В конце 2014 года я вышел из бизнеса сети кафе «Блин Стрит». Вышел не один, а с долгом 1,5 миллиона рублей и бессонницей. Чтобы не повторять ошибок, я решил разобраться в управлении и финансах. Было трудно, но я справился. На это ушел год.
В этой статье — подборка курсов, книг и материалов, которые помогли мне. Это 30% от всей информации по финансам, которую я изучил за 2016 год. Выбрал только лучшее.
Финансы — тема дремучая, а гарантий, что вы все поймете — нет. Книги и курсы не гарантируют, что вы разберетесь, они лишь объясняют как научиться. Результат зависит от вас — старайтесь.
Идите на курсы
Чтобы быстрее вникнуть в тему финансов, идите на курсы. В интернете я перебрал пару десятков программ и выбрал 3 простых и понятных. Теперь рекомендую вам.
Антибардак
Финолог знает толк в финансах. Автор Михаил Смолянов на пальцах объясняет что к чему. В результате: узнаете как считать деньги кассовым и начисленным методом, познакомитесь с управленческими таблицами. Вам расскажут о кассовых разрывах: научат предсказывать, избегать и предотвращать.
Курс стоит 3 500 рублей. Формат: 16 писем, по одному в неделю.
Видеокурс Снежаны Манько
Снежана — финансовый консультант, партнер «Центра финансовой отчетности». В курсе рассказывает о финансовой стратегии, планировании, бюджетировании и составлении финмодели. После оплаты вам придет письмо со ссылкой на 2 видео и шаблоны финансовых отчетов.
Минус курса — плохое качество записи и звука. Но качество контента — ценнее.
Курс стоит 8 000 рублей. Формат: 2 видео по 8 часов, шаблоны отчетов.
Курс «Мегапрорыва»
Ведет Дмитрий зайцев из школы «Мегапрорыв» и Михаил Смолянов из Финолога. На курсе нас учили составлять финансовую модель бизнеса и познакомили с базовой теорией.
Еще на главной сайта «Мегапрорыва» есть подписка на рассылку, подпишитесь, чтобы получать полезные письма, видео и приглашения на вебинары. Это бесплатно.
Курс стоит 30 000 рублей. Формат: живое участие в Москве, 2 полных дня.
Читайте книги
От одной мысли, что надо прочитать 5 книг по финансам, — уже хочется спать. Но когда начинаешь въезжать, читать уже не так скучно.
Я потратил на книги 5 000 рублей. Читал и анализировал по 2 часа в день в течении 5 месяцев.
Серия от «Альпины»
Еще две хорошие книги
Зачем все это
Если вам нечего считать в бизнесе, не лезьте в финансы раньше времени. Это скучно, долго и сложно. Но только так можно навести порядок в компании с оборотом 1 миллион и выше.
Финансовый учет требует дисциплины. Чтобы овладеть темой, он должен стать частью жизни компании. С финансово-управленческим учетом бизнес станет управляемым и предсказуемым. Вы начнете владеть информацией и принимать взвешенные решения.
Порядка в деньгах,
Ваши «Нескучные Финансы»
Источник: noboring-finance.ru
12 основных понятий, чтобы научиться разбираться в экономике
Микроэкономика имеет дело с клиентами, доходами, ценами, рентабельностью и т.д. Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, процентными ставками, Валовым Внутренним Продуктом (ВВП) и др. понятиями, которые освещаются в газетах под рубрикой «экономика». Микроэкономика более полезна для руководителей, а за макроэкономикой следят, в основном, инвесторы.
2. Закон предложения и спроса — фундамент экономики
Всякий раз, когда наблюдается рост поставок какого-либо товара, его цена снижается, и всякий раз, когда спрос на товар растет, цена увеличивается. Таким образом, когда у вас есть избыточное производство пшеницы, цены на продукты питания должны снижаться, и наоборот. Например, в России, во время неурожая гречки, цена на этот продукт выросла на 400- 500%, пока рынок не насытился новым урожаем.
3. Предел полезности
Всякий раз, когда у вас растёт количество чего-либо, то возможности его использования уменьшаются. Например, прибавка в 10 000 рублей к вашей месячной зарплате 30 000 рублей вас больше обрадует, чем тогда, когда вы зарабатываете 1 млн. в месяц. Это широко используется в ценообразовании товара.
4. Валовой Внутренний Продукт (ВВП)
ВВП является основной мерой размера экономики. Он равен сумме доходов всех людей или сумме рыночной стоимости всех товаров и услуг, производимых в этой стране. Например, крупнейшая экономика мира – США, имеет ВВП на уровне около 14 трлн. долларов. Это означает, что каждый год в США производится товаров и услуг на 14 трлн. долларов.
5. Темпы роста экономики
Рост экономики обычно измеряется в темпах роста объёма ВВП, темпах роста на душу населения, темпах роста производства основных отраслей экономики. Темпы роста экономики рассчитываются на основе данных за предыдущий и последующий год, в процентах.
6. Инфляция
Вы наверное заметили, что цены на большинство продуктов питания сейчас выше, чем в прошлые годы. Инфляция (измеряется в процентах) — это «экономические весы» показывающие, насколько товары и услуги в совокупности выросли в цене по сравнению с прошлым годом. В странах с развитой экономикой годовая инфляция составляет около 2%, что означает, что в среднем цена на товары и услуги поднимается на 2% каждый год. В России, по официальным данным, инфляция в этом году составила 6%. Основополагающая роль Центральных Банков состоит в том, чтобы корректировать инфляцию и удерживать её на низком уровне (но не в отрицательных значениях).
7. Процентные ставки
Когда вы кредитуете кого-то, вы вправе ожидать возврата денег и дополнительного дохода. Этот доход и называется процентом. Процентная ставка является именно той мерой, которая определит, какой доход вы получите. Краткосрочная процентная ставка обычно устанавливается Центральным Банком. В США в настоящее время он близок к нулю, в России – 8,25%.
Долгосрочная процентная ставка устанавливается рынком и зависит от уровня инфляции и долгосрочных перспектив экономики. Механизмы, применяемые центральными банками для управления краткосрочными процентными ставками называется кредитно-денежной политикой. Высокие процентные ставки выгодны для инвесторов, а низкие процентные ставки выгодны для конечного потребителя. Так например ипотечный кредит в развитых странах ЕС вам обойдется не более чем в 3% годовых, т.к средняя процентная ставка в развитых странах европы не более 2%.
8. Как связаны между собой процентные ставки, инфляция и рост экономики
Существует обратная зависимость между процентными ставками и ростом экономики, и прямая зависимость между процентной ставкой и уровнем инфляции. Таким образом, когда вы увеличиваете процентную ставку, инфляция, как правило, растёт. Одна хорошая новость, а другая плохая. Поэтому существует определённая напряженность в обществе во время объявления процентной ставки. В США краткосрочные процентные ставки устанавливает Федеральная Резервная Система (ФРС), и это является главной экономической новостью в стране.
9. Налогово-бюджетная политика
Правительство в большей или меньшей степени может влиять на экономику, регулируя расходы бюджета страны. Одной из форм регулирования расходов бюджета является налоговая политика. Если правительство тратит больше, то это может привести к повышению спроса, а значит, к росту цен. Рост цен приводит к разгону инфляции.
Инфляция, в свою очередь, вынуждает правительство увеличивать расходы. Таким образом, правительства стараются тратить больше в периоды низких темпов роста и низкой инфляции и сокращать расходы в периоды высоких темпов роста и высокой инфляции.
10. Цикличность экономики
Рыночные экономики имеют тенденцию подъема и спада с периодичностью около 7 лет. В начале цикла происходит бурный рост, затем попадание в топ, потом следует сокращение, ведущее к рецессии (период отрицательного роста и/или рост безработицы) и наконец, снова подъём.
11. Альтернативная стоимость
Когда вы занимаетесь каким-либо видом деятельности, вы, как правило, сравниваете ее с лучшими альтернативными вариантами. Например, когда вы в пятницу вечером мучаетесь над проектом, то наверняка не раз думаете: «А не пора ли мне заняться, чем либо другим.» Альтернативный вариант (в данном случае вечеринка с друзьями) имеет больший вес, и таким образом этот вариант намного привлекательнее вашего проекта. Переход на альтернативную деятельность выражается в «альтернативной стоимости» — стоимость того, чем вы пожертвовали.
Например, поход в ночной клуб имеет альтернативную стоимость, равную сумме средств, потраченных на данное мероприятие и количеству средств, которые человек мог получить, если бы вместо клуба пошёл на работу. Если стоимость входа в клуб равна 500 руб., еда в клубе (ужин) стоит 1500 руб., напитки стоят 1000 руб., то поход в клуб обойдётся в 3000 руб.
Если не идти в клуб, то экономия составляет 3000 руб. Но кушать надо в любом случае, поэтому средства тратятся на ужин дома (пусть это будет 500 руб.). Общая экономия 2500 руб. Если человек провел в клубе 5 часов, а час его работы стоит 250 руб., то потенциальный дополнительный заработок составляет 1250 руб. Общая альтернативная стоимость равна 3750 руб.
12. Сравнение преимуществ
Допустим, вы работаете в области интернет-технологий и в один прекрасный день клиент спрашивает, можете ли вы сделать для них веб-сайт. Следует ли вам заняться этим веб-сайтом или вам выгоднее передать эту работу вашему другу? Какое будет ваше решение? Разумный человек должен рассчитать, сколько времени потребуется на создание сайта и определить, может ли он за этот период времени заработать больше на запуске более выгодного проекта. Затем, подсчитав все «за» и «против», он может оставить заказ у себя или передать другу, который, возможно, сделает сайт более эффективно.
Если ваш друг согласился сделать сайт более эффективно, то вы, в этом случае, упустили эту возможность в виду различных обстоятельств. Это называется теорией сравнения преимуществ. Ваш друг имеет здесь преимущество, а вам не имеет смысла заниматься этим делом. Народы, предприятия и люди должны делать только те вещи, которые у них получаются лучше, а остальное отдавать другим.
Fortrader Suite 11, Second Floor, Sound https://fortrader.org/eto-interesno/10-osnovnyx-ponyatij-chtoby-nauchitsya-razbiratsya-v-ekonomike.html» target=»_blank»]fortrader.org[/mask_link]
«Лучше всего начинать бизнес в той сфере, в которой ты разбираешься»
Rusbase Young публикует самые интересные моменты из интервью Яны Кушнер в рамках платформы #YKПреданныеДелу. На ней успешные предприниматели и профессионалы дают советы двадцатилетним.
Сегодня её герой — Вахтанг Акиртава, управляющий директор Farfetch Россия и СНГ. Он расскажет о корпоративной культуре Farfetch, о главном мифе в fashion-индустрии и о том, какие ошибки можно допустить в бизнесе.
«Лучше всего начинать бизнес в той сфере, в которой ты разбираешься»
Как устроен российский офис
Farfetch устроен как обычные commerce-компании и покрывает 15 стран СНГ. У нас есть целый отдел, который занимается поддержкой русскоязычного рынка. Это маркетинг, финансисты, юристы, HR, операционная составляющая. Недавно мы начали развивать направление по подключению локальных ритейлеров в России. Всё для поддержания этой инфраструктуры есть в Москве, а всё, что касается разработки или продакшна — централизовано и раскидано по всему миру.
Про профессиональные скиллы
Мы всегда смотрим, насколько человек разносторонне развитый. Разумеется, у кандидата должны быть и профессиональные скиллы, ведь мы в первую очередь обращаем внимание на компетенции.
Если по компетенциям потенциальный сотрудник проходит, дальше смотрим, насколько человек психологически и по своим жизненным ценностям соответствует тому, что делает компания. Часто приходится отказывать очень крутым профессионалам, потому что по «химии» мы не сойдёмся.
Особенность Farfetch
Вся история Farfetch построена на корпоративной культуре. Это то, что нас отличает от многих в индустрии, — микс стартап-культуры, где много свободы. Мы вдохновляем людей создавать изменения, у нас есть человечность, но это не отменяет того, что нужно перформить и достигать крутых результатов.
Во главе угла всегда стоит клиент. Всё, что мы делаем и придумываем — для того, чтобы клиенты по всему миру были счастливы.
Как происходит рост в компании
Российский офис у нас достаточно молодой. Весь рост происходит внутри отделов, например, маркетинга или VIP-бизнеса. Либо в customer service — это базовый уровень, оттуда мы много талантов перекидывали на другие направления.
На самом деле в любых бизнесах, которые связаны с ритейлом, много золотых кадров вырастает из клиентского сервиса или, если говорить про офлайн, из торговых площадей. Редко бывает такое, что кто-то пришёл со стороны и стал звездой.
Миф о компании, которая занимается модой
Самый мой любимый пример — байеры. Все в мире моды мечтают стать байером, полететь в Милан на неделю моды и пить шампанское, ходить по шоу-румам. Но по факту это адский труд. Надо 24/7 сидеть в таблицах, считать бюджеты, прописывать размеры, артикулы, делать аналитику.
У нас тоже самое в компании.
Мода — это фронт бизнеса, но 95% того, что мы делаем — про достижение результатов, выход из зоны комфорта, поиск возможностей, чтобы улучшить всё вокруг.
Вдохновение в работе
Есть бизнес-азарт, есть понимание, каких размеров всё должно быть. Меня вдохновляют новые цели и перспективы развития.
Мы создаём что-то новое в индустрии, такого проекта, как Farfetch, раньше не было.
Ошибки в бизнесе
Когда я начинал свой первый бизнес до Farfetch, моя ошибка была в поверхностном изучении своего покупателя и рынка. Мы думали, что fashion и онлайн-шопинг — это красивая витрина, на которой красивые картинки телепортируются к покупательницам домой. А потом выяснилось, что для начала нужно создать офлайн-магазин, построить цепь поставок, закупок, аналитику, хранение, складирование. И только потом делать красивую витрину для покупательниц.
Что касается маркетинга, пришлось полностью во всём разобраться самому, потому что в этом бизнесе нужно понимать, что вы делаете и что вы, как бренд, из себя представляете.
Подводя итог, можно отметить, что лучше всего начинать бизнес в той сфере, в которой ты разбираешься.
Если ты хочешь попасть на работу к герою интервью, заполни резюме!
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Источник: brutals.ru