Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — за один шаг
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;
лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющихлицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
Создание юридического лица или ИП
4) лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование;
соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;
лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;
лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;
место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Основные принципы осуществления лицензирования
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;
4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся:
1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензированиеконкретных видов деятельности;
2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;
3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг;
4) утверждение типовой формы лицензии;
5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании.
2. К полномочиям лицензирующих органов относятся:
1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;
2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;
3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;
4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.
Источник: infopedia.su
Лицензирование деятельности в области ТЗИ
Аннотация: Рассмотрено понятие лицензирования, его основные цели и общий порядок получения лицензии в России. Представлены основные требования к соискателю и порядок получения лицензии в области технической защиты конфиденциальной информации. Описаны способы контроля за соблюдением лицензионных требований: плановые и внеплановые проверки ФСТЭК.
4.1. Общий порядок лицензирования
Лицензирование деятельности в области защиты информации представляет собой определенную форму государственного контроля и должно обеспечить не только допуск организаций, соответствующих определенным требованиям и условиям, к осуществлению определенных видов деятельности, но и повышение качества непосредственно мероприятий и услуг по технической защите информации.
Государственная система лицензирования деятельности в области технической защиты информации включает в себя две составляющие:
- допуск предприятий и организаций к оказанию услуг по защите информации;
- контроль качества и эффективности оказываемых услуг в процессе их деятельности.
Рассмотрим основные понятия в области лицензирования .
Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности .
Лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г.
Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
Реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
Срок действия лицензии не может быть более 5 лет. По истечении этого срока лицензия может быть продлена по заявлению лицензиата .
Порядок получения лицензии следующий:
Соискатель лицензии отправляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
- для юридического лица: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, адреса, где планируется ведение лицензируемого вида деятельности , государственный регистрационный номер записи о создании юр.лица и данные документа, подтверждающего внесение в реестр юридических лиц РФ.
- для индивидуального предпринимателя: полное ФИО, место жительства, адреса мест, где планируется ведение лицензируемой деятельности, данные документа, удостоверяющего личность (например, паспорта), государственный регистрационный номер записи о регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
- ИНН и данные документа, подтверждающего постановку соискателя на учет в налоговом органе.
- лицензируемый вид деятельности .
К заявлению соискатель должен приложить следующие документы:
- копии учредительных документов (для юридического лица);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Решение о предоставлении лицензии (или отказе) принимается в срок, не превышающий 5 дней со дня поступления документов. Уведомление о принятии решения вручается или отправляется соискателю в письменной форме. Если решение отрицательное, должны указываться причины отказа и реквизиты акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Соискатель лицензии должен заплатить государственную пошлину за получение лицензии и в течение трех дней после оплаты может получить лицензию.
Причинами отказа в получении лицензии могут быть:
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Перечислим пункты, которые должны содержать решение о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии:
- наименование лицензирующего органа ;
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование , и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности , государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- ФИО индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности , данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- лицензируемый вид деятельности ;
- срок действия лицензии;
- ИНН;
- номер лицензии;
- дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Приостановление действия лицензии осуществляется по решению суда в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в течение суток со дня принятия судом решение. Действие лицензии возобновляется, если лицензиат уведомляет в письменном виде об устранении нарушений. Если лицензиат не устраняет нарушения в установленный судом срок, лицензирующий орган может обратиться в суд, по решению которого лицензия может быть аннулирована.
Действие лицензии прекращается в следующих случаях:
- ликвидация юридического или физического лица.
- окончание срока действия лицензии или принятие решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата .
- решение суда об аннулировании лицензии.
Лицензирующие органы обязаны вести специальные реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре указывается следующая информация:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование , и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности , государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности , данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 настоящего Федерального закона);
- срок действия лицензии;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- номер лицензии;
- дата принятия решения о предоставлении лицензии;
- сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
- основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии;
- основание и дата аннулирования лицензии;
- основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования ;
- сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности ;
- сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;
- основание и дата прекращения действия лицензии;
- иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Информация из реестра лицензий является открытой для физических и юридических лиц. Выписку можно получить за установленную плату в 10 рублей в течение трех дней после подачи заявления.
Перечислим виды деятельности, относящиеся к защите информации, на осуществление которых требуется получение лицензии:
- деятельность по распространению шифровальных ( криптографических) средств ;
- деятельность по техническому обслуживанию шифровальных ( криптографических) средств ;
- предоставление услуг в области шифрования информации;
- разработка, производство шифровальных ( криптографических) средств , защищенных с использованием шифровальных ( криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
- деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
- деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
- разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Важным пунктом в контексте данного курса является необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Источник: intuit.ru
Новый закон о лицензировании
Новый Федеральный закон о лицензировании от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ) вступит в силу 3 ноября 2011 года за исключением отдельных положений, часть из которых будет действовать с июля этого года, а часть – отложены до 2012 года. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (далее – Закон № 128-ФЗ) утрачивает силу.
Лицензируемые виды деятельности
Перечень лицензируемых видов деятельности изменен. Список сократился почти в два раза, но не только за счет исключений. Некоторые, прежде самостоятельные виды лицензируемой деятельности, теперь объединены в одном подпункте. Например, производство медтехники и ее обслуживание, перевозки морским транспортом пассажиров и грузов.
Отменено лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, производство и реализация специального игрового оборудования, изготовление и ремонт средств измерений, обеспечение авиационной безопасности, транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования.
Теперь лицензия будет обязательна при осуществлении частной охранной и детективной (сыскной деятельности), оказания услуг связи, осуществлении телевизионного и радиовещания.
В положениях о лицензировании конкретных видов деятельности разрешено устанавливать исчерпывающие перечни выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, при осуществлении которых требуется получить лицензию.
Наша справка
Как и прежде правительство утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности (уточнено, что помимо положений, правительство принимает иные правовые акты по вопросам лицензирования), определяет федеральные органы исполнительной власти, которые будут осуществлять лицензирование конкретных видов деятельности. Помимо этого в обязанностях указаны утверждение типовой формы лицензии, порядка представления электронных документов по вопросам лицензирования, порядка проведения мониторинга эффективности лицензирования.
Документы от соискателя
Уточнен порядок представления соискателем заявления и документов.
В заявлении, как и прежде, указываются ФИО предпринимателя (наименование юрлица), адрес места жительства, адрес места осуществления лицензируемой деятельности; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные свидетельства о регистрации в качестве ИП, регистрационный номер коммерсанта. Помимо этого теперь следует вписывать место нахождения инспекции, осуществившей госрегистрацию ИП, номер телефона (если есть) и адрес электронной почты предпринимателя, а также перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Какие-либо другие сведения в заявлении не приводятся, и обязать вас вписывать иную информацию власти не вправе.
Наша справка
С 1 июля 2012 года власти будут предоставлять заинтересованным лицам сведения по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в сети интернет на официальных сайтах лицензирующих ведомств с указанием адресов электронной почты, по которым можно направить запрос и получить запрашиваемую информацию.
К заявлению прилагаются документ об уплате госпошлины, а также бумаги, названные в положении о лицензировании конкретного вида деятельности, то есть в каждом случае пакет документов будет различным.
Фирмы прилагают нотариально заверенные копии учредительных документов. Прежний закон допускал представление вместе копиями оригиналов, чтобы в момент приема работник ведомства самостоятельно заверил копии. Новый закон такую возможность исключает.
Последний документ в перечне – опись прилагаемых документов. Иные бумаги чиновники требовать не могут.
С 1 июля 2012 года заявление и прилагаемые документы можно будет представить в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Еще одно новшество – предоставление соискателю возможности исправить возможные ошибки в заявлении или представить отсутствующие документы. Если ошибки обнаружатся, в течение трех рабочих дней со дня приема бумаг коммерсант заказным письмом с уведомлением о вручении получит уведомление о необходимости устранить ошибки в 30-дневный срок. Бизнесмен может этого не делать, тогда, после истечения отведенных 30 дней, заявление и документы ему будут возвращены.
Если бизнесмен исправит свои недочеты, ведомство в течение трех рабочих дней проверит документацию и примет решение либо о рассмотрении заявления соискателя, либо (когда заявление и документы продолжают содержать недочеты) о возврате заявления. В последнем случае должно выдаваться мотивированное обоснование причин возврата.
Наша справка
Соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;
Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию
Предоставление лицензии
Проверка сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документах, осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня приема заявления. Срок не изменился. Если коммерсанту предоставлялось время для исправления ошибок, то отсчет ведется со дня принятия решения о рассмотрении заявления, то есть после того, как ИП исправил недочеты.
Решение о предоставлении лицензии (или отказе) оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего ведомства. При положительном решении сама лицензия оформляется одновременно с приказом.
Лицензия или решение об отказе в предоставлении лицензии вручается соискателю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Раньше это осуществлялось в 45-дневнвый срок, отведенный для рассмотрения документов. Теперь установлен самостоятельный срок для передачи лицензии – три рабочих дня после подписания и регистрации лицензии (принятия решения об отказе).
В приказе (распоряжении) о предоставлении лицензии и в лицензии, как и прежде, указываются наименование лицензирующего органа, номер и дата приказа о предоставлении лицензии, номер лицензии, ФИО коммерсанта, его паспортные данные (наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность), адрес места жительства и мест осуществления лицензируемой деятельности, регистрационный номер бизнесмена, ИНН. В лицензиях, выдаваемых юрлицам, пишут полное и сокращенное наименование компании, в том числе фирменное наименование (в случае наличия), организационно-правовая форма, государственный регистрационный номер.
Названные сведения Закон № 99-ФЗ дополнил: датой регистрации лицензии и перечнем выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Закон № 128-ФЗ обязывал указывать перечень лишь в отношении некоторых сфер деятельности, в частности, организация и проведение азартных игр, медицинская деятельность, образовательная деятельность по образовательным программам (п. 2 ст. 17 Закона № 128-ФЗ). Теперь перечень видов работ должен быть в любом случае
Закон № 99-ФЗ подробнее рассматривает порядок получения дубликата лицензии или ее копии (ст. 17). Для этого необходимо подать заявление о предоставлении дубликата (копии). В случае порчи к заявлению прилагается испорченный бланк лицензии.
В течение трех рабочих дней со дня получения заявления оформляется дубликат на бланке лицензии с пометками «дубликат» и «оригинал лицензии признается недействующим». Он вручается лицензиату или направляется ему по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении.
В 2012 году заявление о выдаче дубликата или копии можно будет направить в электронном виде. При этом, сделав соответствующую пометку в заявлении, дубликат или копию можно будет получить тоже в электронной форме.
Действие лицензии
Лицензия действует бессрочно. Закон № 128-ФЗ разрешал положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливать бессрочной действие лицензии. Теперь бессрочность предусматривается статьей 8 Закона № 99-ФЗ.
Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в перечне, приведенном в законе (п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ). Коммерсант или фирма, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории страны со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Днем принятия решения является день, когда будут выполнены все следующие условия: запись о предоставлении лицензии внесена в реестр лицензий, лицензии присвоен регистрационный номер, зарегистрирован приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии.
Если лицензия выдается лицензирующим ведомством субъекта, лицензируемая деятельность вполне может осуществляться на территориях других субъектов, но лицензиат обязан уведомить власти субъекта о предстоящей работе в регионе.
Лицензирующий орган формирует и ведет лицензионное дело, куда включаются все документы, связанные с ИП, их перечень вынесен в отдельную статью (таблица 1). С 1 июля 2012 года предусматривается возможность представить документы и получить лицензию через интернет, представив документы в электронной форме. В этом случае лицензионное дело также формируется в виде электронного документа.
Таблица 1
Документы, которые включаются в лицензионное дело соискателя лицензии и (или) лицензиата
№ п/п
Документы (ст. 16 Закона № 99-ФЗ)
Заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии, заявление лицензиата и прилагаемые к соответствующему заявлению документы
Приказы (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии, об отказе в предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии (в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами), о приостановлении, возобновлении и прекращении действия лицензии
Копия подписанной и зарегистрированной лицензии
Приказы (распоряжения) лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других, связанных с осуществлением лицензионного контроля, документов
Выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии
Копии уведомлений и других, связанных с осуществлением лицензирования, документов
Отказ в предоставлении лицензии
Конкретизирован перечень сведений, которые должны содержаться в приказе об отказе в предоставлении лицензии: наименование ведомства, реквизиты предпринимателя или фирмы (наименование, место нахождения и осуществления деятельности, регистрационный номер), ИНН, лицензируемый вид деятельности с перечнем конкретных работ (услуг), мотивированное обоснование причин отказа.
Основания для отказа в представлении лицензии сохранились (п. 7 ст. 14 Закона № 99-ФЗ):
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении и (или) прилагаемых документах недостоверной или искаженной информации;
2) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
3) подача заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по изготовлению аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых носителях (подп. 38 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ), если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Перечень не допускает каких-либо иных оснований, а значит, является исчерпывающим. Отмененный закон также не предполагал иных оснований, и судьи признавали перечень исчерпывающим. Убрано уточнение о том, что не допускается отказ в выдаче лицензии из-за объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Иными словами даже единственная операция, если деятельность подлежит лицензированию, обязывает получить лицензию. Но, поскольку перечень отказов является закрытым, отсутствие данного уточнения ситуацию не изменит: отказ по-прежнему невозможен.
Решение об отказе в предоставлении лицензии можно обжаловать в суде.
Переоформление лицензии
Лицензию нужно переоформить, если сведения, содержащиеся в ней, изменились. До переоформления лицензии осуществлять деятельность можно. Исключения:
– осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии;
– выполнение работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии;
– в случае реорганизации юрлица в форме преобразования, документы на переоформление подаются не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Если отведенный срок истек, а лицензия не переоформлена деятельность осуществлять нельзя.
Необходимо представить заявление, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату госпошлины за переоформление лицензии. В статье 18 Закона № 99-ФЗ уточняется, что должно быть указано в заявлении. К примеру, если коммерсант планирует изменить перечень выполняемых работ, нужно вписать сведения о работах, которые ИП намерен выполнять, или о работах, выполнение которых прекращается. Когда планируется осуществление новых работ, нужно указать сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Заявление и прилагаемые бумаги принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема в день приема вручается лицензиату или направляется ему по почте. Если в заявлении обнаружатся ошибки или будет представлен неполный пакет документов, ИП получит уведомление и 30 дней на устранение ошибок.
В течение трех рабочих дней со дня представления заявления о переоформлении и в полном объеме прилагаемых к нему документов, принимается решение о рассмотрении заявления. Далее 10 рабочих дней рассматриваются документы, проверяется достоверность указанных в них сведений и принимается решение о переоформлении.
При изменении адреса места осуществления деятельности или перечня выполняемых работ (услуг) документы рассматриваются не более 30 рабочих дней. Отсчет периода идет со дня поступления правильно оформленного заявления и представления всех необходимых документов, если ИП предоставлялся срок для исправления ошибок, срок отсчитывается с даты, когда недочеты были устранены.
Наша справка
Лицензия подлежит переоформлению в случаях:
– реорганизации юрлица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения;
– изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
– изменения адресов мест осуществления юрлицом или предпринимателем лицензируемого вида деятельности;
– изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Лицензионный контроль
В статье 19 Закона № 99-ФЗ рассмотрен порядок осуществления лицензионного контроля, который вступает в силу с 1 июля 2011 года.
При подаче заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении проводится документарная проверка. Контролеры изучат сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, оценивая их соответствие требованиям Закона № 99-ФЗ, а также сведениям, содержащимся в едином госреестре (ЕГРЮЛ, ЕГРИП) и других федеральных информационных ресурсах.
Обращение за переоформлением лицензии может стать поводом для внеплановой проверки, в рамках которой оценивается соответствие ИП лицензионным требованиям. В частности, проверяется состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников.
В отношении лицензиата могут проводиться документарные плановые и выездные внеплановые проверки (таблица 2).
Таблица 2
Основания проведения плановых и внеплановых проверок лицензиата
Основания для включения в ежегодный план проведения проверок
Основания проведения внеплановой проверки
1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
3) истечение установленного правительством срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) обращения, заявления граждан, в том числе ИП, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований. В этом случае проверка проводится после согласования с прокуратурой. При этом предварительное уведомление лицензиату разрешается не направлять. Во всех остальных случаях контролеры не должны получать согласие прокуратуры на проведение внеплановой проверки и должны уведомлять лицензиата о предстоящем контроле;
3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии (п. 2, 3 ст. 20 Закона № 99-ФЗ);
4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением президента или правительства
Со дня вступления Закона № 99-ФЗ в силу прекращается лицензирование видов деятельности, не включенных в новый перечень. Лицензии, полученные на эти виды деятельности, прекращают действовать.
Лицензии по видам деятельности, оставшемся в лицензируемом перечне, предоставленные до вступления закона в силу, становятся бессрочными. Если изменилось наименование вида деятельности или в лицензии отсутствует перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) лицензию по окончании срока ее действия следует переоформить. Получается, практически все лицензии придется переоформлять, ведь прежде в большинстве случаев перечень видов работ указывать не требовалось.
Источник: www.buhkadr.ru