Предпринимательская деятельность на Руси столетиями велась в интересах укрепления государства и содержания многочисленной армии. Торговая жизнь играла огромную роль в освоении и объединении Русских земель. Большое число людей вовлекалось в экономическую деятельность, становилось заинтересованными в ее результатах.
Широкое развитие предпринимательства в России было связано с исторически сложившимся характером народа — деятельным, расчетливым, целеустремленным.
Важное место в развитии предпринимательства Руси занимало купечество. Купцы-профессионалы и купеческий капитал, повиди- мому, появились в XI в. Это была самая активная во всех отношениях часть населения [1] . К XVII в. в городах сложилась иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за пределами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы [2] .
Купцы вели торговлю и промысловую деятельность артелями или компаниями. Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации. Возникающие между предпринимателями и потребителями противоречия решались в специальном торговом суде.
Урок 1. Зарождение купечества и предпринимательства в Древней Руси
Купцы, входившие в ассоциацию, обладали большими привилегиями: в случае финансовых трудностей им предоставлялись кредит или безвозмездная помощь. Вступить в ассоциацию мог только состоятельный предприниматель. Кроме ассоциаций в русских городах существовали и другие профессиональные объединения предпринимателей.
Русские купцы вели широкую торговлю с разными странами, находясь в дружеских отношениях с иностранными купцами. Образцом настоящего русского купца, соединяющего в себе коммерческую хватку, глубокую религиозность, совестливость и патриотизм, был тверской купец Афанасий Никитин (7—1474/75), автор знаменитых записок «Хождение за три моря».
В эпоху Ивана Грозного символ русского предпринимательства воплощали купцы Строгановы, основавшие солеваренное дело. Строгановы вели обширную торговлю с иностранными купцами, построили в России множество заводов, прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством. Эта династия предпринимателей существовала 500 лет.
Наряду с купцами Строгановыми успешно вели дела их конкуренты — крупные солепромышленники и торговцы Шорины, Све- тешниковы, Никитниковы и др. Нередко русские купцы наряду с торговлей какими-либо товарами участвовали в организации их производства.
Деятельность русских купцов и предпринимателей в XVII в. охватывала всю территорию страны.
Наибольшее распространение среди форм торговли на Руси получила ярмарочная торговля. Традиции ярмарок были незыблемы, неотделимы от русского купечества. Наиболее известные — ярмарки в Холопьевом городке на реке Мологе, в селе близ Симонова монастыря (на юго-востоке Москвы).
В России было место, куда ежегодно со всех концов страны и света стекалось огромное количество русских и иностранных купцов. В короткий срок возникали магазины, лавки, склады, трактиры, гостиницы, театры, цирки. Место это располагалось при впадении Оки в Волгу и называлось Нижегородской Макарьевской ярмаркой. Она открылась в середине XVI в. Торговали тканями, металлом, красками, шелками и другими товарами.
Урок 1. Зарождение купечества и предпринимательства в Древней Руси
По товарообороту Нижегородская ярмарка занимала первое место в России. Здесь можно было купить или договориться о покупке любого товара, производимого в России, заключить сделки — от небольшой до крупной суммы на долгий срок. Наряду с крупнооптовой торговлей практиковалась и мелкая — розничная, разносная.
Ярмарка была чутким барометром экономической жизни и ее надежным регулятором. Здесь формировался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением главных российских продуктов. На ярмарке отдельные, самостоятельные части отрасли, виды деятельности хозяйственного механизма России связывались в одно целое, координировались, получали общественное признание или, наоборот, отвергались; определялись и направления развития, по крайней мере на год вперед.
Такое решение многих проблем было исторически обусловлено свободным, инициативным характером развития хозяйства в России, чуждым централизму и административному нажиму.
Для русских предпринимателей ярмарка была одной из самых понятных, доступных и привлекательных форм хозяйственного общения, развивавшихся в рамках народных традиций и обычаев, в основе которых лежала жизнь крестьянской Руси.
Правовой статус купечества со временем приобретал все большую определенность. При Петре I в 1703 г. было создано Купеческое собрание в Петербурге, которое фактически являлось первой российской биржей. В частные руки передавались казенные полотняные заводы, организовывались торгово-промышленные компании.
В 1721 г. издан указ о разрешении купцам наравне с дворянами покупать к заводам крестьян. В 1722 г. были основаны купеческие гильдии. Жалованная грамота 1785 г. городам закрепила за купцами первой и второй гильдий дополнительные личные права, они освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями.
Купцы первой гильдии могли иметь заграничную торговлю, могли владеть морскими судами. Купцы второй гильдии могли владеть речными судами, как и купцы первой гильдии, они могли владеть фабриками и заводами. Купцы третьей гильдии могли вести мелочную торговлю, содержать тракторы и постоялые дворы, заниматься ремеслом.
Павел I реорганизовал Коммерц-коллегию, включив в нее 13 выборных купцов. Александр I запретил выборность купцов в Коммерц-коллегию, однако издал в 1807 г. манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Этим манифестом разрешалось организовывать товарищества для внешней торговли.
К началу XIX в. влияние европейской культуры привело к формированию капиталистических отношений во всех отраслях российской экономики. Продукция сельского хозяйства производилась в целях сбыта, в структуре крестьянских отработок и повинностей возрастала доля денежных оброков, увеличивались размеры барской запашки. В поместьях появляется все большее число промышленных предприятий и мануфактур, на которых использовался труд крепостных. В 1818 г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.
Происходила дифференциация крестьянства, разбогатевшие выходцы из этого сословия вкладывали свои капиталы в промышленность и торговлю. В промышленности стал широко применяться наемный труд, увеличивалось число кустарных и мелких предприятий, крестьянских промыслов. В 1830-е гг. мануфактуры превращались в капиталистические фабрики, использующие машинную технику.
Однако дальнейшее развитие капиталистического производства сдерживали путы крепостного права. Предстояли большие перемены, наступала новая эпоха.
- [1] Хорькова Е.П. Указ соч. С. 42.
- [2] Исаев И.А. Указ. соч. С. 54.
Источник: studref.com
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
Термин «люди» на Руси имел несколько иное значение, чем сейчас. Так называли не просто отдельно взятого человека, а целые категории населения, объединяя их по определенным признакам и социальному статусу. Категорий было довольно много, особенно среди низших слоев населения: кабальные, дворовые, тяглые и т.д. Историк Виталий Ситников подробно рассматривает этот вопрос в своей книге «Кто есть кто в истории России».
Люди в Древнерусском государстве
Вообще изначально людьми на Руси называли только свободных крестьян-общинников, которые составляли большую часть населения страны. Люди не служили в дружине в отличие от гридей, кметей, отроков и бояр. Последние, кстати, имели знатное происхождение, за что их именовали «лучшими» или «нарочитыми». Непосредственно же «людей», как рассказывает Василий Ключевский в книге «Терминология русской истории» делили на несколько категорий: гости, купцы, смерды, закупы.
Гостями у нас в стране с давних времен именовали вольных торговцев, которые возили товары из-за границы или из крупных городов. Да и само слово «гостить» раньше мело другое значение – «торговать», а гостинцем назывался крупный торговый путь. Купцами же назывались менее крупные торговцы – как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес. В пределах своего города или поселения они образовывали «цеха» – торговые союзы.
Сельских обывателей на Руси называли смердами. Изначально это слово не имело негативного значения, но со временем от него произошел термин «смердеть», то есть неприятно пахнуть. Смерды были свободными людьми, хотя и находились под юрисдикцией князя, то есть платили ему налоги и обрабатывали государственную землю. Если смерд заключал договор с феодалом или землевладельцем и уходил к нему в услужение, то он становился закупом или наймитом, то есть работающим по найму.
Стоит упомянуть и про еще одну категорию древнерусского населения – холопов или челядь. Фактически это были рабы, которые являлись собственностью своих господ. Но со временем они могли выкупить свою свободу и продолжить трудиться уже по договору, как наймиты.
Людские категории после монголо-татарского нашествия
Структура населения на Руси значительно поменялась, начиная с XVI века. Тогда, как рассказывает Николай Павлов-Сильванский в книге «Феодализм в удельной Руси», появились такие интересные категории, как захребетники или гулящие, служилые и черные люди…
Как и в случае со словом «смерд», термин «захребетник» не имел ранее негативного окраса. Так называли свободных – гулящих – людей, которые занимались ремеслом и выполняли различные работы по найму, то есть жили «за чужим хребтом» — на деньги и со стола нанимателя.
Несмотря на название, свободными считались и «черные» люди – государственные крестьяне и горожане, ранее именовавшиеся смердами. Если такой крестьянин брал у феодала деньги в долг, то он становился кабальным, то есть обязанным свой долг отработать. Из тех времен родом выражение «кабальный договор», так называлось соглашение между заемщиком и смердом-должником. О том, что оно далеко не всегда было выгодным для последнего, явственно говорит нынешнее значение фразеологизма.
Источник: cyrillitsa.ru
Как на руси называли предпринимателей
КТО ТАКИЕ ОФЕНИ?
КТО ТАКИЕ ОФЕНИ?
На Руси офенями называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях самые разные мелочи: книги, лубочные картинки, ткани и прочее. Офенями часто становились «по семейной традиции», и у таких предпринимателей сложилось свое общество, кодекс и даже особый сленг — феня. Пословица «Кто не работает — тот не ест» на их наречии звучала так: «Кчон не мастырит, тот не бряет». Писатель Владимир Даль говорил, что этот язык придумали «для плутовских совещаний торгашей».
О необычных старинных профессиях читайте в материале портала «Культура.РФ» по ссылке.
На Руси офенями называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях самые разные мелочи: книги, лубочные картинки, ткани и прочее. Офенями часто становились «по семейной традиции», и у таких предпринимателей сложилось свое общество, кодекс и даже особый сленг — феня. Пословица «Кто не работает — тот не ест» на их наречии звучала так: «Кчон не мастырит, тот не бряет». Писатель Владимир Даль говорил, что этот язык придумали «для плутовских совещаний торгашей».
О необычных старинных профессиях читайте в материале портала «Культура.РФ» по ссылке.
Источник: www.culture.ru