиях и помещениях, которые будут использоваться для образовательного процесса. Точный список необходимых документов и порядок их оформления можно уточнить в Управлении лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Сама по себе лицензия дает право на обучение. Однако чтобы выдаваемые коммерческим вузом документы высоко котировались среди выпускников и работодателей, университет или институт должен иметь государственную аккредитацию. Она дает право учебному заведению выдавать дипломы государственного образца. Только такие документы признаются в государственных учреждениях.
Кроме того, вуз с аккредитацией имеет право предоставлять своим студентам отсрочку от армии на период обучения. Это один из главных факторов, которыми руководствуются молодые люди при выборе учреждения для получения высшего образования. Лицензию и аккредитацию необходимо продлевать каждые пять лет.
Многие коммерческие вузы не утруждают себя оформлением лицензий, работая с нарушением закона. У них нет штатных преподавателей, отсутствует надлежащее компьютерное оборудование, нет информационно-методического обеспечения и площадей, которые бы соответствовали требованиям. Они обучают по одной-двум специальностям и базируются на территории школ или даже детских садов.
Однако долго просуществовать таким заведениям не удастся. Министерство образования и науки регулярно проводит проверки российских вузов. Если вдруг университет или институт не соответствует установленным требованиям, на него накладываются штрафы. Даже при наличии лицензии недобросовестный вуз может ее лишиться в любой момент.
Преподаватели, которые работают в коммерческих университетах и институтах, зачастую оформляются на работу в качестве индивидуальных предпринимателей. Получать отдельные лицензии для этого им не нужно. С одной стороны подобная форма работы выгодна для владельца учебного заведения, но не очень удобна для самих педагогов, многие из которых предпочитают работать сразу в нескольких учебных заведениях по совместительству. Поэтому доля штатных сотрудников в частных вузах редко превышает 15%. И это свидетельствует не в пользу коммерческого образования, так как велика вероятность того, что преподаватель, который ведет тот или иной курс, может уйти, не дочитав его до конца.
Кроме того, найти, действительно, талантливых преподавателей – большая проблема даже для крупных городов. Как правило, такие специалисты уже давно работают. Для того чтобы переманить их к себе, недостаточно предложить хорошую заработную плату. Репутация и имя заведения имеет для них не меньшее значение.
Имейте также в виду, что количество педагогов с ученой степенью в вашем вузе должно составлять не менее 60% от общего педагогического состава. Но на практике эта цифра редко превышает 30%. Также в штате вашего образовательного учреждения должно быть минимум два сотрудника с докторской степенью.
Еще на этапе составления бизнес-плана стоит задуматься о том, какие образовательные программы вы будете использовать. Это еще один критерий оценки учреждения выпускниками и их родителями, помимо наличия лицензии, аккредитации, квалификации преподавателей и соответствия университета всем требованиям. Используемая образовательная программа указывается в приложении к лицензии.
Другая проблема, кроме оформления всех необходимых документов, заключается в поиске подходящего помещения. Оно должно быть достаточно просторным по площади (как правило, частные вузы располагаются в отдельно стоящих зданиях). Все кабинеты, в которых проводятся занятия, оборудуются необходимой мебелью, техникой, методическими материалами.
Желательно, чтобы у университета или института была своя столовая. Она может находиться и за пределами вуза. А вот собственная библиотека с научной, учебной и учебно-методической литературой должна быть обязательно.
Не помешают и оборудованные компьютерные и лингафонные кабинеты, лаборатории, спортзал, а в идеале еще и студенческая база отдыха. Конечно, все это потребует немалых средств. Тем не менее, эти затраты на создание хороших условий для учебы помогут быстрее окупить все вложения, так как косвенно свидетельствуют о надежности учебного заведения.
Специализация коммерческих вузов зависит, как правило, от спроса на рынке. В последнее время особенно востребовано высшее образование в области юриспруденции, экономики и психологии. Поэтому большинство негосударственных университетов обучают своих студентов этим дисциплинам. Согласно статистическим данным, такие образовательные учреждения оканчивают 35% всех юристов, 47% экономистов и 18% психологов. Хотя, если судить объективно, спрос на этих специалистов уже давно не соответствует предложению.
Более дальновидные вузы вводят специальности, которых пока нет в большинстве государственных учреждений. Например, сейчас все больше популярности набирает обучение в области интернет-маркетинга. Это редкая и востребованная специализация. Редкая, в основном, потому, что специалистов, которые могли бы вести такой курс, в нашей стране очень мало.
Раньше имело большое значение, какой вуз окончил кандидат на ту или иную вакансию. Еще несколько лет назад предпочтение отдавалось выпускникам государственных высших учебных заведений с «красным» дипломом. Теперь же на диплом соискателя редко кто обращает внимание. На первый план вышли наличие опыта работы, знания иностранных языков, личные качества и достижения потенциального сотрудника. Поэтому многие негосударственные вузы предоставляют своим студентам возможность приобрести опыт работы еще во время учебы.
Одни вузы организуют собственные консалтинговые агентства и службы, где работают не только опытные профессионалы, но и сами учащиеся. Другие предоставляют возможность для стажировки за рубежом или договариваются с компаниями о прохождении практики с перспективой дальнейшего трудоустройства. Третьи открывают свои центры занятости для студентов четвертого-пятого курсов. К сожалению, все эти варианты больше подходят для крупных городов.
Сумма, в которую обойдется получение высшего образования, зависит от вуза, специальности, формы обучения и города, где находится коммерческое учебное заведение. В целом, после кризиса наблюдается тенденция снижения расценок на платное образование. Средняя стоимость обучения в крупных городах нашей страны составляет 55-60 тысяч рублей в год.
Со всеми студентами в обязательном порядке заключаются договоры, в которых подробно прописываются правила оплаты. Может взиматься либо вся сумма единовременно за полный период обучения, либо частями за каждый семестр или учебный год. Большинство коммерческих вузов предпочитает последний вариант. Обратите внимание: если в вашем договоре не предусматривается последующее повышение стоимости обучения, а указывается фиксированная цена за семестр или год, то изменить эту сумму в течение указанного периода вы не сможете.
В этом году был принят законопроект, который регламентирует порядок бюджетного финансирования негосударственных вузов. Это означает, что частные университеты и институты смогут принимать студентов на бюджетные места, но лишь по определенным направлениям: «Естественные науки», «Образование и педагогика», «Сфера обслуживания», «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление». Количество мест тоже ограничено: обучаться бесплатно в коммерческом высшем учебном заведении смогут менее 500 тысяч человек по всей стране.
Практически все учебные заведения проводят так называемые дни открытых дверей два раза в год – весной и осенью. Информация об этих мероприятиях размещается на официальных сайтах и информационных стендах вузов, в специализированных и рекламных изданиях, в школах и колледжах. Это самый лучший способ привлечь внимание абитуриентов и их родителей.
На дне открытых дверей раздаются рекламные буклеты, продаются методические материалы. Перед аудиторией выступает сам ректор учебного заведения, который отвечает на вопросы будущих студентов. В течение года коммерческие вузы размещают рекламу в печатных изданиях, на радио и телевидении, в транспорте и в интернете. Кстати, последний способ считается одним из самых эффективных для привлечения внимания молодых людей. Практически каждый вуз имеет собственный сайт и группы в социальных сетях.
Точную сумму открытия коммерческого университета или института назвать невозможно. Минимальный стартовый капитал составляет от 6 миллионов рублей. Сюда входит оформление всех необходимых документов, аренда помещений, покупка мебели, техники, оборудования, учебно-методических материалов. Срок окупаемости такого вида бизнеса составляет около трех лет.
Другое направление, которое требует меньше вложений, приносит больше прибыли и быстрее окупается, связано с использованием только дистанционной формы обучения. В этом случае тоже придется позаботиться о получении лицензии и государственной аккредитации. Зато можно сэкономить на аренде помещения и других расходах.
Взаимодействие студентов с преподавателями осуществляется через сайт, методические и учебные материалы рассылаются в электронном виде. Даже контрольные работы, семинары и экзамены выполняются и сдаются дистанционно. Присутствие студента может потребоваться только при сдаче государственных экзаменов и при получении диплома.
Источник: www.openbusiness.ru