Как начинать бизнес по экологии

Вашему вниманию предлагается интервью с Гленом Кростоном (Glenn Croston), биологом и автором книги “75 идей для старта бизнеса, позволяющего получать деньги и сохранять природу” ( “75 Green Businesses You Can Start to Make Money and Make a Difference … “).

В своей книге Глен рассматривает пути решения экологических проблем через призму бизнес-деятельности. Помните, что-то подобное я писал в посте “Экологическая проблема как путь к успеху”?

Глен, ты ученый. Как получилось, что ты решил написать эту книгу и рассказать о подобных бизнес-возможности?

Как биолог я часто сталкивался с информацией об экологических проблемах и меня сильно волнует вопрос влияния бизнес-деятельности на природную среду. И как у отца у меня есть сильный мотив, чтобы пытаться что-то изменить.

Я исследовал различные экологические проблемы, и вместо того чтобы просто фокусироваться на их изучении я пытался найти возможности для предпринимателей предложить их решение. Собственно именно так и построена вся книга.

Экобизнес идеи для создания зелёного бизнеса

Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)

Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.

Обращение с отходами, экология на предприятии

Рис. Виды обращения с отходами на предприятии

Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  1. Оформление разрешительной документации.
  2. Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
  3. Организация экологической службы и производственного контроля.
  4. Обучение в области охраны окружающей среды.
  5. Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
  6. Представление экологической отчетности.
  7. Внесение экологических платежей.
  8. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Разрешительная документация: оформление

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС — ИДЕЯ ДЛЯ БИЗНЕСА — БИОРАЗЛАГАЕМАЯ УПАКОВКА

Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:

  • Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
  • Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
  • Размещение отходов производства и потребления.

Разрешительная документация по выбросам и сбросам, экологические проекты

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Разрешительная документация: последствия неполучения

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Читайте также:  Свиной бизнес в домашних условиях с нуля

Постановка объекта на государственный учет

С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эколог на предприятии

Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям

Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.
  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.

Организация экологической службы и производственного контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).

В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Действия ответственных за экологию сотрудников, экологическая документация

В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.

Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников

При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.

Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.

В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.

Читайте также:  6 задание бизнес процесса

Обучение в области охраны окружающей среды

Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

  • подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Повышение квалификации по программе Охрана окружающей среды и экологическая безопасность, эколог на предприятии

Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)

Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).

Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

Остались вопросы по статье?

Источник: ecolusspb.ru

Как начинать бизнес по экологии

Компаний, специализирующихся на экспертизе, пока немного, но спрос на их услуги растет из года в год. Бизнес этой направленности может быть выгодным, поскольку количество потенциальных клиентов все время растет за счет владельцев квартир, домов и офисов.

    Перечень оказываемых услуг может быть достаточно широким:
  • определение уровня радиации;
  • измерения электромагнитных полей;
  • контроль уровня вибрации и шума;
  • анализ химического состава почвы, воды и воздуха;
  • анализ бактериологического состава воздуха и воды и многое другое.

Организация подобной фирмы – дело сложное, так как предоставляемые услуги весьма специфичны. Потребуется учесть большое количество требований и нюансов.

Документальное оформление

    Оформление бизнеса потребует немалое количество времени. Потребуется приготовить следующие документы:
  • заявление по установленной форме;
  • копии Устава предприятия и свидетельства о госрегистрации заявителя как юридического лица, заверенные нотариально;
  • копию свидетельства о госрегистрации заявителя как индивидуального предпринимателя, заверенную нотариально;
  • копию свидетельства, подтверждающего постановку заявителя в налоговом органе на учет, нотариально заверенную;
  • документ, подтверждающий, что в бюджет был уплачен лицензионный сбор за право занятия определенным видом деятельности;
  • копию диплома, заверенную нотариально, подтверждающую соответствие владельца или его работников требованиям квалификации в данной области;
  • копию трудовой книжки, заверенную нотариально;
  • документальное подтверждение наличия соответствующей лаборатории или заверенную нотариусом копию договора на выполнение подобных услуг организациями, в которых такие лаборатории имеются;
  • подписанный заявителем документ о наличии электронной техники и программного обеспечения, которое требуется для оформления отчетных материалов, нормативов, технической документации, научной и справочной литературы по видам работы, которые запрашиваются;
  • информацию, подтверждающую практическую работу, с упоминанием выполненных за последние три года проектов, а также копии заключений, выданных экологической госэкспертизой по ним, за исключением экологического аудита;
  • копии лицензий сотрудников, заверенные нотариально;
  • для заявителя, пожелавшего заниматься экологическим аудитом, — заверенную нотариусом копия квалификационного свидетельства аудитора.

    Если на деятельность имеется лицензия, необходимо оформить приложение к ней по конкретному виду деятельности, для чего потребуются следующие документы:
  • заявление;
  • копия лицензии, заверенная нотариусом;
  • документы и сведения по квалификационным требованиям подвида деятельности.

Есть компании, работающие без сертификации собственных услуг. В этом случае юридической силы их заключения не имеют, хотя информативный характер носят. Впрочем, спрос на такие услуги заметно меньше.

Читайте также:  Что такое национализация бизнеса

Кроме оформления основных документов, необходимо изучить законы РФ, которые определяют порядок проведения экспертизы экологии. Федеральный закон 1995 года дает информацию об основах экспертизы государственной и общественной – с этим документом тоже надо ознакомиться.

Оборудование и персонал

    Сколько придется истратить на оборудование, определяют услуги, которые предстоит оказывать. Основное оборудование включает:
  • радиометр-дозиметр, измеряющий уровень радиации. Стоит от 1,5 до 3 тысяч долларов;
  • измеритель магнитного и электрического полей – от 700 до 2500 тысяч долларов;
  • лаборатория «Пчелка-Р», применяющаяся для проведения экспресс-анализа загрязнений в воде, воздухе и почве – 1,0 -1,7 тысяч долларов;
  • электронный психрометр, измеряющий влажность воздуха – 170 долларов;
  • люксметр – измеритель освещенности – от 60 до 400 долларов;
  • простейший виброметр за 300-500 долларов или с полным набором функций за 3-13 тыс. долларов;
  • шумомер – 160 – 500 долларов;
  • пылеизмеритель – около 2,5 тыс. долларов.

Для проведения измерений и их анализа потребуется эколог с оплатой 800 долларов, санитарный эксперт (800-1300 долларов), лаборанты (500 долларов) и водитель (700 долларов). Нужны также бухгалтер и юрист. В задачу последнего будет входить консультация при составлении договоров и сертификатов по результатам анализов.

Помещение

Чтобы проводить экспертизу экологии, кроме специального оборудования, нужна лаборатория. Для начинающего бизнесмена вполне достаточно закупить оборудование для проведения измерений, арендовать офисное помещение и арендовать по договору какую-либо лабораторию, чтобы можно было регистрировать бизнес. Но раньше или позже потребуется помещение, где будет располагаться и офис, и лаборатория, анализирующая собранные данные. Аренда такого помещения может обойтись в 100-1000 долларов в месяц.

Существуют и мобильные лаборатории, в которых все измерения и анализ можно производить буквально «на колесах», но их стоимость составляет 65-130 тысяч долларов, а аренда обойдется в 650-1300 долларов в месяц. Впрочем, автомобиль будет нужен в любом случае, поскольку до заказчика предстоит как-то добираться, так что мобильная лаборатория лишней не будет.

Технология экспертизы

Большей частью экологическая экспертиза происходит без особых усилий: многие приборы сразу выдают готовую информацию – шумомеры, радиометры и другие. Сложнее обстоит дело с анализами разных параметров воздуха, воды и почвы, поскольку для выдачи заключения надо не только собрать образцы, но и проанализировать их. Для этого потребуется оборудованная лаборатория.

При наличии квалифицированного персонала исследования не так и сложны, просто довольно длительны. Начинающие фирмы передают собранные ими образцы в СЭС, где и проводятся анализы. Это – вполне реальный путь, но каждый анализ стоит около 100 долларов, так что лишних затрат не миновать, а, значит, и ваши услуги придется продавать дороже. Поэтому лучше нанять специалистов.

Предлагая свои услуги, вы подписываете с заказчиком договор с указанием видов измерений, их стоимости и сроков сбора данных и готовности заключения. В намеченное время приезжает ваш персонал и берет необходимые пробы, за 3-7 дней результаты проходят обработку, и заказчик получает соответствующий сертификат. Оплата может производиться либо перед выдачей документов, либо по факту.

Необходимые вложения средств и стоимость услуг

С учетом аренды лаборатории и автомашины, стоимости оборудования, затрат на сотрудников, на оформление, закупку реагентов и прочие дополнительные расходы общая сумма инвестиций, требующихся для открытия бизнеса на проведение экологических экспертиз составит от 30 до 50 тысяч долларов.

    Стоимость отдельных услуг может составлять:
  • общий анализ воды – 150 долларов;
  • радиологический анализ воды – 165 долларов;
  • микробиологический анализ воды – 50 долларов;
  • агрохиманализ почвы – от 200 до 360 долларов;
  • токсикологический анализ почвы – 100-300 долларов;
  • радионуклидный анализ почвы – 130 долларов;
  • микробиологический анализ почвы – 100-165 долларов;
  • химический анализ воздуха – 165 долларов;
  • микробиологический анализ воздуха – 50-100 долларов;
  • измерение радиации – 100 долларов;
  • измерение электромагнитного излучения – 100-300 долларов;
  • измерения шума – 200-300 долларов;
  • изменения вибрации – 200-300 долларов;
  • замеры освещенности – 50 долларов.

Анализы могут проводиться выборочно и комплексно.

Привлечение клиентов

Разрабатывая маркетинговую кампанию, надо обращать внимание на психологию людей. Клиентам можно рассказать о последствиях повышенной радиации, электромагнитного излучения, загрязненности воздуха. Можно также положительно мотивировать заказчика, подсказав ему, как улучшить ситуацию и устранить обнаруженные проблемы. Заказчикам комплексного анализа можно сделать скидку.

Имеет смысл открыть сайт, где разместить не только данные о своей компании и цены на услуги, но и статьи на тему экологии и здорового образа жизни.

Источник: vseidei.biz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин