К мотивам предпринимателя по мнению й шумпетера не относятся

Как я уже писал ранее, Шумпетер часто подчёркивал, что исходной для его размышлений стала проблема цикличности хозяйственной динамики. В предисловии к английскому изданию 1934 года он пишет, что начал эту работу в 1905 году. Мы знаем, что его первая статья на эту тему под названием «Uber Das Wesen der Wirtshaftskrisen» была опубликована в мае 1910.

В шестой главе «Теории экономического развития», которая называется «Цикл конъюнктуры», Шумпетер указывает на то, что основное движение хозяйства идёт рывками, в ходе которых «изменяются основные условия и предпосылки осуществления планов лиц, перестраивается система ценностей….. то развитие которое возобновляется после кризиса — это новое развитие, а не просто продолжение прежнего». Можно говорить о революциях в сфере производства или о революциях производительности [produkktive Revolution]. При этом, новые комбинации, по мнению Шумпетера, появляются через различные промежутки времени, одновременно в разных отраслях или сферах деятельности. Позже он станет говорить о появлении пучка связанных друг с другом инноваций и подчеркивать, что «если бы новые предприятия появлялись независимо друг от друга, то не было бы никакого подъема и никакой депрессии, как характерных явлений».

Вы предприниматель или собираетесь им стать?

Шумпетер подчеркивает, что «эти стихийные и дискретные изменения траектории свершения [хозяйственного] кругооборота и смещения центра [его] равновесия имеют место в сфере промышленности и торговли, но не в сфере удовлетворения потребностей [Bedarfleben] потребителей конечных продуктов. Даже если экономический анализ [обычно] исходит из того фундаментального обстоятельства, что удовлетворение потребностей является смыслом всякого производства и любое конкретное состояние хозяйства должно быть понято с этой точки зрения, то новшества, как правило, внедряются не после того, как вначале у потребителей стихийно возникнут новые потребности и под их давлением произойдёт переориентация производственного аппарата… а только тогда, когда само производство привьёт потребителям новые потребности».

И добавляет: «Таким образом, инициатива остается за этой стороной», то есть производителями. «Как раз здесь кроется одно из многочисленных различий, существующих между завершением кругооборота, происходящего по обычной траектории, и возникновением новых вещей: в первом случае допустимо противопоставлять между собой предложение и спрос как в принципе независимые факторы, а во втором — нет. Отсюда следует, что во втором случае не может быть равновесия в том смысле, в каком оно существует в первом. Производить — значит комбинировать имеющиеся [в нашем распоряжении] вещи и силы. Производить нечто новое и иначе [инновацию] — значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил».

экономическом цикле

Характер подобных «революционных» преобразований хозяйства оставаться основным предметом анализа в поздних работах Шумпетера. В 1939 году он завершает большую работу, посвящённую особенностям экономических циклов разной продолжительности. Несмотря на то, что Шумпетеру удалось выделить ряд общих закономерностей в процессах развертывания «малых», «средних» и «больших» циклов, а также рассмотреть эффекты «наложения» их друг на друга — эта работа в тот период не получила понимания и признания в экономическом и управленческом сообществах. Второе рождение метаморфозной концепции экономического развития произошло только в работах следующего поколения исследователей.

Читайте также:  Как узнать нужно ли сдавать статистику ИП

Как успешные предприниматели решают проблемы в своих компаниях

В 1942 году вышла по всей видимости самая известная и читаемая книга Шумпетера: «Капитализм, социализм и демократия». Книга ставит целый ряд принципиальных вопросов. Какова функция предпринимательства в процессах становления и развития капитализма? Что произойдёт с предпринимательской деятельностью, как движком экономического развития в будущем: в мире тотального государственного управления, бюрократизированных корпораций, предательства со стороны интеллектуалов базовых ценностей капитализма в пользу социалистических идей? Удастся ли национальной и глобальной бюрократии взять на себя реализацию части функций управления научно-технологическим процессом?

В мои задачи, естественно, не входит разбор всех этих прозорливых вопросов и предвидений Йозефа Шумпетера. Я лишь пунктиром намечу ряд акцентов в трактовке миссии и функций предпринимательской деятельности.

Реагируя по всей видимости на отдельные моменты дискуссии по поводу его интерпретации экономических циклов, Шумпетер замечает, что само «понятие исторического процесса предполагает необратимые изменения в структуре экономики, которые должны затронуть [также] любые существующие в ней количественные закономерности». Именно поэтому анализ циклов конъюнктуры, в том числе больших волн развития, в логике сравнения количественных показателей, само по себе, с его точки зрения, не имеет особого смысла.

«История капитализма — считает Шумпетер, — это история революций. Открытие новых рынков, внутренних и внешних, и развитие экономической организации от ремесленной мастерской и фабрики до таких концернов, как «Ю.С.Стил», иллюстрируют ….процесс экономической мутации, который непрерывно революционизирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую.

Этот процесс «созидательного разрушения» является самой сущностью капитализма. Вопреки учебникам, в капиталистической действительности преобладающее значением имеет не конкуренция, протекающая в рамках неизменных условий…а [другая] конкуренция, основанная на открытии нового товара, новой технологии, нового источника сырья, нового типа организации. Такая конкуренция относится к традиционной как бомбардировка к взламыванию двери. Эта конкуренция оказывает влияние не только тогда, когда она уже есть, но и тогда, когда она является всего лишь потенциальной угрозой».

Если смотреть на процессы развития хозяйства с этой точки зрения, то мы увидим, что историческая роль предпринимателей «заключается в том, чтобы реформировать и революционизировать производство, используя изобретения или в более общем смысле, новые технологические решения… именно такого рода деятельность и есть главная причина периодических «подъёмов», революционизирующих экономический организм и последующих спадов…». Это миссия «созидательного разрушения».

Читайте также:  Постановка на учет в налоговом органе ИП осуществляется в срок

Предприниматель разрушает старую конфигурацию факторов производства и создает новую. Здесь Шумпетер еще раз повторяет тезис, высказанный в своих исходных работах: эти революции происходят «не непрерывно, а дискретно и отделяются друг от друга фазами относительного спокойствия. Но весь в процесс в целом непрерывен: то есть в каждый данный момент происходит либо революция или усвоение ее результатов. Обе эти фазы вместе взятые образуют так называемый экономический цикл».

Именно в силу подобной природы предпринимательской прибыли она носит принципиально временный характер. Эта прибыль возникает в определённые периоды времени и затем исчезает или, точнее, «растворяется» в ходе роста конкуренции в новых зонах и сферах деятельности, созданных самими предпринимателями.

Источник: shchedrovitskiy.com

Развитие учения о предпринимательстве в XX века

Последние 30 — 60 лет XX в. ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и другие) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе, разрабатываются практические рекомендации по осуществлению предпринимательских проектов.

Вторая половина XX в. — это период развития в большинстве западных стран практического цивилизованного предпринимательства. В это же время к этой актуальной проблеме обращаются видные ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике именно предпринимательские организации (фирмы, компании) являются наряду с домохозяйствами и государством, важнейшими хозяйствующими субъектами.

Остановимся на наиболее существенных теориях.

В связи с этим в первую очередь отметим вклад в развитие теории предпринимательства таких ученых, как А. И. Агеев, А. В. Бусыгин, В. В. Радаев, Осипов Ю. М. и другие.

Так, А. Каминка считал, что «…предпринимателем называется лицо, которое в целях извлечения прибыли само или через посредство других лиц ведет предприятие за свой счет, причем оно может вести его единолично или в соединении с другими лицами». Следовательно, предприниматель — это лицо, которое является владельцем собственного предприятия, финансирует его, руководит им и имеет главный мотив — получение прибыли.

Другой российский ученый А. Петражицкий утверждал, что предпринимателем следует признавать того субъекта, который самостоятельно, лично и от своего имени ведет хозяйственную деятельность и несет «риск всего имущества» и «ответственность всем своим достоянием». Петражицкий при определении сущности предпринимателя акцентирует внимание на несении им риска всем своим достоянием.

Рассмотрим точки зрения на предпринимательство таких выдающихся ученых-экономистов, как Ф. Хайек, И. Шумпетер и П. Друкер, внесших большой вклад в экономическую теорию.

Читайте также:  Обязательно ли платить страховые взносы ИП за себя ежеквартально

По мнению Ф. Хайека, предприниматель характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает.

По мнению известного американского ученого австрийского происхождения И. Шумпетера, «предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии нельзя находиться длительное время…».

По мнению Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего-то нового, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное и испытанное.

Шумпетер исследует проблему мотивов предпринимателя, которые соответствуют девизу: еще больше. Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю и — в большинстве случаев, хотя и не всегда, — свою династию. Он выделяет следующую группу мотивов:

  • одному нужна «свобода» и «условия для развития личности»
  • другой хочет обладать «сферой влияния»
  • третий движим «снобизмом», но не станет этого делать

Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входят, с одной стороны, желание борьбы, а с другой — стремление к успеху ради успеха. Третья группа мотивов связана с радостью творчества.

Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер. Друкер стоит на точке зрения Сэя о комбинировании факторов производства как важной функции предпринимателей, причем на всемерном использовании инноваций. Вместе с тем Друкер положительно относится к основным положениям учения Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях.

По его мнению, под предпринимателем понимается человек, который открывает свой собственный новый мелкий (малый) бизнес, но при этом не всякий мелкий бизнес является предпринимательским, а только тот, который создает новый рынок, формирует новых покупателей.

Друкер считает, что предпринимательству следует учить. Неслучайно в США создана разветвленная сеть подготовки предпринимателей, в том числе в колледжах и университетах.

Друкер формулирует 4 предпринимательские стратегии, которые позволяют добиться успеха:

  1. ворваться первым и нанести массированный удар
  2. напасть быстро и неожиданно
  3. найти и захватить «экологические ниши»
  4. измерять экономические характеристики продукта, рынка или отрасли

Значительный научный и практический интерес имеют точки зрения о предпринимательстве и предпринимателях таких известных зарубежных ученых, как К. Веспер, Г. Пиншот, Р. Хизрич, М. Питерс, А. Хоскинг и др.

Записи по теме:

  1. Развитие предпринимательства в странах СНГ
  2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
  3. Сущность предпринимательской среды
  4. Предприниматель: Кто он?

Источник: konspekts.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин