Как будут спасать бизнес

Сегодня, 17 апреля, ТАСС организовало пресс-конференцию с первыми лицами Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». С экспертным сообществом обсуждались вопросы о мерах поддержки бизнеса в период пандемии коронавируса. Представители профсообщества рассказали о том, какие меры уже работают в стране как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также о будущих предложениях «Опоры России» законодателям.

Положение малого и среднего бизнеса сейчас

Александр Калинин, президент «Опоры России», заявил, что у многих компаний и предпринимателей, относящихся к малому и среднему бизнесу (МСП), зафиксировано падение выручки на 90-95 %. Некоторые отрасли простаивают на 100 % (например, магазины Duty Free, выручка которых составила 0 % в последний месяц).

Спикер подчеркнул, что МСП обеспечивают занятость в регионе на уровне 25 %. В некоторых субъектах РФ этот показатель выше. Например, в Москве и Санкт-Петербурге он составляет 30 %, в Краснодарском крае – 40 %, в Республике Крым – 50 %. Потому самая первая задача государства не столько поддержать работоспособность бизнеса, сколько обеспечить доходами его сотрудников, позволив компаниям и предпринимателям сохранить персонал.

Спасать ли убыточный бизнес? Вкладывать ли свои деньги дальше? Или всё продать и вынуть хоть что-то?

Александр Калинин высоко оценил степень ответственности МСП, сославшись на данные российских банков. По его словам, 90 % организаций и ИП выплатили зарплаты за март своим сотрудникам. Однако стоит большой вопрос, на какие деньги выплачивать зарплаты работникам в апреле-мае.

Четыре российских региона показали готовность поддержать своих предпринимателей. Компании и ИП Нижегородской, Калининградской областей, республик Крым и Коми начали получать прямые выплаты за счет средств регионального бюджета. В настоящий момент президент РФ Владимир Путин выделил регионам 200 млрд руб. на поддержание экономики.

Другие регионы (среди которых Москва, Челябинская, Тюменская области, Приморский край) сделали налоговые послабления по сборам на имущество.

Юридические услуги по взысканию долгов

Что предлагает «Опора России»

Александр Калинин рассказал, что первый пакет антикризисных мер, утвержденных Правительством РФ, находится на стадии реализации. Обсуждается и в скором времени планируется внедрить второй пакет антикризисных мер. В него по предложению «Опоры России» должны войти прямые выплаты бизнесу. Также президент «Опоры России» считает необходимым:

  • снизить процентную ставку по действующим кредитам МСП на 66 % и провести соответствующую реструктуризацию с возможностью предоставления отсрочки платежей на полгода;
  • временно отменить отчетность в бюро кредитных историй (или отменить запросы) в связи с тем, чтобы у компаний и предпринимателей не снижался кредитный рейтинг в связи с вынужденными просрочками, вызванными пандемией коронавируса;
  • решение проблем с лизинговыми организациями, которые не идут на уступки арендаторам, что может повлечь массовое изъятие транспорта и оборудования у бизнеса.

Также планируется решить проблему с кодами ОКВЭД, поскольку бизнес не может получить поддержку по формальным основаниям. Сейчас в перечень пострадавших организаций входят только те, чьи коды деятельности соответствуют правительственному перечню. Поэтому, например, если компания фактически оказывает гостиничные или стоматологические услуги, но работает по не включенному в перечень коду ОКВЭД, она лишается права на поддержку.

Как спасти бизнес

Александр Калинин также оказался неприятно удивлен тем фактом, что Правительство РФ включило сферу образования в число пострадавших отраслей, но при этом дошкольные учреждения поддержку пока не получают. Вице-президент «Опоры России» Азат Газизов озвучил мысль, что, скорее всего, Правительству РФ придется составлять список отраслей, которые не получат помощь от государства вместо перечня пострадавших сфер бизнеса. Тогда распределение мер поддержки станет более справедливым.

Регионы и МСП в период пандемии

Азат Газизов посетовал на то, что регионы нашей страны неравномерно реагируют на усугубляющуюся экономическую ситуацию в сфере бизнеса. Одни субъекты РФ начали активно оказывать помощь предпринимателям, а другие даже не стали предоставлять первичные меры поддержки. Вице-президент «Опоры России» рассказал, что много жалоб поступало от МСП Костромской области: местные власти не только не начали реализовывать меры поддержки, но даже не идут на контакт с обществом и, соответственно, не знают о его нуждах и проблемах.

Представитель «Опоры России» предположил, как региональные власти могут поддерживать бизнес и население на местах:

  1. Финансовая поддержка. В зависимости от ситуации в субъекте РФ можно предоставлять различные виды субсидий населению: на оплату детского сада, компенсацию транспортных расходов. В идеале региональные бюджеты должны перечислять прямые выплаты сотрудникам предприятий из пострадавших отраслей. Также можно привлечь микрофинансовые организации, например, упростить получение краткосрочных займов бизнесу. Также необходимо убедить местные банки в пользе поддержки заемщиков, обязав их предоставлять кредитные каникулы, а также займы под 0 % для выплаты зарплат.
  2. Арендная поддержка. Федеральные власти уже постановили освободить от уплаты арендных платежей арендаторов муниципального и государственного имущества. Эти меры сейчас лишь должны быть реализованы на местах. Большой (и больной) вопрос – ситуация с частными арендаторами. Кто-то соглашается «обнулить» платежи и предоставить отсрочку, а кто-то не идет на уступки. Арендодателей в этом плане также можно понять: например, большинство собственников торговых центров сами закредитованы, и средства арендаторов уходят на выплату займов.
  3. Налоговая поддержка. В первую очередь регионы должны позаботиться об установлении минимально возможной (в идеале – 0 %) ставки по налогу на имущество. Предпринимателям и компаниям, работающим на упрощенной системе налогообложения (УСН), рекомендуется установить временную налоговую ставку в 1-2 %.
Читайте также:  Как правильно сформулировать бизнес идею

На что рассчитывать самозанятым, предпринимателям без сотрудников

Александр Калинин заявил, что «Опора России» продвигает предложение временно отменить уплату страховых взносов для ИП без сотрудников. Пока же предприниматели, работающие в одиночку, вправе получить те же стандартные послабления, что и другие субъекты МСП.

Другое дело самозанятые. У них нет кодов ОКВЭД, они не входят в реестр МСП. Александр Калинин рассказал, что самозанятые сейчас вправе рассчитывать только на меры государственной поддержки, предусмотренные для обычных граждан. Среди них – кредитные каникулы при снижении доходов более, чем на 30 %.

После отмены ЕНВД будет расширена ПСН

Бизнес просит федеральные власти не отменять режим Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 1 января 2021 года, поскольку он очень востребован у предпринимателей. Альтернативы ЕНВД руководство страны не представило, однако первые лица «Опоры России» считают, что после отмены этого режима налоговое законодательство ожидают существенные преобразования.

В частности, члены общественной организации считают необходимым «расширить функционал» патентной системы налогообложения (ПСН). По словам Александра Калинина, Министерство финансов РФ уже проводило крупное совещание на эту тему 2 месяца назад. Ведомство, скорее всего, учтет пожелание предпринимателей и введет вычет по социальным взносам в ПСН, а также расширит перечень видов деятельности. Например, патент можно будет получить для ведения бизнеса в сфере наружной рекламы, организации торгового зала площадью 150 м2 (сейчас существует ограничение в 50 м2).

Не исключаются и изменения в УСН, а также режиме самозанятости в плане «расширения функционала», чтобы бывшие участники ЕНВД могли комфортно чувствовать себя в новых режимах.

Переносы сроков

Александр Калинин и Азат Газизов сообщили, что, скорее всего, в ближайшее время законодатели и Правительство РФ перенесут обязательные сроки маркировки товаров (в частности, лекарств), введение курортного сбора.

Сейчас Правительство РФ обязало Федеральную налоговую службу (ФНС) предоставить налоговую отсрочку на полгода для бизнеса. Многие предприниматели опасаются, что этого срока не хватит на восстановление экономической деятельности, ведь потом фискальная нагрузка станет такой же, как и в докризисный период.

Опасения бизнеса решил развеять вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Он сообщил, что отсрочка на 6 месяцев – это лишь первичное налоговое послабление. Далее федеральный исполнительный орган власти будет реагировать ситуативно. Для кого-то отсрочку по обязательным государственным платежам продлят, а кто-то, менее пострадавший от пандемии, начнет постепенно платить налоги и страховые взносы.

Уже сейчас в Правительстве РФ считают, что после принятия второго пакета антикризисных мер ему придется обсуждать еще и третий. Потому меры поддержки, озвученные сейчас, нельзя считать оконченным списком. Владислав Корочкин считает, что многие субъекты МСП после кризиса исчезнут.

Однако именно кризисы перестраивают экономическую реальность, дают новые инструменты для ведения предпринимательской деятельности. Потому можно ожидать открытия новых организаций и регистрации новых ИП. А с учетом того, что федеральный бюджет не сможет поддерживать всех безработных страны, то властям России придется думать, как стимулировать граждан открывать собственное дело и зарабатывать на жизнь самостоятельно, принося экономические блага обществу.

Источник: xn--c1abvl.xn--p1ai

Меры по спасению бизнеса – каша, приправленная новыми налогами

Меры по спасению бизнеса – каша, приправленная новыми налогами

Своими соображениями по поводу экономических и прочих мер, озвученных президентом и тех, которые нужны на самом деле на своей странице поделился Андрей Мовчан, экономист, финансист, специалист по инвестициям и основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan’s Group.

Под видом мер нам была предложена каша из самых разных действий

Действий, полудействий и просто благих пожеланий, по русской традиции последнего времени приправленных увеличением налогов (судя по всему, теперь в России любые события будут вызывать увеличение налогов – за компанию). Озвученные налоги, кстати, будут собраны в 2021 и в большей степени – 2022 годах, то есть к кризису отношения не имеют вообще никакого. Налог на вывод доходов за рубеж должен предполагать наличие доходов – введение его (с параллельной ссорой со странами, соглашения с которыми мы хотим денонсировать) выглядит плохой шуткой: давайте уж разберемся – у нас бизнес будет банкротиться или все-таки доходы в оффшор выводить? Налог с процентов составит (если сумма вкладов не изменится) около 50 млрд рублей в год – это что, сумма, из-за которой стоит двигать замшелые камни здания законодательства и провоцировать отток денег из банков в сомнительные отечественные и несомненные, но иностранные инвестиции? Даже если 10% вкладов уйдут в зарубежные ценные бумаги, мы получим выход из системы в 7 раз большего количества денег, чем будет собрано этим налогом.

Спойлер – с учетом девальвации рубля уйдет существенно больше. Банки теряют балансы – а небанковских систем инвестирования в бизнес в России считай, что и нет.

Сокращение страховых платежей – отличная новость. Правда в налоговой отвечают, что ни о чем таком они не знают и не собираются узнавать – кого волнует, что там президент сказал? Закона нет, инструкции нет, когда будет? Видимо после конца эпидемии (у нас же верят в 3 недели до пика!). Но даже если всё будет, это выглядит не как лекарство умирающим, а как конфетка здоровым.

Если ваш бизнес теряет от 50 до 100% выручки, вам все равно, сколько составляют социальные взносы. Выплаты по 2000 + 2000 пенсионерам, повышение минимальной пенсии до МРОТ – классный подарок; но при чем тут вообще пенсионеры, которые дохода не теряли (пенсии то будут выплачиваться), а вот издержек у них будет очевидно меньше: они же на карантине.

Читайте также:  Роль фирмы в бизнесе

Каникулы по кредитам – вообще загадочная вещь. Кто-нибудь подумал, как при этом выживут банки, которые платят по депозитам и за остатки, в том числе – платят ЦБ? И потом – после каникул где возьмут компании и частные лица средства для расчетов по тем самым кредитам с накопленными процентами? Отмена арендной платы при аренде муниципальных помещений – это прекрасно.

А как быть с коммерческими помещениями? Что же надо было бы делать сейчас? Все далее идущее – полное ИМХО конечно:

Надо признать факт: эпидемия надолго (давайте планировать 6 месяцев локдауна, возможно – 3 месяца, перерыв на 1-2 месяца и еще 3 месяца). Выручка бизнесов, образовывавших примерно 25 трлн рублей ВВП в России, упадет в 2 раза по году – это если все они выживут; если не выживут – то еще больше. Выручка бизнесов, вовлеченных в нефтегазовый сектор (еще 20 трлн), упадет примерно так же (падение внутреннего потребления и внешних цен). Остальная часть ВВП (примерно 60%) сократится на 10-20%. Если оставить ситуацию без вмешательства – будет катастрофа: процентов 20-25 населения в результате останется без доходов и без сбережений.

Можно пойти самым простым путем: всем, кто зарегистрируется как безработный/оставшийся без дохода – платить в месяц пособие, чтобы не умерли с голоду (скажем 10 000 рублей на человека). За такой помощью обратится что-то около 25 млн человек (очень грубая оценка, но как вы увидите ниже, даже ее удвоение нас не убьет).

Это – 250 млрд рублей в месяц, 3 трлн рублей в год, но год нам не нужен, нам будет нужно где-то 8 месяцев, 2 трлн рублей. Это подъемные деньги, в ФНБ сейчас 8,2 трлн рублей. Эти деньги не вызовут ни девальвации, ни инфляции – они придут в страну с резко упавшей скоростью оборота денежных средств и резко снизившимся потреблением.

Но – есть очень плохая новость: процедура эта потребует чудовищной бюрократии и крайне качественной логистики. Рецепиентов надо зарегистрировать, убедиться, что они нуждаются в помощи, сформировать платежные документы, провести платежи и так далее – при том, что в России нет ни одной системы, которая могла бы «принять» такую задачу на себя (только не говорите мне про пенсионный фонд). Кроме того, эта схема вообще не решает задачи сохранения бизнесов – те будут закрываться и бизнес-жизнь будет умирать. В результате эпидемия закончится – а платить надо будет все равно, так как зарабатывать этим 25 млн человек будет негде.

Есть же путь, который решает все указанные проблемы

И дает возможность по мере окончания кризиса обеспечить быстрое восстановление и – постепенный возврат средств государству.

Необходимо организовать государственную программу выдачи беспроцентных долгосрочных (до 10 лет) кредитов бизнесам с годичными каникулами и потом возвратом равными долями. При этом бизнесы должны будут иметь право вернуть эти кредиты как минимум на 50% из начисляемого налога на прибыль будущих периодов.

Использование этих кредитов допустимо только на выплаты зарплат сотрудникам в период карантинов и прочих ограничений функционирования бизнеса (но не больше, чем в размере 75% от зарплаты за февраль 2020 года), либо в период снижения выручки более чем на 10%, на выплату арендной платы за коммерческую недвижимость, арендованную до 1 марта 2020 года, оплату услуг связи и коммуникации в пределах не более, чем в 1 квартале 2020 года, а так же оплату услуг постоянных подрядчиков (кроме зарубежных) в размерах не выше, чем по 1 кварталу 2020 года, оплату процентов по кредитам, взятым до 1 марта 2020 года. Главным условием выдачи кредита должно быть не сокращение персонала компании более чем на 10% по сравнению с 1 февраля 2020 года.

Однако компании должны иметь право на периоды ограничений снизить зарплаты сотрудников до 50-75% от прежнего уровня. Администрирование таких кредитов должны осуществлять коммерческие банки; государство в лице срочно созданного SPV (можно при ВЭБе, например) должно выкупать эти кредиты у банков по факту их выдачи и даже доплачивать банкам комиссию.

За нецелевое использование кредитов можно предусмотреть даже и уголовную ответственность – как за расхищение народного добра в военное время. Такая кредитная программа позволит сохранить «кровь в системе». Взаиморасчеты между временно сколлапсировавшими предприятиями будут продолжаться, их сотрудники будут получать зарплату, это будет поддерживать спрос в целом по рынку.

Да, возможно суммарный объем таких кредитов будет больше, чем 2 и даже 8 трлн рублей. По очень приблизительной оценке может потребоваться даже до 20 трлн рублей таких кредитов. Это примерно в 2 раза больше, чем рост объемов активов банковского сектора за 2019 год – не слишком пугающая величина.

Это 250 млрд евро – существенно меньше, чем потратят (не в долг дадут) развитые страны на поддержку своих экономик. Эти 20 трлн рублей можно взять частично из ФНБ, частично – увеличив государственный внутренний долг (в банках только население хранит 30 трлн рублей), частично взяв в долг у ЦБ.

Тем кому цифра кажется слишком большой, просто напомню, что ЗВР России в 2014 году сократились на 150 млрд долларов исключительно в результате валютных интервенций (бессмысленной попытки удерживать курс рубля); на сегодня у России в ЗВР находится 551 млрд долларов (около 40 трлн рублей). В результате нам удастся сохранить большинство бизнесов до момента конца эпидемии и ограничений; они смогут сразу включиться в процесс «послевоенного восстановления» экономики; потребление остановится на время, но по мере снятия карантинных мер сможет сразу начать расти за счет того, что все это время работники компаний получали доходы.

Читайте также:  Как сделать ссылку на Ватсап бизнес в инстаграмм

Пока же будут существовать ограничения, бизнесы смогут настраивать свою работу, становиться более эффективными, уходить в онлайн по возможности, обслуживать тех клиентов, которых возможно и так, как возможно. Не нужно будет потом разгребать юридические развалины, иметь дело с параличом системы собственности, из-за того, что масса активов будет принадлежать банкротам.

Отношение бизнеса к власти и обществу, которые поддержали его в кризис, будет совершенно иным – да и отношение власти к бизнесу, который оно поддержало, совершенно изменится. Я, конечно, рассказываю сказки не про нашу страну.

Я понимаю, что у нас будет по-другому: выплата пособий не всем, не всегда и через муторную оффлайновую бюрократическую волокиту (способ перезаразить всех участников); декларации помощи бизнесам, которые так и не «спустятся» до исполнителей; введение новых налогов (на очереди рост налогов на имущество, налог на движимое и ликвидное богатство, прогрессивный подоходный налог, разовые налоги, например сбор с депозитов в банках, налог на валютные сбережения, налог на вывод теперь уже капитала – не знаю, что успеют); возможно – принудительный внутренний заем – например 25% депозитов (тоже конечно может быть успеют, может быть – нет); повышение зарплат силовикам и депутатам. Малый и средний бизнес будет банкротиться, а усилия ФНС будут направлены на уголовное преследование тех, кто отказывается платить полную зарплату работникам по дурацкой причине отсутствия денег. В результате мы получим смертность МСП такого масштаба, что о частном бизнесе можно будет забыть, а страна вынужденно вернется в состояние – нет, не 90х, а 80х годов. Или – я по старой традиции ошибаюсь и всё будет существенно лучше?

  • коронавирус
  • экономический кризис
  • налоги и сборы
  • страховые взносы

Источник: www.klerk.ru

«Спасение российского бизнеса – это не спасение его владельцев». Эксперт о новых мерах поддержки предпринимательства

Рабочий

Президент Владимир Путин в начале совещания с членами правительства поручил оказать дополнительную поддержку малому и среднему бизнесу, который пострадал от пандемии коронавируса. Речь идет о субсидиях компаниям, исходя из суммы в 12 тысяч 130 рублей в месяц на одного сотрудника. Условие получения выплаты – сохранение занятости в период ограничительных мер на уровне 90%. Решение президента в беседе с «ФедералПресс» прокомментировал политолог, профессор Высшей школы экономики Александр Шпунт.

«Надо понимать, что есть два горизонта поддержки бизнеса. Президент это не артикулирует вслух, но в его действиях это прослеживается. Это прослеживается и в действиях кабинета министров тоже.

Первый горизонт поддержки бизнеса – это горизонт, заданный в первом обращении Владимира Путина по коронавирусу о том, что будут поддерживаться те бизнесы, которые будут сохранять рабочие места. Очевидно, что у любого бизнеса есть разные инструменты прохождения этого кризиса. В том числе, мы это видим по зарубежным странам, особенно по странам постсоветского пространства, что важнейшим элементом является сокращение рабочих мест и сокращение издержек на трудовой коллектив. Это работает в условиях крайне высокомобильных рынков труда.

В России по-другому устроен рынок труда. Россия не одинока. Так же, например, устроен рынок труда в Соединенных Штатах, в Израиле, в Японии, в Южной Корее, где люди годами и даже десятилетиями работают на одном и том же месте.

Здесь Путин обратил внимание бизнеса на эту составляющую: поддерживаться будут не просто системообразующие бизнесы, а бизнесы, которые сохраняют рабочие места. Почему? Потому что для российского человека традиционно, исторически сложилось: смена работы – это стресс и очень тяжелая ситуация.

Все меры по бизнесу направлены не столько на сохранение доходов владельцев этого бизнеса (это в меньшей степени), а на сохранение стабильности работников. Эти ошибки очень часто делают комментаторы: спасение российского бизнеса – это не спасение его владельцев. Это спасение бизнеса, где тысячи и десятки тысяч работников (если мы говорим о крупном бизнесе) и членов их семей получают доход, который позволяет им поддерживать хороший уровень жизни.

Вторая деталь – много звучит панических и истерических вопросов о том, почему не вводится специальный режим вплоть до военного положения? Президент четко показывает, что нет, любой такой режим – это прежде всего ограничение личных свобод и ограничение деловых свобод. Президент четко показывает своими решениями, в том числе и последними, что нет никакой необходимости ограничивать свободы.

Третья составляющая – у мер, о которых говорит президент, очень далекий горизонт. Он не случайно сказал, что меры, которые связаны с малым и средним бизнесом надо рассматривать не как меры, посвященные кризису, пандемии, а как некоторые меры, результативность которых надо изучить и, возможно, оставить как постоянные. В этом смысле практически подавляющее большинство мер, которые введены сейчас, рассматриваются еще и в дальнем горизонте».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Источник: fedpress.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин