Американский мультипликатор, отец Микки Мауса, кролика Освальда, Дональда Дака и еще более 200 персонажей, которых любят все дети мира – Уолт Елиас Дисней.Корни успеха Диснея — в его силе воли, бешеной отваге и упорстве. Он не сдавался, даже когда поражение казалось неизбежным. Он верил в свои идеи и принимал разумные решения. Дисней рано научился не доверять суждению других.
Власть Диснея была неразрывно связана с его огромным самоуважением, которое позволяло ему идти против мнения экспертов. Его произведения не всегда приносили успех, но если успех приходил, то был просто оглушительным.
С детства маленький Уолт рисовал. Свои первые 25 центов он заработал за рисунок — точную копию соседской лошади. Образование получил в Канзас-Сити и Чикагской академии искусств. Некоторое время работал художником в рекламной компании в Канзас-Сити.
В августе 1923 года Уолт Дисней уехал в Голливуд, не имея ничего, кроме нескольких рисунков, одного готового анимационно-игрового фильма и 40 долларов в кармане. У его брата, Роя Оливера Диснея, было 250 долларов и море энтузиазма. Они объединили свои ресурсы, взяли в долг еще 500 долларов и соорудили подиум для кинокамеры в гараже своего дяди.
История успеха Уолта Диснея
Так в 1923 году в Калифорнии открылась первая студия Диснея — «Disney Brothers Cartoon Studio», которая несколько раз меняла название, пока не закрепилось окончательное — «The Walt Disney Company».Вскоре братья получили из Нью-Йорка первый заказ на серию короткометражных мультфильмов и начали свою продюсерскую деятельность. Два человека умудрились выполнять функции директора, актера, звукооператора, сценариста и музыкального редактора. Через год Дисней представил свой первый трюковый фильм «День Алисы на море».
Уолт, заинтересовавшись мультипликационными картинами Макса Флейшера, увидел, что тот применяет весьма интересный прием: совмещение мультипликации с реальными съемками. Т.е. — мультипликационный герой как бы попадает в реальный мир. Но Дисней не стал копировать новаторское решение Флейшера.
Он сделал все немного по-другому — он ввёл реального героя в мультипликационный мир, что намного сложнее. Всего Дисней снял 56 фильмов о приключениях Алисы. Еще через три года появляется на свет Кролик Освальд. Однако по-настоящему популярным стал мышонок которого первоначально звали Мортимер, но всему миру он стал известен как Микки Маус.
Впервые этот персонаж появился в 28-м году в немом фильме «Безумный аэроплан» и в этом же году стал героем и первого звукового фильма Диснея — «Пароходик Вилли». Это был первый в истории рисованный фильм с синхронным звуком. Именно он открыл перед молодым режиссёром дорогу к оглушительной карьере. Тогда же окончательно сформировался узнаваемый стиль диснеевских фильмов.
С 29-го года на протяжении почти десяти лет Дисней работал над циклом «Забавные симфонии». Было снято свыше 70 серий, включая такие шедевры, как «Танец скелетов», «Гадкий утенок», «Три поросенка». В этих фильмах появляются герои, ставшие всемирно известными — смешные собачонки Плуто и Гуффи, утенок Дональд Дак.
Хороший, Плохой, Злой — Уолт Дисней | Реальная история гения анимации
Во время Второй мировой войны по заказу правительства Дисней выпускал учебные и пропагандистские мультфильмы. С 1954 начал делать фильмы для телевидения. В 37-м году выходит первый полнометражный анимационный фильм «Белоснежка и семь гномов». Белоснежка стала первым мультипликационным героем, столь похожим на человека.
Мультфильм принес Диснею бешенный успех: всемирную популярность, восторженные отклики в профессиональной прессе и свыше 8 млн долларов дохода при бюджете картины 2 млн. Дисней улучшал фильм даже после его выходы на экраны.
Когда Уолт заметил недостаток в фигуре Принца, при поцелуе, он заставил переделать и проконтролировал, чтобы все кинотеатры показывали именно исправленную версию. Вскоре появились новые полнометражные фильмы диснеевской студии — «Пиноккио», который до сих пор наряду с Белоснежкой считается лучшим мульфильмом Диснея. «Дамбо», «Бэмби», «Золушка», «Питер Пэн», «Леди и бродяга», «Спящая красавица», «Сто один далматинец». Над последним в течение трех лет работали 300 художников, которые использовали более миллиона карандашей. Все эти мультфильмы стали классикой мультипликационного кино.
