Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима широкая правовая среда для функционирования МИП. Формирование правовой среды малых инновационных предприятий является обязательным и непременным условием, обеспечивающим им экономическую свободу, права и гарантии, позволяющие осознанно заниматься бизнесом, разрешенным законом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность МИП перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разного уровня за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме.
Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти разного уровня. С принятием законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, происходит совершенствование инфраструктуры малого инновационного бизнеса и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного) особое место занимают проблемы финансовокредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малых инновационных предприятий.
Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежит Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.). Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малых инновационных предприятий можно разделить на две группы: первая группа связана с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, вторая — со льготами и преимуществами (например, упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д.). В свою очередь, первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и на льготы для предприятий малого инновационного предпринимательства, подпадающих под обычную систему налогообложения (льготы по налогу на прибыль).
В целях стимулирования инновационной активности МИП методы воздействия государства подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования развития МИП проявляются в различных формах финансирования, в стимулировании кооперации малых инновационных предприятий с вузами, крупными предприятиями и научнопроизводственными комплексами, в преимущественном праве на получение заказов по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд.
К прямым методам следует отнести и целевые программы поддержки малых предприятий в инновационной сфере. К косвенным методам воздействия государства относятся законодательноправовые акты, которые весьма разнообразны и касаются многих областей деятельности МИП. К косвенным методам относится либерализация налогообложения, в частности применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и др.). Кроме того, к ним следует отнести формы информационного и консультационного обеспечения.
Разделение государственной поддержки малых инновационных предприятий на прямые и косвенные методы является необходимым, но недостаточным. Ведь формы поддержки весьма разнообразны, одни из них отработаны (законодательно, организационно и т.д.), другие только пробивают себе дорогу. Так, финансовая поддержка может быть в виде субвенций (субсидий), финансирования инновационных проектов, компенсации расходов на выплату процентов по кредитам, предоставления бюджетных кредитов, финансово-имущественной помощи через механизм лизинга и др. По содержанию государственные формы поддержки МИП можно сгруппировать следующим образом:
- • законодательная;
- • финансовая;
- • административноорганизационная (порядок регистрации, лицензирования и сертификации);
- • информационная;
- • налоговая;
- • имущественная;
- • консультационная;
- • кадровая (подготовка и переподготовка);
- • товарная;
- • производственнотехническая;
- • страховая.
Кадровая и товарная формы поддержки относятся к новым. Кадровая поддержка предполагает поэтапное введение в действие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы на малых инновационных предприятиях. Под товарной поддержкой в данном случае понимается доведение результатов инновационной деятельности (НИОКР) до стадии коммерциализации и продвижения товаров МИП на рынок (внутренний и внешний).
Процесс возрастания роли одних форм поддержки, снижения значения других, отказа от использования третьих форм неизбежен и необходим. Но независимо от роли тех или иных форм поддержки они на всех этапах развития МИП должны применяться в совокупности, комплексно. Только в таком случае можно достичь наибольшей эффективности их использования. Формам государственной поддержки развития предприятий характерно следующее: они разнообразны по характеру и содержанию; различны по значимости; подвержены изменениям структуры и состава; пока отличаются непропорциональностью и несоотносительностью; не оценивается эффективность их применения; многие из них в регионах не используются; нередко местные органы власти не представляют характер и объем работы с малыми предприятиями в этом направлении.
При выборе методов и форм поддержки основополагающим является Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который предусматривает создание фонда поддержки малого предпринимательства. Основным направлением использования этого фонда является поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производство принципиально новых видов продукции, а также оказание помощи в освоении новых технологий и изобретений. В решении этих проблем важная роль принадлежит специальному фонду, созданному по постановлению Правительства РФ «О фонде содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г. (с изменениями от 26 октября 2000 г.).
Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере образован для развития малого бизнеса (создание малых наукоемких фирм, бизнес-инкубаторов, инновационных, инжиниринговых центров и др.). Кроме того, этот фонд поощряет конкуренцию в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.
Фонд является государственной некоммерческой организацией, являясь юридическим лицом, имеет свой расчетный счет. Фонд имеет свой баланс и право оперативного управления находящимся в его распоряжении государственным имуществом. Он отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении имуществом и денежными средствами. Источниками формирования средств фонда являются: бюджетные ассигнования в размере 1,5% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки; добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных), юридических и физических лиц; иные поступления от деятельности фонда.
За реализацию поддержки малых предприятий отвечают многие органы власти. К ним относятся Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития и торговли РФ, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные отделения, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Министерство финансов РФ, Торгово-промышленная палата и департаменты (комитеты, комиссии и т.п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов местного самоуправления. Кроме того, поддержкой малых предприятий занимаются многочисленные некоммерческие союзы и ассоциации. Значительную роль в поддержке малого инновационного предпринимательства должно сыграть Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА), которое учреждено в сентябре 2001 г. по инициативе более 50 общественных предпринимательских организаций. Цель объединения — консолидация усилий общественных организаций малого и среднего бизнеса для защиты интересов российских предпринимателей на разных уровнях управления.
Успешно защищает интересы предприятий малого инновационного бизнеса Российская ассоциация малого и среднего предпринимательства. Ассоциация оказывает информационную, консультативную, методическую, правовую и иную помощь малым и средним предприятиям, организует взаимодействие и взаимопомощь между объединениями предпринимателей, региональными структурами поддержки малых предприятий и др. Ассоциация издает еженедельную газету «Бизнес для всех», является учредителем многих региональных организаций поддержки предпринимательства и бизнес- образований, является членом Европейской конфедерации ассоциаций малых и средних предприятий.
Общее число организаций (включая региональные), которые относятся к инфраструктуре поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного), составляет более 1500. Для сравнения приведем следующие данные. В США поддержкой малых инновационных предприятий занимаются Администрация по делам малого бизнеса, Министерство внутренних дел, Национальный научный фонд, центры развития малого бизнеса, торгово-промышленные палаты (всего около 3000 организаций).
Источник: studref.com
Зарубежный опыт финансовой поддержки малого предпринимательства
Зарубежный опыт государственной поддержки малых предприятий к источникам финансирования такой поддержки относит привлечения государственных средств, ресурсов международных финансовых организаций, капиталов частных фирм и включает кредитование, страхование, предоставление экспортных гарантий, поддержки венчурного инвестирования.
В скандинавских странах основным донором финансовых вложений в малое предпринимательство является государство. Правительства этих стран предоставляют субсидии и прямые займы начинающим в малом бизнесе. Перспективные и важные проекты на 50-75 % могут финансироваться государственными средствами. Ирландия некоторым категориям предпринимателей в течение года выплачивает ежемесячное пособие в 50 фунтов стерлингов [6].
Приоритетными направлениями развития малого бизнеса в Великобритании является разработка специальных программ поддержки малого бизнеса: содействие созданию малых предприятий, которые начинают безработные; гарантии кредитов в малый бизнес через бронирования у 50 млн. ф. ст. ежегодно; создание самостоятельных региональных бюро, осуществляющих финансовую поддержку малых предприятий на местном уровне; помощь молодежи в создании и развитии собственного дела; помощь местной власти в развитии малого бизнеса на местах; создание сети специализированных фондов, финансирующих малый бизнес.
В Италии развитая система государственной финансовой поддержки малого бизнеса через субсидирование и льготное кредитование деятельности отдельных направлений малого бизнеса и деятельности консорциумов и кооперативов, объединяющих малые предприятия. На реализацию новых проектов и модернизацию предприятий малого бизнеса выделяются льготные кредиты по ставке почти вдвое ниже рыночной.
В Испании негосударственная финансовая поддержка субъектов малого бизнеса проводится путем создания обществ взаимного гарантирования, создаваемых за счет добровольных взносов предпринимателей. Целью таких обществ является предоставление гарантий банкам своих членов при получении кредитов. В случае недостатка собственных средств правительство Испании оказывает обществам финансовую помощь. При накоплении обществом определенного капитала, оно может превратиться в общество взаимного финансирования, приобретает статус финансового учреждения и занимается прямым инвестированием предпринимательской деятельности.
Поддержка малого бизнеса в США происходит через дотации, прямые гарантированные займы. На уровне штата реализуются программы поддержки малого бизнеса через привлечение негосударственных средств. В случае неплатежеспособности заемщика государство полностью покрывает убытки. Гарантии государства уменьшают риск операций кредитно-финансовых учреждений, способствуют заинтересованности кредиторов малого бизнеса.
Созданная в Японии Национальная финансовая корпорация осуществляет финансовую поддержку малых предприятий. Двухуровневая система гарантий кредитов (негосударственные ассоциации кредитной гарантии и государственная корпорация по страхованию кредита) снижает риск невозврата кредитов. Государство берет на себя погашение почти всей суммы долга в случае неплатежеспособности предпринимателя. Система финансовой помощи построена на принципе обратной зависимости между размером фирмы и государственной помощи. То есть наибольшую поддержку со стороны государства получают малые предприятия и предприниматели, кроме того, в Японии — самые низкие процентные ставки по кредитным операциям.
Турция для поддержки и развития малых и средних предприятий создает организованы промышленные зоны, в свое время позволило привлечь в страну многочисленные иностранные инвестиции. В Чехии осуществляется поддержка экспорта Чешским экспортным банком, а также государственной программе «Предприятие и инновации» для поддержки малых и средних предпринимателей. Опыт Словакии в поддержке и развитии малых предприятий, в том числе экспортной их деятельности, является ценным для Украины в области гармонизации норм и стандартов, а также законодательной базы в Европейский Союз.
В странах, входящих в состав ОЭСР, выделяют три основные модели поддержки субъектов малого бизнеса [2, с. 55]:
— Европейскую модель, которая характеризуется рациональной комбинацией инструментов прямой финансовой поддержки и инструментов косвенной поддержки. Частные финансовые институты, осуществляющие кредитование малого бизнеса, финансируемые государством;
— Японскую модель , при которой государственная поддержка малого бизнеса предоставляется им в случае необходимости, прежде всего путем содействия производственной кооперации малого и крупного бизнеса;
— Североамериканское модель , что предполагает прежде всего информационно-консультативную помощь малому бизнесу, содействие получению государственных заказов и оказание прямой финансовой помощи; прямую поддержку непосредственно малых предприятий за счет государства и независимое сосуществование государственного и частного финансирования малого бизнеса.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить четыре основных направления государственного стимулирования малого бизнеса:
— Финансовую поддержку (реализация государственных целевых кредитных программ, обеспечение займов, предоставление льготных и безвозвратных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития, участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций, повышение кредитоспособности малых предприятий с помощью системы страхования )
— Управленческую поддержку (консультации, обучение, информационное обслуживание, финансирование и участие в работе организаций, предоставляющих непосредственную поддержку предпринимателям, создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче технологий);
— Налоговую политику (льготная система налогообложения, система ускоренной амортизации основных средств и исключения амортизационных отчислений по объектам налогообложения);
— Антимонопольную политику (дерегуляции, то есть обеспечение справедливых и равноправных условий подрядных отношений и тендеров по государственному заказу, а также между большим и малыми предприятиями, меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям, по предотвращению банкротств среди мелких компаний).
К основным видам финансово-кредитной поддержки субъектов малого бизнеса можно отнести: прямое государственное финансирование; прямое государственное кредитование; негосударственное кредитования; государственное гарантирование кредитов и негосударственное гарантирование кредитов (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Классификация мер финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и практические методы их применения [2, с. 65]
В развитых странах все больше внимания уделяется поддержке малого бизнеса на региональном уровне. Местные органы управления, выступая гарантом, могут помогать предприятиям своего региона быть более конкурентными как в привлечении прямых иностранных инвестиций, так и в привлечении внутренних инвестиций.
К основным инструментам поддержки малых предприятий на региональном уровне относятся:
— Финансово-кредитные (льготное кредитование, предоставление гарантий по займам банков и инвесторов, погашение банковских процентов при финансовом лизинге и др.);
— Фискальные (льготы на уплату местных налогов: полное или частичное освобождение от их уплаты)
— Производственные (предоставление муниципального заказа с гарантированным обеспечением ресурсами, льготной арендой муниципальных помещений, земельных участков);
— Социальные (поддержание социальной инфраструктуры предприятий);
— Организационные (настройка хозяйственных связей, обеспечение оптовой реализации продукции, содействие в продвижении продукции на рынки других регионов, повышение квалификации кадров).
Основные механизмы финансовой поддержки на региональном уровне отражены на рис. 7.4.
Рис. 7.4. Механизмы финансовой поддержки малого бизнеса
Краткая характеристика и выгоды для малых предприятий каждого из них рассмотрено в приложении 14.
В большинстве стран мира государственная поддержка малого бизнеса предусматривает предоставление налоговых льгот. Основные виды налоговых льгот в странах Восточной Европы и бывших республик СССР отражены в приложении 15.
Как видим, большинство стран мира осуществляет поддержку субъектов малого бизнеса; такая поддержка предусматривает различные механизмы, формы, методы и объекты.
Источник: studbooks.net
Краткий конспект
Виды бизнеса и критерии их выделения. Производственный, коммерческий бизнес, финансовый бизнес, бизнес в сфере услуг. Трудоемкое и капиталоемкое производство. Сильные и слабые стороны бизнеса разных отраслей. Крупный бизнес, малый и средний бизнес.
Качественные и количественные критерии выделения малого бизнеса. Количественные критерии выделения малого бизнеса в России.
