К мотивам предпринимателя по мнению й шумпетера не относятся

Как я уже писал ранее, Шумпетер часто подчёркивал, что исходной для его размышлений стала проблема цикличности хозяйственной динамики. В предисловии к английскому изданию 1934 года он пишет, что начал эту работу в 1905 году. Мы знаем, что его первая статья на эту тему под названием «Uber Das Wesen der Wirtshaftskrisen» была опубликована в мае 1910.

В шестой главе «Теории экономического развития», которая называется «Цикл конъюнктуры», Шумпетер указывает на то, что основное движение хозяйства идёт рывками, в ходе которых «изменяются основные условия и предпосылки осуществления планов лиц, перестраивается система ценностей….. то развитие которое возобновляется после кризиса — это новое развитие, а не просто продолжение прежнего». Можно говорить о революциях в сфере производства или о революциях производительности [produkktive Revolution]. При этом, новые комбинации, по мнению Шумпетера, появляются через различные промежутки времени, одновременно в разных отраслях или сферах деятельности. Позже он станет говорить о появлении пучка связанных друг с другом инноваций и подчеркивать, что «если бы новые предприятия появлялись независимо друг от друга, то не было бы никакого подъема и никакой депрессии, как характерных явлений».

Вы предприниматель или собираетесь им стать?

Шумпетер подчеркивает, что «эти стихийные и дискретные изменения траектории свершения [хозяйственного] кругооборота и смещения центра [его] равновесия имеют место в сфере промышленности и торговли, но не в сфере удовлетворения потребностей [Bedarfleben] потребителей конечных продуктов. Даже если экономический анализ [обычно] исходит из того фундаментального обстоятельства, что удовлетворение потребностей является смыслом всякого производства и любое конкретное состояние хозяйства должно быть понято с этой точки зрения, то новшества, как правило, внедряются не после того, как вначале у потребителей стихийно возникнут новые потребности и под их давлением произойдёт переориентация производственного аппарата… а только тогда, когда само производство привьёт потребителям новые потребности».

И добавляет: «Таким образом, инициатива остается за этой стороной», то есть производителями. «Как раз здесь кроется одно из многочисленных различий, существующих между завершением кругооборота, происходящего по обычной траектории, и возникновением новых вещей: в первом случае допустимо противопоставлять между собой предложение и спрос как в принципе независимые факторы, а во втором — нет. Отсюда следует, что во втором случае не может быть равновесия в том смысле, в каком оно существует в первом. Производить — значит комбинировать имеющиеся [в нашем распоряжении] вещи и силы. Производить нечто новое и иначе [инновацию] — значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил».

экономическом цикле

Характер подобных «революционных» преобразований хозяйства оставаться основным предметом анализа в поздних работах Шумпетера. В 1939 году он завершает большую работу, посвящённую особенностям экономических циклов разной продолжительности. Несмотря на то, что Шумпетеру удалось выделить ряд общих закономерностей в процессах развертывания «малых», «средних» и «больших» циклов, а также рассмотреть эффекты «наложения» их друг на друга — эта работа в тот период не получила понимания и признания в экономическом и управленческом сообществах. Второе рождение метаморфозной концепции экономического развития произошло только в работах следующего поколения исследователей.

Читайте также:  Как поставить ИП на паузу

Как успешные предприниматели решают проблемы в своих компаниях

В 1942 году вышла по всей видимости самая известная и читаемая книга Шумпетера: «Капитализм, социализм и демократия». Книга ставит целый ряд принципиальных вопросов. Какова функция предпринимательства в процессах становления и развития капитализма? Что произойдёт с предпринимательской деятельностью, как движком экономического развития в будущем: в мире тотального государственного управления, бюрократизированных корпораций, предательства со стороны интеллектуалов базовых ценностей капитализма в пользу социалистических идей? Удастся ли национальной и глобальной бюрократии взять на себя реализацию части функций управления научно-технологическим процессом?

В мои задачи, естественно, не входит разбор всех этих прозорливых вопросов и предвидений Йозефа Шумпетера. Я лишь пунктиром намечу ряд акцентов в трактовке миссии и функций предпринимательской деятельности.

Реагируя по всей видимости на отдельные моменты дискуссии по поводу его интерпретации экономических циклов, Шумпетер замечает, что само «понятие исторического процесса предполагает необратимые изменения в структуре экономики, которые должны затронуть [также] любые существующие в ней количественные закономерности». Именно поэтому анализ циклов конъюнктуры, в том числе больших волн развития, в логике сравнения количественных показателей, само по себе, с его точки зрения, не имеет особого смысла.

«История капитализма — считает Шумпетер, — это история революций. Открытие новых рынков, внутренних и внешних, и развитие экономической организации от ремесленной мастерской и фабрики до таких концернов, как «Ю.С.Стил», иллюстрируют ….процесс экономической мутации, который непрерывно революционизирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую.

Этот процесс «созидательного разрушения» является самой сущностью капитализма. Вопреки учебникам, в капиталистической действительности преобладающее значением имеет не конкуренция, протекающая в рамках неизменных условий…а [другая] конкуренция, основанная на открытии нового товара, новой технологии, нового источника сырья, нового типа организации. Такая конкуренция относится к традиционной как бомбардировка к взламыванию двери. Эта конкуренция оказывает влияние не только тогда, когда она уже есть, но и тогда, когда она является всего лишь потенциальной угрозой».

Если смотреть на процессы развития хозяйства с этой точки зрения, то мы увидим, что историческая роль предпринимателей «заключается в том, чтобы реформировать и революционизировать производство, используя изобретения или в более общем смысле, новые технологические решения… именно такого рода деятельность и есть главная причина периодических «подъёмов», революционизирующих экономический организм и последующих спадов…». Это миссия «созидательного разрушения».

Читайте также:  Решение учредителя о назначении управляющего ИП образец

Предприниматель разрушает старую конфигурацию факторов производства и создает новую. Здесь Шумпетер еще раз повторяет тезис, высказанный в своих исходных работах: эти революции происходят «не непрерывно, а дискретно и отделяются друг от друга фазами относительного спокойствия. Но весь в процесс в целом непрерывен: то есть в каждый данный момент происходит либо революция или усвоение ее результатов. Обе эти фазы вместе взятые образуют так называемый экономический цикл».

Именно в силу подобной природы предпринимательской прибыли она носит принципиально временный характер. Эта прибыль возникает в определённые периоды времени и затем исчезает или, точнее, «растворяется» в ходе роста конкуренции в новых зонах и сферах деятельности, созданных самими предпринимателями.

Источник: shchedrovitskiy.com

Развитие учения о предпринимательстве в XX века

Последние 30 — 60 лет XX в. ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и другие) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе, разрабатываются практические рекомендации по осуществлению предпринимательских проектов.

Вторая половина XX в. — это период развития в большинстве западных стран практического цивилизованного предпринимательства. В это же время к этой актуальной проблеме обращаются видные ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике именно предпринимательские организации (фирмы, компании) являются наряду с домохозяйствами и государством, важнейшими хозяйствующими субъектами.

Остановимся на наиболее существенных теориях.

В связи с этим в первую очередь отметим вклад в развитие теории предпринимательства таких ученых, как А. И. Агеев, А. В. Бусыгин, В. В. Радаев, Осипов Ю. М. и другие.

Так, А. Каминка считал, что «…предпринимателем называется лицо, которое в целях извлечения прибыли само или через посредство других лиц ведет предприятие за свой счет, причем оно может вести его единолично или в соединении с другими лицами». Следовательно, предприниматель — это лицо, которое является владельцем собственного предприятия, финансирует его, руководит им и имеет главный мотив — получение прибыли.

Другой российский ученый А. Петражицкий утверждал, что предпринимателем следует признавать того субъекта, который самостоятельно, лично и от своего имени ведет хозяйственную деятельность и несет «риск всего имущества» и «ответственность всем своим достоянием». Петражицкий при определении сущности предпринимателя акцентирует внимание на несении им риска всем своим достоянием.

Рассмотрим точки зрения на предпринимательство таких выдающихся ученых-экономистов, как Ф. Хайек, И. Шумпетер и П. Друкер, внесших большой вклад в экономическую теорию.

Читайте также:  Можно ли открыть ИП в МФЦ по месту прописки

По мнению Ф. Хайека, предприниматель характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает.

По мнению известного американского ученого австрийского происхождения И. Шумпетера, «предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии нельзя находиться длительное время…».

По мнению Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего-то нового, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное и испытанное.

Шумпетер исследует проблему мотивов предпринимателя, которые соответствуют девизу: еще больше. Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю и — в большинстве случаев, хотя и не всегда, — свою династию. Он выделяет следующую группу мотивов:

  • одному нужна «свобода» и «условия для развития личности»
  • другой хочет обладать «сферой влияния»
  • третий движим «снобизмом», но не станет этого делать

Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входят, с одной стороны, желание борьбы, а с другой — стремление к успеху ради успеха. Третья группа мотивов связана с радостью творчества.

Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер. Друкер стоит на точке зрения Сэя о комбинировании факторов производства как важной функции предпринимателей, причем на всемерном использовании инноваций. Вместе с тем Друкер положительно относится к основным положениям учения Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях.

По его мнению, под предпринимателем понимается человек, который открывает свой собственный новый мелкий (малый) бизнес, но при этом не всякий мелкий бизнес является предпринимательским, а только тот, который создает новый рынок, формирует новых покупателей.

Друкер считает, что предпринимательству следует учить. Неслучайно в США создана разветвленная сеть подготовки предпринимателей, в том числе в колледжах и университетах.

Друкер формулирует 4 предпринимательские стратегии, которые позволяют добиться успеха:

  1. ворваться первым и нанести массированный удар
  2. напасть быстро и неожиданно
  3. найти и захватить «экологические ниши»
  4. измерять экономические характеристики продукта, рынка или отрасли

Значительный научный и практический интерес имеют точки зрения о предпринимательстве и предпринимателях таких известных зарубежных ученых, как К. Веспер, Г. Пиншот, Р. Хизрич, М. Питерс, А. Хоскинг и др.

Записи по теме:

  1. Развитие предпринимательства в странах СНГ
  2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
  3. Сущность предпринимательской среды
  4. Предприниматель: Кто он?

Источник: konspekts.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин