Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:
— политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
— стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
— расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
— разрешение трудовой эмиграции;
— активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др. [13, стр 289]
В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.
Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение » О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».
Безработица — полное объяснение @prostoecon
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости. [14, стр 54]
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
— улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным;
— устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Может ли самозанятый получать пособие по безработице на бирже труда?
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятости на них;
поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам — в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу.
А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. [15, стр 63]
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
Ø Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
Ø Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
Ø Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
Ø Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Ø Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели — профсоюзы — государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Ø Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Ø Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда. [16, стр 117]
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что безработица в России носит ярко выраженный региональный характер.
В настоящее время в Российской Федерации особенную тревогу вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости в теневой экономике. А также население плохо информировано о территориальном расположении центров занятости.
Возможности центров занятости по трудоустройству ограничены, так как подавляющее большинство работодателей не прибегают к услугам центров занятости при поиске рабочей силы. Размеры пособия по безработице минимальны. Однако в регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие по безработице оказалась существенно выше. Таким образом, уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий.
Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут купить лишь минимум средств к существованию. В результате затрудняется сбыт товаров. Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны. Безработица также обостряет политическую напряженность в стране.
Причиной тому служит озлобление людей, не имеющих возможности содержать свою семью и проводящих день за днем в изнуряющем поиске работы.
Для уменьшения безработицы могут быть использованы методы — поощрения индивидуального предпринимательства, организация переобучения безработных многое другое.
Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволят снизить уровень безработицы.
Список использованной литературы:
1. Нанавян А. М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России, 2008. — № 4. С. 70 – 78
2. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 4. С. 45-48
3. Кейнс Д. М. «Общая теория занятости, процента и денег». – М.: Прогресс, 2004. С 78.
4. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04. 1991 г. в редакции от от 22.10.2009 // Консультант Плюс.
5. Зибарев Д.Б. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики // Человек и труд. 2008. №12. C. 30-32.
6. Гуляев К. В.. Проблема определения уровня безработицы в России и ее регионах/К.В. Гуляев// Материалы 12-й международной конференции молодых ученых, с. 311
7. Российская Федерация. Законы. Закон № 1032-1 от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации», в ред. Федерального закона № 397-ФЗ от 27.12.2009 г.
8. Дорофеева З.Е.. Незанятые в современной России/ З.Е. Дорофеева// Социологические исследования. – 2008. — № 2. — с. 127-134
9. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под
ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС.— 2004.- 608 с.
10. Завельский М.Г. » Экономика и социология труда» курс лекций. М.: ЛОГОС, 2001г. — с. 124-125
11. Материалы сайта » Career Club» — http: //www.careerclub.ru/
12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. » Экономика», 2004г. – c. 63-64
13. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. » Экономика труда» учебное пособие. М.: ИНФРА 2000г. – c. 289
14. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. » Экономика и социология труда», учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2004г. – c. 54
15. Сакс Д. » Рыночная экономика и Россия», М.: Экономика, 2006г. – c. 63
16. Кашепов А. » Проблема предотвращения массовой безработицы в России» // Вопросы экономики.М., 2007г., №5. – c.117
Приложение
№ 96 от 04 мая 2011 года
Источник: lektsia.com
Безработица: понятие, виды, причины и последствия
Безработица является неотъемлемой составляющей рыночной экономики, одним из негативных последствий самой природы рынка, результатом действия его главного закона – спроса и предложения. Рабочая сила на рынке труда выступает в роли товара, предмета купли-продажи. Рыночные отношения, даже при условии их государственного регулирования, характеризуются несбалансированностью спроса и предложения. Состояние неравновесия на рынке труда, вызванное превышением величины предложения рабочей силы над величиной спроса, называют безработицей.
