Главная / Публикации / ИП: Как оформлять поступление и расход наличных денег?
Очень часто у предпринимателей возникает вопрос: как предпринимателю нужно оформлять операции с наличными денежными средствами? На этот вопрос однозначного ответа в законодательных актах не содержится.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40, касается только юридических лиц. На индивидуальных предпринимателей этот Порядок не распространяется. Поэтому предприниматель может не оформлять приходных и расходных кассовых ордеров и не вести кассовую книгу. Это не является нарушением, и никакой ответственности за это предприниматель не несет.
В то же время предприниматель должен подтверждать выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, первичными учетными документами. Если предприниматель не составляет ни приходных, ни расходных кассовых документов, то на основании каких документов он должен отражать поступление наличных денежных средств или их расходование? На самом деле все очень просто.
ИП и НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ | Налоги Бухучет | Предприниматель | Малый бизнес | Касса для ИП
Если предприниматель сам получает и выдает наличные деньги
Получая наличные деньги в оплату за проданный товар, предприниматель пробьет кассовый чек на ККМ и зафиксирует поступление выручки в книге учета доходов и расходов. Причем согласно Закону о ККТ пробивать кассовый чек ему необходимо как при расчетах с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, так и при расчетах с организациями. На основании показаний контрольно-кассовой техники предприниматель будет вести учет своих доходов, полученных наличными денежными средствами.
Другие поступления наличных денег для предпринимателя не являются его доходами от предпринимательской деятельности, пробивать их по кассе не нужно, следовательно, и отражать в книге учета доходов и расходов не надо.
Оплачивая те или иные расходы наличными деньгами, предприниматель получит от продавца товаров, работ, услуг документ, подтверждающий факт оплаты: чек ККМ, корешок к приходному кассовому ордеру, товарный чек и др.
Перечисленные документы и будут являться теми первичными учетными документами, которые необходимы для отражения расходных операций в книге учета доходов и расходов.
А выписывать расходный ордер при этом ему совсем не обязательно.
Заработная плата, которая начисляется сотрудникам индивидуального предпринимателя, выдается на основании разд. 5 книги учета доходов и расходов. В таблице N 5 сотрудники расписываются в получении начисленных денежных сумм. Следовательно, отдельную платежную ведомость на выдачу заработной платы предприниматель оформлять не должен.
Такой порядок предпринимателю удобен в том случае, если он сам выполняет обязанности кассира, самостоятельно получает и расходует наличные денежные средства.
Учет наличных денег ведет наемный работник
Если предприниматель загружен другой работой, то он может переложить обязанности кассира на наемного работника.
Подотчет как вывод налички
Передавая полномочия по учету наличных денежных средств своему сотруднику, предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности. Напомним, что такой договор заключается с работниками, достигшими возраста 18 лет.
Если с кассиром заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, то сумму недостачи наличных денег в кассе можно взыскать с него в полном объеме. Для учета указанных документов индивидуальный предприниматель может самостоятельно разработать журнал учета денежных документов.
В кассе предпринимателя могут храниться не только наличные деньги, но и денежные документы, например почтовые марки, оплаченные авиабилеты, проездные документы.
Чтобы контролировать сохранность наличных денежных средств, предпринимателю целесообразно вести их учет с использованием первичных документов по учету кассовых операций в том же порядке, в котором его ведут организации. Никаких ограничений и запретов в этом вопросе для предпринимателя не установлено.
Согласно Постановлению Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 первичными учетными документами по учету кассовых операций являются:
- приходный кассовый ордер (КО-1);
- расходный кассовый ордер (КО-2);
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3);
- кассовая книга (КО-4);
- книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (КО-5).
В этом Постановлении содержатся Указания по заполнению этих документов. При заполнении расходных кассовых ордеров предприниматель должен ставить свою подпись в строке «Подпись руководителя организации». Никакие исправления вносить в кассовые документы нельзя.
Индивидуальные предприниматель: энциклопедия. Под редакцией А.В.Касьянова
Источник: www.rusconsult.ru
Как производится наличный расчет между ИП и юрлицом?
Ведение предпринимательской деятельности сопряжено с осуществлением расчетных операций. Оптимальный способ проведения платежа, не занимающий много времени и не требующий предварительной подготовки, — это безналичный расчет. Платить по счетам по безналу – просто и быстро. Однако не всем предпринимателям выгодно рассчитываться наличными.
Так, представителям малого бизнеса, в частности индивидуальным предпринимателям, часто намного удобнее оплатить товар или услуги не прибегая к услугам банковских учреждений. Причиной такого выбора может быть как наличие лимитов относительно суммы перевода, так и существование различных ограничений, связанных с контрагентами.
Порядок и условия проведения наличных расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлен специальными законодательными актами, поэтому перед осуществлением данного вида взаимоотношений бизнесмены должны ознакомиться с нормативно-правовой базой. Основные вопросы, которые требуют внимания со стороны как юрлица, так и ИП, касаются правил проведения наличного расчета, а также порядка снятия средств со счетов.
Особенности процедуры
Как производится наличный расчет между ИП и юрлицом? В соответствии с законодательными актами, действующими в 2017 году, проведение расчетных операций между индивидуальным предпринимателем и образованием, имеющим статус юридического лица, наличными не запрещено. Данная норма регламентирована ГР РФ, в частности 861 статьей данного нормативно-правового акта.
При этом полномочиями для осуществления контроля над порядком реализации данных взаимоотношений наделен Центральный банк РФ. Согласно указу, выданному Центробанком, наличный расчет должен производиться в установленном порядке и с учетом определенных ограничений. Указ Центрального банка содержит несколько пунктов, посвященных детализации и разъяснению правил произведения наличных платежей между ИП и ООО, а также другими юридическими лицами.
Несмотря на наличие у Центробанка достаточно широких полномочий существует ряд случаев, когда процедура осуществления наличного платежа не подпадает под его контроль. К таковым относят:
- расчетные взаимоотношения, когда одной из сторон выступает непосредственно Центральный банк;
- при осуществлении расчетов, направленных на обеспечение банковских операций;
- при оплате таможенных сборов;
- при произведении платежей, целью которых является погашение задолженности по заработной плате или реализация других выплат социального характера;
- при подотчетном предоставлении средств наемным работникам ИП;
- если индивидуальный предприниматель снимает деньги со счета предприятия для реализации собственных нужд, не имеющих никакого отношения к ведению бизнеса.
Обратите снимание! Не подлежат контролю со стороны Центробанк любые финансовые отношения, участниками которых является индивидуальный предприниматель и физическое лицо. Если расчет производится между ИП и предприятием, имеющим статус юридического лица, необходимо учитывать установленные лимитные ограничения. Так, размер выплаты, осуществленной в рамках одного договора, не может превышать 100 000 рублей. Данное ограничение по сумме платежа действует на протяжении уже нескольких лет, и на момент 2017 года она не утратила своей актуальности.
Лимитные ограничения по наличным платежам
Установленные вышеупомянутым Указом ограничения касаются таких аспектов:
- лимит по размеру платежа;
- ограничения по предназначению расчетной операции.
Остановимся более детально на особенностях реализации данных требований.
Ограничение по размеру наличного платежа
Как уже было сказано ранее, размер наличного платежа, сторонами которого являются ИП и юридическое лицо, не может превышать порога в 100 тысяч рублей. Однако существует ряд особенностей данного ограничения, детализация которых представлена далее.
Особенности лимита по сумме:
- утонений относительно срока действия ограничения на данный момент не существует, то есть, по сути, требование актуально в течение всего срока действия договора, составленного между ИП и юрлицом. Пока длятся договорные отношения между сторонами, они обязаны соблюдать требование относительно лимитирования суммы платежа;
- соблюдать установленное правило обязаны все участники того или иного соглашения на протяжении всего срока его действия;
- особое внимание необходимо уделить составлению и оформлению договоров аренды, поскольку, как правило, арендодатель предпочитает получить оплату не за месяц пользования недвижимостью, а за более длительный срок, в результате чего возникает необходимость в проведении платежа, превышающего 100 тысяч рублей. В таком случае, если планируются продолжительные отношения между участниками сделки, предметом которой является аренда недвижимого имущества, лучше составить несколько договоров с небольшим сроком действия. Чтобы соглашение было составлено в соответствии с нормами закона и отношения, возникающие на его основании, не нарушали предписаний Указа Центрального банка РФ, перед оформлением документа лучше проконсультироваться с опытным юристом, специализирующимся в сфере бизнеса;
- не стоит путать ограничение на размер платежа по договору с лимитом на день. В течение одного дня предприниматель может осуществлять десятки платежей по разным соглашениям, соответственно, общая сумма выплаты, произведенной за день будет в разы превышать дозволенную Указом. Главное требование, выполнение которого контролируется Центробанком, — это не допускать произведения наличных расчетов в рамках одного договора в сумме, превышающей 100 тысяч;
- если размер платежа увеличивается за счет выполнения дополнительных обязательств, в частности таких, как оплата штрафных санкций и пени, в результате чего общая сумма превышает дозволенный барьер, для реализации расчетной операции потребуется составить еще один договор. Общая сумма платежа, независимо от того, какие виды обязательств оплачиваются, не может быть выше 100 тысяч рублей.
Важно! В случае неисполнения требования относительно лимита по размеру наличного платежа между ИП и юридическим лицом, нарушителям грозит привлечение к юридической ответственности. Так, согласно законодательству за несоблюдение норма Указа Центрального банка в отношении нарушителей применяются штрафные санкции в размере от 4 до 5 тысяч рублей. Штраф налагается в случае выявления нарушения во время проведения контролирующих мероприятий.
Ограничения относительно целевого назначения платежа
Помимо размера платежа, лимитированию подвергается и его целевое предназначение. Так, расчет наличными может быть произведен только в случаях, дозволенных специальными нормативно-правовыми актами, действующими на момент проведения операции.
Согласно законодательству наличный расчет возможет при таких обстоятельствах:
- при выплате зарплаты работникам или при проведении других денежных переводов, предусмотренных трудовым законодательством;
- при оплате определенных услуг сотрудника предприятия деньгами, выданными по отчет;
- при поведении платежей, связанных с реализацией страховых обязательств и направленных на возмещение убытков, понесенных вследствие наступления страхового случая;
- если средства необходимы для удовлетворения личных целей индивидуального предпринимателя, которые никак не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности;
- при оплате услуг или товаров, предоставленных подрядчиками;
- при возврате денег потребителям, желающим вернуть товар в случаях предусмотренных гражданским законодательством, в частности тогда, когда он не соответствует надлежащим качественных показателям;
- с целью осуществления банковских расчетных операций.
Указом установлен перечень случаев, когда проведение наличного платежа возможно только после внесения предпринимателем наличных средств, предварительно снятых с банковского счета, в кассу финансового учреждения.
Так, в случае выполнения данного условия можно:
- проводить платежи, связанные с погашением кредита или оформлением кредитного договора;
- осуществлять расчетные операции, касающиеся внутриорганизационной работы предприятия;
- проводить платежи, связанные с азартными играми.
Как ИП принимать платежи наличными?
Отвечает главный редактор Digital Broccoli Миля Котлярова.
Чтобы не усложнять себе жизнь онлайн-кассами, я как ИП перешла на режим НПД (самозанятость). Работаю одна, оборот — меньше 2,4 миллиона ₽ в год, поэтому попадаю под условия этого режима. ИП на ПНД, как самозанятое физлицо, просто формирует чек после каждой оплаты в приложении. При этом неважно, как тебе оплатили — наличными, переводом или картой на сайте.
Войдите, чтобы оставить ответ или задайте свой вопрос
Еще 1 ответ
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
6 мая 2022
Отвечает руководитель юридической практики в Pravo Next Екатерина Кузнецова.
Если клиентами ИП являются юрлица или ИП, приём наличных возможен в сумме не более 100 000 ₽ по одному договору. При этом обязательно оформление кассовых документов, подтверждающих приём наличных. Не советую проводить наличку «по-тихому». Ведь может оказаться, что клиент заявил переданную вам сумму в составе расходов для уменьшения налогооблагаемой базы.
Налоговая автоматически проведёт сверку и начислит вам недоимку в размере налога, который вы должны были уплатить, пени и штрафы в размере 20% от суммы недоимки. Такие сверки проводятся буквально за один день и не требуют личного участия инспектора. Риск попасть на требование об уплате недоимки довольно высокий.
Если клиенты ИП — физлица, при проведении подавляющего числа сделок требуется применение ККТ и выдача чека, а с 1 июля 2021 года налоговая требует обязательного применения онлайн-кассы при проведении расчётов онлайн. Почти все банки предлагают подключение удобных сервисов прямо к вашему сайту. Правда, удовольствие это недешёвое, до 4% от суммы платежа. Это нужно учитывать при формировании цены на товар или услугу.
Источник: www.sravni.ru