Использование механизма государственно частного партнерства для финансирования бизнеса в рф

Карагодина, Н. С. Использование механизма государственно-частного партнерства / Н. С. Карагодина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98471/ (дата обращения: 26.05.2023).

В написанной работе изучаются следующие немаловажные вопросы, которые касаются государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении, такие как стратегическая цель здравоохранения в России, доступность и поддержка здравоохранения при помощи ГЧП. Государственно-частное партнерство может с целью оптимизирования устранить вопрос дефицита средств в бюджетных организациях здравоохранения страны. Выделенные средства внесли бы мощный подкорм больницам.

Во многих системах материально-техническая база выполняет одну из главных функций. Так же и в системе здравоохранения. Присутствует и износ модернизации сферы здравоохранения.

Создание инновационных, новаторских и технических ресурсов поможет устранить тот самый износ, а также улучшить объекты медицины в России. Определенные выгоды государственно-частное партнерство ставит перед собой в данной сфере.

Возможности государственно-частного партнерства (ГЧП) (Анна Батуева, ВЭБ.РФ) #shorts

Выгодное вложение с частной стороны помогает также приумножить свои средства. В том, чтобы улучшить состояние медицинских учреждений, в первую очередь заинтересовано государство. Именно поэтому ГЧП играет важную роль в данном вопросе.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, государство, бюджет, инновации, качество, медицинская помощь.

The article examines the strategic goal of healthcare development in the Russian Federation — improving the quality and increasing the availability of medical care. Since the country’s budget has been in deficit in recent years, which causes a lack of financial resources that could be used to improve the efficiency of medical services, therefore, in order to optimize expenditures, the state should use the mechanism of public-private partnership. The material and technical base of the country’s healthcare system mainly has a significant level of moral and physical deterioration, which determines the further continuation of the process of modernization of the industry.

The improvement of facilities is possible due to the introduction and use of innovative, highly technical resources. Public-private partnership represents a number of benefits for both parties. The state is interested in improving the quality of medical services, and the private sector, in turn, has the opportunity to invest profitably and multiply them.

Keyword: public-private partnership, healthcare, state, budget, innovation, quality, medical care.

Сфера здравоохранения в России является одной из самых актуальных, где требуются немаловажные изменения в финансовых вопросах и не только. Улучшение медицинских услуг, которые постоянно предоставляются населению, ровняется снижению смертей в каждом субъекте, а также ровняется повышению самочувствия граждан и уровня жизни населения.

Возможности для финансирования проектов Smartcity через механизм государственно-частного партнерства

Чтобы снизить нагрузку в сфере экономики и финансов России, правительство принимает нужное решение — внедрение государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. Усовершенствование данной сферы за счет вложений государственно-частного партнерства поможет добиться внедрению и использованию новейших технологий, машин и оборудования, в следствии чего и возникновению высококлассных и многопрофильных учреждений.

Влияние государственно-частного партнерства в здравоохранении: недостатки и преимущества

Существует множество понятий что же такое государственно-частное партнерство. Можно объединить основу и сказать, что государственно-частным партнерством является одна из сфер социальной отрасли, где взаимодействует государство и частное предпринимательство. Та часть, которая активно участвует в финансовых вопросах (частное партнерство, бизнес), принимает участие не только в разработке объектов или их улучшений, но и в применении и обслуживании после всех внедрений новаторских технологий.

Законодательство Российской Федерации регулирует механизмы формы государственно-частного партнерства в таких нормативно-правовых актах как ФЗ № 115 [1], ФЗ № 224 [2] и другие нормативно-правовые акты.

В государственно-частном партнерстве существует не мало направлений, и одной из них является вербование личных фирм, которые в управлении и используется для улучшения работы муниципальных зданий [3]. Из-за первой цели медицинские учреждения переносятся в личное управление фирмам.

Для поддержания здоровья населения в сфере здравоохранения, ГЧП внедряет систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Граждане могут бесплатно прикрепляться к медицинским организациям, а также получать высококвалифицированную помощь от специалистов разных направленностей [4].

Одним из отягощающих факторов является отсутствие таких компаний либо организаций, где обеспечивался сбор отходов, непосредственно утилизация и переработка отходов, которые собираются в специализированных учреждениях (больницах, клиниках). В некоторых субъектах это практикуется. Но было бы гораздо лучше, если такая практика была в каждом субъекте России. Государственно-частному партнерству стоит обратить внимание на данную проблему и принять к сведению и осуществлению.

Не только причины, которые оказывают положительное воздействие существуют в нашей стране. Поэтому и причины, оказывающие негативное влияние стоит упомянуть в данной статье. На торможение развития механизма государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения влияют такие причины как низкий уровень организации законодательства, отсутствующий опыт реализации проектов ГЧП, невысокий уровень конкуренции в предоставляемых медицинских услугах [5].

Более значимой реакции на потребность клиентов (пациентов) влияет перекладывание ответственности за интенсивное развитие сферы здравоохранения локальному звену, что проявляет необходимость инноваций. На рынке медицинских услуг и оборудования очень важно прозрачное местное налогообложение [6,7].

Материально-техническую базу России можно подтянуть при помощи реализации ГЧП (в частности, его механизма) и использованием вложенных частных финансов [8].

Заключение

Государственно-частное партнерство играет важную роль в сфере здравоохранения страны. На фоне разбора данной темы, выделяют главные задачи. К таковым относят огромный дефицит финансовых вложений, отсутствие высококвалифицированных (квалифицированных) сотрудников, износ материально-технической базы, отсутствие новаторских машин, оборудования в больницах.

Во время внедрения в сферу здравоохранения механизма государственно-частного партнерства, выгоду выносит не только государство, но и частный бизнес. Когда завершается строительство тех или иных объектов, в дальнейшем пользовании частное партнерство принимает участие в жизни учреждении, а также техническом обслуживании.

К положительным чертам реализации механизма ГЧП в здравоохранении относят реализация объемных проектов, увеличение спроса на медицинские услуги, небольшая модернизация учреждений. А следовательно, и повышение услуг, предоставляемых населению.

Государственно-частное партнерство считается одним из ведущих инструментов заслуги размеренного становления российского здравоохранения.

  1. ФЗ № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 14.01.2022).
  2. ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 13.01.2022).
  3. Гласова Е. С. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в России // Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. № 2 (4). С. 11–13.
  4. Лабуз Д. И. Применение механизма использования государственно-частного партнерства в здравоохранении // В сборнике: Актуальные проблемы управления: теория и практика материалы Международной научно-практической заочной конференции. Тверской государственный университет. 2015. С. 5–14.
  5. Мишон А. С. О целесообразности использования государственно-частного партнерства в качестве инструмента совершенствования управления здравоохранением // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1. С.126–129.
  6. Нечаев В. С., Прокинова А. Н. Вопросы развития государственно-частного партнерства в здравоохранении России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. № 3. С. 6–7.
  7. Пушная Д. В., Булгакова Л. Н. Финансовый механизм развития государственно-частного партнерства здравоохранении // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 4 (86).С 18.
  8. Позднякова С. В., Какушкина М. А. О развитии государственно-частного партнерства в здравоохранении // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2016. № 5. С. 183–195.
Читайте также:  Как получить кредит для бизнеса в сбере

Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, сфера здравоохранения, Россия, здравоохранение, материально-техническая база, учреждение, частное партнерство.

Источник: moluch.ru

Использование механизма государственно частного партнерства для финансирования бизнеса в рф

В статье рассмотрен финансовый механизм реализации проектов государственно-частного партнерства в зависимости от источников финансирования. Изучены основные способы финансирования ГЧП-проектов в зарубежных странах: государственное, корпоративное, проектное, форфейтинг. Отмечены преимущества и недостатки использования данных способов финансирования.

Также исследованы модели финансирования на основе преобладания того или иного способа с указанием их практического применения. Представлена типичная финансовая модель организации ГЧП в мире, а также модель ГЧП с финансовым лидерством. Проанализирована стоимость проектов ГЧП по странам Европы. Отмечены особенности финансирования ГЧП проектов и отрасли преимущественного финансирования ГЧП-проектов в зарубежных странах и России. На основе проведенного исследования авторами сделан вывод о возможности использования в России зарубежного опыта финансирования ГЧП-проектов.

государственно-частное партнерство
механизм финансирования
государственное финансирование
корпоративное финансирование
проектное финансирование
форфейтинг
модель финансирования

1. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство в России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html.

2. Бюджетное управление Конгресса США: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cbo.gov/?index=320text=

2) средства государственных предприятий и учреждений;

3) средства отечественного частного сектора экономики;

4) средства общественных и некоммерческих структур;

5) кредитные ресурсы финансово-кредитных учреждений;

6) эмиссия ценных бумаг совместных предприятий; средства зарубежных государственных и частных инвесторов;

7) средства физических лиц и другие (международные финансовые организации).

В зависимости от указанных источников ГЧП-проектах определяются схемы финансирования, преобладающие из которых являются: бюджетная и кредитная.

В результате формируются следующие механизмы финансирования:

1) кредитный (привлечение заемных средств);

2) смешанный (привлечение собственных средств двух или более партнеров);

3) гибридный (сочетание собственных и заемными средств) [5].

Механизмы финансирования проектов в сфере ГЧП реализуются через разнообразные способы финансирования, самыми распространенными из которых являются корпоративное финансирование, государственное финансирование, проектное финансирование, а также форфейтинг. Выбор того или иного типа финансирования зависит от многих факторов, которые учитываются в самом начале процесса ГЧП [10].

Более подробно рассмотрим такой механизм, как форфейтинг – это своеобразная форма кредитования экспортеров, продавцов при продаже товаров, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях, финансирование торговли путем учета векселей без права регресса. При этом покупатель векселя принимает на себя весь риск неплатежа импортера.

Форфейтинг (форфейтирование) является формой трансформации коммерческого кредита в банковский. Несмотря на то, что получив с начала 60-х гг. XX в. широкое распространение во внешней торговле, форфейтирование может быть использовано для осуществления торговых сделок внутри страны. Сущность форфейтинга: покупатель (инвестор), не обладающий в момент заключения контракта необходимой суммой финансовых средств для оплаты приобретаемого крупного объекта сделки, выписывает продавцу комплект векселей, общая стоимость которых равна стоимости продаваемого объекта с учетом процентов за отсрочку платежа. Сроки платежей по векселям равномерно распределены по времени, каждый вексель выписывается на полгода (может быть увеличен и до года) [8].

С точки зрения привлечения финансовых институтов типичная схема организации государственно-частного партнерства, сложившаяся в мировой практике, выглядит следующим образом (рис. 1) [5].

mois1.tif

Рис. 1. Типичная финансовая модель организации ГЧП в мире

Некоторые пояснение к представленной модели финансирования: исполнительные органы от лица государства, как правило, подписывают контракт с консорциумом частного сектора, для чего создается СПК – специальная проектная (управляющая) компания (special purpose vehicle, SPV). На SPV возлагается ответственность за предоставление общественных услуг, включая проектирование, строительство, ремонт и обслуживание активов. Также СПК помимо контракта с органами власти заключает два дополнительных контракта: контракт на строительство и контракт на ремонт и обслуживание. Группа компаний частного сектора формируется обычно из нескольких частных инвесторов.

Каждый из участников группы может выступать в качестве инвестора в уставный капитал. Наряду с тем, что банк может иметь долю акций СПК, он также может участвовать в предоставлении кредита компании. Банк также может заключать прямые соглашения с властями и с субконтракторами, дающие ему право вмешиваться в ведение проекта в случае дефолта.

Еще одна распространенная схема ГЧП – это так называемая модель ГЧП с финансовым лидерством (Financier-led mode, FLM), в рамках которой ведущую роль в управлении SPV играют инвестиционные банки (рис. 2).

mois2.tif

Рис. 2. Модель ГЧП с финансовым лидерством

В представленной модели ГЧП банк отвечает за процесс участия в тендере, может предоставлять кредит специальной проектной компании, а также отвечает за мониторинг исполнения условий контракта. В данном случае банк является связующим звеном (он заключает контракты со сторонами, ответственными за строительство, ремонт и обслуживание, а также за создание консорциума). Банку принадлежат почти все акции SPV, он принимает решение об условиях, на которых будут работать другие участники, отвечает за андеррайтинг выпусков ценных бумаг и за другие элементы контракта [5].

По финансовым моделям, представленных на рис. 1 и 2, можно отметить следующее: ГЧП включает широкий спектр договорных отношений между государственным и частным сектором в области предоставления общественной инфраструктуры и услуг. Несмотря на то, что большее внимание уделяется первичному соглашению между государственным органом и частной проектной компанией, ГЧП фактически включает в себя договорные отношения между многими различными игроками и заинтересованными лицами. Все участники финансовых отношений государственно-частного партнерства, как правило, объединяются в 5 групп:

1) специальная проектная компания, обеспечивающая возможность совместной работы множества различных сторон и способствующая распределению и диверсификации рисков и потребностей в финансировании между несколькими сторонами;

2) государство – т.к. государственно-частное партнерство представляет собой партнерство между государственным (правительство) и частным сектором, и, следовательно, твердая приверженность со стороны государства является ключом к успеху ГЧП [3];

3) финансисты: в двух представленных выше моделях финансирования через описанные способы финансирования структура капитала характеризуется как сочетание долговых и долевых инструментов, которые используются для финансирования ГЧП-проекта [10]. Долевое финансирование, как правило, предоставляется частными спонсорами в обмен на долю собственности в СПК. Остальное финансирование обычно, хотя и не всегда, предоставляется с помощью проектного финансирования. когда применяется проектное финансирование, СПК заимствует средства и погашает долг из денежных потоков, генерирующихся проектом [3]. Систематизация зарубежного опыта особенностей финансирования проектов ГЧП представлена в таблице.

В дополнение к представленному материалу таблицы считаем необходимым отметить также инновационные методы финансирования ГЧП-проектов в рамках существующих форм. Так, в США (с 1995 г. в соответствии с Законом о национальной системе шоссейных дорог США) в целях предоставления кредитов или иной кредитной помощи для реализации транспортных проектов муниципалитетов были созданы государственные инфраструктурные банки (ГИБ).

ГИБ могут выдавать облигации, обеспеченные капиталом банка и платежами по погашению кредитов из пула местных заемщиков, а не одного муниципалитета-заемщика (способствует снижению риска для инвесторов). ГИБ также предлагают механизмы кредитного усиления: кредитные гарантии, позволяющие частным спонсорам занимать деньги по более низким процентным ставкам, и гранты. Однако, ГИБ не могут использовать федеральные средства, внесенные в банки в качестве грантов. Государство, за счет использования ГИБ, может обойти свои собственные конституционные или законодательные лимиты долга, особенно если долг обеспечен только платой за пользование объектами инфраструктуры или иными доходами от сборов с пользователей, а не налогами [2].

Читайте также:  Как развить сетевой бизнес

Особенности финансирования ГЧП-проектов в зарубежных странах [1, 5]

Характеристика финансирования ГЧП-проектов

Определяющую роль в ГЧП США играет государство, лидерство которого является важнейшим фактором для ГЧП, как на стадии одобрения проекта, так и в процессе его выполнения. Государственный контроль выступает в форме регулирования платы за проезд по платным дорогам, нормы возврата инвестиций, надзора за управлением и эксплуатацией и др. Также важную роль в ГЧП США играют государственные корпорации – предприятия, создаваемые правительством, а также органами власти штатов и муниципалитетов на коммерческой или некоммерческой основе. Собственником корпораций является государство или муниципальный орган власти. Вопросами формирования и развития ГЧП в США ведают министерства экономики, финансов, обороны

В Канаде достаточно активно ГЧП реализуется в первую очередь на региональном уровне. Государство организует свою регулирующую деятельность в сфере партнерства с частным бизнесом в трех основных направлениях: 1) вырабатывает стратегию и принципы, на которых действуют отношения бизнеса с обществом в целом и с публичной властью; 2) оно формирует институциональную среду для разработки и реализации партнерских проектов; 3) непосредственно занимается организацией и управлением государственно-частным партнерством, разрабатывает формы, методы и механизмы. Основным признаком ГЧП является участие в публично-частной кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости.

За реализацию проектов государственно-частного партнерства отвечает Министерство финансов Канады, а также Центр государственно-частного партнерства (Центр ГЧП).

В Германии оплату услуг между государством и частным сектором осуществляют государственные/федеральные/ муниципальные органы власти (при концессии оплата услуг проводится третьей стороной). Вопросами формирования и реализацией ГЧП-проектов ведают: на федеральном уровне – Федеральное министерство финансов, на региональном уровне – Региональное министерство финансов; на муниципальном уровне – органы управления муниципалитетом. Применяются 2 модели финансирования: проектное финансирование (без использования гарантии со стороны общественного сектора) и форфейтинг (предполагает использование гарантий со стороны общественного сектора).

Организацией и управлением проектов ГЧП во Франции занимается Центр развития ГЧП, являющийся структурным подразделением Министерства финансов. Основные формы ГЧП: концессия, контрактный договор, договор аренды (лизинг). ГЧП-проекты реализуются в сфере энергетики, водоснабжения, транспортной инфраструктуры (преобладает), социальной сфере. 95 % проектов реализуется на местном уровне. Основные виды финансирования ГЧП-проектов: государственное финансирование, частное финансирование.

Основной формой заключения ГЧП-контрактов в Великобритании является «частная финансовая инициатива», при которой частная фирма получает от государства в лице ведомства, органа местного самоуправления или иного государственного института заказ на предоставление, создание или восстановление основных фондов (например, строительство больницы или школы, ремонт станции метро), а также долгосрочных услуг по эксплуатации (на 25-50 лет). При Минфине Великобритании в целях обеспечения поступательного развития инфраструктурных проектов и привлечения дополнительного финансирования был создан «Центр финансирования инфраструктуры». Приоритетным способом финансирования ГЧП-проектов является проектный способ.

Если рассматривать по отраслям, то преимущественное финансирование в развитых странах (Австрия, Дания, Австралия, Израиль, Финляндия, Испания, Португалия, Бельгия, Греция, Южная Корея, Ирландия, Сингапур) получают ГЧП-проекты, связанные со строительством и реконструкцией автодорог. На втором месте с весьма значительным отрывом следуют отрасли здравоохранения, образования, водоснабжение и канализация.

В странах с переходной экономикой (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния, Украина, страны Балтии) преимущественное финансируются ГЧП-проекты для развития транспортной инфраструктуры: строительство и реконструкция автодорог, портов, железных дорог, мостов и тоннелей, легкого наземного метро и аэропортов.

В России ГЧП стало применяться сравнительно недавно и используется при строительстве дорог, аэропортов, систем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения. Планируется реализация проектов ГЧП в сфере культуры, социальной инфраструктуры и др. [1].

Неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках капитала и ужесточение законодательства в области банковской деятельности в Европе существенно усложнили и видоизменили структуру финансирования проектов государственно-частного партнерства. Так, докризисный рост рынка ГЧП в мире происходил на фоне относительно дешевых заемных средств: в 2006–2007 гг. их доля достигала 90 % и выше. На сегодняшний день государственно-частное партнерство вынуждено развиваться в условиях резко истощившихся денежных ресурсов (рис. 3) [5]. В представленном нами обзоре зарубежного опыта можно отметить, что в странах Европы преобладающим видом является проектное финансирование, в США и Канаде – государственное и корпоративное.

mois3.tif

Рис. 3. Итоговая стоимость проектов по странам Европы в млн. евро; проекты

Как можно заметить из обзора зарубежного опыта, особенности финансирования и организации ГЧП Канады имеют ряд сходств с российской системой, в частности – организация ГЧП на региональном уровне.

Во-первых, это связано с перераспределением финансовых потоков в пользу этих более глубоких звеньев общественной структуры и отдаленных северных территорий (в этом аспекте Канада достаточно близка по своим природно-климатическим условиям к России).

Во-вторых, подобная децентрализация области действия партнерских отношений способствует расширению круга лиц и организаций, прямо заинтересованных в разработке и реализации соответствующих программ. В целом усиливается воздействие гражданского общества на организацию государством публично-правовых отношений и эффективную реализацию публичных интересов.

Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №14–12–13029).

Источник: applied-research.ru

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ

Гордеева А.Ю. 1 , Савельева О.Е. 1
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В связи с развитием российской экономики возрастают общественные потребности и соответственно возрастают недостаточность возможностей государственного (бюджетного) финансирования и в то же время имеются крупные инвестиционные проекты, реализация которых вследствие их масштабности и коммунальной значимости не могут быть реализованы с помощью только частного бизнеса.

За последние годы существенно ухудшилось состояние основных фондов ЖКХ. В связи с этим, в качестве одного из важнейших механизмов привлечения частного капитала для решения проблем в жилищно–коммунальном хозяйстве все чаще рассматриваются государственно-частное партнерство – некий симбиоз государства и бизнеса.

В самом широком понимании государственно-частное партнерство рассматривается как любое возможное взаимодействие бизнеса, органов власти и общества. На практике же гораздо чаще применяется более узкий подход, когда ГЧП понимается как равноправное взаимовыгодное сотрудничество между государством и частным бизнесом в процессе обустройства общественной инфраструктуры и предоставления публичных услуг при условии разделения рисков и ответственности.

При всем многообразии моделей и механизмов ГЧП, существуют некоторые особенности, которые позволяют рассматривать партнерство как самостоятельный юридический термин.

В зарубежной практике существует положительный опыт реализации проектов ГЧП при решении глобальных социально-экономических задач. Данная практика позволяет сделать вывод, что основным различием в проектах, выступает количество обязательств, которые берут на себя партнеры.

ГЧП имеет широкий спектр различных форм:контракты,арендные и лизинговые отношения, концессия (концессионное соглашение, соглашение о разделе продукции (СРП)), государственно-частные предприятия, особые экономические зоны.

Выбор одной из многочисленных моделей ГЧП производится в зависимости от того, в каких сферах реализуется соглашение. Если рассматривать мировой опыт реализации партнерских проектов, то можно констатировать, что в конкретных отраслях определенные модели имеют наибольшую эффективность. При выборе формы ГЧП в первую очередь рассматривается экономическая целесообразность, в частности:

Читайте также:  Что необходимо для успеха в бизнесе экономика

— свобода договорного регулирования (отсутствие типовых форм договоров);

— повышение привлекательности для кредиторов (отсутствие ограничений в отношении некоторых инструментов обеспечения);

— возможность эффективного регулирования конкурсных процедур на региональном уровне.

В России государство и частные партнеры часто допускают просчеты в эффективности использования проектов ГЧП в сферах жилищно-коммунального хозяйства. Часто возникает вопрос с удорожанием проектов по сравнению с первоначальной стоимостью. Одним из наиболее важных моментов в ГЧП является распределение возможных рисков между сторонами партнерства, с которыми сталкиваются участники проектов в процессе реализации проекта.

Проанализировав преимущества и риски при выборе формы ГЧП, можно сделать вывод, что в современных российских реалиях оптимальной формой государственно-частного партнерства следует признать концессию в виде создания вертикально-интегрированных структур, деятельность которых находилась бы под жестким контролем государства.

Изучив зарубежный и российский опыт применения ГЧП, можно сделать вывод, что в России не в полной мере реализуется механизм привлечения инвестиций частного сектора при взаимодействии с государством, которое способно оказывать финансовую помощь и готово принять на себя часть рисков. Для более эффективного использования ГЧП необходим более профессиональный подход к отбору форм финансирования и реализации проектов.

Существует ряд недостатков, препятствующих развитию ГЧП в регионах: отсутствие квалифицированно подготовленных проектов; недостаточная квалификация кадров; предпочтение модели использования бюджетного финансирования; отсутствие на местах координации в деятельности министерств и ведомств, отвечающих за соответствующие инвестиционные проекты; разнобой в разработке нормативно-правовых актов по ГЧП.

С целью преодоления перечисленных проблем в составе ОГМУ целесообразно создавать специальные агентства по подготовке, запуску и управлению проектами ГЧП (региональные центры ГЧП).

Представители органов власти рассматривают ГЧП как партнерство государства и бизнеса на определенных условиях в течение определенного периода времени с разделением рисков и объединением ресурсов с целью реализации конкретных проектов. На данном этапе ГЧП является одним из наиболее перспективных направлений в области инвестиционной политики региона. Из существующих механизмов ГЧП в части финансирования в области используются Федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд. В качестве правовой основы использованы инвестиционные соглашения.

Обязательным условием партнерства является необходимость совпадения интересов у обоих партнеров и результат их совместной работы наиболее эффективно решить стоящую перед ними задачу.

Таким образом, можно утверждать, что заключенный договор ГЧП является конечной юридической формой согласования интересов (инвестиционный, концессионный, договор о создании особой экономической зоны и т.п.). Этот договор должен иметь четкую и прозрачную законодательную базу и безусловную судебную защиту.

Каждый участник проекта вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны частного бизнеса наиболее важное место в проекте состоит в привлечении финансовых ресурсов, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству. При этом обычно внедряются более эффективные методы работы, совершенствуются техника и технологии, возникают новые формы организации производства, создаются новые предприятия, в том числе с привлеченным капиталом из зарубежных стран.

Со стороны государства, положительным моментом является то, что в ГЧП оно приобретает возможность соблюдать общественные интересы, вести контроль над исполнением проектов, при этом финансовые риски распределяются в сторону частного бизнеса.

Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в итоге выигрывает общество как потребитель более качественных услуг.

Таким образом, можно выделить следующие ключевые принципы понимания термина ГЧП:

ГЧП предполагает официальные отношения договоренности между государственными и частными участниками экономического процесса, которые фиксируются нормативно-правовыми документами и регламентами, в частности в них должны быть отражены институциональные основы его реализации;

Органы государственного и муниципального управления (ОГМУ) рассматриваются не только несущими регулятивную функцию, но и равноправными участниками инвестирования крупных проектов совместно с представителями частного капитала;

Проекты государственно-частного партнерства, прежде всего, реализуют общественные интересы, формируемые на основе общегосударственных общественно полезных целей;

ГЧП присущ характер совместных действий, когда государство и частный инвестор совместно привлекают ресурсы, принимают решения в процессе финансирования и управления проектом.

Предмет государственно – частного партнерства – государственная или муниципальная собственность или сфера государственной ответственности. Частный бизнес в рамках партнерства как бы « нанимается государством» на условиях распределения рисков, разделения затрат и вознаграждения для исполнения тех полномочий, которые закреплены за органами государственной и муниципальной власти.

Многие специалисты разделяют государственно-частное и частно-государственное партнерство. Во втором случае проекты базируются уже на частной собственности, и все связанные с этими проектами программы госпомощи, такие как льготное кредитование, субсидирование и другие, нужно рассматривать именно как ЧГП.

В сегодняшней России бизнес склонен любой проект, в котором задействовано государство, считать ГЧП, предъявляя к государству слишком высокие требования. Впрочем, и государство, зачастую, рассматривает бизнес в качестве ключевого партнера, который должен взять на себя большую часть рисков и обязательств. Однако, это распределение, по мнению экспертов, должно проводиться по принципу передачи рисков и обязательств тем, кто умеет наиболее эффективно ими управлять.

Смысл ГЧП как раз и заключается в достижении синергетического эффект от партнерства. И если основным преимуществом бизнеса является обеспечение существенной экономии бюджетных средств за счет большей эффективности их использования, то государство может гарантировать возвратность инвестиций на достаточно продолжительный срок, что делает его привлекательным партнером даже при меньших показателях прибыльности проектов.

Государство при всех условиях остается субъектом публично-правовых отношений. Это обстоятельство оказывается ключевым и для гражданско-правовых отношений, в которые государство как суверен не может выступать в качестве рядового субъекта гражданского права. Именно поэтому нельзя ставить вопрос об изначальном равноправии государственного и частного партнеров в проектах ГЧП. Такое равноправие наступает только тогда, на основе суверенных прав государства в соглашении о ГЧП определены условия и особенности реализации гражданско-правовых отношений. Иными словами, государство как суверен становиться особым субъектом гражданского права.

Это выражается, во-первых, в том, что государство само определяет правовые рамки, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданско-правовых отношений; во-вторых, оно сохраняет властные функции, даже вступив на началах равенства сторон в указанные отношения, так как может принимать административные акты, это равенство игнорирующее.

В соответствии с этим проекты ГЧП представляют собой совершенно особую модель взаимодействия интересов и правовых основ партеров. Во-первых, государство является носителем общественно значимых интересов и целей. Во-вторых, оно заинтересованно как в эффективности общих результатов проекта ГЧП, так и в достижении собственного коммерческого эффекта. С другой стороны частный партнер преследует цель максимизации прибыли. Поэтому обоих партнеров будет интересовать вопрос и возможных рисках и о разделении прав и ответственности между сторонами.

Таким образом, ГЧП выгодно и частным компаниям, которые извлекают доход от инвестиций, и государству, поскольку проекты ГЧП имеют значительный социальный эффект одновременной экономии бюджетных средств и направлены на реализацию общественных интересов.

Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство в России// Право и экономика. – 2013. — №8. ISSN 0869-7671

Сучкова В.А. Государственно-частное партнерство в коммунальной сфере в условиях кризиса// Корпоративный юрист. – 2009. — №5.

Телегин В.А. Отработка механизма привлечения инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры региона // Вестник университета, № 6, 2010. ISSN 2073-9338

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин