В жизни люди часто связывают себя различными отношениями: это могут быть семейные узы в случае брака, трудовые отношения между работником и работодателем и другие. Но зачастую можно встретить партнерские отношения – это такой тип связи между участниками отношений (ими могут быть как люди, так и компании), при котором основной целью взаимодействия является взаимовыгодное сотрудничество, и именно поэтому в таких отношениях могут принимать участие коммерческие организации.
В чем смысл партнерских отношений?
В отношениях между партнерами любые взаимодействия строятся на принципе паритета участников, то есть принципе равенства. Это необходимо для того, чтобы существовала реальная возможность учитывать интересы партнеров, иначе теряется весь смысл создания партнерства. Таким образом, партнерские отношения возникают в первую очередь из-за желания получить выгоду, ведь объединив усилия, можно добиться гораздо более эффективного результата. Но не только жаждой наживы руководствуются будущие партнеры при планировании совместного взаимодействия, партнерство – это также обмен опытом и культурными ценностями. В конце концов, настоящее партнерство начинается с желания его продолжить.
Бизнес с партнером
Как на практике осуществляются партнерские отношения?
Когда речь идет о ситуации, в которой партнерами выступают люди, все довольно просто. Два (или более) человека устанавливают договоренность между собой, которая строится на общем принципе «ты – мне, а я – тебе».
Кроме того, такие партнерские отношения можно оформить официально, создав, например, товарищество или общество с ограниченной ответственностью, правда, для этого необходима государственная регистрация. Зато в учредительных документах можно будет предусмотреть зоны ответственности для партнеров и, самое главное, способ распределения прибыли, полученной в результате совместной деятельности.
В случае же с юридическими лицами дела обстоят несколько сложнее. Союз нескольких компаний между собой также может проявляться в систематическом заключении сделок на условиях, выгодных для партнеров, но при этом возможно официальное подтверждение партнерских отношений между юридическими лицами.
Речь идет о реорганизации компаний, то есть когда в ходе слияния две организации преобразуются в одну. Если же партнеры не готовы пойти на столь ответственный шаг, то есть альтернатива. Существуют такие способы кооперации, как холдинги и группы компаний. Это наивысшая степень закрепления партнерских отношений между коммерческими организациями.
Суть такого способа объединения усилий, как группа компаний, состоит в том, что либо несколько организаций-партнеров осуществляют деятельность в одном определенном направлении, либо каждый из партнеров занимается своей узконаправленной деятельностью, но в то же время объединенные усилия всех компаний приводят к какому-либо полезному результату. В качестве примера можно привести строительную группу компаний, в нее входят несколько компаний-партнеров: одна занимается возведением зданий, вторая специализируется на внутренней отделке помещений, третья устанавливает окна и балконы и так далее. Таким образом, взаимодействие всех партнеров приводит к достижению результата – постройке многоквартирного жилого дома.
Таким образом, партнерские отношения складываются именно благодаря желанию партнеров получать выгоду от совместных действий. Такие отношения могут развиваться как на бытовом уровне (между людьми), так и на уровне крупных коммерческих организаций (например, при создании группы компаний).
Источник: dzen.ru
Виды отношений в бизнесе
Партнёрство, как мне кажется, можно отнести к одной из самых сложных форм организации предпринимательской деятельности. Причем, как на управленческом, так и на законодательном уровне. Вряд ли кто то решится оспорить утверждение, что если у вас плохие партнеры, или вы плохой партнер, то ваше совместное партнерство обречено на провал. И нередко, даже партнерство, созданное на основе двух успешных бизнесов. терпит крах через довольно короткое время своего существования.
Вступление.
Именно поэтому я уже не первый раз возвращаюсь к этой теме. Я уже довольно много написал о партнерстве. Например статья, статья или статья.
Но тема партнерства практически неисчерпаема. Постоянно сталкиваешься с новыми интересными историями о партнерстве, новыми примерами как положительных, так и очень плачевных результатов партнерства. И, перечитывая свои старые статьи, приходится их редактировать и писать новые о том, что не вошло в эти статьи.
Партнерство — какие виды партнерства бывают в малом бизнесе.
Прежде всего рассмотрим, какие виды партнерства встречаются в малом бизнесе.
По уровню организации, партнерство может быть двух видов. Первый — это зарегистрированная форма организации партнерства с участием двух, или более, физических или юридических лиц. Прежде всего, такое партнерство характерно для людей и бизнесов, которые занимаются ведением совместной экономической деятельности. Например, партнерский бизнес, партнерство в отношениях нескольких бизнесов и т.д.
Второй вид — это сотрудничество юридических или физических лиц, которое не закреплено в юридических документах, однако фактически существует и поддерживается. Например, партнерские отношения между бизнесом и его поставщиками или потребителями и т.д.
По форме организации, партнерство может быть нескольких видов:
1) Коммерческое партнёрство. Это организация партнерства, которая носит коммерческий характер, и имеют целью получение прибыли. Это форма организации присуща большей части всех партнерских бизнесов в мире. Как я уже писал, для такого партнерства больше подходят другие определения, например компаньонство.
2) Некоммерческое партнёрство. Этот вид партнерства представляет собой некоммерческую организацию, которая основана на добровольном членстве и оказывает содействие членам в достижении определённых целей — культурных, социальных и т.д.
3) Полное партнёрство. Представляет собой партнёрство, при котором партнеры несут равную ответственность, которая может быть солидарной или общей.
4) Ограниченное партнёрство. Представляет собой партнерство, в котором каждый из партнеров несет ограниченную, заранее оговоренную, ответственность.
5) Стратегическое партнёрство. Представляет собой сотрудничество физических или юридических лиц с долгосрочной перспективой. Как правило, это партнерство присуще состоявшимся бизнесам.
Партнерство со своими сотрудниками.
Хочу очень кратко остановиться еще на одном виде партнерства — партнерстве со своими сотрудниками. Эта тема стала очень модной в последнее время. И я хочу высказать свое мнение об этом.
Безусловно, мечта любого бизнесмена, в любом бизнесе, сделать так, чтобы его работники относились к его бизнесу как к своему собственному. Как этого достичь?
Есть довольно много теоретиков, которые считают, что провозгласив в бизнесе лозунг «все мы — партнеры», можно создать эдакий бизнес-коммуну, в котором каждый будет вкладывать все свои возможности в общее дело и получать соответственно своему вкладу. Т.е. предлагают превратить бизнес в некое модернизированное подобие утопическому социалистическому предприятию.
В таком бизнесе все должно быть прозрачно — все работники должны знать зарплату всех работников, которая начисляется в процентах от общей суммы, выделенной на зарплату. Все работники должны знать и уметь оценить вклад каждого работника в общее дело.
Не знаю, как вам, а мне такой бизнес кажется совершенно утопическим. Особенно бизнес в сфере производства.
Я вижу только один путь партнерства со своими сотрудниками, который опробовал и который приносит пользу и владельцу бизнеса и его работнику. Это создание работником своего малого бизнеса, отделившегося от основного и, затем, партнерские отношения между бизнесами.
Приведу пример из собственной практики. Для доставки продукции потребителям, мне приходилось держать на фабрике грузовик с водителем. Естественно, грузовик требовал постоянного обслуживания, а водитель не особо заботился об экономии топлива, не особо заботился о самом автомобиле, да и проследить за использованием его времени было очень сложно.
И я принял решение и предложил водителю выкупить у меня в рассрочку автомобиль и открыть свой бизнес по перевозкам. Он согласился и мы стали партнерами. Больше меня не заботил расход топлива, состояние автомобиля, и рабочее время водитель. Наоборот, он теперь сам торопил рабочих побыстрее загружать его.
Иерархия в партнерстве.
Я хочу остановиться еще на очень актуальном вопросе партнерства — вопросе иерархии партнеров. В малом бизнесе этот вопрос очень актуален. Ведь в малом бизнесе, в отличии от крупного бизнеса, редко существует иерархические структуры управления. Управленцами в малом бизнесе чаще всего выступают его владельцы. Поэтому в малом бизнесе можно выделить два варианта партнерских отношений.
Первый вариант — это равноправное партнерство. Двое или более партнеров имеют равные доли в совместном бизнесе. Они либо вкладывают равные средства в создание бизнеса, либо находят эквиваленты вложенным средствам — не об этом сейчас речь. Главное, что их роль в бизнесе равнозначна. И в этом равноправии могут крыться очень серьезные проблемы.
И основная из них, что такое партнерство может напоминать известную басню Крылова, когда лебедь, рак и щука будут тянуть бизнес в разные стороны. Конечно понятно, что ждет такой малый бизнес.
Второй вариант — это неравноправное партнерство. В таком партнерстве доли партнеров в бизнесе не одинаковы. Один из партнеров владеет большей долей бизнеса, например 60%, а второй меньшей — 40%. В этом случае партнер, обладающий большей долей бизнеса (назовем его старшим партнером), обладает большей властью в бизнесе. И его право голоса в различных ситуациях является решающим.
И чем больше разница в долях бизнеса, тем больше власти у старшего партнера. В некоторых странах это даже закреплено законодательно. И партнер, имеющий малую долю в бизнесе — например, менее какого-то определенного процента — может не иметь права подписи в документах бизнеса.
Младший партнер в этом случае обладает практически совещательным голосом, и его позиция во многом зависит от главного партнера. Такие партнерские взаимоотношения особенно характерны для бизнесов, созданных с формой организации ООО.
Заключение.
И в заключение я хочу предупредить о порочности очень распространенного вида партнерства. Речь идет о вынужденном партнерстве. Очень часто приходится слышать от бизнесменов, особенно неудавшихся, фразу «я вынужден был взять себе партнера из-за ….». И называется какая-либо причина, чаще всего отсутствие средств. Вынужденное партнерство почти всегда является смертным приговором еще не родившемуся бизнесу и очень редко приносит удачу.
Партнерство должно быть только добровольным. Нет денег на открытие бизнеса — ищи или инвестора, или банк на разумных условиях, или своди расходы по открытию бизнеса до минимума.
Повторяю, партнерство должно быть только добровольным. И критерий выгодности в партнерстве — необходимость друг в друге и финансовые показатели бизнеса. Если только партнерство позволяет достичь запланированные финансовые цели — партнерство выгодно.
Источник: bizguid.ru
Партнерские отношения в бизнесе — выгодное сосуществование
Современные бизнес-связи отражают сложный, целенаправленный процесс взаимной адаптации каждого субъекта экономической жизни к общим для них процессам.
Помимо конкуренции в рамках экономического пространства наблюдаются и партнерские отношения в бизнесе, позволяющие нескольким предпринимателям выгодно сосуществовать в одном занимаемом секторе.
В результате взаимовыгодного взаимодействия нескольких фирм образуется особая инфраструктура, качественно изменяющая бизнес-среду, расширяющая ее территориальные границы.
Современные партнерские отношения в бизнесе подразумевают взаимную ответственность, обоюдную честность, порядочность. Партнером является участник совместной деятельности, в том числе и предпринимательской.
Примечательно, что данное понятие уходит своими корнями в историю Франции, где так именовали партнера по карточным играм. Прежде чем именоваться таковым игрок должен был пройти предварительный жесткий отбор заслужить доверие и как человек, и как игрок.
Мир изменился, но игровые правила частично применимы сегодня и в бизнесе. Здесь также одни пытается обнаружить слабые места противника, другие блефуют, третьи ведут нечестную игру, а четвертые объединяют свои усилия, чтобы было легче вести и оборону, и наступление.
Стороной обычного гражданско-правого соглашения (договора, сделки, контракта) может быть любой субъект, именуемый контрагент. Но он не обязательно должен быть партнером по бизнесу.
Это могут быть просто текущие, разовые операции, ограничивающиеся условиями сделки. Партнерство же предполагает долгосрочное сотрудничество, и его параметры выходят за пределы письменных договоров.
Причины поиска партнера по бизнесу могут быть разными:
- недостаточность собственных средств;
- неуверенность в собственных силах;
- большой объем работы, с которой невозможно справится единоличными усилиями;
- стремление выйти из-под конкурентного гнета, опередить конкурентов;
- иные потребности.
Осознание конкретной необходимости (потребности) ведет к формированию интереса к отысканию партнера, обладающего определенными характеристиками.
Получается, что наличие неудовлетворенной потребности и точного представления о потенциальном партнере, способном удовлетворить данные потребности являются существенным условиями возникновения сотрудничества.
Причем, второй элемент этого условия (образ партнера) является более весомой, потому как от адекватности такого «представления» зависит конечный успех партнерства.
Формирующиеся партнерские отношения в бизнесе выступают не только важной составной частью предпринимательства, но и необходимым условием для некоторых договорных отношений между контрагентами.
Они предоставляют возможность обеим сторонам получить определенный уровень прибыли посредством обмена результатами деятельности по выгодной стоимости или на иных коммерчески приемлемых условиях.
В России партнерские отношения в бизнесе еще не достигли зарубежного уровня развития в сфере аналогичных связей.
Долгое время здесь существовали только разнообразные противоправные формы тайного сотрудничества: картели, синдикаты, которые заключали негласные соглашения об установлении единой ценовой политики в регионе, чем нарушали нормы антимонопольного законодательства.
Это не является партнерством в классическом его понимании, потому что подобное содружество открыто нарушает государственные нормы и права других предпринимателей.
Чтобы партнерские отношения в бизнесе были легальными, они не должны противоречить закону.
Источник: berichnow.ru