1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Ускорение процедур регистрации организаций и ИП
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ.
1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
Комментарии к ст. 14.1 КОАП РФ
1. Цель данной статьи — обеспечить создание нормальных условий для развития предпринимательской деятельности, функционирования товарных рынков и защиты прав как субъектов предпринимательской деятельности, так и потребителей товаров, работ и услуг.
2. Под предпринимательской деятельностью имеется в виду деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане — индивидуальные предприниматели. Однако такое право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
3. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп.) государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. Функция государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, и индивидуальных предпринимателей Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 возложена на налоговые органы. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. Ведение этого реестра было возложено на МНС России и его территориальные органы (ныне Федеральная налоговая служба и ее органы).
Правительством РФ утверждены формы документов для государственной регистрации юридических лиц, определены требования к их заполнению, порядок и сроки передачи регистрационных дел в налоговые органы.
Зарегистрированная коммерческая организация вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в ее учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми она вправе заниматься. Исключения составляют некоторые иные организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.).
4. Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.). Кроме того, в отдельных законах определены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством РФ, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
5. Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации, а предусмотренного ч. 2 — в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
Следует иметь в виду, что ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена в Кодексе другими нормами (ч. 1 ст. 6.2, ч. 1 ст. 9.1, ст. ст. 11.29, 13.3 и др.).
В этих случаях квалификация правонарушения по данной статье исключается.
Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ (см. также примечание к ст. 169 УК РФ).
7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
8. Субъектами ответственности по ч. 1 могут быть только граждане, по ч. ч. 2 и 3 — наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 (с изм. и доп.) подчеркнута необходимость применительно к составу ч. 1 данной статьи проверять, содержатся ли в действиях лица, привлекаемого к ответственности, признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в ст. 2 ГК РФ. В п. 14 указанного Постановления рассмотрены вопросы, связанные с определением субъектов правонарушений по главе 14 КоАП РФ. См. также п. п. 15 — 18 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
9. Рассматривают дела этой категории судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях по всем частям статьи правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 63 ч. 2 ст.
28.3); по ч. 1 — органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ч. 2 ст. 28.3); по ч. ч. 2, 3 и 4 — органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст.
28.3) и должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (п. 11 ч. 5 ст.
28.3), а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов и иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах их компетенции (ч. 3 ст. 28.3).
По ч. ч. 3 и 4 данной статьи протоколы вправе составлять должностные лица уполномоченных субъектами РФ органов в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 6 ст. 28.3).
Источник: zknrf.ru
Российское законодательство признает свободу предпринимательской деятельности одним из фундаментальных принципов рыночной экономики. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации и регулируется рядом федеральных законов, прежде всего, Гражданским кодексом и Трудовым кодексом.
Свобода предпринимательской деятельности означает, что каждый гражданин имеет право заниматься любым видом предпринимательства, выбирать форму организации и регулировать свою деятельность в рамках установленных законодательством правил. Предпринимательство может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами.
Однако, необходимо отметить, что свобода предпринимательства не является безусловной. Государство имеет право установить различные ограничения и регулирования деятельности предпринимателей в интересах общества, такие как требования к лицензированию, сертификации товаров и услуг, соблюдению стандартов качества и безопасности.
Свобода предпринимательской деятельности
Свобода предпринимательской деятельности является одним из основных принципов правового регулирования предпринимательской деятельности. Она заключается в обеспечении предпринимателей правом на свободный выбор сферы, объекта и формы предпринимательской деятельности, а также на свободу в выборе партнеров, клиентов и поставщиков товаров и услуг.
Свобода предпринимательства является одним из важнейших гражданских прав, гарантированных Конституцией и законодательством Российской Федерации. Она объединяет не только граждан, но и юридических лиц, дающих предпринимательскую инициативу в экономике страны.
Свобода предпринимательской деятельности является основным элементом рыночной экономики, обеспечивающим эффективное функционирование рыночных отношений и развитие экономики в целом. Это право предпринимателя выбирать направление своей деятельности, определять свои цели и стратегию развития, использовать свои ресурсы по своему усмотрению.
Свобода предпринимательства является одним из основных принципов функционирования российского экономического порядка и защищается Конституцией Российской Федерации. Этот принцип обеспечивает гражданам право на свободный выбор сферы предпринимательской деятельности, создание и ведение собственного бизнеса.
Статья по теме: Как оформить заявление о перерасчете пенсии в Личном кабинете гражданина на сайте Пенсионного фонда России? — Официальный портал Администрации города Ханты-Мансийска
Во-вторых, предпринимательская свобода предусматривает право на свободный доступ к рынку и свободу конкуренции. Это означает, что государство не должно создавать искусственных препятствий для предпринимателей и должно обеспечивать равные условия для всех участников рынка.
Конституция также обеспечивает защиту прав и законных интересов предпринимателей и гарантирует им право на судебную защиту. Предприниматели имеют право на справедливое рассмотрение и разрешение споров, связанных с их предпринимательской деятельностью, без произвола и дискриминации.
В своем конституционно-правовом содержании свобода предпринимательства способствует развитию экономики, укреплению основных принципов рыночной системы и обеспечению стабильности и процветания в стране.
Обеспечение свободы предпринимательства в российском праве
Свобода предпринимательства является одним из основных принципов, закрепленных в российском праве. Она обеспечивает гражданам возможность заниматься предпринимательской деятельностью свободно и без лишних ограничений.
В целях защиты свободы предпринимательства в России приняты ряд конституционных и законодательных документов. Конституция Российской Федерации гарантирует право на свободное предпринимательство и устанавливает равные возможности для всех предпринимателей.
Российское законодательство также направлено на поддержку предпринимателей и создание благоприятных условий для их деятельности. Введены механизмы государственной поддержки предпринимательства, включая субсидии, налоговые льготы, жилищные и земельные программы.
Однако, несмотря на наличие законодательных гарантий, свобода предпринимательства в России все еще ограничена некоторыми факторами. Недостаточная прозрачность бизнес-процессов, непредсказуемость и бюрократические преграды могут затруднять развитие предпринимательства и создавать неблагоприятные условия для бизнеса.
Для обеспечения свободы предпринимательства в России важно не только соблюдение законодательства, но и совершенствование бизнес-климата, устранение препятствий и создание условий для конкуренции и инноваций в экономике.
Основные принципы свободы предпринимательства
Свобода предпринимательства является одним из фундаментальных принципов российского права, которая обеспечивает предпринимателям правовую защиту и гарантии в сфере экономической деятельности.
В рамках свободы предпринимательства предоставляется право на создание и ведение бизнеса, что позволяет физическим и юридическим лицам самостоятельно определять вид и объем предоставляемых услуг или выпускаемой продукции.
Принцип свободы предпринимательства включает в себя такие основные элементы, как отсутствие произвольного государственного вмешательства в деятельность предпринимателей, четкое определение прав и обязанностей предпринимательских субъектов, а также создание равных условий для конкуренции.
Статья по теме: Каталог товаров, акции и контактные данные магазина «Мои документы» в ТЦ Солнечный, Кострома
В рамках свободы предпринимательства запрещено произвольное ограничение или прекращение предпринимательской деятельности без законных оснований, а также налагание неправомерных ограничений на ведение бизнеса.
Свобода предпринимательства закрепляется законодательством, что позволяет предпринимателям осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными правилами и требованиями.
Защита прав предпринимателей в России
Предпринимательство играет важную роль в российском экономическом развитии, поэтому гарантирование прав предпринимателей является одной из приоритетных задач в правовой системе страны.
В России предпринимательская деятельность закреплена в Конституции РФ, которая признает свободу предпринимательства одним из основных конституционных прав. Это означает, что каждый гражданин имеет право свободно заниматься предпринимательской деятельностью, выбирать вид деятельности, создавать и управлять предприятиями и организациями.
Охрана прав предпринимателей осуществляется через специальные нормы российского права, которые регулируют отношения в сфере предпринимательства. Так, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлены гарантии от некорректных действий государственных и муниципальных органов контроля.
Оказание поддержки предпринимателям также входит в задачи российского права. Для этого созданы различные инструменты, включая финансовую и правовую поддержку, налоговые льготы, гранты и специальные программы. Российское законодательство предусматривает также систему государственного регулирования и надзора в сфере предпринимательства с целью обеспечения конкуренции, предотвращения монополизации и защиты прав потребителей.
Таким образом, российское законодательство стремится обеспечить свободу предпринимательской деятельности и гарантировать права предпринимателей. Вопросы правовой защиты предпринимателей и поддержки их деятельности остаются актуальными и требуют дальнейшего совершенствования законодательства.
Ограничения свободы предпринимательской деятельности
В российском праве свобода предпринимательской деятельности является одним из важных принципов экономического общества. Однако, эта свобода не является безусловной и может быть ограничена в соответствии с законодательством.
Ограничения свободы предпринимательской деятельности могут быть установлены с целью обеспечения общественной безопасности, защиты прав потребителей, соблюдения экологических норм и т.д. Например, предпринимателям могут быть установлены требования по получению разрешительной документации, соблюдению норм охраны труда и противодействию коррупции.
Статья по теме: Отзывы о МФЦ Горно-Алтайска на ул. Нова, 28: многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
Однако, необходимо строго соблюдать принцип пропорциональности ограничений. Это означает, что ограничения должны быть обоснованными и не должны превышать необходимости достижения целей, которые они преследуют. Кроме того, ограничения не должны создавать неразумных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
Важно отметить, что ограничения свободы предпринимательской деятельности могут изменяться в зависимости от развития общественно-экономической ситуации. Например, в период чрезвычайного положения или в случае угрозы национальной безопасности, ограничения могут быть усилены для обеспечения стабильности и противодействия потенциальным рискам.
Возможности развития предпринимательства в России
Развитие предпринимательства в России является одним из важных факторов экономического роста и устойчивого развития страны. Государственная политика в области предпринимательства основывается на принципе свободы предпринимательской деятельности, закрепленной в конституции Российской Федерации.
Принцип свободы предпринимательства предоставляет гражданам и организациям право свободно заниматься предпринимательской деятельностью без ненужных ограничений со стороны государства. Это означает, что каждый предприниматель имеет право самостоятельно выбирать направление своей деятельности, создавать и развивать свое предприятие.
В праве Российской Федерации предусмотрены механизмы для поддержки и стимулирования предпринимательства. Это включает в себя такие инструменты, как государственные программы поддержки развития предпринимательства, налоговые льготы для предприятий, упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей и другие меры.
Одним из ключевых факторов успешного развития предпринимательства является создание благоприятного делового климата. В России принимаются законодательные акты, направленные на сокращение бюрократических процедур, устранение коррупционных рисков и облегчение условий для открытия и ведения бизнеса.
В целом, Россия предоставляет широкие возможности для развития предпринимательства. Реализация свободы предпринимательской деятельности и принятие соответствующих мер по поддержке предпринимателей создают благоприятную среду для роста и процветания бизнеса в стране.
Советуем также:
- Девальвация: что это такое и как она влияет на нашу жизнь
- ГСП1 Москва: зачем нужна глобальная система позиционирования?
- Состав преступления: понятие, элементы, виды.
- Должностная инструкция электромонтера 4-го разряда по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Источник: krasnozn.ru
Предпринимательская деятельность граждан
Одним из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина является занятие предпринимательской деятельностью. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 18, п. 1 ст. 23 ГК РФ).
В случае осуществления предпринимательской деятельности без регистрации, она считается незаконным предпринимательством: осуществляющий ее гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности, если в результате такой деятельности гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб либо получен доход в крупном размере (ст. 171 УК РФ). Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства (регистрации) [1] . Статус индивидуального предпринимателя подтверждается выданным свидетельством о регистрации и записью в реестре. Гражданину может быть отказано в регистрации, если он хочет заниматься деятельностью, запрещенной законом.
Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть по решению суда признан несостоятельным (банкротом). С момента вынесения такого решения его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. При этом при осуществлении процедуры банкротства кредиторы предпринимателя по долгам, не связанным с его предпринимательской деятельностью, также могут предъявлять свои требования (ст. 25 ГК РФ).
Правовое положение юридических лиц. Понятие и признаки юридического лица
Участниками гражданских правоотношений, как отмечалось выше, являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица — организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Российское гражданское законодательство закрепляет несколько обязательных признаков юридического лица:
- — организационное единство, которое характеризует любую организацию как единое целое, создаваемое для решения тех или иных задач, например для достижения благотворительных целей (благотворительный фонд) или извлечения прибыли (акционерное общество). Организационное единство предполагает наличие определенной внутренней структуры организации и органов управления;
- — имущественная обособленность. Поскольку гражданский оборот имеет имущественный характер, участвовать в нем могут самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны иметь собственное имущество, обособленное от имущества их учредителей, создателей, участников. В результате объединения части имущества учредителей и появляется новый участник гражданского оборота -юридическое лицо, выступающее в обороте от своего собственного имени; приобретаемые им гражданские права и обязанности принадлежат именно ему, а не его учредителям и участникам;
- — самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, которая означает, что именно обособленным имуществом юридическое лицо будет отвечать перед своими кредиторами. Этим целям служит уставный капитал юридического лица, который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица;
- — выступление в гражданском обороте и в суде (арбитраже, третейском суде) от своего имени. Отличать одно юридическое лицо от другого, индивидуализировать его позволяет его наименование, определяемое в учредительных документах (уставе, учредительном договоре). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму, например «общество с ограниченной ответственностью», «полное товарищество», «унитарное предприятие» и т.д., а в некоторых случаях и на характер деятельности, например «страховое акционерное общество» или «добровольное общество защиты животных» (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Коммерческие юридические лица должны иметь фирменное наименование (АО «АвтоВАЗ») и др.
Таким образом, юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности [2] , хозяйственном ведении [3] или оперативном управлении [4] обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
- [1] См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. Х» 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- [2] Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом своей волей и в своем интересе (п. 1 ст. 209 ГК РФ).
- [3] В этой ситуации есть собственник имущества, с одной стороны, и государственное или муниципальное унитарное предприятие, пользующееся (владеющее и распоряжающееся) имуществом собственника в порядке, установленном законом, с другой стороны. Так, собственник вправе получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а предприятие не вправе продавать принадлежащее ему па праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду и т.д. (ст. 295 ГК РФ).
- [4] При оперативном управлении есть собственник имущества, с одной стороны, и казенное предприятие или учреждение, пользующееся (владеющее и распоряжающееся) имуществом собственника в порядке, установленном законом, — с другой. Например, казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, а собственник вправе изъять у него излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество (ст. 290-298 ГК РФ).
Источник: studme.org