Договор с Региональным оператором ООО «Эко-Пронск» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами должны заключать отходообразователи (юридические или физические лица) которые имеют в собственности или арендуют нежилые помещения, здания, сооружения, строения и земельные участки, на территории которых осуществляется коммерческая деятельность и происходит образование твердых коммунальных отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 ноября 2016г. № 1156).
Потребитель — собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016г. № 1156).
Бизнес призывают заключать договоры с региональным оператором
Таким образом, договоры с Региональным оператором обязаны заключить:
• юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО (административные здания, аптеки, медицинские учреждения, предприятия торговли, склады, предприятия транспортной инфраструктуры, дошкольные и учебные заведения культурно-развлекательные, спортивные учреждения, предприятия общественного питания, предприятия службы быта, предприятия в сфере похоронных услуг и прочие)
• собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.)
• управляющие организации/ТСЖ/жилищные кооперативы
• садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества
• гаражные кооперативы
При переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
Источник: ecopronsk.ru
Договор на вывоз мусора ТБО
Договор на вывоз мусора/ТБО (твердые бытовые отходы) — это соглашение между владельцем собственности и региональным оператором, предусматривающее сбор, вывоз и утилизацию отходов. Владелец частного или многоквартирного дома, предприниматель, собственник нежилого помещения обязаны заключить этот договор.
Заключение договоров с региональным оператором ТКО
Есть условие: компании, которая будет заниматься вывозом мусора, необходимо иметь лицензию на обращение с отходами согласно ФЗ РФ. Эта лицензия выдается Росприроднадзором. Подробнее о лицензии можно почитать тут.
Итак, договор на вывоз мусора — это обязательный документ, который должны подписывать все собственники любых (жилых и нежилых) строений и помещений (в том числе и юридические лица, ИП).
В этой статье мы расскажем про особенности и нюансы заключения договора на вывоз ТКО/ТБО.
Кто и зачем заключает договор?
Под обращением с отходами подразумевается их вывоз, обезвреживание, утилизация или переработка.
Собственник помещения не может самостоятельно официально заниматься вывозом отходов на полигон или иные места, так как не имеет лицензии и специально подготовленного для этих целей оборудования.
Договор заключается между владельцем недвижимости и региональным оператором.
Региональный оператор — это компания, которая занимается сбором, вывозом, утилизацией отходов на определенной территории (регионе), делает это согласно нормам законодательства РФ и имеет лицензию Росприроднадзора.
Вывод такой: собственники помещения не могут не заключить договор на вывоз мусора согласно закону.
Договор на оказание услуг по вывозу отходов может быть заключен даже принудительно через суд.
Порядок заключения договора с региональным оператором
Для начала обозначим, что следующий порядок заключения договора является актуальным для лиц, владеющих частными домами или же для владельцев бизнеса.
Заключение договора на вывоз мусора для ИП так же обязательно, как и для других собственников.
Для начала нужно:
- Найти регионального оператора. Сделать это можно через сайт министерства ЖКХ вашего региона.
- После этого региональному оператору нужно отправить письменную заявку на заключение договора на вывоз ТКО.
Жители многоквартирного дома не занимаются подобными вопросами. Обычно этим занимаются:
- ТСЖ (товарищество собственников жилья);
- ЖК (жилищный кооператив);
- Управляющая компания вашего дома. (Также управляющая компания занимается договорами на уборку лестничных площадок и других помещений общего пользования).
Что должно содержать соглашение сторон?
Договор должен содержать следующие сведения:
- Местоположение дома, владельцем которого запрошены услуги регионального оператора;
- Реквизиты сторон соглашения;
- Содержание услуги: ее объемы и стоимость;
- Порядок разрешения конфликтных ситуаций;
- Права и обязанности владельца собственности и оператора по вывозу отходов согласно нормам права РФ;
- Срок действия договора на оказание услуги. (Обычно не менее года).
Почему так важно заключать договор с лицензированным подрядчиком?
Москва и Московская область уже давно в большинстве своем перешли на официальный договор с проверенными региональными операторами, но в регионах дела обстоят хуже.
Особенно «грешат» самовывозом отходов на несанкционированные свалки владельцы малого бизнеса.
Так, например, бизнесмен не заключает договор на вывоз отходов для салона красоты, которым он владеет, и вместо этого вывозит мусор либо незаконно, либо в контейнеры в соседних дворах, увеличивая нагрузку на точку сбора мусора.
Помните, отсутствие договора на вывоз твердых бытовых отходов несет за собой ответственность перед государством.
Также стоит подумать об ответственности перед окружающим миром: несанкционированные свалки и неправильная утилизация мусора создает условия для загрязнения почвы, воды и воздуха различными токсичными соединениями.
Гораздо безопаснее, чтобы региональный оператор отправил отходы на специально оборудованный для этого полигон, где подготовлены все условия для хранения и утилизации.
То же самое касается вывоза строительного мусора. Подробнее об обращении со строительным мусором можно почитать здесь.
Незаключение договора: ответственность и штрафы
По ходу статьи мы неоднократно отвечали на вопрос: обязательно ли заключать этот договор? Да, обязательно. Это правило касается всех субъектов Российской Федерации.
Часто слышим вопросы: «Нужно ли заключать договор на вывоз мусора в Раменском (или любом другом населенном пункте)?». На них вопрос также однозначен -нужно.. Договор на вывоз ТБО обязателен для всех собственников жилых и нежилых помещений, где бы они не находились.
Какие предусмотрены штрафы?
Штраф физическим лицам составляет около 5000 рублей, юридические же лица будут должны выплатить от 100 до 200 тысяч рублей. Все лица, занимающие управляющие должности в компании, которая уклонилась от заключения договора, получают штраф 30-40 тысяч рублей. Индивидуальным предпринимателям положен штраф в 50 тысяч рублей.
Но ответственность обоюдна. Региональному оператору за отказ в предоставлении услуги выписывается штраф на 100-200 тысяч рублей, также штрафом облагаются должностные лица компании.
Подытожим: все собственники помещений обязаны заключить договор с региональным оператором, имеющим лицензию Росприроднадзора. Эти правила действуют не только в Москве, но в регионах. За уклонение от заключения соглашения положен штраф как физическим, так и юридическим лицам и ИП.
Источник: kaslpro.ru
Шесть нарушений закона о конкуренции в работе регоператора по ТКО
ФАС России направила в свои территориальные органы подробное письмо о том, когда действия регионального оператора по обращению с ТКО в отношении потребителей считаются нарушением № 135-ФЗ. Ведомство разобрало вопросы заключения договоров, коммерческого учёта ТКО и отказа регоператора от выполнения своих обязательств. Читайте обзор письма.
ФАС России определила основные нарушения в пяти сферах работы регоператора по обращению с ТКО
Федеральная антимонопольная служба России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно рассказала о доминирующем на рынке положении региональных операторов по обращению с ТКО и их работе по вывозу отходов. Письмо – это разъяснения для территориальных органов ведомства, методическая помощь по вопросу выполнения п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
- Доминирующее положение регионального оператора.
- Порядок и особенности заключения договора по обращению с ТКО.
- Нарушение порядка заключения договоров в сфере обращения с ТКО.
- О порядке коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО.
- Порядок сбора и вывоза ТКО.
Делаем краткий обзор каждого блока в помощь УО и жителям домов при построении отношений с регоператорами по обращению с ТКО.
Злоупотребление доминирующим положением на рынке
Согласно постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Они предусматривают заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с регоператором, в зоне деятельности которого находятся места, площадки их накопления (п. 5 Правил № 1156).
Поэтому положение регоператора считается доминирующим (ч. 1 ст. 5 № 135-ФЗ). Он оказывает решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и может устранять с него другие субъекты, затруднять доступ на него.
Изменение существенных условий типового договора с потребителем
Согласно ПП РФ № 1156. Он может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству, положениями.
Как отмечает ФАС России, само по себе включение регоператором в договор условий, которые не предусмотрены типовой формой, не является нарушением антимонопольного законодательства, если эти условия согласованы сторонами и относятся к целям и предмету договора.
Нарушением может стать случай, когда он исключил из документа существенные условия или изменил их. Даже если такой договор был подписан без возражений контрагента и исполняется, территориальные управления ФАС вправе квалифицировать поведение регоператора как злоупотребление (п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2, решение УФАС по Курганской области от 21.07.2020).
Несоблюдение требований СанПин к периодичности вывоза мусора из мест его накопления
ФАС России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно остановилась на вопросе, должен ли регоператор соблюдать санитарные нормы и правила по срокам и периодичности вывоза ТКО с контейнерных площадок.
Согласно п. 3 Правил № 1156, регоператоры работают с учётом экологического законодательства РФ и нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эта деятельность должна быть безопасной для населения и окружающей среды.
Законы в сфере обращения с ТКО устанавливают императивные требования для регоператора в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по вопросу периодичности вывоза мусора с площадок. Так, она должна соответствовать срокам временного накопления несортированных отходов, установленным санитарными правилами и нормами.
- апелляционное определение ВС РФ от 19.06.2019 № 1-АПА19-5;
- постановление АС Северо-Западного округа от 24.12.2020 по делу № А21-8180/2019;
- постановление АС Поволжского округа от 17.12.2019 по делу № А65-7546/2019;
- постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.09.2020 по делу № А63-10417/2019.
Нарушение порядка заключения договора в сфере обращения с ТКО и урегулирования разногласий
Порядок заключения договора между регоператором по обращению с ТКО и потребителем зафиксирован в Правилах № 1156. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ.
Навязывание потребителю невыгодных условий коммерческого учёта ТКО
Ещё один вызывающий споры и разногласия вопрос – порядок коммерческого учёта объёма и массы ТКО. В соответствии с п. 15 типового договора, стороны обязаны выбрать способ коммерческого учёта отходов в соответствии с Правилами № 505.
Согласноп. 5 Правил № 505, п. 148(30) Правил № 354, в отношении потребителей в жилых помещениях учёт ТКО ведётся исходя из нормативов накопления отходов. В случае если введено раздельное накопление отсортированных ТКО – исходя из количества и объёма контейнеров. При раздельном сборе отходов расчёты «по факту» являются обязательными для регоператоров.
Если регоператор навязывает потребителям иные, невыгодные условия коммерческого учёта ТКО, то такие действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ).
Отказ от выполнения обязанностей по вывозу ТКО при наличии действующего договора
В НПА нет случаев, при наступлении которых регоператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, компания обязана оказывать соответствующую услугу потребителям. Регоператор не может отказаться от вывоза отходов, если у потребителя накопилась задолженность или суд рассматривает спор между ним и компанией.
Действия регионального оператора, выразившиеся в неправомерном отказе от вывоза ТКО, могут рассматриваться на предмет нарушения запрета, установленного п. 4 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ. Например, решение ФАС от 16.09.2020 по рассмотрению жалобы на решение и предписание Челябинского УФАС России от 30.04.2020 по делу № 074/01/10-1537/2019.
На заметку
- регоператор занимает доминирующее положение на рынке и не вправе злоупотреблять этим положением при заключении договора на свои услуги;
- коммерческий учёт ТКО в отношении жителей многоквартирных домов должен вестись исходя из нормативов или по «факту», что должно быть прописано в договоре;
- при наличии раздельного сбора отходов расчёт платы за мусор всегда должен исходить из количества и объёма установленных на площадке контейнеров;
- регоператор не вправе прекратить вывозить мусор, если у жителей дома или УО есть перед ним задолженность или компания в суде оспаривает нормативы коммунальной услуги, условия договора.