Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Организации, предприятия, учреждения, независимо от организационно-правовой формы, хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
Правила обращения с наличными деньгами определяет «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации Центрального Банка России» от 5 января 1998 г. № 14-П (далее — «Положение о наличном денежном обращении»).
Это положение обязательно для выполнения всеми учреждениями банков, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории РФ.
Ограничения на расчеты между физическими лицами и компаниями не будет. Владимир Туров.
Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ, утверждаемым Центральным банком РФ (см. «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации: Инструкция Центрального Банка России» от 4 октября 1993 г. № 18 (далее — «Порядок ведения кассовых операций»).
При этом применяются унифицированные учетные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Порядок ведения кассовых операций должен применяться для юридических лиц (предприятий, объединений, организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности) и для индивидуальных предпринимателей.
Устанавливаются следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
· для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день;
· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — один раз в несколько дней.
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Расчеты ИП с физическим лицом
При этом лимит остатка кассы устанавливается:
· для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
· для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, — в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
· для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, — в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
· для предприятий, не имеющих денежной выручки, — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплат социального характера и стипендий).
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Организации, а также индивидуальные предприниматели вправе рассчитываться между собой наличными деньгами только в пределах лимита, устанавливаемого Банком России. На сегодня такой лимит составляет 100 тыс. рублей в рамках одного договора (Указание ЦБР от 20 июня 2007 г. №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»).
Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установил, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предприятиями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, в настоящее время контрольно-кассовая техника (ККТ) должна применяться при осуществлении наличных расчетов (расчетов с использованием платежных карт) как физическими лицами, так и организациями.
Как следует из текста Федерального закона № 54-ФЗ, ККТ должна применяться не только при денежных расчетах, но и при расчетах с использованием платежных карт.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, с 27 июня 2003 г. выдавать кассовый чек необходимо не только при расчетах с населением. Если наличными расплачивается юридическое лицо, то сторона, принимающая деньги, должна провести их через контрольно-кассовую машину и выдать чек. Таким образом, независимо от статуса покупателя или заказчика (обычное физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) при расчетах наличными деньгами (или с использованием платежной карточки) ему положено выдавать кассовый чек.
Что касается использования бланков строгой отчетности, то Федеральный закон № 54-ФЗ предусматривает альтернативные варианты оформления расчетов. Так, согласно п. 2 ст. 2 данного закона, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок применения таких бланков, а также порядок утверждения их форм, учета, хранения и уничтожения устанавливает Правительство Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону № 54-ФЗ, от применения ККТ освобождается:
· продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
· продажа ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
· организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разносную мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи);
· продажа в пассажирских вагонах поезда чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
· торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, а также торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, торговля в развал овощами и бахчевыми культурами и некоторые другие.
Производить наличные денежные расчеты без применения ККТ Федеральным законом № 54-ФЗ разрешается при торговле на рынках, ярмарках и в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогичных помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов, обеспечивающих показ и сохранность торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе сегодня ограничивать действие этого перечня на территории соответствующего региона. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, им предоставлено право только закреплять перечни отдаленных или труднодоступных местностей, в которых организации имеют право не применять ККТ.
Требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом в Федеральном законе № 54-ФЗ прописаны основные требования к ККТ, используемой при наличных расчетах:
· она должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке;
техника подлежит обязательной регистрации в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
· она должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме (данное требование вступило в силу с 28 декабря 2003 г.).
Порядок ведения Государственного реестра ККТ, требования к его структуре и составлению сведений, а также федеральный орган исполнительной власти по ведению Государственного реестра ККТ будут определены Правительством Российской Федерации.
Законом также определены основы работы с ККТ кредитных организаций.
Основные функции осуществления контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложены на налоговые органы. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, налоговые органы вправе проконтролировать как сам факт соблюдения пользователями контрольно-кассовой техники всех требований закона, так и полноту учета выручки.
За налоговыми инспекциями закреплено право проверять у налогоплательщиков документы, связанные с применением ККТ. Во время проверок они могут получать необходимые сведения. При этом организации и предприниматели обязаны обеспечивать должностным лицам налоговых органов беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и представлять им всю необходимую документацию (ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ).
Контрольные полномочия налоговых органов касаются всех предпринимателей и организаций, за исключением кредитных. Контроль за правильностью применения ККТ кредитными организациями будет осуществлять Центральный банк Российской Федерации. При этом в функции Банка России войдет и установление порядка применения ККТ кредитными организациями, а также утверждение программных продуктов, используемых в этой технике.
Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает ответственность за неприменение ККТ (ст. 14.5).
При этом хозяйствующие субъекты полагали, что норма КоАП РФ расширительному толкованию не подлежит, привлекать к ответственности следует только за неприменение ККМ, а налоговые органы на практике привлекали к ответственности практически за любые отклонения от правил применения ККМ. Судебная практика складывалась по-разному.
В связи с этим за период действия КоАП РФ у правоприменителей возникли вопросы о возможности и правомерности привлечения к ответственности:
· в случае использования неисправной ККМ (в том числе, у которой отсутствует пломба, без фискальной (контрольной) памяти;
· в случае пробития чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом);
· в случае использования при расчетах незарегистрированной ККМ;
· в случае использование ККМ, не включенной в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации и др.
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановлением от 31.07.03 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» дал арбитражным судам следующие разъяснения.
В силу ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных Законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа.
В целях соблюдения этого порядка в данном случае организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального закона № 54-ФЗ, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик ККТ и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ.
С учетом изложенного под неприменением ККМ следует понимать:
· фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
· использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. 4 и 5 Федерального закона № 54-ФЗ);
· использование ККМ, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ). На основании п. 5 ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации;
· использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ);
· использование ККМ, у которой отсутствует пломба либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. 4 и 5 Федерального закона № 54-ФЗ является обязательным условием, допускающим ККМ к применению);
· пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 54-ФЗ в настоящее время наряду с ККМ, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов.
В связи с этим судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо ККМ иных указанных в Федеральном законе № 54-ФЗ видов ККТ названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.
Ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ (п. 1) на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги).
Поэтому судам следует иметь в виду, что ККМ подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Поскольку в силу приведенной нормы неприменение ККТ допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККМ.
До момента издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение ККМ.
Кроме того, как прямо указано в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, предусмотренное данной нормой правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.
П. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусматривает перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе производить наличные денежные расчеты без применения ККТ и без выдачи бланков строгой отчетности.
Поэтому с момента вступления в силу Федерального закона № 54-ФЗ, то есть с 27 июня 2003 г., не подлежит применению перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.
Рассматривая дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности за неприменение ККМ при продаже гражданам алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо иметь в виду, что указанное нарушение влечет применение ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, а не ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Оценивая правомерность применения к индивидуальным предпринимателям административной ответственности, установленной ст.
14.5 КоАП РФ, судам следует исходить из того, что поскольку данной статьей не определено иное, названные субъекты несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц. При рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности судам необходимо руководствоваться общим правилом, закрепленным в ст. 4.5 КоАП РФ, в соответствии с которым постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККМ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Ограничения по расчетам наличными в 2022 году
Согласно указанию Банка России от 09.12.2019 №5348-У по одному договору , расчеты с физическими лицами (не ИП) наличными имеют ограничение в 100 000 рублей. При этом, вид, срок действия договора, количество и периодичность платежей по нему значения не имеют.
Это относится к расчетам между:
- юрлицами:
- юрлицами и ИП;
- ИП между собой
Ограничения не касаются:
- выплат зарплат;
- выплат социального характера; расчетов между физлицами;
- выдачи денег под отчет;
- выплат ИП себе на личные нужды.
Начиная с 2022 года для определенных категорий юрлиц установлены дополнительные ограничения на расчеты наличными с физлицами.
Микрофинансовые организации (МФО) и ломбарды ограничены при:
- выдаче и возврате займов;
- уплате процентов, неустоек, штрафов и пеней
За один день из кассы можно выдать не более 1 000 000 руб. в расчете на МФО(или ее обособленное подразделение) , ограничение по одному договору в сумме — 50 000 руб.
Нюансы для кредитных потребительских кооперативов (в т.ч. сельскохозяйственных КПК).
Ограничение по операциям составляет 100 000 руб. в день по одному договору, касается операций:
- выдача и возврат займов;
- возврат средств по договорам передачи личных сбережений;
- плата за использование денежных средств по договорам передачи личных сбережений;
- уплата процентов и (или) неустоек (штрафов, пени) по привлеченным займам, договорам передачи личных сбережений;
- выплат сумм паенакоплений (пая)
Ограничения объема операций наличными с физлицами — 2 000 000 руб. в течение одного дня в расчете на КПК или его подразделение (п. 1 Указания N 5348-У Банка России)
В случае несоблюдения лимита предусмотрены штрафы, которые могут быть наложены как на плательщика, так и на получателя.