Крупный бизнес как основа устойчивости рыночной экономики и современного процедурного предпринимательства. Модель поведения крупного бизнеса. Экономия, обусловленная масштабами деятельности. Конкурентные преимущества и риски крупного бизнеса. Сферы распространения крупного бизнеса.
Малый бизнес и факторы его роста в современной рыночной экономике. Причины роста малого бизнеса: сокращение глубины переработки, джинерика, клон-мейкерство. Функции малого бизнеса Виды малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее. Ниши малого бизнеса. Локальные потребности.
Риски малого бизнеса и проблема его неустойчивости. Роль малого бизнеса в обеспечении динамизма крупного бизнеса.
Современная сетевая модель экономики и ее основные элементы. Необходимость и направления поддержки малого бизнеса. Роль крупного, среднего бизнеса и государства в обеспечении устойчивости малого бизнеса. Формы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Роль государства и среднего бизнеса в обеспечении равноправных партнерских взаимоотношений между крупным и малым бизнесом.
Основные современные формы поддержки малого бизнеса: лизинг, франчайзинг, технопарки, венчурные фирмы, бизнес инкубаторы.
Страновые особенности сетевых моделей. Трехъярусная и двухъярусная модель экономики. Проблемы и противоречия становления сетевой модели экономики в России. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства РФ».
Тест
Ответьте » да» или » нет»
- Производственное предпринимательство — самый рискованный вид бизнеса
- Бензоколонки, аптеки, оптовые продавцы являются примером бизнеса в сфере услуг
- Относительная простота финансовых операций относится к сильным сторонам финансового бизнеса
- Необходимо различать малый, средний и крупный бизнес, так как они играют разную роль в обеспечении устойчивости и гибкости экономики
- Крупный бизнес является носителем и базой для развития процедурного бизнеса в современной рыночной экономике
- Крупный российский бизнес гораздо крупнее бизнеса на западе
- К социальным функциям малого бизнеса относят: обеспечение занятости, снижение социальной напряженности, стабилизация доходов населения
- Малый бизнес в России развивается более быстрыми темпами, чем на западе
- Современную систему взаимодействия крупного и малого бизнеса в России можно охарактеризовать как сетевую экономику
- Необходимость государственной поддержки малого бизнеса объясняется его высокорискованным характером, слабой ресурсной обеспеченностью и большой социальной значимостью
- Создание технопарков и предоставление оборудования в аренду относят к материально-технической поддержке малого бизнеса
- Малый бизнес в России представлен в основном мелким и мельчайшим бизнесом
1 — да, 2 — нет, 3 — да, 4 — да, 5- да, 6 — нет, 7 — да, 8 — нет, 9 — нет, 10 — да, 11 — да, 12 — да.
Тесты
Выберите правильный ответ
1. В современной экономике в последние десятилетия роль малого бизнеса резко возросла в результате действия следующих факторов:
а) рост среднего класса;
б) проведение крупными фирмами сокращения глубины переработки;
в) появление джинерики и клон-мейкеров;
г) все выше перечисленное верно.
2. Жизнеобеспечивающее предприятие — это:
а) малое предприятие ориентированное на рынок, которое обеспечивает своему владельцу приемлемый уровень дохода и не имеет тенденции к быстрому росту:
б) предприятие малого бизнеса ориентированное на рынок и имеющее тенденцию к быстрому росту и высокой отдаче вложенных в него средств;
в) малое предприятие ориентированное на обеспечение текущих потребностей своего владельца, слабо связанное с рынком и поэтому имеющее тенденций к быстрому росту;
г) только те малые предприятия, которые относятся к мельчайшему бизнесу, а поэтому часто гибнут и не имеют тенденций к быстрому росту.
3. В России наибольший рост малого бизнеса наблюдался в сфере:
а) производства традиционных товаров и услуг;
в) консультативных услуг;
г) инновационного бизнеса:
4. К функциям малого бизнеса относится:
а) создание рабочих мест;
б) внедрение новых товаров и услуг;
в) обеспечение узкоспециализированными товарами и услугами;
г) верно все выше перечисленное.
5. Станции техобслуживания работающие под маркой и по технологии «Тойоты» можно отнести:
а) к традиционному малому бизнесу;
б) венчурному бизнесу;
г) вообще не относятся к малому бизнесу.
6. К наиболее распространенным формальным критериям выделения малого бизнеса относится:
а) количество занятых на предприятии;
б) отраслевая принадлежность бизнеса;
в) количество постоянных клиентов;
г) единство собственности и управления на предприятии.
7. К локальным потребностям относятся те потребности, которым характерна:
б) широкая рассосредоточенность клиентов;
г) значительный круг клиентов.
8. К сферам, в которых малый бизнес получил распространение в развитых странах относятся:
а) мануфактурное производство;
б) система образования;
в) венчурный бизнес;
г) массовое промышленное производство.
9. К преимуществам малого бизнеса относятся:
а) незначительные первоначальные издержки;
б) повышенная гибкость и мобильность;
в) повышенная устойчивость на рынке;
10. К недостаткам малого бизнеса относятся:
а) сложности организации процедурного управления;
б) сложности поиска партнеров по бизнесу;
в) низкая приспособляемость малых предприятий к изменяющимся условиям рынка;
г) верно все выше перечисленное.
11. Взаимоотношениям мелких и крупных фирм в современных условиях в развитых странах характерно:
а) крупные фирмы стремятся поставить мелкие в отношения зависимости при сохранении их самостоятельности. Мелкие фирмы всеми способами противодействуют этому;
б) крупные и мелкие фирмы имеют обоюдный интерес в установлении устойчивых взаимосвязей;
в) крупные фирмы стремятся поглотить мелкие;
г) нейтральность, независимость и самостоятельность мелких фирм.
12. К формам информационной поддержки малого бизнеса относится:
а) сдача в аренду оборудования;
б) обеспечение возможностей пользоваться техническими библиотеками;
в) оказание консультативных услуг малым предприятиям;
г) предоставление налоговых льгот.
Правильные ответы:
1-г, 2-а, 3-б, 4-г, 5-в, 6-а, 7-б, 8-в, 9-г, 10-а, 11-б, 12-б..
Задачи и вопросы
1. Как вы думаете, какой критерий лежит в выделении таких видов бизнеса как производственный бизнес, бизнес в сфере услуг, финансовый бизнес, коммерческий бизнес?
2. Если бы Вам пришлось реально создавать бизнес, на что бы Вы обратили внимание в первую очередь?
3. Какая из трех групп отраслей на Ваш взгляд более привлекательной для предпринимателя новатора?
4. Приведите примеры новых видов бизнеса появившихся в последнее время?
5. Почему малый бизнес преобладает в оптовой торговле, а розничную торговлю часто называют » крупнейшим бизнесом»?
6. В реальной жизни очень трудно точно определить отраслевую принадлежность бизнеса. Так, например, профессиональные футбольные команды продают не только развлечение (услуги), но также горячие сосиски и программки со списком и фотографиями игроков (коммерческий бизнес). Автозаправочные станции не только продают горючие и смазочные материалы (коммерческий бизнес), но также осуществляют мелкий ремонт (услуги). Зачем, тогда необходимо, определение отраслевой принадлежности бизнеса?
7. Многие потребители относят ресторанный бизнес к сфере услуг. Правильно ли это? Ответ обоснуйте.
8. Какой из отраслевых видов бизнеса наиболее высокими темпами растет в развитых рыночных странах и почему?
9. Почему производственные отрасли наиболее пригодны для крупного бизнеса?
10. Какова динамика изменения роли разных видов бизнеса в России?
11. Какой вид бизнеса (крупный или мелкий) доминирует в современных развитых рыночных странах. Ответ обоснуйте.
12. Какую роль крупный бизнес играет в российской экономике. В чем состоит специфика российского крупного бизнеса?
13. Почему, несмотря на централизацию и концентрацию капитала, происходящую в современной рыночной экономике, остается место для малого и среднего бизнеса?
14. Какими причинами объясняется рост числа малых и средних предприятий в 90-е годы ХХ века?
15. Почему производственная деятельность чаще всего привлекает крупный бизнес? А сфера услуг и коммерческой деятельности — мелкий? Приведите примеры.
16. Определите понятие «сетевая экономика». Из каких основных элементов она складывается?
17. Почему без среднего бизнеса сложно установить равноправные отношения между крупным и малым бизнесом?
18. Что такое двухсекторная экономика? Почему она, как правило, складывается в развивающихся странах?
19. Покажите противоречия малого бизнеса. Почему малый бизнес может оказывать не только положительное влияние на экономику, но и отрицательное? В чем оно может проявляться?
20. В каких сферах малый бизнес получил преимущественное развитие в России? С какими факторами это связано?
21. Почему малые предприятия терпят крах в течение первых нескольких лет своего существования?
22. Почему малые предприятия получают в среднем прибыль большую, чем крупные фирмы?
23. Какими личными качествами, на Ваш взгляд, и почему должен обладать предприниматель в сфере крупного бизнеса? И малого бизнеса?
24. Какими путями крупный бизнес и государство могут оказать поддержку малому бизнесу?
25. Почему изучение малого бизнеса важно для будущих юристов?
Источник: studopedia.info