Дисней стал миллионером в пятьдесят три года. Создатель сколотил многомиллионный капитал на популярности своих персонажей. После выхода на экран его герои появлялись на страницах комиксов, на тысячах различных предметов и в виде игрушек. Компания Walt Disney и сейчас входит в десятку самых дорогих брендов мира. Ее выручка за прошлый год составила более 36 миллиардов долларов.
Похожие материалы:
- История успеха Amazon.com
Пожалуй, история Amazon.com является одной из самых интересных и необычных. Компания была основана до краха доткомов и смогла пережить потери в пол. - История успеха Wal-Mart
Компания Wal-Mart является одной из самых влиятельных в розничной торговле. Уже более 10 лет она признается крупнейшей сетью розничных гипермаркетов. - История успеха: Билл Гейтс
Выдающийся американский бизнесмен в области разработки программного обеспечения для персональных компьютеров. Основатель корпорации «Microsoft» —. - История успеха: LEVI’S
Что такого особенного в голубых джинсах? Да ничего. Почти всю свою историю они считались спецодеждой для рабочего класса, к ним неодобрительно. - История успеха: Роберт Кийосаки
Роберт Киосаки родился 8 апреля 1947 года — сейчас известный инвестор, бизнесмен, известный писатель и автор бизнес игры Денежный поток.Этот.
Категория: | Опубликовано 16.11.2010
Источник: bizcentr.com
Уолт Дисней: биография и личная жизнь
Имя Уолта Диснея широко известно как взрослым, так и детям. На мультфильмах его студии воспитывалось не одно поколение современных людей. Однако мало кому известно, что этому человеку пришлось вынести немало жизненных испытаний, прежде чем сделать себе имя и заняться любимым делом.
Предлагаем ознакомиться кратко с биографией Уолта Диснея и узнать несколько интересных фактов о жизни этого удивительного целеустремленного человека.
Детские годы
Будущий художник-мультипликатор, произведения которого погружали детей в сказочный мир, населенный удивительными созданиями, провел весьма безрадостное детство. Он родился в 1901 году в скромной небогатой семье, был одним из пяти детей в семействе Диснеев. Родителями были плотник и школьная учительница. Первые годы Уолтера прошли в неспокойном Чикаго, жизнь которого бурлила криминальными страстями. Когда герою материала было всего 4 года, родители приняли решение о переезде в более спокойный городок Марселин, где проживал брат отца.
Семья приобрела небольшую ферму и жила очень скромно. Так, Уолтер не имел ни бумаги, ни карандашей, чтобы заниматься рисованием. А меж тем в его душе уже начала формироваться великая мечта, которая впоследствии будет вести его вперед и не давать опускать руки, несмотря на все сложности. Он мечтал стать художником.
Первые трудности и победы
Мальчик отличался не только дружелюбным веселым нравом, отчего его любили все соседи, но и рано проявившимся талантом к рисованию. Известен факт из биографии Уолта Диснея – один из его соседей купил рисунок лошади юного художника, что и подарило ему веру в успех. Однако до исполнения мечты оставалось еще много времени.
В 8 лет мальчик получил первую работу – разносчика писем, поэтому смог сам добывать на карманные расходы. Строгий отец забирал все заработанное сыном, но предприимчивый Уолтер нашел выход – он стал брать больше работы и трудиться усерднее, поэтому часть денег скрывал от родителя.
Позднее семья вновь сменила место жительства, перебравшись в Канзас-Сити. Именно здесь маленький Дисней увидел роскошный особняк, который представлялся его детским сознанием волшебным замком. Ребенок решил, что когда-нибудь сможет построить такой же и сделать его доступным детям со всего мира. Биография Уолта Диснея свидетельствует о том, что мечта эта сбудется – ему удастся основать Диснейленд, попасть в который жаждет каждый ребенок.
Трудности юношеских лет
На войну в 1918 году Уолтер не попал, поскольку на тот момент ему не исполнилось 18 лет, однако нашел себе работу водителем скорой помощи. Уже здесь будущий художник проявил свое творческое начало, украсив машину различными рисунками, отчего она выглядела очень необычно.
В послевоенные годы Дисней поступает на обучение в Чикагский институт искусств, но занятия сильно тяготили его и мешали творчеству, поэтому Уолтер быстро потерял к ним интерес. Найти работу по профессии ему не удавалось, поэтому все силы были отданы новому увлечению – мультипликации.
В 1920 году юноша получает должность художника рекламы, его первые короткие фильмы получаются довольно неплохими. Однако растущий интерес к анимации оказывается сильнее желания иметь стабильный заработок, и Дисней рискует – открывает свою первую анимационную студию. Увы, просуществовала она недолго.
Первый успех
Для детей в биографии Уолта Диснея следует обязательно упомянуть, что неудачи его не сломили. В 1923 году он оправляется в Голливуд, имея при себе весьма скромный капитал, где открывает небольшую анимационную студию. Партнером Уолта стал его родной брат Рой.
В 1924 году появляется первое творение новой студии «День Алисы на море», созданный по мотивам бессмертного произведения Льюиса Кэрролла. В 20-ые годы прошлого столетия Дисней трудился и над другими фильмами про Алису.
В этот же время он связал свою судьбу с Лилиан Баундс, которая трудилась на студии ассистенткой.
Новые персонажи и успех
Биография Уолта Диснея этого периода полна увлекательных событий. В 1927 году свет увидел «Кролик Освальд». Именно он и принес студии Диснея популярность и успех. Потом появились всем известные персонажи:
- Микки Маус. Справедливость требует указать, что создан он не столько самим Диснеем, сколько Абом Айверксом, компаньоном Уолтера. Дебютом знаменитой мыши является фильм «Безумный аэроплан», пока немой. Позднее, когда стало возможным делать картины со звуком, Дисней подарил персонажу свой голос и озвучивал его в нескольких лентах.
- «Пароходик Вилли» вошел в историю как первый фильм со звуком.
- Плуто появился в 1930 году. В большинстве лент является домашним псом Микки Мауса, однако в некоторых картинах носит характер самостоятельного персонажа. Отличительная особенность героя – он не наделен человеческими качествами и ведет себя как обычный пес.
- Гуффи появился через два года в 1932 году. Этот пес не похож на Плуто, он ведет себя как человек: является другом Микки Мауса, отличается добродушием и веселым нравом. Очень часто Гуффи попадает в нелепые ситуации, из которых ловко выкручивается благодаря жизнелюбию и оптимизму.
- Дональд Дак был создан в 1934 году. Этот селезень стал средоточием отрицательных качеств, которые, как полагал мультипликатор, уже нельзя было добавить в образ Микки Мауса.
Эти анимационные герои до сих пор узнаваемы и любимы не только детьми, но и взрослыми всего мира.
Первые полнометражки
В 1934 году в биографии Уолта Диснея наступает важный момент – он приступает к созданию полнометражного мультипликационного фильма «Белоснежка и семь гномов». Вместе с ним работой были заняты и другие художники. К 1937 году фильм был готов. Картина обошлась ее создателю почти в полтора миллиона долларов, что было по тем временам астрономической суммой.
Однако результат был фантастическим – мультфильм оценили и зрители, и кинокритики. В 1939 году Дисней получил за него престижную премию «Оскар». Причем, помимо традиционной большой статуэтки мультипликатору вручили 7 маленьких, по количеству гномов.
В 1940 году свет увидела еще одна полнометражка «Пиноккио» – сказка о мальчике, нос которого начинал расти, стоило ему соврать. Работа велась напряженно, известно, что для реалистичности сцены с китом художникам пришлось некоторое время понаблюдать за поведением этих подводных жителей. Картина получила сразу два «Оскара».
Первый Диснейленд
Из биографии Уолта Диснея на английском с переводом можно узнать, что он открыл свой первый Диснейленд, настоящий рай для детей всех возрастов, в 1955 году. Это был фантастический парк развлечений, посетители которого могли попасть в дикие джунгли или в подводное царство.
На возведение этого шедевра архитектуры и техники было потрачено более 15 млн. долларов. Но затраты окупились со стремительной скоростью, поскольку Диснейленд быстро стал чуть ли не самым популярным местом семейного отдыха в США.
Дальнейшее мультипликационное творчество
Дальнейшая биография Уолта Диснея не менее поучительна. Можно назвать несколько его полнометражных картин, которые с удовольствием пересматривают юные зрители во всем мире:
- Трогательная история о слоненке «Дамбо», талантом которого было умение летать.
- Грустный рассказ «Бемби» о судьбе олененка.
- «Золушка» – сказка, которая наглядно иллюстрирует победу добра над злыми силами.
- «Питер Пэн».
- «Спящая красавица».
- «Леди и Бродяга».
Эти ленты не утрачивают современности как по сюжету, так и по техническому воплощению.
Перевоплощение в продюсера
Фото и биография Уолта Диснея свидетельствуют о том, что это был незаурядный человек. Достигнув небывалых успехов в мультипликации, он не остановился и продолжал творить. В качестве продюсера он снял ряд цветных лент о природе, желая воспитать в зрителях стремление к охране ее ценностей.
Известны также приключенческие ленты Диснея:
- «Остров сокровищ»;
- «Мэри Поппинс»;
- «Робин Гуд».
В создании каждой картины он принимал самое непосредственное участие, поэтому все они несут в себе отпечаток его яркой оригинальной личности.
Семья
Говоря о биографии и личной жизни Уолта Диснея, следует отметить, что всю жизнь он оставался верен супруге Лилиан, с которой сочетался браком в 1925 году. У них родилась дочь Диана Мэри. Но больше судьба детей Диснею не подарила. Две беременности Лилиан закончились выкидышами.
В 1937 году супруги удочерили девочку, назвав ее Шерон. Позднее Диана в своих воспоминаниях описывала отца как примерно семьянина, который при своей вечной занятости всегда находил время для общения с детьми.
Смерть
Рассказ о биографии Уолта Диснея подходит к концу. Он прожил недолго, всего 65 лет, но успел сделать многое. Причиной смерти мультипликатора стал рак легких, после чего в картинах, выпускаемых студией Дисней, никогда не фигурировали сигареты.
Несмотря на уход из жизни идейного вдохновителя, работа студии продолжается, снимаются мультфильмы, сериалы, фильмы, пользующиеся успехом у зрителей всех возрастов.
Несколько интересных фактов
Каждый желающий может ознакомиться с биографией на английском Уолта Диснея и узнать об этом человеке множество подробностей. Тем же, у кого такой возможности нет, предлагаем познакомиться с подборкой малоизвестных фактов:
- Не все знают, что целеустремленный юноша пробовал себя в актерском искусстве и даже сыграл в массовке, но очень быстро разочаровался в работе.
- Профессию актера Уолту пророчили его первые учителя и друзья детства, поскольку мальчик очень талантливо изображал походку популярного в те времена Чарли Чаплина. Но судьба нашего героя сложилась иначе.
- Супруга Диснея Лилиан первое время была его ассистенткой. И даже отказывалась от своего гонорара ради успехов студии.
- Кролик Освальд был одновременно и удачей, и полным провалов в карьере Диснея – он принес своему создателю успех, но научил с настороженностью относиться к деловым партнерам, ведь права на фильм присвоила себе продюсер студии.
- Знаменитого Микки Мауса изначально именовали Мортимер Маус. Но супруга попросила Диснея использовать имя Микки. Как позднее вспоминал аниматор, он не смог отказать любимой в такой мелочи.
- Фильмы и биография Уолта Диснея говорят о том, что это человек умел рисковать и отстаивать свою точку зрения. Известен факт: когда Дисней собирался работать над первым полнометражным фильмом, его брат Рой, узнав о стоимости картины, едва не лишился чувств. Компания оказалась на грани банкротства, но на помощь пришел один из банков, владелец которого оказался большим поклонником творчества студии.
- «Триумф американского воображения», биография Уолта Диснея, созданная Нилом Геблером, ярко описывает незаурядную личность человека, который сумел пройти непростой путь от скромного жителя американской глубинки до всемирно известного художника-мультипликатора, продюсера, сценариста и режиссера. К сожалению, на русский язык книга пока не переводилась.
Спаситель волшебного королевства: как Боб Айгер вывел Disney в лидеры индустрии развлечений
Приняв Disney в непростой для компании момент, Боб Айгер смог сделать так, что за 15 лет компания подорожала в пять раз, а киносборы начали приносить ей миллиарды долларов в год. Как выходец из небогатой семьи стал живой легендой американского бизнеса?
На этой неделе гигант индустрии развлечений, компания Disney объявила о неожиданной кадровой перестановке. Боб Айгер, который руководил компанией последние 15 лет и чей контракт истекал лишь в 2021 году, уходит в отставку. Его заменит отвечавший за развитие развлекательных парков Боб Чапек, ветеран Disney, который в компании уже 27 лет. Сам 69-летний Айгер займется креативными проектами до запланированного выхода на пенсию в конце 2021 года, сообщила компания во вторник.
Рынок эта новость шокировала — акции Disney в день отставки Айгера упали почти на 4%. Инвесторов можно понять: за те 15 лет, что Айгер руководил компанией, ее чистая прибыль выросла более чем на 300%, с $2,5 млрд до $10,4 млрд, акции подорожали более чем на 400%, с $25 до $128 за штуку.
Это особенно впечатляющие результаты, учитывая, что на годы Айгера в кресле главы компании пришелся так называемый «стриминговый бум». Компания провела несколько многомиллиардных сделок, поглощая конкурентов и выходя в новые для себя сферы. Сам Айгер тоже неплохо заработал на подъеме бизнеса Disney. Так, в 2019 году его зарплата составила солидные $47,5 млн, а суммарное состояние топ-менеджера Forbes в 2019 году оценивал в $690 млн (почти половина капитала приходилось на принадлежащие Айгеру акции Disney). За размер зарплаты (топ-менеджер зарабатывает в 1424 раза больше рядового сотрудника) Айгер даже подвергся критике внучки Уолта Диснея, Абигейл.
Начав карьеру в 1970-х на телеканале ABC всего за $150 в неделю, к 2019 году Айгер подошел в качестве знаковой фигуры не только для Disney, но и для всего американского бизнеса. Журнал Time назвал его человеком года в бизнесе, Forbes поместил в список самых инновационных глав компаний в США. Популярность Айгера достигла такого уровня, что он всерьез думал о том, чтобы участвовать в президентской гонке в 2020 году. Как Айгер прошел карьерный путь до самых вершин американского корпоративного мира и сможет ли Disney найти ему достойную замену?
Трудное детство
Будущий топ-менеджер и миллионер Боб Айгер родился в 1951 году в Бруклине, а вырос в городке Оушенсайд в штате Нью-Йорк. Сам он говорит, что рос в семье «небогатых представителей среднего класса». Его отец, Артур Айгер, испытывал проблемы с душевным здоровьем — боролся с маниакальной депрессией. «Дома всегда было немного непредсказуемо. Я никогда не чувствовал опасности, но четко осознавал, что отец находится в очень мрачном настроении и испытывает проблемы в общении с нами», — рассказывал Айгер телеканалу ABC. Топ-менеджер считает, что непростая ситуация дома научила его сочувствию и впоследствии помогла в работе. «Думаю, управление людьми начинается с умения поставить себя на их место и быть чутким», — рассуждает он.
Мать Айгера работала учителем начальных классов. Из-за проблем отца с трудоустройством в семье не хватало денег, и Боб начал работать уже с 8 класса: убирал снег, присматривал за детьми, подрабатывал продавцом в хозяйственном магазине. В 15 лет он устроился уборщиком в своей школе на лето — очищал парты от жевательных резинок. «Попытки счистить жвачку с тысячи столов могут сформировать характер. Ну или по крайней мере воспитать терпимость к однообразной работе», — написал Айгер впоследствии в своих мемуарах «Поездка длинною в жизнь».
Еще в школе Айгер решил, что хочет стать телеведущим. Он поступил в Колледж Итаки (штат Нью-Йорк) на специальность «радио и телевидение». Поскольку денег в семье не прибавилось, ему во время учебы приходилось зарабатывать на жизнь самостоятельно — по вечерам, после занятий, Айгер делал пиццы в Pizza Hut.
Будущая акула медиабизнеса, Айгер видел себя в кадре — он хотел стать ведущим новостной программы. Однако опыт работы ведущим новостей спорта на студенческом телеканале и ведущим прогноза погоды сразу после колледжа на местном телевидении привели его к мысли, что роль ведущего — это не для него. Тем не менее, он открыл в себе страсть к самому процессу телепроизводства. Для того, чтобы дальше развиваться в этом направлении, Айгер едет в Нью-Йорк.
«Ботинки Gucci я себе позволить не мог»
В 1974 году, в возрасте 23 лет, Айгер начал свою карьеру в ABC Television в качестве руководителя студии. « Я начал работать в ABC за $150 в неделю 45 лет назад и стал генеральным директором этой компании. Это отличная история, но вовсе не потому, что я особенный», — говорил Айгер вдове Стива Джобса Лорен Пауэлл-Джобс в прошлом году на мероприятии журнала The Atlantic.
Помимо удачи, на которую Айгер часто ссылается, дело было в его деловых качествах. «Я не был «одним из них. Я не носил ботинки Gucci, у меня не было рубашек Brooks Brothers, я не мог себе этого позволить. Но у меня была поразительная трудовая этика — люди сразу начали полагаться на меня, потому что знали, что если попросят меня что-то сделать — я сделаю». Офисы ABC открывались в 8 утра, вспоминает Айгер в интервью ABC News. «Я появлялся в 7 часов утра и сидел на скамейке в парке, ожидая, когда люди придут на работу», — рассказывал он. «У меня не было особенно уникального опыта, или интеллекта — чего бы то ни было — но я много работал, и в некоторых ситуациях я мог переработать всех остальных».
За годы работы на ABC, Айгер поменял более 20 должностей, прежде чем дорос до поста президента компании. В конце 1980-х он начал курировать развлекательное вещание ABC. При его непосредственном участии на телеканале были запущены сверхпопулярные шоу «Самые смешные видео Америки» и «Полиция Нью-Йорка», а также культовый сериал «Твин Пикс» режиссера Дэвида Линча.
В 1993 году он возглавил телесеть ABC, а годом позже стал гендиректором и президентом материнской структуры ABC — Capital Cities/ABC. На этом посту он курировал все вещательное и кабельное телевидение, радио и издательский бизнес, а также готовил сделку по приобретению ABC компанией Disney в 1996 году за $19 млрд. После этой сделки он и оказался в Disney.
Новая эпоха для Disney
В 1996 году Боб Айгер присоединился к руководящей группе Disney в качестве главы ABC, а в 1999 году был назначен президентом Walt Disney International и операционным директором компании . За несколько лет работы в Disney он заслужил репутацию человека, близкого к Майклу Айснеру, который на тот момент занимал пост гендиректора Disney. Айснер, который пробыл на своем посту 21 год, к концу своего правления стал объектом критики, причем главным критиком был племянник Уолта Диснея и руководитель анимационного подразделения компании, Рой Дисней. Он обвинял Айснера в том, что тот не развивает анимационное направление, а основное внимание уделяет видеоканалам, подрывая, таким образом, сам дух корпорации.
Не прибавил очков Айснеру и его «развод» с основателем Apple Стивом Джобсом и принадлежащей ему анимационной студией Pixar. Студия Джобса еще в начале 1990-х начала работать над созданием анимационных фильмов, вооружившись последними достижениями техники и программного обеспечения.
При этом компания никак не могла выйти на точку безубыточности и Джобсу постоянно приходилось поддерживать ее своими средствами. Непростое финансовое положение в начале 1990-х заставило Pixar вступить в партнерство с Disney на невыгодных для себя условиях — при производстве совместных фильмов Disney получал все права на картину, а также большую часть от сборов в кинопрокате. Партнерство, тем не менее, стало успешным — Pixar и Disney создали несколько мультипликационных хитов («История игрушек», «Корпорация монстров», «В поисках Немо»). Однако в 2004 году, когда речь зашла о пересмотре условий партнерства, Айснер не смог договориться с Джобсом.
В итоге, когда Айгер осенью 2005 года занял место Айснера, дела в «волшебном королевстве», как часто называют Disney, шли далеко не лучшим образом. Если в начале 1990-х у компании было несколько больших коммерческих успехов (мультфильмы «Король Лев», «Алладин», «Покахонтас»), то к концу 1990-х — началу 2000-х Disney стал ощутимо сдавать позиции и проигрывать борьбу за киносборы конкурентам из DreamWorks и Fox. Анимационное направление Disney нужно было спасать, и поэтому первым серьезным шагом, который сделал Айгер на посту главы Disney, стала покупка Pixar у Джобса за $7,4 млрд в 2006 году. Чтобы расположить к себе Apple, Айгер предложил разместить фильмы Disney в медиабиблиотеке iTunes. «Стив оценил мою смелость. Я хотел показать ему, что бизнес с Disney можно делать совсем по-другому, не так как раньше».
Убедить Джобса продать Pixar было нелегко. Айгеру приходилось разговаривать с ним об этом по несколько раз в неделю. Основатель Apple опасался, что поглощение студии убьет оригинальность и креативность Pixar.
В итоге Айгер приехал в штаб-квартиру Apple в Купертино и на белой доске выписал перед ним маркером все «за» и «против» сделки. «Pixar спасет Disney, и мы будем жить долго и счастливо», — эта фраза, словно взятая из детской сказки, была финальным аргументом Айгера. В итоге Джобс согласился. Впоследствии, уже после смерти Джобса, Айгер писал, что если бы Джобс был жив, то Apple и Disney вполне могли бы объединиться.
Эффект от покупки Pixar вскоре проявился. Уже в составе Disney студия создала несколько анимационных хитов («Рататуй», «ВАЛЛ-И», несколько серий «Тачек», «В поисках Дори», «Суперсемейка-2»). Суммарно после поглощения Disney фильмы Pixar собрали в прокате около $11 млрд. При этом ренессанс диснеевской анимации нельзя объяснить только лишь приобретением студии Джобса — компания продолжала создавать собственные фильмы. Бизнес-подход к работе над картинами изменился — для сокращения издержек активно применялся аутсорс, а нарисованные вручную образы заменила компьютерная графика.
Покупка Pixar стала лишь первой из крупных сделок, которые провел Айгер. В 2009 году за $4 млрд была приобретена Marvel Entertainment, которой принадлежали права более чем на 5000 персонажей комиксов. Так Disney стал обладателем целой вселенной супергероев, которых мог воплощать на экране и зарабатывать на этом миллиарды в кинотеатрах.
Причем человеком, который помог провернуть Айгеру знаковую для компании сделку, оказался Стив Джобс. Спустя 10 лет после заключения сделки Айгер рассказал, что обсуждал с Джобсом свое желание купить Marvel. Сам основатель Apple, по словам Айгера, комиксы «ненавидел даже больше, чем видеоигры».
Айгер принес Джобсу энциклопедию о вселенной Marvel, тот изучал книгу секунд 10, после чего спросил: «Ты действительно хочешь это купить? Это для тебя важно? Это будет второй Pixar?». В итоге именно звонок Джобса владельцу Marvel Айку Перлмуттеру решил вопрос о сделке в пользу Disney.
Покупка Marvel оказалась сверхуспешной Disney с коммерческой точки зрения. Достаточно сказать, что снятый по комиксам Marvel фильм «Мстители: Финал» стал самым кассовым в истории кинематографа, заработав в мировом прокате $2,8 млрд. Суммарно фильмы, снятые о героях вселенной Marvel, принесли Disney $28 млрд только в виде киносборов.
Всего через три года после приобретения Marvel Айгер проводит еще одну сделку, которая впоследствии сполна окупилась. В 2012 году он покупает студию создателя «Звездных войн» Джорджа Лукаса, Lucasfilm, за $4 млрд. В ходе процедуры due diligence Айгеру пришлось за одни выходные посмотреть все шесть вышедших на тот момент фильмов из серии «Звездных войн». Готовя сделку, Айгер запрашивал подробности у Lucasfilm — например, о том, сколько всего персонажей во вселенной «Звездных войн». Для того, чтобы отвечать на все вопросы Disney, Лукас даже выделил специального человека — Пабло Идальго, основателя фанатской организации Star Wars Fan Boy Association.
В итоге вышедшие с момента сделки с Disney три части киносаги («Пробуждение силы», «Последние джедаи», «Скайуокер. Восход») в мировом прокате собрали суммарно $4,3 млрд, а созданный по мотивам вселенной «Звездных войн» сериал «Мандалорец» стал основным продуктом для привлечения клиентов в стриминговый сервис Disney+.
Все эти сделки вписывались в основную стратегию Айгера — развитие сильных персонажей. Этой стратегией пользовался еще Уолт Дисней, при которой у компании появили Микки Маус, Золушка и Белоснежка. Сильные персонажи помогают получать доход не только от киносборов, но и за пределами кинозалов. Так, «Короля Льва» Disney в итоге превратил в шоу на Бродвее, а по мотивам «Пиратов Карибского моря» были созданы игры и книги.
В эту стратегию вписывается и последняя крупная сделка, которую успел провести Айгер. Весной 2019-го Disney закрыл сделку по покупке 21st Century Fox у медиамагната Руперта Мердока за $71 млрд. Так Disney получил права на такие франшизы, как «Люди Икс», «Аватар» и «Симпсоны», а также контроль в стриминговом сервисе Hulu.
Результатом этих четырех приобретений стало безоговорочное лидерство Disney в американском прокате. По данным Comscore, сборы Disney в 2019 году (учитывая сборы фильмов 21st Century Fox) составили 38% всего американского кинорынка — $4,3 млрд . В мировом прокате фильмы Disney в минувшем году заработали более $10 млрд.
Disney+ и борьба за подписчиков
В отличие от Amazon, Netflix и Apple, у Disney не было опыта прямой дистрибуции контента: каналы Disney и ESPN можно было посмотреть только по кабельной подписке, «Мстителей» — в кинотеатре или же на стриминговом сервисе Netflix .
В августе 2016 года на конференц-коле Боб Айгер признал, что принадлежащий Disney спортивный кабельный канал ESPN терпит убытки в связи с возрастающей популярностью стриминговых сервисов. Акции Disney упали на 9%. В стремлении изменить положение дел, Боб Айгер чуть не приобрел Twitter Inc., передумав в последние момент. Наблюдая потом за тем, как Джек Дорси и Марк Цукерберг отбиваются от обвинений Конгресса CША в дезинформации, Боб Айгер говорил, что чувствовал каждый день облегчение от отмены сделки.
В 2017 году, готовя почву для запуска стримингового сервиса, Айгер приобрел за $1,6 млрд стриминговую компанию BAMTech, которая стала основой будущего сервиса компании Disney+, который должен был стать конкурентом Netflix и Amazon в области стриминга. В том же году Disney объявила о запуске собственного сервиса и о прекращении трансляций своих фильмов на Netflix.
Disney хотел победить конкурентов, во-первых, запустив такое шоу, которое телезрители ни за что не могли бы пропустить, во-вторых — предоставив клиентам более привлекательные ценовые условия. Шоу, которое должно быть «тягачем» Disney+, стал сериал «Мандалорец» — часть киновселенной «Звездных войн», одним из главных персонажей которого — «Малыш Йода». « Как только я увидел эти уши, торчащие из-под покрывала, все стало ясно», — вспоминал Айгер. При этом подписка на месяц у Disney стоит $7, в то время как у Netflix $13. «Мы услышали два вздоха удивления», — рассказывала Bloomberg Джессика Рейф Эрлих, аналитик из Bank of America. «Первый — когда объявили цену, которая намного ниже, чем кто-либо ожидал, второй — когда Джон Фавро показал клип «Мандалорца». Все просто сошли с ума». После запуска платформы акций Disney подскочили более чем на 13%.
Disney было нелегко сместить акцент на стриминговые сервисы, признавался Боб Айгер Bloomberg Businessweek. В течение многих лет кабельные каналы во главе с ESPN приносили компании 40% прибыли. Тем не менее, смотреть как зрители уходят на Netflix и бездействовать, было недопустимо, объяснял он.
По общему мнению, Disney + легко достигнет 90 млн подписчиков к 2024 году, пишет Bloomberg. Учитывая ESPN и Hulu, общий показатель компании может увеличится до 160 млн зрителей. Это не сравнится с 300 млн подписчиков, которые, как ожидается, будет к тому времени у Netflix (сейчас — более 150 млн), но Айгер неоднократно заявлял, что компания — не конкурент Disney.
Одно из преимуществ, которые есть у Disney + — огромный каталог фильмов, в том числе диснеевской классики (такой, как «Белоснежка и Семь Гномов»). Кроме обширного каталога Disney от первого мульфильма о Микки Маусе 1928 года до последних фильмов из серии «Мстители» и «Звездные войны», компания обещала запустить на сервисе в первый год его существования как минимум 25 новых шоу и создать не менее 10 фильмов.
Есть ли замена?
«Уолт Дисней любил говорить, что успех строится на «четырех C»: любопытство (curiosity), уверенность (confidence), смелость (courage) и постоянство (constancy). Лишь немногие руководители воплощают эти качества лучше, чем тот, кто работает сегодня в Disney», — писал Майкл Блумберг о Бобе Айгере. За ним закрепился образ менеджера трудоголика, который встает по будням в 4 утра для того, чтобы отсмотреть фильмы и шоу производства Disney. «Я, наверное, пересмотрел каждый эпизод по три раза», — рассказывает Bloomberg Айгер. «Во-первых, чтобы сделать замечания. Во-вторых, чтобы увидеть черновую обработку и эффект от своих замечаний. А затем посмотреть на окончательный монтаж, чтобы просто удивиться тому, как это выглядит».
Можно ли заменить Айгера? Вопрос остается открытым. Сам он говорит, что ни он, ни совет директоров не сомневается в способностях своего преемника, Боба Чапека.
Однако NYT, в частности, отмечает в нем недостаток харизмы, который он, впрочем, компенсирует «искренним принятием сентиментального стиля развлечений от Disney». «Основная проблема успеха Айгера в том, что компания стала бояться его ухода. Предполагаемые наследники приходили и уходили, в то время как Айгер продолжал откладывать свою отставку. В итоге судьба Disney теперь кажется неразрывно связанной с присутствием Айгера», — пишет CNN.
Источник: www.forbes.ru