Рассчитаем стоимость работ по проекту
Обсудим актуальные задачи, подберем самый удобный тариф по сопровождению и разработаем план дальнейших действий по оптимизации учета 1С в Вашей компании
Лицензионное ПО, программы 1С, системы электронного документооборота, комплексная автоматизация производственных предприятий, обучение в сфере информационных технологий в Ставрополе, Ставропольском крае, Северо-Кавказском Федеральном округе и Ростовской области
Основные направления
- Сопровождение 1С
- Документооборот и делопроизводство
- ERP-автоматизация
- Автоматизация бюджетного учета
- Автоматизация водоканалов и теплосетей
- Сметное дело
- Переход на российское ПО
- Продажа лицензионного ПО
Контакты
355035, г. Ставрополь, ул. 1-я Промышленная 3а.
Пользователь, заполняя форму обратной связи на интернет-сайте www.biz-it.ru, обязуется принять настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие) и Политику защиты персональных данных.
Принятием (акцептом) оферты Согласия проставление чек-бокса на интернет-сайте. Пользователь дает свое согласие ООО «Бизнес ИТ», которому принадлежит сайт www.biz-it.ru и которое расположено по адресу г. Ставрополь, ул.1-я Промышленная, 3А (далее – Компания), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; адрес электронной почты; личный и/или служебный телефон; место работы и должность.
3. Персональные данные не являются общедоступными
4. Цели обработки персональных данных:
- приглашение и регистрация на мероприятия, проводимые Компанией;
- приглашение и регистрация на учебные курсы, проводимые Компанией и её дочерними обществами и партнёрами;
- проведение акций, опросов, исследований;
- предоставление Пользователю информации об оказываемых Компанией услугах, о разработке новых продуктов и услуг; об услугах дочерних обществ и партнёров; информирование Пользователя о предложениях по продуктам и услугам Компании;
- привлечение и отбор кандидатов на работу в Компанию.
5. Основанием для обработки персональных данных являются: ст. 24 Конституции Российской Федерации; ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
6. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; использование; обезличивание; блокирование; удаление; уничтожение.
7. Передача персональных данных третьим лицам осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, договора с участием Пользователя или с согласия Пользователя. Я даю свое согласие на возможную передачу своих персональных данных следующим третьим лицам: ООО ПФ «НБСТ», ЧОУ ДПО «Бизнес Образование» (355035, г.Ставрополь, ул. 1-я Промышленная 3А).
8. Персональные данные обрабатываются в течение 3 (трех) лет, после чего обезличиваются и обрабатываются в статистических целях. Так же обработка персональных данных может быть прекращена по запросу Пользователя. Хранение персональных данных, зафиксированных на бумажных носителях осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения
10. В случае отзыва Пользователем или его представителем согласия на обработку персональных данных Компания вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Пользователя при наличии оснований, указанных в пунктах 2 – 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11. Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 26.06.2006 г.
12. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.8 и п.9 данного Согласия.
Источник: www.biz-it.ru
Лимит расчетов наличными деньгами
Лимит расчетов наличными в 2022 году: есть изменения?
Изменений нет. И в 2022 году предельный размер для расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. по одному договору (п. 4 указания Банка России от 09.12.2019 № 5348-У).
Важно! Подсказка от «КонсультантПлюс»
Вид договора, по которому производится оплата наличными, для целей применения лимита расчетов не важен (п. 4 Указания N 5348-У). Например, в размере, превышающем 100 000 руб., нельзя производить:
— оплату товаров, работ или услуг за наличный расчет;
— выдачу и получение.
Подробнее читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.
Лимитируются расчеты между юрлицами, между юрлицами и ИП. Также ограничение должны соблюдать предприниматели при бизнес-расчетах между собой. В сделках с физлицами наличные могут использоваться в любых суммах.
Без ограничений наличку можно расходовать:
- на зарплату и выплаты социального характера;
- оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- выдачу денег под отчет;
- возврат за оплаченные наличными возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
- выплату денег ИП самому себе на личные расходы.
За расчеты сверх установленных лимитов предусмотрены штрафы (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):
- 40 000–50 000 руб. — для организаций;
- 4000–5000 руб. — для должностных лиц и ИП.
Причем наказать могут как плательщика сверхнормативной суммы, так и получателя.
Важно! Подсказка от «КонсультантПлюс»
Для некоммерческих организаций, а также организаций и ИП, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, административный штраф налоговые органы заменят предупреждением, если.
Условие замены штрафа см. в К+. Пробный доступ бесплатен.
Узнайте также, могут ли налоговики снять расходы из прибыли, если они оплачены наличными сверх допустимых сумм.
- Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У
- Кодекс об административных нарушениях РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Кассовая дисциплина — лимит остатка кассы на 2022 год
Лимит остатка кассы на 2022 год по-прежнему обязателен к установлению для лиц, имеющих в обороте наличные деньги, проходящие через операционную кассу. Рассмотрим, есть ли особенности в определении его размера для 2022 года.
Документ, содержащий порядок расчета лимита остатка кассы
Правила для расчета предельной величины остатка наличных денег в операционной кассе лица, имеющего в обороте наличные деньги, установлены указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, посвященным порядку ведения кассовых операций. С 30 ноября 2020 года этот документ применяется в редакции, ставшей следствием изменений, внесенных в него указанием Банка России от 05.10.2020 № 5587-У.
Какие изменения были приняты:
- Установлены требования к приему и выдаче денежной наличности.
- Обновлены правила работы с подотчетными суммами. Теперь их можно выдавать по одному распрядительному документу нескольким лицам и не одной суммой. Также отменено требование о 3-х дневном сроке представления авансового отчета и т.д.
Прочие правила порядка ведения кассовых операций остались неизменными. В том числе обновления не коснулись порядка, в котором устанавливается лимит остатка денежных средств в кассе. То есть расчет лимита остатка кассы на 2022 год следует осуществлять в тех же ситуациях и по тем же алгоритмам, что и в предшествующих годах.
Об изменениях, внесенных в исходный текст закона № 290-ФЗ, читайте в этом материале.
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Нарушение правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций — это нарушение кассовой дисциплины.
В чем оно выражается и какие за это предусмотрены санкции, смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Зачем нужен лимит денежных средств и как он устанавливается?
Установление лимита ограничивает ту сумму наличных денег, которая может находиться в операционной кассе на конец рабочего дня (п. 2 указания Банка России № 3210-У). Лимит может быть превышен в дни выдачи работникам зарплаты, стипендий, соцвыплат и в выходные дни, если юрлицо в них осуществляет операции по кассе.
Определение величины лимита обязательно для юрлиц и обособленных подразделений, самостоятельно сдающих деньги в банк. Если обособленные подразделения сдают деньги в кассу юрлица, то общая сумма устанавливаемого организацией лимита учитывает и те лимиты, которые предусмотрены для подразделений. ИП и юрлица, относящиеся к числу субъектов малого предпринимательства, вправе такой лимит не устанавливать.
О том, в каких случаях юрлицо может быть отнесено к числу субъектов малого предпринимательства, читайте здесь.
Юрлицо самостоятельно осуществляет расчет лимита остатка кассы (для подразделений и общей его величины) и утверждает его размер распорядительным документом.Один из экземпляров этого документа направляется в подразделение.
Как рассчитать величину лимита остатка кассы на 2022 год?
Как рассчитать лимит остатка кассы? Указание Банка России № 3210-У приводит для такого расчета 2 внешне одинаковые формулы, принципиально различающиеся только характеристикой объема оборота (реального или планируемого) денежных средств, задействованных в расчете:
- Объем поступлений от продаж. В нем не учитываются средства, принимаемые платежным агентом (субагентом).
- Объем выдач наличных денег. В него не включают средства на выдачу работникам зарплаты, стипендий, соцвыплат.
Первый объем в указании Банка России № 3210-У обозначен буквой V, а второй — R. И формулы расчета лимита (L) с этими буквами выглядят так:
где оставшиеся 2 показателя (P и N) весьма сходны по смыслу, но характеризуют, соответственно, тот процесс, к которому относится один из определяющих формулу расчета показатель (V либо R):
- Р — расчетный период (определяемый в рабочих днях с условием, что их число не превысит 92), за который происходит либо получение объема V, либо выдача объема R;
- N — число рабочих дней между днями сдачи денег в банк (для показателя V) или получения из банка (для показателя R).
При определении количества дней, составляющих величину показателя N, не учитывают факты принятия и выдачи средств, не включаемых в объемы (V и R). Установлено, что число дней, составляющих показатель N, не должно превышать 7, а если в населенном пункте, где располагается юрлицо, нет банка, то 14. Хотя допускается зависимость значения этого показателя от таких вещей, как:
- обстоятельства непреодолимой силы;
- местонахождение, структура и особенности деятельности юрлица.
Пример расчета лимита кассы с учетом объемов поступлений от КонсультантПлюс:
Наличная выручка ООО «Рассвет» от продажи товаров за расчетный период с 01.03.2022 по 31.05.2022 (61 рабочий день) составила 2 385 648 руб. Выручка сдается ежедневно (один раз в день).
Пример расчета лимита кассы с учетом объемов выдач от КонсультантПлюс:
В ООО «Календула» сумма выплат наличных денег за расчетный период с 01.07.2022 по 30.09.2022 (66 рабочих дней) составила 166 000 руб., из них сумма выплаченной заработной платы — 100 000 руб.
Периодичность получения в банке наличных денег по чеку на расходы — один раз в пять рабочих дней.
Смотрите продолжение примеров в К+. А если у вас нет доступа к К+, получите пробный доступ бесплатно.
Итоги
Цифру, отвечающую той сумме, выше которой не может оказаться остаток наличных денежных средств в операционной кассе юрлица на конец рабочего дня, следует определять самому юрлицу, используя для этого законодательно установленную формулу. Формула имеет 2 внешне одинаковых варианта, принципиально различающихся по характеристикам объемов наличной денежной массы, задействованной в расчете: это либо объем продаж, либо объем выплат за определенный период. Прочие показатели, входящие в формулу, похожи по смыслу, но значения их зависят от того, какой именно (продаж или выплат) объем наличных денежных средств взят за основу расчета.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Лимит расчёта наличными
В самом начале хотелось бы отметить, что Гражданский кодекс РФ не возбраняет производить расчеты наличностью, если это не противоречит принятым законом нормам. Далее рассмотрим все нюансы расчёта наличными средствами как между физическими лицами, так и юридическими.
Чем регулируется лимит на наличность
Государство в лице Центробанка России установило лимит на расчеты наличными денежными средствами. Нормативным актом, на основании которого закон определяет порядок расчетов, является Указание Центробанка РФ от 07.10.2013 г. № 3073-У. Этот документ пришел на смену действующему до него Указанию №1843-У от 20.06.07 г., с внесенными в него некоторыми существенными изменениями.
Но предельный лимит расчетов с помощью наличных денег не изменился – в рамках одного договора между участниками расчета он составляет 100 000 руб. (или соответствующее количество валюты, согласно действующему курсу ЦБ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Запрет на превышение этой цифры действует независимо от того, платите вы деньги или получаете. Но в случае выявления нарушений ответственной считается сторона, принимающая излишнюю наличность.
Лимитированные участники расчетов
На кого распространяется данное ограничение по приему-передаче наличных? Передавать суммы, превышающие стотысячный лимит, нельзя между:
- юридическими лицами;
- организациями и частными предпринимателями;
- индивидуальными предпринимателями (ИП).
Физические лица могут обмениваться наличностью без ограничений. Расчет предприятий с физическими лицами без предпринимательской регистрации также не лимитирован.
ПОДЫТОЖИМ: в табличке приведены пары, в трудовых отношениях которых лимит на наличность является либо не является обязательным.
юр. лицо + юр. лицо | физ. лицо + физ. лицо |
юр. лицо + ИП | юр. лицо + физ. лицо (не зарегистрированное, как ИП) |
ИП + ИП | физ. лицо + ИП |
Ближайший прогноз
С целью сделать прозрачным контроль над дорогостоящими покупками обычных граждан (недвижимость, автомобили, драгоценности), Минфин России выступил с инициативой установить предельную сумму для наличных расчетов между физическими лицами. Сумма для наличных расчетов в рамках одного договора между физлицами планируется в 300 000 руб. Изменения, которые собираются внести в ст.861 ГК РФ, предусматривают и наказание в виде штрафа в размере превышенного лимита. Планировалось, что изменения вступят в силу с начала 2016 года, однако, этот проект пока еще не рассмотрен Государственной Думой.
Когда можно не думать о лимите?
Установленные ограничения на сумму наличности не применяются:
- при выплате заработной платы;
- при социальных начислениях, страховых выплатах;
- при выдаче подотчетных средств;
- при личных расходах владельца бизнеса, деньги на которые берутся из кассы.
В Указании ЦБ также приводятся дополнительные виды расчетов, где можно не беспокоиться о лимите наличных средств:
- операции с помощью Банка России;
- таможенные платежи, налоги и сборы;
- кредитные выплаты.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В новой редакции Указания ЦБ есть новшество, играющее на руку банкам, но не совсем приятное для предпринимателей. Брать наличные деньги из кассы на цели, не упомянутые в специальном перечне, нельзя: сначала нужно сдать выручку в банк, а затем взять необходимую сумму уже оттуда. Банк при этом получит проценты за обе операции, государство – дополнительный контроль над движением средств, а предприниматель – очередное усложнение. Тем не менее, «Dura lex sed lex» («Закон суров, но это закон»).
Если в кассу предприятия или индивидуального предпринимателя поступили суммы не с их расчетного счета, а из других источников (выручка, займы, возврат неиспользованных подотчетных средств и т.п.), то брать наличные из этих денег для расчетов, не входящих в перечень ЦБ, не разрешается.
Рамки одного договора
Важное уточнение, касающееся наличного лимита, состоит в том, что превышать его нельзя в рамках одного договора.
Договор – это документ о соглашении между лицами (юридическим и/или физическим) об определенных действиях, призванных установить, прекратить или изменить определенные права и обязанности сторон.
Сумма операций по каждому такому документу не может превышать 100 000 руб., при этом не учитываются особенности его заключения.
- Вид договора. Не важно, о чем заключен договор – о займе, поставке товаров, оплате услуг – заявленная стоимость для оплаты наличными не может быть больше лимитированной.
- Сроки договора. Даже если договор подразумевает длительный расчет, превышать указанную сумму нельзя.
- Периодичность платежей. Рассрочка или другие платежи наличкой, разбитые по договору на несколько частей, каждая из которых меньше лимита, не будут правомерны, если их сумма превысит 100 000 руб.
- Дополнительные обязательства. Если у договора есть допсоглашение или вытекающие из него обязательства, например, неустойки, штрафы, пени, компенсации, их нельзя оплачивать наличными, если по этому договору уже совершена оплата на лимитированную сумму.
- Оформление. Один документ или обмен бумагами между сторонами – не имеет значения, общие обязательства не могут быть больше ста тысяч наличными.
- Способ расчета. Привезет ли деньги уполномоченное лицо, будут ли они выданы в кассе – больше 100 000руб. «в одни руки» не выдается.
Варианты дозволенных сочетаний
Из текста Указания ЦБ вытекает, что ограничение по «кэшу» касается действий именно по единственному договору без лимита по времени и количеству операций. Рассмотрим случаи, когда допускается расчет наличными средствами свыше установленного предела между юридическими лицами и/или ИП:
- несколько заключенных договоров, пусть даже в один день, могут вместе составлять любое количество наличности (но каждый в отдельности не должен превышать лимит);
- договор на сумму, большую установленной, позволяет выплатить наличными до 100 000 руб., а остальное надо оплатить безналичным способом;
- ИП может брать деньги из кассы на собственные нужды в таком количестве, как сочет нужным (это не нужно оформлять отдельным договором, а только расходным кассовым ордером).
Нарушитель заплатит больше
ГК РФ в п.1 ст.15 определяет превышение лимита наличных расчетов как административное правонарушение. Если оно будет выявлено соответствующей проверкой, то сторона, принявшая наличность сверх меры, будет оштрафована. Санкции коснутся не только самой фирмы, но и недоглядевшего или злоупотребившего руководителя:
- штраф юридическому лицу – до 40-50 тыс. руб.;
- штраф руководителю – до 4-5 тыс. руб.
К СВЕДЕНИЮ! Срок, в течение которого можно опасаться ответственности за это правонарушение, составляет 2 месяца со дня подписания соответствующего договора.
Стоит быть очень внимательным при подписании договоров, изучить все статьи, по которым будут двигаться денежные средства, прежде чем принять решение о наличных расчетах.
Источник: erikadmin.ru