Разгадываешь кроссворд и не знаешь что такое разговорное название предпринимателей в советской россии и ссср в период нэпа? Вот подсказка и ответ на данный вопрос:
Первая буква « н », вторая буква « э », третья буква « п », четвертая буква « м », пятая буква « а », шестая буква « н ». Всего 6 букв.
Ответ на вопрос «разговорное название предпринимателей в советской россии и ссср в период нэпа» в сканворде
Если вам не помогла подсказка, то вот вам готовый ответ: слово из 6 букв – нэпман.
Альтернативные вопросы для слова «нэпман»
- Делец времен раннего СССР
- Советский «буржуй»
- Бизнесмен в раннем СССР
- Частный предприниматель, торговец во время нэпа
- Капиталист 20-х годов
- Бизнесмен при Ленине
- «Новый русский» раннего СССР
А вы знаете, что означает слово «нэпман»?
м. разг.Частный предприниматель, торговец в период НЭПа. (Большой современный толковый словарь русского языка)
Что, если бы вы стали Рабочим Российской Империи на один день?
Источник: vslovarike.ru
История российского предпринимательства до 1917 г.
Зарождение и развитие научных взглядов на предпринимательство
Теоретическое осмысление предпринимательства уходит в глубокую древность. В трудах Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.) — «Домострой», Платона (427-347 гг. до н.э.) — «Государство» и «Законы», Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) — «Политика» и других мыслителей античного мира, в Библии ставилась и рассматривалась проблема накопления богатства, отношения к собственности, к деловой жизни.
В качестве предпринимателя рассматривался купец, с его именем были связаны все деловые отношения, за исключением кредитных операций. Последние осуществлялись в основном ростовщиками, которые давали деньги в займы под проценты. Однако считалось, что предпринимательская деятельность как тех, так и других построена на обмане.
Поэтому занятие ростовщичеством и торговлей осуждалось церковью, расценивалось как небогоугодное и грешное явление. Некоторый либерализм в эти взгляды внёс итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275 гг.), посчитавший, что крупные доходы купцов и ростовщиков допустимы, но лишь тогда, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также с риском. Аквинский, отдавая дань времени, предпринял определенную попытку компромиссным путем разрешить противоречия между церковью и деловым миром, сделав ему некоторые уступки.
Наиболее важную роль в повышении престижа торговли и купечества сыграли меркантилисты, которые считали основным богатством страны золото и серебро. Источник богатства они видели в торговле. Государство, по их мнению, должно проводить протекционистскую политику, поощрять экспорт, сдерживать импорт, всемерно поддерживать потенциальное купечество, а оно должно ввозить золото и серебро. Один из теоретиков меркантилизма Антуан де Монкретьен в своем «Трактате политической экономии» в 1615г. писал, что торговля есть главная цель различных ремесел. Купечество он сравнивал с насосом, который накачивает богатством страну.
Дух предпринимательства преобразует Европу | Всемирная история 7 класс #6 | Инфоурок
Идеи меркантилизма нашли поддержку в России. Одним из первых поддержал их видный русский ученый, крупный государственный деятель и дипломат XVIII в. А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680 гг.). Он выступал за развитие внешней торговли как важнейшей статьи доходов Российского государства, отстаивал интересы купцов-оптовиков в конкуренции с иностранными коммерсантами. Эти свои взгляды и требования он воплотил в Новоторговом уставе (1667г.) и в Таможенном уставе (1653г.).
Заметный вклад в теорию меркантилизма внес И.Т. Посошков (1652-1726 гг.) в труде под названием «Книга о скудности и богатстве» (1724г.). На первое место в обществе он ставил купцов, считая, что «купечеством всякое царство богатится». Защищая интересы купечества, он предлагал запретить торговлю дворянам и крестьянам, только купечество должно обладать монополией на торговлю. Посошков был сторонником активной внешней торговли, предназначение которой — приносить прибыль государству и приумножать количество денег в стране.
Будучи идеологом и защитником интересов купечества, И.Т. Посошков был близок к идеям западных меркантилистов. В ряде случаев он пошел дальше меркантилистов Запада, преодолев односторонность концепции «торгового баланса». В системе его взглядов торговля и производство выступали единым хозяйственным комплексом.
Новую трактовку предпринимательства дали английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо, создавшие науку об общественном богатстве или, по выражению самого Смита, науку о «богатстве народа». Предпринимателя они рассматривали как собственника капитала, организатора производства. Ради получения прибыли предприниматель идет на риск, поскольку вложения капитала в какое-либо дело всегда содержат в себе элементы риска. Полученная прибыль, по мнению А. Смита, является компенсацией собственника за риск. Д. Рикардо рассматривал предпринимательство как важнейший и обязательный элемент эффективного хозяйствования в условиях рынка.
Противоречивыми оказались взгляды на предпринимательство, на деятельность капиталистов-предпринимателей К. Маркса. С одной стороны, он признавал и высоко оценивал достижения буржуазии в развитии производительных сил общества, в освоении природных богатств, в организации производства, но, с другой стороны, высказывался крайне негативно об истоках и сущности её частнопредпринимательской деятельности. «Фигуры капиталиста и земельного собственника, — признавал К. Маркс в предисловии к первому изданию «Капитала», — я рисую далеко не в розовом свете».
Несколько по-иному подошел к освещению этих проблем другой немецкий ученый М. Вебер (1864-1920гг.). Он связывал развитие капитализма с рациональной организацией производства, с изменениями в психологии поведения людей, с утверждением протестантской религии, проповедовавшей индивидуализм, обогащение, экономию и бережливость, активную предпринимательскую деятельность. Наиболее подробно эти идеи М. Вебер изложил в работе «Протестантская этика и дух капитализма».
Различные понимания и толкования вызывала предпринимательская деятельность среди российских мыслителей, ученых, государственных деятелей XIX — начала XX вв. Одни из них, в основном консервативного направления, отстаивали традиционный, самобытный путь развития страны, считали, что национальному менталитету чужд западный дух предпринимательства, другие представители, в основном марксистского учения, признавали его, но лишь с негативных позиций.
Наконец, были и такие, как С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И.
Туган-Барановский, которые не только поддерживали частное предпринимательство, но и видели большие национальные перспективы его развития.
В конце XIX — начале ХХ вв., когда в ведущих странах мира утверждалось индустриальное общество с его ориентацией на развитие частного предпринимательства, возникли новые концепции предпринимательства и предпринимательской деятельности. Одной из них была теория предпринимателя — новатора, разработанная австрийским ученым Й. Шумпетером (1883-1950 гг.). Как подчеркивал видный французский экономист Перру, Й. Шумпетер понял, что «Новаторство служило важным источником развития капитализма в прошлом и является единственным шансом, открывающим капиталистическому обществу дорогу в будущее».
Предприятие и предприниматели, по мнению Й. Шумпетера, выступают двигателями механизмов производства, обмена и распределения. Предприятие — это «действие, которое надо осуществить», а предприниматель — «агент, реализующий все новые и новые комбинации факторов производства (за счет обновления товарной продукции, поиска новых рынков и т.д.)». Он должен постоянно преодолевать как собственную инерцию, связанную с собственными привычками и укоренившимися традициями, так и сопротивление окружающей среды. Й. Шумпетер не объединял всех предпринимателей в единый класс и не рассматривал предпринимательство как профессию. Это, по его мнению, обязательное качество, отличающее каждого человека бизнеса. Всех предпринимателей в зависимости от выполняемых ими функций Й. Шумпетер делил на четыре типа:
- 1) «фабриканты — творцы», которые являются собственниками средств производства и сами руководят предприятиями;
- 2) «капитаны индустрии», которые не являются собственниками предприятий, но, владея акциями, а часто и контрольным пакетом, имеют большое личное влияние;
- 3) «директора» или менеджеры;
- 4) «основатели», которые специализируются на разработке проектов создания предприятий и их осуществления. Несмотря на различия, все представители групп имеют общие черты: стремление к господству, «спортивный вкус» к одержанию «новых побед», «радость творчества». По мнению исследователей, Шумпетеру, при всей оригинальности его подходов к предпринимательству и его творцам, присуща абсолютизация такого качества предпринимателя, как новаторство. Но оно, хотя и является важнейшим качеством предпринимателя, — далеко не единственное в ряду его существенных характеристик.
Взгляды Шумпетера, как и других ученых, получили дальнейшее развитие и обогащение в работе нашего соотечественника Г.К. Гинса, который, находясь в эмиграции в Манчжурии, опубликовал интересную книгу под названием «Предприниматель». В ней удачно сочетается теория и практика предпринимательской деятельности, вскрываются её истоки, основные этапы становления и развития.
Предприниматель рассматривается автором не только как основной и определяющий субъект эффективной хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, но и как определенный психологический тип личности, отличающийся предприимчивостью, решительностью, гибкостью поведения. Решающую роль в психологии поведения предпринимателя играет предприимчивость, которая, по Гинсу, является добавочным свойством человека, возникает в результате работы его сознания и проявляется в способности действовать творчески, инициативно в неординарных условиях. Эти действия должны быть глубоко продуманными, отличаться новизной, основываться на знаниях, подкрепляться конкретными делами.
Однако подобными свойствами обладают не только предприниматели, но и люди, занимающиеся другими видами деятельности. Чем же тогда отличаются от них предприниматели? Во-первых, тем, что они действуют в сфере бизнеса, где к ним предъявляются специфические требования, во-вторых, их деятельность направлена на получение прибыли и соответственно сопряжена с финансовым и личным риском. Поскольку в случае коммерческой неудачи предприниматель может потерять не только вложенные в дело средства, но и лишиться всех материальных ценностей.
Г.К. Гинс разделял взгляды французских ученых П. Леруа и В. Парето, причисляя предпринимателей к классу элиты, т.е. тех избранных, которые по природным свойствам предназначены возглавлять хозяйство. Он опровергает учения (преимущественно социалистов), по которым предполагается выполнять обязанности предпринимателей в порядке выбора, руководствуясь моральными качествами кандидатов.
Кризис конца 20-х и начала 30-х гг. в ведущих капиталистических государствах мира опроверг теорию рыночного автоматизма и стихийности, внёс существенные коррективы в изучение предпринимательства. Они связаны с именем выдающегося английского ученого Дж. М. Кейнса и его основным трудом «Общая теория занятости, процентов и денег» (1936г.). Кейнс трактовал предпринимателя как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное не столько новаторство и рационализм, сколько синтез определенных психологических качеств: риск, твердость духа, целеустремленность.
Преодолеть трудности предприниматель может лишь на основе собственного оптимизма и уверенности в себе. В то время когда иссякает жизнерадостность и остается лишь один математический расчет, предпринимательство, по образному выражению Кейнса, «хиреет и испускает дух». Частная инициатива в инвестиционных процессах развертывается лишь тогда, когда «разумные расчеты дополняются и поддерживаются духом жизнерадостности, чтобы мысль о конечном ущербе, в плену которой часто оказываются пионеры… просто отбрасывалась в сторону подобно тому, как здоровый человек попросту не думает о смерти».
Начавшаяся на рубеже 60-х годов научно-техническая революция радикально изменила предпринимательскую деятельность, потребовала новых теорий. Они зарождались как на волне критики кейнсианства, так и на собственной основе. Одно из ведущих мест среди них заняла теория «революции управляющих» и «техноструктуры» Дж. К. Гэлбрейта.
По его мнению, в условиях укрупнения промышленного производства, образования гигантских корпораций (акционерных обществ) происходит демократизация управления экономикой, потеря власти капиталиста — собственника. «Люди, которые управляют крупными корпорациями, не являются собственниками сколько-нибудь существенной доли данного предприятия». К руководству предприятиями приходят так называемые техноструктуры — технические специалисты и администраторы.
Концепция Гэлбрейта не встретила однозначного понимания среди ученых. Одни подвергли её критике за «технократизм» управления, за принижение роли акционеров в управлении производством. Другие исследователи не согласились с преуменьшением роли частной инициативы. Против концепции Гэлбрейта выступили представители современного либерализма во главе с известным ученым лауреатом Нобелевской премии Ф.А. фон Хайеком. Взгляды фон Хайека нашли отражение в ряде публикаций: «Дорога к рабству», «Конституция свободы», «Роковое заблуждение» и др.
Одной из главных проблем, которую рассматривает фон Хайек, является проблема развития частной инициативы, частного предпринимательства как важнейшего фактора жизнедеятельности рынка, повышения экономической эффективности. Решение проблемы он тесно связывает с экономической свободой, частной собственностью, индивидуализмом. Однако необходимые, с его точки зрения, ограничения не могут создаваться искусственно государством, а должны определяться общими правилами поведения, которые вырабатываются рынком. Для поддержания рыночного порядка Хайек считал необходимым два правила: первое — отказ от присвоения чужой собственности и второе — выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств. Конкурентная борьба, как между предпринимателями, так и другими членами общества должна быть честной и осуществляться строго по правилам.
Изложенные теоретические взгляды и воззрения представляют сегодня большой интерес для России. Апробированные на практике в различных странах, доказавшие свою жизнеспособность, они могут оказать существенную помощь российским реформаторам. Задача заключается в определении приемлемой теоретической платформы, наиболее полно соответствующей требованием времени, специфике российского общества.
Источник: vuzlit.com
+7 495 698-60-54 многоканальный
ВСЕ ЗАКАЗЫ ПРОСЬБА ОТПРАВЛЯТЬ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ Электронная почта:
Заказы принимаются только от 10 000 руб
Ваша корзина пуста
Ваша корзина пуста
- Офисное освещение
- Уличное освещение
- Дорожное освещение (Магистральное)
- Промышленное освещение
- ЖКХ освещение
- Лампы освещения
- Подводное освещение
- Торговое освещение
- Светильники для АЗС
- Садово-парковое освещение
- Тепличное освещение
- Ландшафтное освещение
- Архитектурное освещение
- Аварийное освещение
- Системы управления освещением
- Доп.оборудование и аксессуары
- Тонельное освещение
- Умный дом (SMART HOME)
- Автомобильное освещение
- Бактерицидные облучатели и лампы
Наши работы
МЫ АККРЕДИТОВАНЫ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДКАХ
Люстры, торшеры, бра
Главная Статьи Купец и Купечество
Купец и Купечество
Купе́чество — полупривилегированное сословие в России в XVIII — начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» — после дворянства и духовенства.
Сословный статус купца определял имущественный ценз. До гильдейской реформы 1775 года деление на гильдии производилось по имущественному принципу. Купцы были обложены единым 40-алтынным подушным окладом, и не были обязаны к уплате гильдейской подати, величина которой зависела от принадлежности к той или иной гильдии. В небольших и малоразвитых в торгово-промышленном отношении городах устанавливался более низкий имущественный ценз для записи в гильдии.
После реформы, принадлежность к одной из гильдий определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 %, вместо подушной подати. Численность купечества сильно сократилась — в купечество записались 27 тысяч человек, что составляло лишь 12,2 % от дореформенной численности.
До 1775 года тех, кто был приписан к третьей гильдии можно считать купцами лишь номинально. Многие из купцов высших гильдий не вели торговли из-за недостаточности капитала, а купцы третьей гильдии занимались ремёслами, мелкой торговлей или работали по найму, в то время законно проживать в городах и заниматься торговлей дозволялось и образованной ещё в 1722 году сословной группе «торгующих крестьян».
Лишь Жалованная грамота городам 1785 года предоставила купечеству монополию на торговую деятельность, что вызвало приток записавшихся в это сословие. Купцы первой гильдии могли вести заграничную торговлю, владеть морскими судами, и имели право свободного передвижения по стране — так называемую «паспортную льготу». Купцы второй гильдии могли владеть речными судами.
Кроме того, купцы первой и второй гильдии могли владеть фабриками и заводами, освобождались от телесных наказаний и от рекрутской повинности. Купцы третьей гильдии могли вести мелочную торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом. Для поощрения купцов было введено Почётное гражданство.
Размер гильдейских сборов неоднократно повышался, с 1 % до 1,25 % в 1797 году, 1,75 % в 1810, 4,75 % в 1812 и 5,225 % в 1821. К 1824 году для купцов первой гильдии ежегодный сбор достиг 3,212 рублей, второй гильдии — 1,345 рублей, третьей гильдии — 438 рублей. Увеличивались и минимальные размеры объявляемого капитала: с 10,000 до 16,000 рублей в 1794 году для пребывания в высшей гильдии, и до 50,000 в 1807. Для пребывания во второй гильдии, эта сумма выросла с 1,000 до 5,000 в 1785, 8,000 в 1810 и 20,000 в 1812, а для третьей гильдии с 500 до 1,000 в 1785, 2,000 в 1810 и 8,000 в 1812.
После каждого повышения гильдейских сборов численность купечества снижалась, однако через несколько лет начинался приток новых купцов. Кроме повышения гильдейских сборов на численность купечества влияли другие причины, например, сужение круга родственников, которым дозволялось состоять в одном общем капитале. При неспособности внести гильдейский сбор, купцам предписывалось переходить в мещанство. Многие мещане вели торговлю, не объявляя своих капиталов, и не уплачивая гильдевых сборов, что и стало причиной реформы 1824 года.
Гильдейские пошлины были уменьшены в 1,4-2 раза, налогообложение купцов первой и второй гильдий вернулось к уровню 1812 года, составив соответственно 2,200 и 880 рублей, а третьей гильдии — к уровню 1807—1810 в 100—150 рублей. Налогообложение других торгующих сословий было увеличено. Начался прирост купечества, в основном, за счёт третьей гильдии, в которую вступали мещане и крестьяне. Реформа министра финансов Канкрина 1824 года первоначально выделила отдельную категорию «торгующие мещане», но в 1826 году эта категория была упразднена.
Количество купцов выросло с 107,300 в 1782 году до 124,800 в 1812, затем упало до низшей отметки в 67,300 в 1820, и выросло до 136,400 в 1840. После небольшого падения в следующем десятилетии, оно снова выросло до 180,300 в 1854, а к октябрьской революции 1917 года купечество выросло до 600 тысяч человек. Более 90 % купцов относилось к третьей гильдии. В первой гильдии состояло лишь 3 % в 1815—1824 годы, а затем и того менее (2 % в начале 1850-х).
Значительную часть первой гильдии, начиная с конца 1850-х, составляли состоятельные евреи, поскольку на них, после 10-летнего стажа, не распространялся запрет на пребывание вне черты оседлости, в то время как купцам христианского вероисповедания, не занятым в заграничной торговле, пребывание в высшей гильдии не сулило особых преимуществ.
К началу XX века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства. Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии.
Формирование купечества
В первой половине XVIII века формировались торговые привилегии купечества. В 1709 году всем торгующим, и занимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам. В 1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян». Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамоты городам 1785 года.
До гильдейской реформы 1775 года в официальных документах посадских зачастую считали купечеством. Большая часть таких купцов не торговала, а занималась ремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и т. д.
Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 году Правительствующий Сенат издал указ о «неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами».
С 1775 года по 1785 год гильдейские сборы оставались на низком уровне, и в купечество записывалось большое количество мещан, крестьян, и цеховых. До гильдейской реформы Е. Ф. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размеры объявляемых капиталов постоянно повышались, что приводило к снижению численности купечества. В большом количестве купцы выбывали из третьей гильдии.
Указом от 29 декабря 1812 года сословно-податная группа «торгующих крестьян» была восстановлена. Торгующие крестьяне получили сравнимые с купечеством торговые права. При этом им не обязательно было записываться в купечество. Это также не способствовало росту количества купцов.
После гильдейской реформы Е. Ф. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размер объявленных капиталов был снижен до уровня 1812 года. Вновь начался приток мещан в третью купеческую гильдию. Этому способствовало также выделение особой группы «торгующих мещан».
Торгующие мещане для торговой деятельности должны были получать промысловые свидетельства, стоимость которых была сопоставима с гильдейским сбором III купеческой гильдии. Кроме этого вступление в купечество повышало социальный статус. В 1826 — 1827 годахкатегория торгующих мещан была отменена.
В 1830-е — 1850-е годы отмечалось значительное поступление в купечество крестьян. Основную массу из этой группы составляли выходцы из государственных крестьян.
В 1834 году Госсовет принял решение ограничить привилегии сибирских бухарцев. Им теперь разрешалось торговать без уплаты гильдейских пошлин только на границе и в своём городе. Это вызвало массовый приток в купечество азиатских торговцев. В 1854 году они уже выделяются в специальную группу купцов-«магометан».
В Сибири в XVIII веке началось сокращение служилых людей, и замещение их регулярными войсками. Служилые люди записывались в купечество и разночинцы. Поступление в купечество бывших военнослужащих значительно сократилось в первой половине XIX века.
В конце XVIII века в купечество интенсивно переходили представители цеховой сословной группы. С ростом гильдейских сборов эти переходы практических прекратились.
Манифест 1 января 1807 года разрешил дворянам записываться в две первые купеческие гильдии, а с 1827 года дворяне могли записываться и в третью гильдию. После этого начался переход в купечество дворян и бывших чиновников. Некоторые чиновники занимались торговыми делами, состоя на службе. Для этого они записывали в гильдии своих жён или родственников.
Временные купцы
Во временные купцы записывались предприниматели из других сословий: дворян, мещан, крестьян. Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах.
Купеческое свидетельство
Свидетельство давало право на торговлю в определенной местности, они выдавались только в городах, причём все города в империи были разделены на пять классов местностей. А стоимость свидетельства изменялась в зависимости от класса местности. Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство.
В этот документ кроме «начальника семейства» вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраля 1809 года определял круг родственников, которые могли быть вписаны в купеческое свидетельство. Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери. Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени.
Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени.
Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел право вписываться в свидетельство.
Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя. Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами.
Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х годов. Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях.
«Положение о государственном промысловом налоге» от 8 июня 1898 года разрешило заниматься коммерцией без получения гильдейских свидетельств.
Сферы приложения купеческих капиталов
На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т. д. Многие купцы занимались винным откупом. В 1830-е — 1840-е в Сибири начинается добыча золота. В 1830-е — 1860-е годы появляются городские общественные банки. В 1840-е — 1860-е годы появляются пароходы, и создаются пароходства. В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система.
Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство частных винокуренных заводов.
Большую роль играл транспорт. Товары перемещались на большие расстояния, например, из Кяхты на ярмарку в Нижний Новгород. В середине XIX века формируются артели ямщиков, и купеческие компании по доставке грузов. Перевозки осуществляются на подрядной основе. Товары подрядчики перевозили, как правило, только по территории своего уезда, или губернии, а на границе товар передавали следующему подрядчику.
Также купеческие капиталы вкладывались в промышленное производство: бумага, ткани, стекло, вино и др. Мелкие купцы создавали небольшие заводы и мастерские по производству мыла, свечей, кожи и т. д.
Источник: www.disprom.ru