В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «безработица». Основные подходы к определению безработицы представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Определения безработицы
Автор | Определение | Источник |
Азрилиян А. Н. | Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти себе работу (доходное занятие). | Большой экономический словарь : 19000 терминов / Авт. и сост. М. Ю. Агафонова, А. Н. Азрилиян, О. М. Азрилиян и др. ; Под ред. А. Н. Азрилияна. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Институт новой экономики, 1997. – 864 с. |
Ермолаева С. Г. | Безработица – это состояние неравновесия на рынке руда, вызванное превышением величины предложения над величиной спроса. | Ермолаева, С. Г. Рынок труда : учебное пособие / С. Г. Ермолаева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 108 с. |
Колосова Р. П. | Безработица – экономическое явление, отражающее несоответствие между предложением рабочей силы на рынке труда и спросом на нее, как в количественном, так и в качественном отношении. Другими словами, безработица – это ситуация, когда часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может применить свою рабочую силу. | Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Р. П. Колосовой, Г. Г. Меликьяна: Учебно-методическое пособие: практикум. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – 458 с. |
Орлова Е. | Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. | Орлова, Е. Краткий словарь терминов сферы труда и занятости населения / Е. Орлова. – Орёл: Издательство «Картуш», 2018. – 68 с. |
Савостина Л. С. | Безработица – социально-экономическое явление, характеризующееся таким состоянием рынка труда, при котором часть экономически активного населения не имеет работы, но ищет её. | Савостина Л. С. БЕЗРАБОТИЦА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/economics/text/1852373 Дата обращения: 03.01.2022 |
Таким образом, безработицу следует рассматривать как социально-экономическое явление, которое проявляется в незанятости части рабочей силы и возникает в результате несоответствия предложения и спроса на рынке труда. Безработица – это состояние рынка труда, в котором предложение рабочей силы превышает спрос на нее. Рабочая сила (экономически активное население) – часть населения, обеспечивающая предложение на рынке труда, которая включает занятых и безработных.
Согласно методологии Международной организации труда (МОТ) к безработным относятся все лица трудоспособного возраста, которые не работали в течение определенного периода (не имели оплачиваемой работы или самозанятости), готовы приступить к работе и предпринимают активные действия для ее поиска. Таким образом, часть трудоспособного населения, которое не формирует экономическую активность (не работает, не находится в поиске работы или не хочет работать) и не имеет работы, к категории безработных не относится.
Безработицу, как экономическое явление характеризует ряд показателей, ключевыми из которых являются:
- уровень безработицы – показатель, который отображает долю безработных в общей численности рабочей силы и позволяет отслеживать ее в динамике. Он рассчитывается как отношение численности безработных к численности рабочей силы. Общая численность рабочей силы (labor – L) определяется как сумма численности занятых (employed – E) и безработных (unemployed – U).
Формула для расчета рабочей силы: L = E + U
Формула для расчета уровня безработицы: (u) = U : L × 100%
- продолжительность безработицы – показатель, характеризующий среднюю продолжительность поиска работы лицами, которые относятся к категории безработных. В системе мониторинга рынка труда особое внимание следует уделять показателю средней продолжительности безработицы и количеству лиц, ищущих работу более года для предотвращения длительной безработицы, которая приводит к наиболее тяжелым последствиям, как для самих безработных, так и для общества в целом.
Следует отметить, что наличие определенного уровня безработицы в рыночной экономике считается естественным. Это объясняется тем, что некоторые виды безработицы невозможно полностью устранить. Естественный уровень безработицы – ситуация, при которой экономика использует все пригодные производственные ресурсы, обеспечивая занятость всех, кто хочет и способен трудиться, таким образом, существует фрикционная и структурная безработица, но нет циклической безработицы (см. ниже «Виды безработицы»).
Принято считать, что если фактический уровень приближается к естественному уровню безработицы, то экономика не подвержена ее негативному влиянию и способна демонстрировать эффективный рост. Как правило, в высокоразвитых странах с рыночной экономикой системой безработица в пределах от 3 до 5 % считается необходимым фактором развития экономики. Естественный уровень безработицы рассчитывается отдельно для каждой страны и его значения могут существенно отличаться. Данный показатель выступает в роли целевого ориентира для государственной политики в сфере занятости. Масштабы безработицы и динамика ее показателей каждой конкретной страны зависят от многих факторов, в том числе: уровня экономического развития; демографической ситуации; государственной экономической политики; темпов научно-технического прогресса; национальных особенностей (культуры, традиций, обычаев) и др.
Виды безработицы
Классификация безработицы осуществляется по различным критериям – по причинам возникновения безработицы, характеру ее проявления, степени охвата экономики, составу безработных и др. Однако наиболее распространенной является классификация безработицы по причинам ее возникновения. Согласно данному подходу выделяют три основных вида безработицы – фрикционную, структурную и циклическую безработицу.
Фрикционная безработица обусловлена естественным движением рабочей силы (смена места жительства, завершение периода обучения, поиск нового рабочего места), в процессе которого она на определенный период времени, как правило, непродолжительный, лишается оплачиваемой работы. В условиях рыночной экономики этот вид безработицы всегда присутствует.
Определенная часть рабочей силы постоянно находится в состоянии смены работы: они или добровольно меняют работу, которая им не подходит, или выбирают ее впервые, или находятся в поисках работы в связи с истечением срока контракта и т.д. Инициатива увольнения в этом случае поступает от работников, поэтому фрикционную безработицу также называют добровольной. В современных условиях фрикционная безработица, в основном, связана с процессом перемещения рабочей силы из сельских территорий в города в поисках места трудоустройства, где рынок труда является более широким, а также процессом поиска места трудоустройства после окончания учебных заведений. Данный вид безработицы, по мнению ученых, не оказывает однозначного негативного влияния на экономику, поскольку такая безработица не длится долго, а значит, работник не теряет своих навыков и квалификации и может в любой момент времени приступать к выполнению своих должностных обязанностей. При этом следует отметить, что наличие такой безработицы повышает уровень конкуренции на рынке труда, а значит, и качество рабочей силы.
Структурная безработица возникает вследствие структурной перестройки экономики, когда в результате преобразований отдельные отрасли снижают уровень экономической активности, а задействованные в них работники пополняют ряды безработных. Закрытие устаревших предприятий и производств, сокращение выпуска продукции и переориентация производства, вызванная изменениями потребительского спроса, приводит к тому, что профессиональная структура свободной рабочей силы не соответствует текущему спросу на нее.
В странах с переходной экономикой структурная безработица имела наиболее значительные масштабы и негативные последствия, поскольку сопровождалась массовым увольнением работников из таких отраслей как добывающая промышленность, машиностроение, тяжелая промышленность, которые не могли найти работу по своей специальности. Соответственно, такие безработные либо пополнили рынок теневой занятости (преимущественно низкоквалифицированные должности), либо отправились в поисках лучшей доли за границу.
В современных условиях основным фактором роста структурной безработицы является технологическое развитие производства, которое приводит к высвобождению работников с низкой квалификацией. Структурная безработица отличается от фрикционной как более продолжительными сроками (6 мес. и более), так и характером. Структурная безработица является вынужденной, требует переквалификации и переподготовки работников, обучения новым профессиям, смены места жительства. Для работников она связана с существенными издержками, протекает болезненно и поэтому требует специальных мер государственной политики по ее преодолению.
Циклическая безработица – порождается влиянием экономических циклов. Изменение экономической активности хозяйствующих субъектов в периоды подъема и спада сопровождается соответствующим изменением потребности в рабочей силе, а, следовательно, и уровнем безработицы.
Таким образом, циклическая безработица проявляется в падении спроса на рабочую силу в связи с сокращением объемов производства. При падении объема производства предприятия будут нанимать меньше рабочих, потому что они производят меньше товаров и услуг. Кроме того, некоторые фирмы выйдут из бизнеса, что повлечет за собой массовые увольнения. Данный вид безработицы представляет собой более сложную проблему чем структурная безработица поскольку он вызван фактическим отсутствием свободных рабочих мест во всех отраслях экономики при большом количестве безработных.
Отдельные исследователи в качестве самостоятельных видов безработицы выделяют также институциональную и сезонную безработицу.
Институциональная безработица возникает вследствие государственного (институционального) вмешательства в рыночную экономику, что приводит к нарушению равновесия на рынке труда. Такое институциональное вмешательство, прежде всего, связано с влиянием на уровень минимальной заработной платы, как со стороны государства, так и со стороны профсоюзов.
Искусственное (ручное, принудительное) повышение уровня минимальной заработной платы (МРОТ) приводит к увеличению для работодателя цены одного из факторов производства (рабочая сила). В соответствии с законом спроса, при росте цены спрос сокращается, что в ситуации с рабочей силой приводит к росту безработицы.
При этом следует отметить, что в современных условиях экономики фактическое институциональное влияние на рост безработицы почти не ощутимо, поскольку реальные заработные платы обычно выше декларируемых минимальных уровней, поэтому процесс повышения их минимального уровня не оказывает существенного прямого влияния на фактический уровень безработицы. В качестве фактора институциональной безработицы может также выступать уровень установленных государством социальных пособий. Так, если уровень пособия по безработице достаточно высокий, то может возникать т. н. социальная ловушка (ловушка бедности). Ее суть состоит в том, что безработный, отказывается от поиска работы, так как его потенциальный заработок будет меньше получаемого им пособия по безработице.
Сезонная безработица возникает в результате сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Сезонная безработица оказывает наибольшее влияние на рынок труда в туристических регионах, посещаемость которых зависит от времени года и погодных условий. Помимо туристической отрасли ярко выраженный сезонный характер спроса на рабочую силу наблюдается также в сельском хозяйстве и строительстве. Сезонная безработица является относительно регулярной и предсказуемой.
Причины и последствия безработицы
Первая попытка объяснить сущность и причины безработицы была предпринята английским экономистом Т. Мальтусом. Ученый утверждал, что такое явление как безработица обусловлено демографическими факторами – отставанием темпов роста средств существования от темпов роста населения на планете. Мальтус и его последователи в качестве средств устранения безработицы признавали войны, эпидемии, сознательное ограничение рождаемости и т. п.
Ограниченность такого подхода преодолели экономисты-классики. Представители классической школы (А. Смит, Д. Риккардо) создали теорию занятости на основе другого методологического подхода – анализа экономических закономерностей рынка труда, определения зависимости между ставкой зарплаты, предложением труда и спросом, раскрытия механизмов саморегулирования рыночной экономики.
Если в рамках классической теории безработица связывается с уровнем зарплаты, то в марксистской теории безработица объясняется закономерностями накопления капитала, доказывается ее вынужденный, а не добровольный характер. Конкурентная борьба, заставляет собственников капитала наращивать инвестиции, совершенствовать технику. С накоплением капитал увеличивается количественно и изменяет свою структуру – растет его органическое строение, то есть в возрастающем капитале уменьшается доля переменного капитала, который авансируется на покупку рабочей силы, возрастает доля постоянного капитала, расходуемого на покупку средств производства. Это приводит к более быстрому росту затрат на средства производства по сравнению с затратами на рабочую силу. Таким образом, накопление капитала предопределяет сокращение спроса на рабочую силу и приводит к росту безработицы (Всеобщий закон капиталистического накопления).
Неоклассическая теория (А. Пигу, А. Маршалл) поддерживала идеи классиков о бескризисном экономическом развитии рыночной экономической системы, признавала принципиальные положения о зависимости уровня занятости от установленной заработной платы, возможности полной занятости в рыночной системе, добровольном характере безработицы. Как и у классиков, в неоклассической теории безработица объяснялась высоким уровнем заработной платы, отсутствием ее гибкости, нарушением конкурентных механизмов рынка труда вследствие государственного вмешательства и деятельности профсоюзов.
Наиболее распространенной сегодня является кейнсианская теория. В кейнсианской теории занятости в отличие от неоклассической содержится новая трактовка безработицы. Дж. М. Кейнс сделал противоположные неоклассикам выводы о том, что безработица вытекает ее законов рыночной экономики и внутренне присуща ей.
Он представил безработицу как серьезную социальную проблему, доказав ее вынужденный характер и возможность длительного существования на рынке труда. Если классическая и неоклассическая теория доказывала неспособность государства повлиять мерами экономической политики на объем производства и уровень занятости, то Кейнс, напротив, сделал вывод, что для повышения уровня занятости необходимо активное вмешательство государства.
В современной экономической теории выделяют пять основных причин безработицы:
- экономический спад, который приводит к сокращению объемов производства и падению спроса на все виды ресурсов, в том числе и трудовые;
- структурные трансформации экономической системы, обусловленные внедрением новых технологий и средств производства, которые приводят к сокращению спроса на рабочую силу;
- государственная политика и деятельность профсоюзов в сфере оплаты труда – рост размера минимальной заработной платы приводит к сокращению спроса на рабочую силу;
- изменение демографической структуры населения трудоспособного возраста;
- сезонные колебания уровня производства товаров и услуг в отдельных отраслях и секторах экономики.
