Индивидуальным предпринимателям разрешено работать с самозанятыми (плательщиками налога на профессиональную деятельность). Причём законы допускают даже долговременное сотрудничество. Однако очень важно правильно оформить трудовые и коммерческие взаимоотношения между ИП и самозанятым. Рассказываем, как это сделать.
Формы работы ИП с самозанятыми
Сотрудничество с самозанятыми может быть оформлено через трудовое соглашение или договор гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг). Выбор документа зависит от продолжительности и характера деятельности.
Для долговременного сотрудничества, в рамках которого самозанятый регулярно посещает офис или производственную площадку, а также подчиняется корпоративному регламенту (то есть входит в штат компании) используется трудовое соглашение. В этом случае предприниматель обязан платить НДФЛ и социальные взносы за сотрудника. Самозанятый, в свою очередь, освобождается от НПД.
Как быстро сделать счет самозанятому
Для кратковременного сотрудничества, в рамках которого самозанятый привлекается для исполнения определённой работы, оказания конкретной услуги или поставки товара, оформляется договор гражданско-правового характера. При этом предприниматель не платит НДФЛ и социальные взносы. Самозанятый же должен внести НПД после получения денег.
Важно: если плательщик НПД ранее работал на данного ИП по трудовому договору, подписать с ним договор гражданско-правового характера нельзя. С момента увольнения должно пройти не менее 2 лет. Только после этого он сможет работать на ИП.
Исключение составляют случаи, когда самозанятый работает в другой компании. С такими специалистами заключить договор ГПХ можно. Однако закон требует, чтобы работа на вас не препятствовала осуществлению основной деятельности самозанятого.
Как составить договор гражданско-правового характера между ИП и самозанятым
Определённой законом формы договора гражданско-правового характера, описывающего рабочие взаимоотношения между ИП и самозанятым, не существует. Поэтому можно использовать шаблонный или составить собственный.
Рекомендуется, чтобы договор содержал следующие положения:
· Сведения о работе, к исполнению которой привлекается самозанятый – тип, характер, объём, срок выполнения, цена и стоимость оказываемых услуг.
· Сведения о сроках выполнения и способах приёмки работы, к которой привлекается самозанятый.
· Сведения о способах и сроках оплаты.
· Ответственность сторон за нарушение условий договора.
Не рекомендуется включать в договор положения, свойственные стандартным трудовым контрактам:
· Обязанности и функции самозанятого;
· Требования к постоянному нахождению на рабочем месте;
· Ежемесячную зарплату по фиксированному тарифу;
Как самозанятому выставить счет на оплату
· Требование подчиняться корпоративному регламенту и должностной инструкции, и так далее.
Заключение договора ГПХ с позициями из трудовых контрактов может быть расценено как подмена трудовых соглашений. Это карается штрафами. Также индивидуальному предпринимателю потребуется заплатить НДФЛ и соцвзносы за время работы с самозанятым – и начисленные на них пени.
Перед тем, как заключить договор, предпринимателю необходимо проверить наличие самозанятого в государственном реестре плательщиков налога на профессиональный доход. Если будущего исполнителя там не окажется – заключать контракты гражданско-правового характера с ним нельзя.
К слову, все исполнители, которых вы найдёте в нашем сервисе, проверены. Они действительно находятся в госреестре и являются самозанятыми. Поэтому можете заключать с ними договор без риска!
Особенности оплаты и налогообложения при работе ИП с самозанятыми
ИП может оплатить работы (услуги) самозанятого исполнителя следующими способами:
· Наличными;
· Пополнением электронного кошелька;
· Банковским переводом по выполненному счёту.
Закон обязывает самозанятых выдавать чеки после получения оплаты. Если он получил деньги наличными или пополнением электронного кошелька – этот документ оформляется немедленно. При оплате банковским переводом самозанятый должен предоставить чек до 9 числа следующего календарного месяца.
Сохраните этот чек – он поможет снизить налогооблагаемую базу.
За самозанятых не нужно платить НДФЛ и социальные взносы. Кроме того, деньги, потраченных на их работы (услуги), снижают налогооблагаемую базу у ИП, оплачивающих налог на прибыль или работающих по УСН «Доход минус расход».
Источник: tempojob.org
Расчеты с самозанятыми в 1С:Бухгалтерии
Если компания сотрудничает с самозанятыми, расчёты с такими контрагентами в 1С:Бухгалтерии можно проводить автоматически. Эта функция доступна начиная с версии 3.0.100.16.
В статье посмотрим, как это работает, и разберемся, как перейти на новую схему учета расчетов с самозанятыми, если до этого уже велся учет в базе.
Как оформить расчёт с самозанятыми в 1С:Бухгалтерии
Чтобы заработала новая схема учета, нужно установить соответствующие функции в настройках.
Раздел Главное — Функциональность.
Как только в функциональности появился соответствующий флаг, в справочнике Контрагенты в реквизите Вид контрагента появляется новый вид контрагента — Самозанятый.
Кроме того, еще одна особенность новой схемы учёта — использование нового счета 76.16 Расчеты с самозанятыми по реестрам выплат.
- Однако у этого счета есть некоторые особенности:
- имеет аналитику только Контрагенты
- не попадает в Акт сверки
- используется автоматом при использовании схемы учета с самозанятыми по реестрам.
Если же вы хотите вести более детальную аналитику по счетам расчетов с самозанятыми, то лучше использовать другой счет взаиморасчетов, например 76.09 (76.05).
Но следует учесть, что при использовании другого счета взаиморасчетов исчезает возможность пользоваться схемой учета по реестрам самозанятых, которая реализована в 1С:Бухгалтерии.
В этой статье мы рассмотрим вариант с использованием счета 76.16 и протестируем функционал учета расчетов с самозанятыми.
Что делать, если самозанятые сотрудники уже внесены в базу с другим видом контрагента?
Чтобы не исправлять руками вид во всех контрагентах, можно воспользоваться встроенной обработкой — Изменить выделенное.
Выбираем нужных нам контрагентов-самозанятых, либо целую папку с такими контрагентами. Нажимаем правой кнопкой мыши — Изменить выделенные.
- На закладке Реквизиты находим два нужных нам значения
- самозанятый ставим в значение Да
- реквизит Юридическое/физическое лицо ставим Физическое лицо
Нажимаем кнопку Изменить реквизиты. Программа обработает все выбранные значения автоматически.
Теперь у нас есть самозанятые контрагенты, с которыми можно отражать операции в программе.
читайте также
Документ, который отражает, какие услуги оказывают самозанятые, находится в разделе Покупки — Выплаты самозанятым.
В документе есть возможность выбрать — одна ли услуга оказывается всеми самозанятыми, на одну ли статью затрат относить эти расходы или на разные. Все это регулируется в шапке документа.
Если выбираем единая — то для всех самозанятых будет одна услуга, если выбираем в списке, то услуга переносится в табличную часть документа и выбирается уже непосредственно в зависимости от конкретного самозанятого.
Такая же логика при выборе счета затрат — либо будет один счет и статья для всех, либо индивидуальная настройка.
Выбираем контрагентов-самозанятых
Можно добавлять их по одному в документ по кнопке Добавить, а можно воспользоваться удобным подбором, который сразу отфильтрует самозанятых от остальных контрагентов. Поэтому если через кнопку подбор вы не можете найти нужного вам — проверьте его вид. Возможно там стоит физическое лицо.
Также обязательным условием является наличие банковского счета у самозанятого. При проведении документа формируются проводки такие же как и при поступлении услуг от контрагента.
Особенностью является запись в регистр Задолженность самозанятых по реестру, по которому программа отслеживает взаиморасчеты.
Из документа Выплаты самозанятым можно сформировать Реестр на оплату в формате excel для дальнейшей загрузки в банк.
Чтобы провести выплаты самозанятым, на основании документа Выплаты самозанятым можно создать документ Платежное поручение и документ Списание с расчетного счета.
Если же выплата осуществляется через кассу организации, то здесь нужно вручную сделать РКО с видом Оплата поставщику.
В качестве получателя выбираем банк. Реестр выплат и сумма документа формируются автоматически.
При проведении появляется кнопка Загрузить из файла. По этой кнопке можно автоматически загрузить чеки. Обычно эти данные предоставляет банк вместе с выпиской.
Данные чеков появятся в документе Выплаты самозанятым. Также чеки можно подгрузить и вручную из документа.
Таким образом, с помощью двух документов мы отразили все нужные взаиморасчеты с самозанятыми. Если построить оборотно сальдовую ведомость, то видно, что по счету 76.16 сальдо ноль.
Предполагается, что новый функционал 1С:Бухгалтерии будет полезен в компаниях, где часто и много сотрудничают с самозанятыми.
- У такого решения есть несколько плюсов и минусов.
- разработанная схема поможет тем, у кого большое количество самозанятых работников, оказывающих одинаковые услуги
- можно вести учет с большим количеством контрагентов всего с помощью двух документов
- можно автоматически подгружать чеки самозанятых
Плюсы:
- Что может быть неудобно при работе по описанной схеме:
- нет полной аналитики на счете 76.16
- невозможность построения акта сверки по самозанятым
- одно и то же физлицо может быть как самозанятым, так и ИП, и физлицом на ГПХ. При использовании этой схемы придется задваивать запись в справочнике Контрагенты
- повышается вероятность ошибки при использовании нескольких видов контрагентов
Понравилась статья?
- обучим работе
- настроим программы
- допишем новые функции
- будем регулярно обновлять программы
и консультировать по вопросам учета
Окажем услуги с оплатой по факту, если результат вас устроит.
Без предоплаты.
—>
Давайте обсудим
Посмотрите другие полезные материалы по теме «»
У нас вот такие
—> Кто мы такие?
клиентов на обслуживании
отличных сотрудников
место в рейтинге 1С
Входим в ТОП-10 партнёров по 1С:Фреш
Автор статьи
Анна Красавина
Ведущий специалист-консультант по 1С:Бухгалтерии, специалист по УСН
Источник: 1eska.ru