Вашему вниманию предлагается интервью с Гленом Кростоном (Glenn Croston), биологом и автором книги “75 идей для старта бизнеса, позволяющего получать деньги и сохранять природу” ( “75 Green Businesses You Can Start to Make Money and Make a Difference … “).
В своей книге Глен рассматривает пути решения экологических проблем через призму бизнес-деятельности. Помните, что-то подобное я писал в посте “Экологическая проблема как путь к успеху”?
Глен, ты ученый. Как получилось, что ты решил написать эту книгу и рассказать о подобных бизнес-возможности?
Как биолог я часто сталкивался с информацией об экологических проблемах и меня сильно волнует вопрос влияния бизнес-деятельности на природную среду. И как у отца у меня есть сильный мотив, чтобы пытаться что-то изменить.
Я исследовал различные экологические проблемы, и вместо того чтобы просто фокусироваться на их изучении я пытался найти возможности для предпринимателей предложить их решение. Собственно именно так и построена вся книга.
Экобизнес идеи для создания зелёного бизнеса
Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)
Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.
Рис. Виды обращения с отходами на предприятии
Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:
- Оформление разрешительной документации.
- Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
- Организация экологической службы и производственного контроля.
- Обучение в области охраны окружающей среды.
- Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
- Представление экологической отчетности.
- Внесение экологических платежей.
- Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Разрешительная документация: оформление
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС — ИДЕЯ ДЛЯ БИЗНЕСА — БИОРАЗЛАГАЕМАЯ УПАКОВКА
Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:
- Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
- Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
- Размещение отходов производства и потребления.
Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам
Соответствующие разрешительные документы называются:
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Разрешительная документация: последствия неполучения
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
- ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
- ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Постановка объекта на государственный учет
С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.
Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям
Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.
Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:
- в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
- в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.
- а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
- б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.
Организация экологической службы и производственного контроля
Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).
В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников
При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.
Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
- назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
- найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.
В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
- подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)
Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).
Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.
Остались вопросы по статье?
Источник: ecolusspb.ru
Как начинать бизнес по экологии
Компаний, специализирующихся на экспертизе, пока немного, но спрос на их услуги растет из года в год. Бизнес этой направленности может быть выгодным, поскольку количество потенциальных клиентов все время растет за счет владельцев квартир, домов и офисов.
- Перечень оказываемых услуг может быть достаточно широким:
- определение уровня радиации;
- измерения электромагнитных полей;
- контроль уровня вибрации и шума;
- анализ химического состава почвы, воды и воздуха;
- анализ бактериологического состава воздуха и воды и многое другое.
Организация подобной фирмы – дело сложное, так как предоставляемые услуги весьма специфичны. Потребуется учесть большое количество требований и нюансов.
Документальное оформление
- Оформление бизнеса потребует немалое количество времени. Потребуется приготовить следующие документы:
- заявление по установленной форме;
- копии Устава предприятия и свидетельства о госрегистрации заявителя как юридического лица, заверенные нотариально;
- копию свидетельства о госрегистрации заявителя как индивидуального предпринимателя, заверенную нотариально;
- копию свидетельства, подтверждающего постановку заявителя в налоговом органе на учет, нотариально заверенную;
- документ, подтверждающий, что в бюджет был уплачен лицензионный сбор за право занятия определенным видом деятельности;
- копию диплома, заверенную нотариально, подтверждающую соответствие владельца или его работников требованиям квалификации в данной области;
- копию трудовой книжки, заверенную нотариально;
- документальное подтверждение наличия соответствующей лаборатории или заверенную нотариусом копию договора на выполнение подобных услуг организациями, в которых такие лаборатории имеются;
- подписанный заявителем документ о наличии электронной техники и программного обеспечения, которое требуется для оформления отчетных материалов, нормативов, технической документации, научной и справочной литературы по видам работы, которые запрашиваются;
- информацию, подтверждающую практическую работу, с упоминанием выполненных за последние три года проектов, а также копии заключений, выданных экологической госэкспертизой по ним, за исключением экологического аудита;
- копии лицензий сотрудников, заверенные нотариально;
- для заявителя, пожелавшего заниматься экологическим аудитом, — заверенную нотариусом копия квалификационного свидетельства аудитора.
- Если на деятельность имеется лицензия, необходимо оформить приложение к ней по конкретному виду деятельности, для чего потребуются следующие документы:
- заявление;
- копия лицензии, заверенная нотариусом;
- документы и сведения по квалификационным требованиям подвида деятельности.
Есть компании, работающие без сертификации собственных услуг. В этом случае юридической силы их заключения не имеют, хотя информативный характер носят. Впрочем, спрос на такие услуги заметно меньше.
Кроме оформления основных документов, необходимо изучить законы РФ, которые определяют порядок проведения экспертизы экологии. Федеральный закон 1995 года дает информацию об основах экспертизы государственной и общественной – с этим документом тоже надо ознакомиться.
Оборудование и персонал
- Сколько придется истратить на оборудование, определяют услуги, которые предстоит оказывать. Основное оборудование включает:
- радиометр-дозиметр, измеряющий уровень радиации. Стоит от 1,5 до 3 тысяч долларов;
- измеритель магнитного и электрического полей – от 700 до 2500 тысяч долларов;
- лаборатория «Пчелка-Р», применяющаяся для проведения экспресс-анализа загрязнений в воде, воздухе и почве – 1,0 -1,7 тысяч долларов;
- электронный психрометр, измеряющий влажность воздуха – 170 долларов;
- люксметр – измеритель освещенности – от 60 до 400 долларов;
- простейший виброметр за 300-500 долларов или с полным набором функций за 3-13 тыс. долларов;
- шумомер – 160 – 500 долларов;
- пылеизмеритель – около 2,5 тыс. долларов.
Для проведения измерений и их анализа потребуется эколог с оплатой 800 долларов, санитарный эксперт (800-1300 долларов), лаборанты (500 долларов) и водитель (700 долларов). Нужны также бухгалтер и юрист. В задачу последнего будет входить консультация при составлении договоров и сертификатов по результатам анализов.
Помещение
Чтобы проводить экспертизу экологии, кроме специального оборудования, нужна лаборатория. Для начинающего бизнесмена вполне достаточно закупить оборудование для проведения измерений, арендовать офисное помещение и арендовать по договору какую-либо лабораторию, чтобы можно было регистрировать бизнес. Но раньше или позже потребуется помещение, где будет располагаться и офис, и лаборатория, анализирующая собранные данные. Аренда такого помещения может обойтись в 100-1000 долларов в месяц.
Существуют и мобильные лаборатории, в которых все измерения и анализ можно производить буквально «на колесах», но их стоимость составляет 65-130 тысяч долларов, а аренда обойдется в 650-1300 долларов в месяц. Впрочем, автомобиль будет нужен в любом случае, поскольку до заказчика предстоит как-то добираться, так что мобильная лаборатория лишней не будет.
Технология экспертизы
Большей частью экологическая экспертиза происходит без особых усилий: многие приборы сразу выдают готовую информацию – шумомеры, радиометры и другие. Сложнее обстоит дело с анализами разных параметров воздуха, воды и почвы, поскольку для выдачи заключения надо не только собрать образцы, но и проанализировать их. Для этого потребуется оборудованная лаборатория.
При наличии квалифицированного персонала исследования не так и сложны, просто довольно длительны. Начинающие фирмы передают собранные ими образцы в СЭС, где и проводятся анализы. Это – вполне реальный путь, но каждый анализ стоит около 100 долларов, так что лишних затрат не миновать, а, значит, и ваши услуги придется продавать дороже. Поэтому лучше нанять специалистов.
Предлагая свои услуги, вы подписываете с заказчиком договор с указанием видов измерений, их стоимости и сроков сбора данных и готовности заключения. В намеченное время приезжает ваш персонал и берет необходимые пробы, за 3-7 дней результаты проходят обработку, и заказчик получает соответствующий сертификат. Оплата может производиться либо перед выдачей документов, либо по факту.
Необходимые вложения средств и стоимость услуг
С учетом аренды лаборатории и автомашины, стоимости оборудования, затрат на сотрудников, на оформление, закупку реагентов и прочие дополнительные расходы общая сумма инвестиций, требующихся для открытия бизнеса на проведение экологических экспертиз составит от 30 до 50 тысяч долларов.
- Стоимость отдельных услуг может составлять:
- общий анализ воды – 150 долларов;
- радиологический анализ воды – 165 долларов;
- микробиологический анализ воды – 50 долларов;
- агрохиманализ почвы – от 200 до 360 долларов;
- токсикологический анализ почвы – 100-300 долларов;
- радионуклидный анализ почвы – 130 долларов;
- микробиологический анализ почвы – 100-165 долларов;
- химический анализ воздуха – 165 долларов;
- микробиологический анализ воздуха – 50-100 долларов;
- измерение радиации – 100 долларов;
- измерение электромагнитного излучения – 100-300 долларов;
- измерения шума – 200-300 долларов;
- изменения вибрации – 200-300 долларов;
- замеры освещенности – 50 долларов.
Анализы могут проводиться выборочно и комплексно.
Привлечение клиентов
Разрабатывая маркетинговую кампанию, надо обращать внимание на психологию людей. Клиентам можно рассказать о последствиях повышенной радиации, электромагнитного излучения, загрязненности воздуха. Можно также положительно мотивировать заказчика, подсказав ему, как улучшить ситуацию и устранить обнаруженные проблемы. Заказчикам комплексного анализа можно сделать скидку.
Имеет смысл открыть сайт, где разместить не только данные о своей компании и цены на услуги, но и статьи на тему экологии и здорового образа жизни.
Источник: vseidei.biz