Если покупателем по договору купли-продажи является предприниматель, продавец не обязан возвращать ему уплаченные по кредитному договору проценты в случае возврата товара.
Из закона следует, что если покупатель приобрел товар в кредит, а затем возвратил из-за ненадлежащего качества, продавец обязан вернуть ему стоимость товара, а также уплаченные проценты по кредиту (п. 6 ст. 24 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Этим воспользовался покупатель автомобиля, который приобрел его в кредит. Обнаружив в машине существенные недостатки, он обратился в суд и потребовал взыскать с продавца не только стоимость автомобиля, но и уплаченные им по кредитному договору проценты. Требования были удовлетворены.
Отменяя это решение, Верховный Суд обратил внимание на следующее. Целью законодательства о защите прав потребителей является защита потребителей, то есть граждан, приобретающих товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, которые не связаны с предпринимательской деятельностью.
Закон «О защите прав потребителей» — в чем суть | Юрист по защите прав потребителей
В рассматриваемом случае автомобиль приобретался индивидуальным предпринимателем, что было указано в договоре купли-продажи. Соответственно, закон «О защите прав потребителей» не подлежал применению. Решение суда в части взыскания с продавца процентов по кредиту было отменено.
Источник: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 9-КГ19-15
Источник: vc8bit.ru
Статья: Закон «О защите прав потребителей» применяется к имущественным и личным видам страхования (ОСАГО, КАСКО и иным)
Недавно мы писали о принятом Постановлении Пленума Верховного суда (ВС РФ) О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО СПОРАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ от 28.06.2012 г. № 17, которое распространило действие Закона «О защите прав потребителей» на имущественное и личное страхование (ОСАГО, КАСКО, ДМС, ОМС и т.п.).
Подробные консультации юриста по подаче иска по новым правилам для жителей Москвы доступны по телефону нашей юридической консультации (495) 539-51-01.
Проанализировав текст данного документа, можно отметить ряд новаций, имеющий важное значение для страховых дел.
Как указано в п. 1 данного документа Закон о защите прав потребителей применяется к страховым отношениям, в части последствий, которые не подпадают под действие главы III Закона.Соответственно, Закон о защите прав потребителей применяется к страхованию в частях:
Новые ОЧЕНЬ важные изменения в ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ в 2022 году. Договор потребитель
- о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 — 12)
- об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13)
- о возмещении вреда (статья 14)
- о компенсации морального вреда (статья 15)
- об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17)
- об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17).
То есть, иски можно подавать по месту жительства истца, не оплачивать гос.полшлину, заявлять компенсацию морального вреда, а также требовать дополнительную неустойку.
Между тем, следует отметить, что поскольку иск по ОСАГО предъявляется третьим лицом, по смыслу Закона «О защите прав» потребителей» потребителем не являющимся, распространение данных условий на ОСАГО — вопрос открытый. В ближайшее время он будет разрешен судебной практикой. По нашей информации, Закон «О защите прав потребителей» должен будет применяться и к ОСАГО, если страховые компании все таки не пролоббируют обратное решение.
Сейчас наши юристы, после консультаций с судьями, на практике применяют все общие нормы Закона «О защите прав потребителей» к ОСАГО!
Важным являются и положения п. 46 Постановлении Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. является и то, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона). Фактически, по суду со страховой компании в пользу потребителя должен быть взыскан штраф в размере 50% от незаконно удержанной суммы.
Следует также отметить, что в 24 пункте Постановления указано, что если заявлены требования о компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя, то такое требование подсудно районному суду.
Источник: law21.ru
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей»
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ;
недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;
импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации;
владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее — владелец агрегатора) — организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
- Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
- Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
- Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
- Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
- Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
- Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
- Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
- Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
- Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)
- Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
- Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
- Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
- Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
- Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
- Статья 15. Компенсация морального вреда
- Статья 16. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора)
- Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
- Статья 17. Судебная защита прав потребителей
- Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)
- Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
- Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
- Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
- Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
- Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
- Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
- Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
- Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
- Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
- Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
- Статья 38.
- Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг
- Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям
- Статья 40. Федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей
- Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) по предоставлению информации органу государственного надзора
- Статья 42.
- Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
- Статья 42.2. Передача осуществления полномочий органа государственного надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Статья 42.3. Подача и рассмотрение обращений потребителей
- Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
- Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
- Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
- Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
Источник: fzakon.ru