1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2021 N 277-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
Отчет у СМП (СОНО) 44-ФЗ
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или все заявки были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи преимущество и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи и такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в течение не более чем десять рабочих дней, а если такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января 2023 года, не более чем семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
(часть 8 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.05.2017 N 83-ФЗ, от 01.07.2021 N 277-ФЗ)
Ответственность за нарушение ст. 30
Иные последствия нарушения ст. 30
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | Поступление в органы ФАС России, иные контрольные органы информации о нарушении | Проведение внеплановой проверки ФАС России, иных контрольных органов | ч. 3 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ |
Неразмещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций | Поступление в органы ФАС России, иные контрольные органы информации о нарушении | Проведение внеплановой проверки ФАС России, иных контрольных органов | ч. 3 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ |
Размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | Поступление в органы ФАС России, иные контрольные органы информации о нарушении | Проведение внеплановой проверки ФАС России, иных контрольных органов | ч. 3 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ |
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | Подача жалобы на действия заказчика или поступление в органы ФАС России, иные контрольные органы информации о нарушении | Проведение внеплановой проверки ФАС России, иных контрольных органов | ч. 3 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ |
Почем штрафуют (практика контролеров)?
Штраф за несвоевременный отчет о закупках у СМП
Официальные разъяснения:
Даже если все закупки осуществлены путем заключения контракта с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93, отчет у СМП нужно разместить. В графах отчета в таком случае указываются нулевые показатели.
По мнению Минфина, при подготовке отчета о закупках у СМП за 2018 год нужно учитывать несостоявшиеся закупки, так как с 01.01.2019 года вступают в силу новые положения ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
Комментарии к ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ:
- С 01.07.2019 г. вступают в силу изменения в части закупок у СМП, а также другие важные изменения, внесенные законом об упрощении закупок № 71-ФЗ от 01.05.19 г.
- Проблемы с отчетом СМП за 2018 год при формировании в ЕИС.
- Отчет СМП составляется по «понятиям» , а не по установленным в законном порядке правилам.
- В закупках для СМП и СОНКО с 09.09.2017 штрафы нужно устанавливать по новым правилам ( постановление Правительства от 30.08.2017 № 1042 ).
- О том, как рассчитывать объем закупок, осуществленных у СМП , спорные разъяснения Минэкономразвития, читайте в специальной статье.
- Вносить ли изменения в план-график , если преимущества для СМП не были указаны при формировании позиции, а закупку решили проводить для СМП?
- Отсутствие в реестре МСП — повод для отклонения ?
- С 03.08.2018 СМП — лица, включенные в реестр СМП .
- Закупки у СМП — преимущества или ограничения ?
- Можно ли в одной закупке установить преимущества и для СМП и для инвалидов ?
- Если закупка среди СМП и СОНКО не состоялась и контракт заключен по п. 25 ч. 1 ст. 93, в каком размере устанавливать штраф ?
Кофе-пауза: красота Мексики с высоты птичьего полета
Видео снято русской парой, которая ездит по миру, делает путеводители и ведет блог о своих путешествиях.
2 комментариев. Оставить новый
Добрый день , подскажите пожалуйста, мы маленький детский сад и в течении года не заключали контракты у СМП, все договора на питание до 100 тыс. рублей были заключены у единственного поставщика. Годовая отчетность у нас по СМП будет нулевой. Скажите пожалуйста обязательно мы должны проводить торги в течении года у СМП и будет ли это нарушением, что отчёт у нас нулевой? За ранее благодарны
Роман Янушко
Здравствуйте, Юлия.
Если Вы все закупаете у единственных поставщиков, то проводить закупки у СМП Вы не обязаны в силу ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. Согласно этой части в совокупный годовой объем закупок не включаются закупки у единственного поставщика. Аналогичные разъяснения были даны в Письме Минэкономразвития России от 11.03.2016 N ОГ-Д28-3640. Но нужно иметь ввиду, что нельзя дробить закупки искусственно.
Такие действия могут быть признаны нарушением закона.
Источник: 44-fz-zakupki.ru
Как происходят закупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ и 223-ФЗ
В статье разберем, что такое СМП и СОНКО и какие у них есть преимущества.
Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО).
СМП — это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 установлены конкретные критерии, по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, показатели дохода за год, конкретная численность работников для средних и малых предприятий.
СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) — это лица, созданные в определенных формах (например, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества, и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ .
Годовой объем закупок у СМП по ст. 30 44-ФЗ должен составлять не менее 15 %, так же как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:
- проведением торгов (открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы,двухэтапные конкурсы, запросы котировок и предложений), участниками которых могут быть только СМП и СОНО;
- требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, если говорить о первом способе, то следует помнить, что начальная цена контракта должна быть не более 20 млн рублей.
Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это общее число денежных средств, выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. Необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем? В этом случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде. Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:
- для принятия решения о создании контрактной службы;
- для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций ( при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
- для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у единственного поставщика; в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить с помощью проведения запроса котировок.
223-ФЗ при закупках у СМП
Как и Закон о контрактной системе, 223-ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 , торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:
- тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
- закупка, в которой участвуют только субъекты малого предпринимательства;
- тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.
Необходимо знать, что в размере 18% устанавливается годовой объем закупок у них.
Источник: bidexpert.ru
Отчет об объеме закупок у СМП / СОНО в 2023 году (за 2022 год) по 44-ФЗ
Подробная пошаговая инструкция с пояснениями, чтобы заполнить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в 2023 году (за 2022 год) согласно Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.
Срок сдачи отчета: до 1 апреля!
Раздел 2. Информация об объеме закупок у СМП и СОНО
Наименование показателя
Как заполнить отчет для СМП и СОНО
(все позиции заполняются без учета закупок, которые составляют государственную тайну)
1.
Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ)
Это объем финансового обеспечения, подлежащего оплате в указанном финансовом году, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года (пункт 16, статья 3, 44-ФЗ).
Это объем платежей за отчетный год, в т.ч. для:
1.контрактов, которые заключены в отчетном году и полностью оплачены;
2.контрактов, которые заключены до отчетного года, в части оплаты в отчетном году;.
3.контрактов, которые заключены в отчетном году и будут исполняться в последующие годы, в части оплаты в отчетном году.
* если в плане-графике 2022 года стоит сумма финансового обеспечения на 2023 год, то ее НЕ учитывать.
* если в плане-графике 2021 года стоит сумма финансового обеспечения на 2022 год, то ее учитывать.
2.
Общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных ч.1.1. ст.30, в т.ч.
часть 1.1 статья 30, 44-ФЗ
Формула расчета:
для обеспечения обороны страны и безопасности государства
услуг по предоставлению кредитов
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
часть 1 статья 93, 44-ФЗ
Исключение: контракты, заключенные по п.25 части 1 статьи 93, 44-ФЗ (по результатам несостоявшегося определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей)
работ в области использования атомной энергии
если применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
3.
Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) за вычетом закупок по ч.1 ст.30, 44-ФЗ
Формула расчета: Это будет тот объем закупок, от которого нужно рассчитать объем закупок у СМП и СОНО.
4.
Объем закупок, который заказчик обязан осуществить у СМП и СОНО (не менее чем 15 % )
Расчетный объем закупок:
5.
Объем закупок по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для СМП и СОНО в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.30
Сумма контрактов, которые:
1. были заключены с СМП и СОНО;
2. в извещении стояло ограничение, что могут участвовать только СМП и СОНО;
3. сумма контрактов, которая должна быть оплачена в отчетном году;
4. учитываются контракты по п.25 ст.93, если выполняются все предыдущие условия.
6.
Объем привлечения субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНО, если в извещениях было установлено требование к поставщику, не являющемуся СМП или СОНО
Суммы денежных средств, подлежащих оплате СМП и СОНО, если в контракте победители должны были привлечь СМП и СОНО в качестве субподрядчиков, при условиях:
1. в извещении указана обязанность, что победители должны привлечь к исполнению СМП и СОНО;
2. сумма подлежит оплате в отчетном году, даже если контракт заключен до начала финансового года;
3. учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков из числа СМП и СОНО, но не более объема, установленного условиями контракта.
7.
Объем закупок у СМП и СОНО
Формула расчета:
8.
Доля закупок, которые заказчик осуществил у СМП и СОНО
Формула расчета:
9.
Сумма начальных (максимальных) цен контрактов с участием СМП и СОНО, по результатам проведения которых контракт не заключен
Если проведены процедуры с участием СМП и СОНО, но контракты не заключены.
Рассчитать объем закупок у СМП / СОНО, чтобы заполнить отчет, можно с помощью калькулятора объема закупок у СМП / СОНО.
Скачать программы для работы с 44-ФЗ:
Расчет НМЦК по охране (44-ФЗ)» (согласно разделу 2 Приказа Росгвардии №45);
Расчет и обоснование НМЦК (начальной максимальной цены контракта);
Расчет пени по 44-ФЗ;
Расчет сроков проведения торгов и др.
Ответы на частые вопросы при заполнении отчета:
Вопрос: Учитывается ли кредиторская задолженность при расчете СГОЗ?
Ответ: Нужно смотреть сроки, когда должна быть оплачена кредиторская задолженность:
1) Кредиторская задолженность прошлого года: если она просрочена и должна быть оплачена в прошлом году — не учитывается, если она плановая и должна быть оплачена в текущем году — учитывается.
2) Кредиторская задолженность, которая образовалась в отчетном году и перешла на следующий год: если она просрочена и должна быть оплачена в отчетном году — учитывается, если она должна быть оплачена в следующем году по плану-графику и условиями контракта — не учитывается.
Вопрос: Если контракт расторгнут или изменен, какая сумма учитывается в СГОЗ?
Ответ: Учитывается сумма контракта с учетом изменений и расторжений.
Например, Вам выделили 700 тыс.рублей. Вы заключили 2 контракта на 200 и 500 тыс.руб. Из второго контракта выбрали товаров на 350 тыс.рублей и расторгли на 150 тыс.рублей. Куда потом были направлены 150 тыс.рублей? Здесь возможны следующие варианты:
1) Заключить третий контракт на сумму 150 тыс.руб. При этом СГОЗ не изменился. И вы не можете заключить контрактов на сумму больше СГОЗ. Получаем СГОЗ 700тыс.руб., сумма заключенных контрактов тоже 700 тыс.руб.
2) Сумма в 150 тыс.руб. перешла на следующий год. Значит на эту сумму вы заключите контракт в следующем году и исполните его. Это будет СГОЗ следующего года. Значит в этом году 150 тыс.рублей не учитывать, так как будет дублирование сведений. Получаем СГОЗ 550 тыс.руб.
3) Если деньги забрали в бюджет. В этом случае уменьшились лимиты обязательств на 150 тыс.рублей. СГОЗ будет равен 550 тыс.рублей.
В заключении
Основные положения Федерального закона №44-ФЗ можно посмотреть на курсе «44-ФЗ: кратко о главном простыми словами». Блочная система построения информации помогает легко находить ответы на интересующие вопросы. В материалах только та информация, на которую нужно обратить внимание. Для уточнения информации в материалах есть ссылки на статьи закона.
P.S.
Внимание! Инструкция каждый год обновляется с учетом изменений.
Поэтому в комментариях возможны обоснования применения законодательства, которые действовали для заполнения отчетов прошлых лет.
Скачать программы для работы с 44-ФЗ:
Расчет НМЦК по охране (44-ФЗ)» (согласно разделу 2 Приказа Росгвардии №45);
Расчет и обоснование НМЦК (начальной максимальной цены контракта);
Расчет пени по 44-ФЗ;
Расчет сроков проведения торгов и др.
Калькуляторы по 44-ФЗ
- Калькулятор НДС
- Калькулятор НМЦК (начальной максимальной цены контракта)
- Калькулятор НМЦК для охраны
- Калькулятор цены контракта по итогам электронного аукциона или конкурса
- Калькулятор обеспечения заявки и исполнения контракта по 44-ФЗ
- Калькулятор штрафов за неисполнение контракта по 44-ФЗ
- Калькулятор неустойки (пени) для 44-ФЗ
- Калькулятор объема закупок у СМП / СОНО для отчета по 44-ФЗ
- Калькулятор сроков электронного аукциона по 44-фз
Источник: intmag24.ru