Каждый индивидуальный предприниматель в ходе своей деятельности вступает в множество различных правовых отношений – будь то отношения с работниками, арендаторами, поставщиками или партнерами по бизнесу. Поэтому знать и уметь применять информацию по защите прав индивидуальных предпринимателей – одна из наиважнейших задач для каждого начинающего бизнесмена.
Права индивидуального предпринимателя – это многосоставное понятие, которое не ограничивается только защитой имущественных прав, но включает в себя также и неимущественные права (например, авторское право) и организационные права (например, право на регистрацию ИП, право на получение выписки из ЕГРИП и так далее). Сложность правовых взаимоотношений ИП заключается еще и в том, что права гражданина как ИП иногда достаточно сложно отделить от его прав как физического лица, поэтому каждая спорная ситуация по защите прав предпринимателя должна рассматриваться с учетом этой особенности.
К сожалению, единого законодательного акта, регулирующего защиту прав индивидуальных предпринимателей не существует, хотя сами предприниматели уже неоднократно обращались с инициативой по созданию Закона о защите прав предпринимателей, который объединил бы в себе все действующие нормы, касающиеся деятельности ИП.
Реестр недобросовестных поставщиков — что это такое и что делать, если Вас уже внесли в РНП?
Потенциальные угрозы для прав ИП
Угрозу для прав ИП могут представлять достаточно невинные, на первый взгляд, ситуации, поэтому давайте определимся — откуда такие угрозы могут исходить:
- самую серьезную защиту индивидуальный предприниматель должен применить для противодействия преступным намерениям потенциальных злоумышленников — именно они могут нанести самый серьезный ущерб бизнесу. Чтобы защититься от них ИП руководствуются законодательными актами и самостоятельно применяют дополнительные меры защиты – устанавливают сигнализации, заключают договора с охранными фирмами и так далее.
В связи с активным применением компьютерной техники во всех сферах жизни, в том числе и в коммерческой сфере, особое внимание нужно уделить компьютерной безопасности. Для этого нужно использовать сертифицированное программное обеспечение, устанавливать и должным образом настраивать антивирусные программы, производит регулярное резервное копирование важных данных.
Для того, чтобы предотвратить возможные правонарушения со стороны контролирующих и надзорных организаций, действующим законодательством предусмотрено обязательное уведомление ИП о предстоящей проверке, а также запрет на проведение таких проверок в течение 3 лет с даты регистрации ИП.
Способы защиты прав индивидуального предпринимателя
С целью защиты прав индивидуальных предпринимателей могут применяться как меры предупредительного характера (досудебная защита), так и обращение за защитой в судебные инстанции.
Предупредительные (досудебные) меры защиты
- грамотное составление договоров с ИП, в том числе с использованием условий по материальной ответственности сотрудников ;
- регламентирование внутренней деятельности в бизнесе ИП – составление внутренних положений по обеспечению безопасности, соблюдению коммерческой тайны;
- обязательное нотариальное свидетельствование документов;
- осуществление переговоров между конфликтующими сторонами;
- составление протоколов разногласий;
- привлечение надзорных органов путем составления и подачи жалоб на неправомерные действия в отношении ИП;
- процедура медиации или привлечение третьей, независимой, стороны для совместной выработки способов разрешения конфликта;
- найм охранников и использование услуг охранных фирм;
Судебная защита
Для защиты своих прав индивидуальный предприниматель может обратиться с иском в суд, в том числе и в арбитражный суд или созданные при объединении предпринимателей третейский суд. Кроме того, вне зависимости от того, в каком качестве ИП участвует в судебном процессе (ответчика или истца), он может защищать свои права не только самостоятельно, но и с привлечением адвоката.
CTV.BY: Как наказать недобросовестного предпринимателя?
Памятка по защите прав индивидуального предпринимателя
Итак, чтобы построить эффективную защиту своих прав, индивидуальный предприниматель должен:
- Ознакомиться со всеми действующими законодательными нормами, регламентирующими его деятельность. В первую очередь – это трудовой кодекс, налоговый кодекс, гражданский кодекс.
- Соблюдать действующее законодательство.
- Надлежащим образом составлять договоры с работниками и партнерами по бизнесу и контрагентами. Тщательно прорабатывать разделы об ответственности за нарушение требований договора.
- Не пренебрегать предупредительными мерами по защите своих прав – организовать компьютерную безопасность, использовать охранную сигнализацию и услуги охранных фирм, вести видеозапись, поддерживать в порядке текущую документацию. При нарушении прав не затягивать с составлением жалоб в надзорные органы, привлекать независимых посредников для разрешения конфликта.
- Если предупредительные меры не помогли – обращаться в суд и отстаивать свои права!
Таким образом, защита прав индивидуальных предпринимателей – это достаточно сложная область регулирования их взаимоотношений на всех этапах ведения бизнеса. Интересы по защите таких прав лежат исключительно на самом ИП, который хотя и опирается на действующие законы, должен соответствующим образом сам подготовиться к защите своих прав, изучить законодательную базу и предпринять все возможные предупредительные меры по исключению ситуаций их нарушения.
Источник: www.burokratam-net.ru
Давление на бизнес: как смягчили административную и уголовную ответственность предпринимателей
В середине лета 2016 в России было принят ряд законов, призванных снизить давление на бизнес, а заодно и смягчить административную и уголовную ответственность предпринимателей. Проанализировал изменения специально для БУХ.1С эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.
- В КоАП РФ введена статья 4.1.1, которая штрафы для субъектов малого и среднего бизнеса заменяет предупреждением.
- Внесены поправки в статью 76.1 УК РФ, согласно которым лицо, впервые совершившее преступление в сфере экономической деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб.
- Снижен размер денежного возмещения, перечисляемого в федеральный бюджет в целях освобождения от уголовной ответственности (ранее в бюджет перечислялась пятикратная сумма дохода, полученного в результате совершения преступления, а теперь – лишь двукратная).
- Увеличена пороговая сумма ущерба, являющегося основанием для отнесения экономических преступлений к преступлениям, совершенным в крупном или особо крупном размере. Теперь порог крупного ущерба составляет 2,25 млн рублей (ранее — 1,5 млн рублей), а особо крупным ущербом будет считаться сумма в 9 млн рублей (ранее — 6 млн рублей).
- Увеличена пороговая сумма неуплаченного налога и сбора, которая является основанием для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, с 100 до 900 тысяч рублей.
- Ужесточена ответственность за совершение мошеннических действий и подкуп.
Административная ответственность
Начнем с административных штрафов. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ решает проблему штрафов для малого и среднего бизнеса кардинальным образом.
Закон ввел в КоАП РФ статью 4.1.1, предусматривающую отмену штрафов для предпринимателей. В соответствии с этой статьей новые преференции станут применяться по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса.
Напомним, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р под малыми предприятиями понимается бизнес с размером годовой выручки в 800 млн рублей. Под средним бизнесом – предприятия с выручкой в 2 млрд рублей. Теперь к ним вместо штрафов будет применяться исключительно такое наказание, как предупреждение.
Одновременно закон устанавливает перечень административных правонарушений, за совершение которых предупреждение выноситься не будет. Нельзя отделаться предупреждением за:
- злоупотребление доминирующим положением;
- манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках;
- координацию экономической деятельности;
- недобросовестную конкуренцию;
- невыполнение в срок законного предписания контролирующего органа;
- подделку документов.
Все эти деяния по-прежнему будут наказываться штрафами.
Статьи КоАП РФ могут предусматривать наряду со штрафами и предупреждениями и дополнительные виды наказания. Например, административное приостановление деятельности или дисквалификацию. В связи с этим закон устанавливает, что при замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение дополнительное наказание применяться не будет.
Небольшая оговорка. Наказания рублем смогут избежать не все предприниматели. Штраф будет заменяться предупреждением только в случае, если правонарушение было совершено впервые, не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде, культурным объектам и не причинило имущественный ущерб.
Закон вступил в действие с 5 июля 2016 года.
Уголовная ответственность
Другой «летний» закон касается смягчения уголовной ответственности предпринимателей. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 325-ФЗ (уже вступил в силу с 15 июля) специально принимался в целях формирования условий для создания благоприятного делового климата в стране и исключения возможностей для давления на бизнес с помощью уголовного преследования. Закон предусматривает возможность освобождения бизнесменов от уголовной ответственности по целому ряду экономических преступлений.
В этих целях вносятся поправки в статью 76.1 УК РФ. В соответствии с ней лицо, впервые совершившее преступление в сфере экономической деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение.
Данная норма теперь применяется в отношении следующих составов:
- внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, проект земельных участков либо карту-план территории (ст. 170.2 УК РФ);
- осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии (ст. 171 УК РФ);
- производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством (ст. 171.1 УК РФ);
- осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (ст. 172 УК РФ);
- получение предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений (ст. 176 УК РФ);
- злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности или от оплаты ценных бумаг (ст. 177 УК РФ);
- ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) (ст. 178 УЦК РФ);
- незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений (ст. 180 УК РФ);
- незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга (ст. 191 УК РФ);
- нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ) и некоторых других.
Другим нововведением является снижение размера денежного возмещения, перечисляемого в федеральный бюджет в целях освобождения от уголовной ответственности. Возмещение теперь равняется двукратной сумме причиненного ущерба. Ранее в бюджет перечислялась пятикратная сумма дохода, полученного в результате совершения преступления.
Кроме того, увеличивается пороговая сумма ущерба, являющегося основанием для отнесения экономических преступлений к преступлениям, совершенным в крупном или особо крупном размере. Пороговые значения необходимы для квалификации и подразделения преступлений на тяжкие или особо тяжкие. Теперь порог крупного ущерба составляет 2,25 млн рублей (в предыдущей редакции — 1,5 млн рублей). Особо крупным ущербом будет считаться сумма в 9 млн рублей (ранее особо крупным считался уже ущерб в 6 млн рублей). Данная поправка обусловлена тем, что с момента принятия предыдущей редакции УК РФ деньги заметно обесценились и наказывать за 1,5 млн рублей как за тяжкое преступление, по мнению законодателей, сейчас необоснованно.
Также увеличивается пороговая сумма неуплаченного налога и сбора, которая является основанием для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. В соответствии с новой редакцией статьи 198 УК РФ предприниматели будут нести уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов в сумме более 900 000 рублей. Раньше ответственность наступала при неуплате налога в размере более 100 000 рублей за период в пределах трех финансовых лет подряд.
Неуплата налога наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до одного года. Если размер неуплаченного налога превысит 4,5 млн рублей, то предпринимателя могут посадить на срок до трех лет.
Организации понесут уголовную ответственность за неуплату налогов в размере более 5 млн рублей (ранее было – более 2 млн рублей). Неуплата наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового. Неуплата компанией в бюджет более 15 млн рублей грозит штрафом в размере от 200 до 500 тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до шести лет с дисквалификацией до трех лет.
Позаботились законодатели и о бизнесе подозреваемых/обвиняемых в экономических преступлениях. С момента заключения под стражу они смогут без каких бы то ни было ограничений встречаться с нотариусами для оформления доверенности на право представления их интересов в сфере бизнеса. При этом “разбазарить” украденное не получится. Законом запрещается совершение нотариальных действий в отношении имущества и денег, на которые может быть наложен арест.
Ответственность за мошенничество и взятки
На фоне смягчения ответственности по целому ряду экономических составов новая редакция УК РФ ужесточает ответственность бизнесменов за совершение мошеннических действий и подкуп. Так, статья 159 УК РФ дополняется пунктом 5 — данная норма предусматривает ответственность за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.
Это деяние повлечет штраф в размере до 300 000 рублей, либо лишение свободы на срок пять лет. При этом отвечать придется уже за мошенничество, причинившее ущерб в размере от 10 тысяч рублей.
За такое же деяние, совершенное в крупном размере, лицо понесет наказание в виде штрафа в размере до 500 000 рублей, либо лишение свободы на срок до 6 лет. Особо крупный размер ущерба в результате мошенничества повлечет для бизнесмена лишение свободы на срок до 10 лет. Крупным размером здесь признается стоимость имущества, превышающая 3 млн рублей. Особо крупным размером — стоимость имущества, превышающая 12 млн рублей.
Действие данной нормы распространяется на случаи преднамеренного неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
Также новая редакция УК РФ ужесточает ответственность за мошенничество, совершенное в различных сферах (страховании, кредитовании, получении денежных выплат и т.д.). Наказание здесь ужесточается путем увеличения срока лишения свободы с пяти до шести лет.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ (вступил в силу 15 июля 2016 года) ужесточают и ответственность бизнесменов за подкуп. В частности, в УК РФ появилась статья 204.2 УК РФ, предусматривающая ответственность за мелкий коммерческий подкуп. Под ним понимается подкуп на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей. Это деяние наказывается штрафом в размере до 150 000 рублей, либо ограничением свободы на срок до одного года.
Статья 291.2 УК РФ вводит уголовное наказание за мелкое взяточничество. Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до одного года.
Также вводится ответственность за посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ). Под ним понимается непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению заинтересованного лица. Посредничество теперь наказывается штрафом в размере до 400 000 рублей, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Источник: buh.ru
Как защитить права индивидуального предпринимателя
Защита индивидуального предпринимателя – одна из наиболее обсуждаемых тем в бизнес-сообществе. Эксперты говорят, что в России здесь за последние несколько лет был сделан целый ряд позитивных шагов для освобождения бизнеса от произвола контролирующих органов и недобросовестных партнеров.
Суды все чаще встают на сторону бизнеса. Нарушения при проведении проверок стали безоговорочным основанием для их отмены.
Важным моментом также стало создание института уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Малый бизнес получил представителя для юридической защиты на федеральном и региональном уровне.
Переконтролировали
Один из самых болезненных вопросов, который бизнес адресовал властям, – это чрезмерный контроль со стороны государственных органов. И эти вопросы были услышаны. Закон впервые привел к общему знаменателю права и обязанности контролирующих органов и предпринимателей.
В 2008 году парламентарии приняли Федеральный закон N 294-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Изменился порядок организации и проведения проверок, контроль за ними был передан прокуратуре. Ведомству также поручили следить за соблюдением прав бизнесменов.
Вместо множества подзаконных актов, рекомендаций и ведомственных инструкций, на которые ранее ссылались ревизоры, был введен один простой и понятный закон, частично исключающий возможность превышения полномочий и коррупции со стороны чиновников.
Основные принципы
Федеральный закон № 294 – это залог законности ведения деятельности индивидуальным предпринимателем, учет контрольных мероприятий и ограничение их количества, а также возможность обжалования действий ревизоров.
Также предприниматели получили право на компенсацию ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий контролеров, возможность признавать результаты проверки недействительными (если они противоречат Федеральному закону) и многое другое.
Предприниматели получили возможность признавать результаты проверки недействительными, а также право требовать компенсацию ущерба.
Самым значимым результатом принятия закона стало то, что контролирующие органы потеряли право самостоятельно принимать решение о проведении проверок. Все ревизионные мероприятия теперь проводятся только с санкции прокуратуры.
В настоящий момент проверки делятся на плановые и внеплановые. Реестр плановых проверок формируется один раз в год и публикуется на сайтах региональных прокуратур. Плановые проверки проводятся раз в три года.
Из реестра предприниматель может узнать, сотрудники какого контролирующего органа нанесут визит, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизоров. Проверка, которая не внесена в реестр, считается незаконной.
Внеплановые ревизии госорганов должны быть мотивированы. Перечень поводов для внимания ревизоров перечислен в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Основания для проверки:
- Невыполнение предписания об устранении выявленного ранее нарушения.
- Поступления заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, растениям, животным, нанесения ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности государства.
- Уже нанесенный вред объектам, перечисленным выше.
- Нарушение прав потребителей.
Внеплановая проверка может быть проведена только после того, как решение о ней будет завизировано. Ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности вашего предприятия, не относящиеся к предмету контрольного мероприятия. То есть если в прокуратуру или другой госорган поступила информация о том, что вы намерены перестроить памятник архитектуры, то искать нарушения кассовой дисциплины, например, контролерам, запрещено. И естественно, вас обязаны проинформировать об основаниях проверки.
Ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности вашего предприятия, не относящиеся к предмету контрольного мероприятия.
По итогам контрольного мероприятия должен быть составлен соответствующей акт. Вы имеете право внести в него свои возражения. Если по каким-либо причинам вы не сделали этого, то документ с вашими аргументами можно направить в контрольный орган в течение 90 суток. Обычно результаты внеплановых проверок, проведенных с нарушениями, аннулируются руководителями надзорных структур. Если это не произошло, то предпринимателю нужно обратиться в арбитражный суд.
Необходимость в защите прав индивидуального предпринимателя может возникнуть не только при взаимодействии с государственными структурами. Очень часто конфликты возникают между участниками различных хозяйственных операций.
Споры хозяйствующих субъектов в Российской федерации разбирает арбитражный суд. В случае когда ваш контрагент отказывается исполнять взятые на себя обязательства, необходимо направить в этот орган иск, подтвержденный соответствующими документами. Важно, что второй экземпляр документов нужно отослать и второй стороне спора.
Арбитраж примет у вас любой комплект документов, но в случае, если судья посчитает его неполным, разбирательство будет отложено. Об этом факте вас обязательно уведомят и дадут время на исправление недочетов. Сроки рассмотрения исков арбитражными судами регламентированы АПК РФ.
В случае когда ваш контрагент отказывается исполнять взятые на себя обязательства, необходимо направить в этот орган иск, подтвержденный соответствующими документами.
В ходе разбирательства можно заключить мировое соглашение. Оно заверяется судом, и рассмотрение дела после этого прекращается.
Крайняя мера
Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ появился в 2012 году, однако окончательно функции представителей были оформлены в конце 2013 года.
Бизнес-омбудсмен в настоящее время работает на базе Общественной палаты РФ и имеет своих представителей в каждом регионе. Согласно Федеральному закону от 28.11.2015 г. N 352-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», уполномоченный имеет право оспаривать в суде решения госорганов, которые нарушают права предпринимателей или групп. Правда, эта возможность не распространяется на решения Следственного комитета и прокуратуры РФ.
Омбудсмен имеет право доступа к любой информации органов государственной власти, связанной с регулированием или контролем бизнеса. Он также может участвовать в проверочных мероприятиях. Но, пожалуй, главная функция – это направление в адрес президента и правительства инициативы по изменению законодательства, которое негативно отражается на правах предпринимателей.
Бизнес-омбудсмен – это последняя и высшая инстанция, в которую необходимо обращаться в том случае, когда все остальные способы защиты своих прав исчерпаны.
Как утверждают эксперты, ситуация с нарушением прав предпринимателей в России меняется в лучшую сторону. Не стоит бояться идти в суд, ведь каждый выигранный иск – это не только компенсация ваших убытков, но и своеобразный «взнос» в правоприменительную практику. И чем она обширнее, тем лучше условия для ведения бизнеса в нашей стране.
Источник: zhazhda.biz