а) непредставление достоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица;
б) ликвидация юридического лица при наличии непогашенной задолженности перед бюджетом;
в) представление недостоверных сведений о документе, удостоверяющем личность.
За 2020 год Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан, которая является регистрирующим органом на территории Республики Башкортостан, рассмотрено более 1500 материалов дел об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, по которым вынесены постановления о назначении руководителям юридических лиц наказания в виде штрафа.
При этом следует отметить, что контроль за достоверностью содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений реализуется регистрирующим органом преимущественно посредством оповещения представителей юридических лиц о необходимости актуализации информации в отношении организации. Привлечение должностного лица организации к административной ответственности является крайней мерой, вызванной бездействием со стороны руководителей и участников юридических лиц.
Рассматривая вопрос об административной ответственности руководителей юридических лиц за нарушение порядка государственной регистрации, необходимо отметить и такие возможные негативные последствия как дисквалификация должностного лица, предусмотренная ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
За 2020 год регистрирующим органом составлено и направлено на рассмотрение в мировой суд более 260 протоколов об административном правонарушении, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ.
Уменьшены штрафы для бизнеса. Важные изменения в КоАП РФ
Наиболее частыми причинами привлечения к ответственности являются халатное отношение к управлению юридическим лицом. Необходимо понимать, что «самоустранение» руководителя юридического лица от контроля за организацией не снимает с него ряд обязанностей, установленных действующим законодательством, а нарушение их исполнения в свою очередь может повлечь предусмотренную ответственность.
Названные выше меры направлены на пресечение деятельности недобросовестных участников гражданско-правовых отношений, использующих возможность по созданию юридических лиц исключительно с целью незаконного обогащения за счет контрагентов, полагающихся на достоверность сведений государственных реестров.
Главный совет, который можно дать всем добросовестным предпринимателям в данной ситуации, это не допускать пренебрежительного отношения к управлению своей организацией и своевременно представлять достоверные сведения, предусмотренные законом.
В свою очередь Федеральной налоговой службой на официальном сайте www.nalog.gov.ru реализуются и регулярно дополняются сервисы, направленные на формирование открытого и доступного бизнеса на территории Российской Федерации. Информация, размещаемая на сайте, может быть использована как для проверки своих деловых партнеров, так и для обеспечения стабильного положения собственной организации.
Межрайонная ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан
Источник: gpbaimak.ru
Административная ответственность юридических лиц
Административная ответственность юридических лиц часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях административной ответственности юридических лиц, формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.
При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц
К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица — в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.
Получается, что для наступления административной ответственности юридического лица необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.
Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.
Особенности административной ответственности юридических лиц
Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.
Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица:
— При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.
— При разделении виновной организации на 2 или более новых административная ответственность юридического лица будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе. То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением.
— В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр. лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.
— Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.
Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.
Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц.
Какие правонарушения административного плана наказуемы
Административная ответственность юридического лица, как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.
Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют
Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.
Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлечении административной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.
Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.
Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.
Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц
Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, — это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо. Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.
Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.
К должностным лицам применяют штрафы (штраф — это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность. При этом штрафы — это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже. Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.
Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.
Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц, перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями. Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр. лицам избежать крупных штрафов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
КоАП РФ Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц
1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.
6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 — 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 — 6 настоящей статьи.
9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.
Справочник охранника
- Профессия — Охранник
- Квалификационный экзамен охранника 2023
- Периодическая проверка охранника 2023
- Законодательство
- Правовая подготовка охранника
- Огневая подготовка охранника
- Тактико-специальная подготовка охранника
- Специальные средства в охранной деятельности
- Оказание первой помощи пострадавшим
- Гражданское оружие
- Руководителю ЧОП и СБ
Источник: www.webohrannik.ru
Новый КоАП РФ: к чему готовиться организациям, ИП и бухгалтерам
На днях Минюст опубликовал новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях, которая пересматривает существующие наказания для ИП, организаций и их должностных лиц за допускаемые нарушения в различных сферах регулирования. В настоящее время проект КоАП РФ размещен на портале проектов НПА для общественного обсуждения. Ряд будущих норм уже вызвал резкую критику общественности, и сейчас вокруг документа ведутся нешуточные споры. Вместе с тем, как показывает практика, большинство законопроектов, предлагаемых к принятию правительством, все же становится законами.
Рассказываем о новых штрафах для бизнеса, которые могут начать действовать уже с 1 января 2021 года. Готовьтесь.
Плюсы нового КоАП РФ
Главным преимуществом новой редакции КоАП РФ является то, что ее статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.
Так, в самостоятельные статьи выделены такие нарушения, как несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление работникам средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, непроведение СОУТ, сокрытие несчастных случаев и т.д.
Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчетности в Росстат.
При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения. Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьей. Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.
По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:
- для граждан — 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей),
- для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн рублей),
- для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн рублей),
- для организаций — 500 000 рублей (сейчас – 60 млн рублей).
Если какой-либо статьей минимальный штраф будет установлен в указанных размерах, суд будет вправе уменьшить штраф даже ниже установленного КоАП минимума.
Несомненным плюсом новой редакции КоАП является закрепленное в ней правило о том, что не допускается одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и ее должностных лиц (ст. 2.10 КоАП РФ). По общему правилу за совершаемые нарушения наказываться будут преимущественно должностные лица организаций, а не сами организации.
В частности, за то же «зарплатное рабство» будут штрафовать только руководителей организаций, а не как в настоящее время – руководителей и сами организации (сейчас для юрлиц предусмотрен штраф до 50 000 рублей).
Одновременное назначение штрафов должностным лицам и организациям предусматривается только по некоторым составам правонарушений.
Также к плюсам новой редакции стоит отнести заметное смягчение нормы о таком наказании, как административное приостановление деятельности. В новом кодексе этот вид наказания будет носить наименование «административный запрет деятельности», а предельный срок его назначения будет сокращен с 90 до 30 суток.
Рассмотрим подробнее статьи КоАП в новой редакции, по которым ИП, организации и их должностные лица привлекаются к ответственности чаще всего. Не рассматриваем некоторые штрафы, например за грубое нарушение требований бухучета или непредставление сведений об открытии и закрытии банковского счета, которые останутся без изменений.
Штрафы в новом КоАП РФ для организаций и ИП
Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности (ст. 29.29 КоАП РФ)
Пожалуй, самое значительное увеличение штрафов в сфере налогообложения и бухучета касается несдачи обязательного экземпляра годовой бухотчетности.
По новым правилам, нарушение сроков сдачи годовой бухотчетности повлечет наложение штрафа на должностных лиц (бухгалтеров) в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.
Если организация вообще не сдаст бухотчетность, ее должностных лиц оштрафуют на сумму от 80 000 до 100 000 рублей, а саму организацию – на сумму от 200 000 до 300 000 рублей. Если организация не сдаст бухотчетность, которая подлежит обязательному аудиту, штрафы для ее должностных лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, а для самой организации — от 1 млн до 1,5 млн рублей.
Таким образом, штрафы за бухотчетность будут повышены в несколько тысяч раз.
Напомним, в настоящее время в КоАП РФ отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за несдачу обязательного экземпляра годовой бухотчетности. За несдачу баланса должностные лица организации несут ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сами же организации несут ответственность в виде штрафа в размере 400 рублей.
Неприменение контрольно-кассовой техники (ст. 29.31 КоАП РФ)
Повышаются штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение штрафы не изменятся. Они составят от ¼ до ½ размера суммы расчета, но не менее 10 000 рублей — для должностных лиц и ИП и от ¾ до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей — для организаций.
Но за повторное неприменение ККТ, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более, штрафы будут увеличены. Повторное неприменение ККТ повлечет наложение административного штрафа на ИП в размере от 400 000 до 500 000 рублей, а на организации — от 3 млн до 5 млн рублей (сейчас – приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 29.20 КоАП РФ)
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей.
Сейчас это нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей.
Непредставление и несвоевременное представление налоговой отчетности (ст. 29.21 КоАП РФ)
Увеличатся административные штрафы и за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчета по страховым взносам.
По новым правилам данное нарушение повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).
Непредставление СЗВ-ТД (ч. 2 ст. 8.1 КоАП РФ)
В новом КоАП РФ будут установлены штрафы за несдачу отчетности по форме СЗВ-ТД.
Неоднократное непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД в целях формирования электронных трудовых книжек повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и ИП в размере от 300 до 500 рублей. Организациям за то же нарушение будет назначаться штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.
Непредставление документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)
Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объеме повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).
Невыплата зарплаты (ст. 8.2 КоАП РФ)
Невыплата или неполная выплата зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а также выплата зарплаты в размере ниже МРОТ повлечет наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 20 000 рублей (сейчас — от 5 000 до 20 000 рублей). Штрафы для ИП составят от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, штрафы по большей части сохранятся на действующем уровне.
Вместе с тем будут введены повышенные штрафы за невыплату зарплаты двум и более сотрудникам. Несвоевременная выплата зарплаты или других выплат двум и более работникам повлечет наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Для ИП штрафы составят от 10 000 до 30 000 рублей, а для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.
«Зарплатное рабство» (ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ)
Воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену банка, в который переводится его заработная плата, будет наказываться предупреждением или наложением штрафа на ИП и должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Штрафы для организаций упраздняются.
Напомним, сейчас за то же нарушение штраф для ИП доходит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, а для организаций — до 50 000 рублей.
Нарушение работодателем продолжительности рабочего времени сотрудников (ст. 8.3 КоАП РФ)
За данное нарушение штрафы будут повышены. Нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени сотрудников или непредоставление им отдыха повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на организации — от 30 000 до 70 000 рублей.
Сейчас за такое нарушение могут привлечь по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает для должностных лиц и ИП штрафы в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.
Несдача статистической отчетности в Росстат (ст. 34.11 КоАП РФ)
За данное нарушение новая редакция КоАП предусматривает существенное снижение штрафов. Сейчас за непредставление первичных статистических данных в Росстат должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – на сумму от 20 000 до 70 000 рублей.
По новым правилам это же нарушение повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на ИП — от 3 000 до 5 000 рублей, на организации — от 5 000 до 10 000 рублей.
Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)
Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас — от 300 до 500 рублей).
Несдача расчета по форме 4-ФСС (ст. 29.27 КоАП РФ)
Нарушение сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС (4-ФСС) будет грозить должностным лицам административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Напомним, сейчас за то же нарушение должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, по большей части по сравнению с действующим КоАП РФ размеры штрафов за нарушения, допускаемые в сфере налогообложения, бухучета и трудового права, будут увеличены. Но есть и исключения.
Источник: buh.ru