Поэтому суммы более 100 000 рублей необходимо оплачивать переводом с расчётного счёта. Кроме того, крупным юридическим лицам проще оплачивать даже меньшие суммы именно таким образом.
Рассказываем, как именно проводится оплата самозанятым на банковский счёт.
1 этап: Оформление договора гражданско-правового характера
Способ оплаты необходимо прописать в договоре гражданско-правового характера, который заключается с самозанятым исполнителем ещё до того, как он приступит к работам. Он имеет характер обязательства. Проще говоря, если в договоре гражданско-правового характера указывается, что юридическое лицо оплачивает работы самозанятого переводом со своего расчётного счёта на банковский счёт исполнителя – оно не имеет права потом отдать ему деньги наличными.
В договоре указываются реквизиты банковского счёта, на который осуществляется перевод. Самозанятый может предоставить их, запросив в банке – например, через приложение или непосредственно в отделении.
У самозанятого исполнителя может быть только «обычный» счёт физического лица в банке. Расчётные счета плательщикам налога на профессиональный доход не открываются. К этому счёту может быть «привязана» банковская карта, поэтому он без труда сможет воспользоваться деньгами, полученными от юридического лица.
2 этап: Передача счёта на оплату
После завершения работ (оказания услуг) самозанятый передаёт юридическому лицу-заказчику счёт на оплату. Этот документ составляется в свободной форме.
При этом функциональность приложения «Мой налог» на момент составления этой статьи (апрель 2022 года) не содержит инструмента формирования счетов. Поэтому самозанятый может воспользоваться любым другим:
· Telegram-ботом «Самозанятый I Счета»;
· Онлайн-сервисами для создания счетов;
· Программой «Бизнес-Пак», и так далее.
Счёт может быть передан в электронном или физическом виде, жёсткого регламента нет. Более того, даже сам этот документ является «опциональным». Однако рекомендуется его хранить вместе с договором, актом приёмки выполненных работ и чеком.
3 этап: Формирование платёжного поручения
На основании полученного счёта бухгалтерия юридического лица формирует платёжное поручение для своего банка. В этом документе указываются ранее полученные от самозанятого исполнителя реквизиты.
Стандартным назначением, указываемым в платёжном поручении, является «По счёту за выполненные работы» или «По счёту за оказанные услуги».
Важно! Это – перевод на счёт физического лица, который не сопровождается необходимыми к уплате налогами. Поэтому у некоторых банков могут «возникнуть вопросы». Подготовьте договор, который подтверждает, что вы платите деньги не просто абстрактному физическому лицу, а самозанятому исполнителю.
4 этап: Получение чека
После получения денег самозанятый исполнитель обязан предоставить чек, сформированный в приложении «Мой налог», в электронном или физическом виде. Но, учитывая, что банковские переводы могут «идти» до нескольких рабочих дней, этот документ может быть сформирован не мгновенно.
Самозанятый обязан сформировать чек сразу после зачисления денег на счёт (не подачи платёжного поручения, а именно после того, как деньги поступят ему на счёт). Затем он передаёт документ юридическому лицу в срок до 9 числа следующего календарного месяца.
Например, если компания оплатила услуги самозанятого 15 марта, он должен предоставить чек до 9 апреля; если 30 марта – тоже до 9 апреля; если 1 марта – тоже до 9 апреля. Но на практике обычно эти документы предоставляются быстрее.
Электронные чеки имеют такую же юридическую силу, как и физические, поэтому самозанятый может отправить его по электронной почте, мессенджеру, в виде файла или скриншота. Документ хранится в архиве компании вместе с договором, актом и счётом не менее 5 лет.
Источник: tempojob.pro
Как самозанятому выставить счет
Самозанятый гражданин, или плательщик налога на профессиональную деятельность (НПД), может работать как с физическими, так и с юридическими лицами. По каждому поступлению денег за работу он обязан выдать заказчику чек, но в некоторых случаях нужен ещё счёт.
Что такое счёт на оплату
Это документ, который исполнитель (или продавец) отправляет клиенту до начала выполнения работ, оказания услуг, продажи товара. В нём указываются реквизиты сторон и сумма, которую заказчик должен перевести исполнителю за товары или услуги. Клиент, получивший счёт, понимает, когда и в каком объёме должен отправить деньги исполнителю.
Счета не отражают в бухгалтерском учёте, но именно этот документ подтверждает цели расходования средств. Поэтому если клиент просит самозанятого выставить счёт, то лучше пойти навстречу и быстро сформировать в программе нужный документ.
Для исполнителя главное — отправить чек заказчику после получения денег. Тогда у налоговой не будет вопросов по поводу финансовых поступлений. Заключён ли у самозанятого договор с клиентом, выставляет ли он счета и подписывает ли акта выполненных работ — это для ФНС неважно.
Как самозанятому сделать счёт на оплату: пошаговая инструкция
Порядок действий, как самозанятому выставить счёт, есть в приложении «Мой налог»:
- нужно авторизоваться;
- нажать «Новая продажа»;
- заполнить поля: наименование товара или услуги, сумму. Если заказчик юрлицо, то указать название компании и ИНН. Если физическое лицо, то придётся указать его Ф.И.О., телефон и адрес электронной почты;
- в конце нажать «Выдать счёт».
Если такой документ создаётся впервые, то система попросит настроить способы безналичной оплаты во вкладке «Платежи» раздела «Настройки». Там нужно указать номер телефона и банковские реквизиты. Впоследствии можно выбирать, как удобнее получить деньги: по номеру телефона или реквизитам. Как самозанятому выставить счёт на оплату юрлицу через личный кабинет налогоплательщика, описано на сайте ФНС:
Как самозанятому выставить счёт на оплату юрлицу через личный кабинет налогоплательщика, описано на сайте ФНС:
- нужно зайти в аккаунт на сайте налоговой службы (например, через «Госуслуги»);
- выбрать раздел «Выручка»;
- открыть вкладку «Добавить продажу»;
- указать наименование товара или услуги, ввести сумму и выбрать контрагента: физическое или юридическое лицо;
- затем надо нажать «Выдать счёт»;
- в конце можно отправить сформированный документ заказчику по электронной почте или через мессенджер.
Есть ещё один способ — заполнить бланк от руки. Можно распечатать образец из интернета, указать реквизиты (свои и заказчика), вписать сумму. Но бумажный документ придётся везти клиенту лично или отправлять по почте. Это самый долгий и трудозатратный вариант.
Внимание: самозанятому разрешено использовать для бизнеса личную банковскую карту. В день поступления денег он должен сформировать чек в программе и отправить его клиенту. По сумме чека автоматически будет рассчитан налог.
Бывает, что заказчику удобнее оплачивать услуги исполнителя через терминал со своей банковской карты. Это возможна только при подключении у исполнителя услуги эквайринга, что плательщикам НПД недоступно.
Чтобы выйти из положения, самозанятому придётся открывать ИП (он может остаться на системе НПД), оформлять расчётный счёт и к нему подключать эквайринг.
Для открытия ИП не надо идти в налоговую, с помощью сервиса ЮKassa регистрация проходит дистанционно. Нужно только заполнить короткую анкету и приложит фотографии документов. Ещё надо указать адрес, куда курьер привезёт оформленные в налоговой документы.
Часто задаваемые вопросы
Налог на профессиональный доход появился в России несколько лет назад, но некоторые вопросы, связанные с самозанятостью, до сих пор требуют разъяснений.
Какие поступления на карту самозанятого считаются доходом?
Только те, которые плательщик НПД указал в качестве дохода. Самозанятому ежедневно могут поступать разные суммы от родственников, проценты по вкладам и деньги от заказчиков. Последние нужно фиксировать в приложении «Мой налог» и формировать по ним чеки. По ним ФНС рассчитает сумму налога. Остальные поступления в расчёт не идут.
Как налоговая отличает доход плательщика НПД от прочих поступлений?
Налоговая не следит за движением средств. Данные по доходу самозанятый передаёт сам.
Оштрафуют ли самозанятого, если он не выставит заказчику счёт?
Нет. Плательщик НПД выставляет счета, только когда это необходимо заказчику. А вот за непредставление чека штраф предусмотрен. Нарушение правил формирования чеков приравнивают к сокрытию доходов. Штраф за первое нарушение — 20% от неуплаченной суммы налога.
Штраф за повторные нарушения — 100% от суммы сокрытого дохода.
Заключение
Если заказчик сам просит самозанятого выставить счёт на оплату товара или услуг, то лучше пойти навстречу клиенту. Сформировать документ можно через приложение «Мой налог», в личном кабинете налогоплательщика на сайте налоговой службы или написать от руки. При расчёте налога ФНС не учитывает выставленные счета. Для неё главное — получить чек, подтверждающий, что самозанятый получил оплату за работу.
Источник: yookassa.ru