В наши дни обман потребителей не является редким правонарушением. Это случается довольно часто по вине недобросовестных продавцов и собственников торговых точек. Закон в данном случае полностью поддерживает покупателей и защищает их право на приобретение товара на честных условиях. В этой статье мы расскажем об этом правонарушении.
- Содержание статьи 200 УК РФ
- Что говорится об этом правонарушении в Административном кодексе РФ
- В каком случае можно ограничиться административным штрафом
Обвешенный покупатель имеет право на защиту со стороны закона, поэтому в УК РФ была введена ст. 200, которая утратила силу в декабре 2003 года.
Именно в ней предусматривались меры пресечения за обсчет и любой другой обман в отношении покупателя со стороны ИП или компаний, занимающихся реализацией товаров или продуктов, но только в случае нанесения потерпевшему значительного ущерба (он трактовался в примечании к статье как более 1/10 среднестатистической заработной платы).
Жулье из интернета. Как интернет-магазины обманывают покупателей
Ст.200 УК РФ уже утратила свою силу за обвес покупателей.
Во второй части перечислялись наказания, назначаемые за то же правонарушение, но если оно было совершено целой группой граждан, а также лицом, у которого уже есть судимость за такое же злодеяние, или в случае причинения крупного вреда (он должен был составлять не менее 1/10 средней заработной платы).
У статьи было примечание, в котором объяснялся размер значительного и крупного вреда.
Что говорится об этом правонарушении в Административном кодексе РФ
В КоАП РФ есть ст. 14.7, которая применяется в случаях, когда в отношении покупателей был замечен обман со стороны магазина. Например, если было доказано, что взвешенные продукты имели неправильный вес или продавец обсчитал вас, то тогда можно говорить об административной ответственности для правонарушителя.
Во второй части данной статьи говорится о наступлении определенных последствий при изменении каких-либо свойств товара с последующей его реализацией с целью введения в заблуждение конечных потребителей.
Состав преступления по статье
Объектом данного правонарушения являлись общественные отношения, которые обеспечивают интересы в экономической сфере, а также имущественного характера – для покупателей.
Объективной стороной определялся любой вид обмана потребителей во время совершения покупок.
Предметом данного правонарушения были какие-либо товары или денежные средства.
Сколько платить продавцу? Как обманывают продавцы?
Предметом правонарушения становятся деньги или товары.
Субъектом определялся дееспособный гражданин, достигший 16-летия. Как можно вывести из ст. 200 УК РФ, обычно им становился сам продавец или ИП, на которого была зарегистрирована деятельность. Если данные лица не были официально оформлены, то речь идет уже об ином преступлении, а именно о мошенничестве.
Субъективной стороной признавалась вина в виде прямого умысла.
Квалификация
Ранее такое преступление признавалось уголовно наказуемым, если его последствием было нанесение значительного или крупного вреда, а также если оно имело место вследствие действий целой группы лиц или того человека, который уже ранее был судим по той же ст. 200 УК РФ.
Теперь почти все правонарушения подобного рода проходят по ст. 14.7 КоАП РФ, а в особых случаях могут классифицироваться как мошеннические действия по ст. 159 УК РФ.
Как наказать продавца: куда жаловаться и как призвать к ответственности
Если вы заметили, что вас обсчитали, а продавец не признается в этом или говорит, что весы плохие (использует иную отговорку), то можно попытаться добиться справедливости на месте.
Для этого необходимо потребовать вызвать администратора или менеджера магазина и попробовать решить проблему с ним. В ином случае следует попросить книгу жалоб, в которой без эмоций изложить суть происшествия и привести факты правонарушения со стороны продавца. Также нужно указать свои контактные данные.
Через 5 дней можно снова пойти в тот же магазин и проверить в книге жалоб, был ли ответ на ваш запрос со стороны администрации. Если нет, то следует обращаться в вышестоящие органы с жалобами.
Ответственность по статье
По ст. 200 назначались разные меры пресечения. Если говорить о первой части, то предполагалось следующее наказание:
- штраф суммой в 100-200 МРОТ или заработной платы за 1-2 месяца;
- обязательные работы на срок 180-240 часов;
- исправительные работы на 1-2 года.
По ч. 2 данной статьи предусматривалось назначение более серьезной санкции, а именно заключение в тюрьму на срок до 2 лет с запретом на занятие некоторых видов должностей на 3 года.
Внимание! Если действия продавца подпадают под определение “мошенничество”, то выбираются меры пресечения, перечисленные в ст. 159 УК РФ. Наказание избирается по той части, по которой было классифицировано деяние.
По ч. 1 могут назначаться следующие меры пресечения:
- штраф суммой от 120 000 рублей или заработной платы за год;
- обязательные работы на 360 часов;
- исправительные работы на год;
- ограничение передвижений на 2 года;
- принудительные работы на тот же срок;
- арест на период до 4 месяцев;
- заключение в тюрьму на 2 года.
Если вас обманули в магазине, не бойтесь отстаивать свои права.
Допустим, правонарушение было совершено целой группой лиц или нанесло значительный ущерб человеку, пришедшему за покупками. В таком случае суд может назначить следующие меры пресечения:
- штраф суммой до 300 000 рублей или заработной платы за 2 года;
- обязательные работы на 480 часов;
- исправительные работы на 2 года;
- принудительные работы на 5 лет с ограничением передвижений на год;
- заключение в колонию на 5 лет с применением названной санкции.
Если в результате мошенничества был причинен крупный ущерб, судья избирает такие наказания:
- штраф в 100 000 – 500 000 рублей или суммой заработной платы за 1-3 года;
- принудительные работы на 5 лет с ограничением передвижений на 2 года;
- заключение в тюрьму на 6 лет с уплатой штрафа в 80 000 рублей или суммой заработной платы за 6 месяцев и ограничением свободы на 1,5 года.
Если оно было выполнено группой граждан и в особо крупном размере, то гражданина могут поместить в тюрьму на 10 лет с уплатой штрафа суммой в миллион рублей или заработной платы за 3 года и ограничением передвижений на 2 года.
В каком случае можно ограничиться административным штрафом
Как уже было отмечено ранее, в связи с отменой ст. 200 УК РФ почти всегда применяется ст. 14.7 КоАП РФ. Она предусматривает уже иные меры пресечения, исходя из обстоятельств происшествия. По ч. 1 данной статьи назначается штраф суммой:
- 3 000 – 5 000 рублей для физических лиц;
- 10 000 – 30 000 рублей для должностных лиц;
- 20 000 – 50 000 рублей для юридических лиц.
По ст.14.7 КоАП РФ предусматривается штраф, но в разных размерах для различных категорий граждан.
Если правонарушение было классифицировано по ч. 2 данной статьи, то штраф придется уплачивать в иных размерах для должностных и юридических лиц, но он останется в том же размере для простых граждан. Для первых он будет достигать от 12 000 до 20 000 рублей, а для вторых – от 100 000 до 500 000 рублей.
Заключение
Если вас обманули в магазине или другой торговой точке, вы можете попытаться решить проблему на месте или пойти жаловаться в вышестоящие инстанции. Такое правонарушение ранее определялось по ст. 200 УК РФ, но теперь оно классифицируется по ст. 14.7 КоАП РФ и наказывается штрафами.
Источник: prava.expert
Обман потребителя: каким он бывает и как защититься
У термина «обман потребителя» есть определение: это противоправные действия, нарушающие права покупателя, за которые виновных лиц можно привлечь к административной и гражданско-правовой ответственности.
Такие действия могут быть совершены в организациях, реализующих товары, выполняющих работы, либо оказывающих услуги населению. А также индивидуальными предпринимателями в сфере торговли – как должностными лицами, так и иными работниками (например, продавцами или кассирами).
Виды обмана потребителя:
1. Обмеривание – отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи.
2. Oбвешивание – отпуск товара меньшего веса или объема, чем определено договором купли-продажи.
3. Обсчет – взимание большей суммы, чем определено ценой товара, предусмотренной договором купли-продажи или реализация товара по цене, завышенной относительно цены, которая указана на ценнике или маркировке товара, или установлена уполномоченными государственными органами. Также обсчет бывает при утаивании излишней суммы, полученной от потребителя, или возврате ему только части этой суммы.
4. Введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара – продажа, либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции. Также сюда можно отнести злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре.
5. Нарушение других условий договора купли–продажи – например, реализация фальсифицированных товаров, продажа товара с предоставлением информации о стране происхождения, не соответствующей действительности.
Что делать, если вас обманули?
Обратиться с письменной претензией к продавцу (изготовителю), допустившему обман. В частности, потребовать возмещения вреда, причиненного обманом, а в установленных законом случаях и уплаты неустойки.
Обратиться с жалобой в управление Роспотребнадзора, полицию, в органы прокуратуры. По результатам ее рассмотрения, проверки изложенных в ней фактов, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за обман потребителей.
Если организация или индивидуальный предприниматель, допустившие обман, отказались добровольно удовлетворить требования или не ответили на обращение, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя (п.1 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» N 2300-1).
Источник: xn—-8sbehgcimb3cfabqj3b.xn--p1ai
Мошенники в маркетплейсах и не только — как не стать жертвой
Люди привыкли покупать онлайн, а маркетплейсы — удобный способ это делать. Кажется, что площадка должна проделать всю работу за вас: правильно отобрать партнеров, обеспечить вашу безопасность и гарантировать сделку. Нужно понимать, что маркетплейс — зачастую всего лишь посредник между вами и продавцом, при покупке товара многие вещи могут пойти не так, как нужно, и маркетплейс постарается их исправить. Но есть старый как мир развод, который точно говорит о том, что вас пытаются обмануть, — когда продавцу не хочется общаться на площадке, а он пытается перевести вашу переписку куда-то вовне, например, в мессенджер. Это явный признак того, что вас пытаются обмануть.
Один из наших читателей описал такую схему, посчитав ее новой, но она стара как мир. Давайте процитирую его сообщение:
Хочу рассказать о новом виде мошенничества, который появился на маркетплейсе Озон. Ежедневно появляются новые магазины на площадке у которых небольшой «типовой» набор хайповых товаров как то популярные смартфоны сяоми, тв самсунг, приставки сони пс5 и все это по ценам ниже рынка для привлечения жертв.
Доставка товара возможна только курьером продавца, на складе Озона они товар не размещают, это важный момент. Вся суть кидалова такова: юзер озона делает заказ на площадке, затем данный продавец пишет в личку на озоне покупателю, что мол извините товар кончился на складе Озон, но мол мы вам готовы сделать еще скидку и отправить товар яндекс доставкой (в обход озона разумеется) и предлагают перейти в вацап для последующего обсуждения.. ну а далее классика жанра, просят перевод на карту денег за товар и пропадают…а люди ведутся т.к. они уверены что продавец с озона это надежно и не кинут, да еще и ценник сладкий, итого бдительность падает и схема работает.
Цены крайне низкие, это сильно ниже рынка.. описание товаров состряпано коряво и кратко на скорую руку.. спустившись вниз в карточке товара вы найдете продавца и сможете глянуть всех их товары, там как правило до десяти популярных лотов по низким ценам в каждом таком магазине, всех объединяет доставка собственными курьерами, а не через озон…первые магазины были на ИП из симферополя, сейчас разные города
Я, узнав об этом, сразу обратился в тп Озона и рассказал им всю схему и что творится на их площадке, ребята обещали принять меры, но реагируют долго, а эти магазины плодятся как грибы, по 5 шт новых в день. По моей жалобе только один успели заблокировать, но это капля в море. Сейчас закину скриншотов и ссылки на такие фейк магазины.
Мне кажется стоит осветить это событие, привлечь внимание СБ озона и просто людей предупредить.
Отличает такие магазины то, что товар действительно стоит неприлично дешево, такая цена должна заставить вас задуматься, как она появилась и почему во всех остальных местах товар стоит дороже.
Мошенники пользуются тем, что многие люди доверяют маркетплейсу, в нашем примере это «Озон». И расслабляются, а дальше действуют по указке мошенников, чего делать, конечно же, нельзя.
Во всех случаях, когда вам предлагают перенести общение за пределы площадки, где размещен магазин, это признак того, что вас хотят обмануть. Неважно, где вы будете общаться, в WhatsApp или Telegram, на сайте продавца или где-то еще, это всегда обман. Никакие объяснения, что так удобнее, что система продавца работает только так, выслушивать не стоит, это обман.
Источник: mobile-review.com