Безработица, превышающая естественный уровень, влечет за собой целый ряд негативных последствий экономического и социального характера. Среди наиболее значимых последствий для экономики выделяют следующие:
В качестве основного негативного проявления безработицы можно выделить неполное использование производственного потенциала. Влияние фактического уровня безработицы на экономику было установлено американским экономистом А. Оукеном, который эмпирическим путем определил обратную зависимость между уровнем безработицы и объемом производимого ВВП в стране. Используя данные статистических наблюдений он доказал, что превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию (потере) фактического объема ВВП от потенциального на 2,5% (Закон Оукена). Следует отметить, что такая взаимосвязь сугубо эмпирическая (в ее основе лежат статистические данные экономики США), поэтому в разных экономических системах влияние безработицы на экономику может приобретать иные значения (учитывая теневую экономику и другие важные факторы).
Помимо экономических последствий, безработица оказывает негативное влияние на психологическое состояние безработных. Отсутствие работы и постоянного дохода приводит к снижению качества жизни безработного и членов его семьи, что может вызывать конфликты и постоянные стрессы. Длительная безработица, как правило, влечет за собой потерю веры в собственные силы, социальную изоляцию, психические расстройства, формирование девиантного поведения. Такие последствия несут опасность и для общества в целом, поскольку психологические проблемы безработных могут являться причиной роста преступности, социальной напряженности, распада семей, повышения числа суицидов и т. п.
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что безработица (превышающая естественный уровень) – это, безусловно, негативное явление, потому ее социально-экономические последствия требуют адекватного государственного вмешательства с целью их минимизации и предотвращения в будущем.
Список использованной литературы
- Ермолаева, С. Г. Рынок труда: Учебное пособие / С. Г. Ермолаева. – 2-е изд., стер. – Москва :Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 108 с.
- Кибанов, А. Я. Управление трудовыми ресурсами : учебник / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, И. А. Эсаулова ; под ред. А. Я. Кибанова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 284 с.
- Экономика. Университетский курс: учеб. пособие / П.С. Лемещенко [и др.]; под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. – Минск: Книжный Дом, 2007. – 704 с.
- Экономическая теория (политэкономия) : учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф., засл. деят. науки РФ Г. П. Журавлевой. – 5-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 864 с.
Источник: studmir.com
Самозанятость как один из путей решения проблемы безработицы среди молодежи поселка Хор
В данной исследовательской работе рассматривается проблема безработицы среди молодежи поселка Хор и находится путь ее решения через самостоятельную занятость, через занятие предпринимательской деятельностью. Работа написана на основе нормативно-правовх актов, статистических данных, документов, авторских монографий по теме.
Актуальность данной темы в том, что состояние рынка труда в России на сегодняшний день характеризуется довольно высоким уровнем безработицы. Мировой опыт говорит о том, что ни правительство, ни крупный бизнес ни в одной стране не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест. Поэтому упор необходимо делать на развитие мелкого и среднего бизнеса, основанного на самозанятости. Решение проблемы безработицы зачастую зависит не только от государства, но и от самих молодых безработных, от их желания найти достойное занятие в жизни.
Целью представленного исследования является содействие в формировании у молодых людей творческого свободного экономического сознания, повышении уровня готовности к предпринимательской деятельности старшеклассников и вовлечении молодежи в предпринимательство. Исходя из обозначенной цели, были поставлены следующие задачи: 1)проанализировать состояние занятости населения р.п. Хор; 2) выявить возможности снижения уровня безработицы; 3) определить востребованность одного из продуктов предпринимательской деятельности; 4) разработать бизнес-идею для организации учреждения по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.
В ходе работы использовались поисковый, описательный метод, метод опроса, метод обработки данных. Базой для исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, документы, авторские работы по изучаемой проблеме, материалы интернет-сайтов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут помочь молодым людям в выборе профессии и дальнейшего пути в жизни, утвердится в том, что человек сам обеспечивает и сам организует свою деятельность, которая служит основным источником дохода, самостоятельно обеспечивает себя работой.
Скачать:
Источник: nsportal.ru