Добрый день! Я шью одежду и хочу это делать под определенным именем (брендом), и я хочу чтобы это имя больше никем не использовалось.
Как именно это сделать и нужно ли быть для этого юридическим лицом? Заранее благодарю!
09 июля 2013, 09:56 , Оксана Белянина, г. Екатеринбург
Ответы юристов
Светлана Рысьева
Общаться в чате
«Бренд» представляет собой не столько
юридическое понятие, сколько маркетинговое, и рассматривается, как правило, чем
шире, чем товарный знак. Однако только товарный знак является объектом интеллектуальной
собственности, защита которого гарантируется нашим законодательством.
Согласно ст. 1477
ГК РФ товарный знак — это обозначение,
используемое для индивидуализации товаров. Регистрацию товарных знаков
осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной
собственности (Роспатент), а точнее — его подведомственное учреждение — Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт
Сертификаты в каспи. Как открыть бренд или как закрыть свой бренд от других?
промышленной собственности» (ФГБУ ФИПС). По итогам регистрации владельцу
товарного знака выдается охранный документ (свидетельство), подтверждающий его
исключительное право на товарный знак.
Правообладателем
товарного знака, а значит, и заявителем в заявке на товарный знак может быть только
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Регистрация
товарных знаков на физических лиц не допускается.
Вы можете
использовать свой знак (торговую марку, бренд, логотип) и без регистрации,
маркируя им товары или услуги, но в таком случае он не будет защищен надлежащим
образом
Если у
Вас на сегодняшний день нет надлежащего статуса ИП (но вы его оформляете и
очень хотите зарегистрировать товарный знак), заявка может быть подана на имя
дружественного ИП или юридического лица, а после получения необходимого статуса
право на заявку может быть передано (переуступлено). Процедура передачи прав на
заявку от одного лица другому с технической точки зрения несложная, однако
требует составления ряда документов и уплаты государственной пошлины, размер
которой на сегодняшний день составляет 4900 руб. Срок делопроизводства по
передаче прав в Роспатенте — 2 месяца. Кроме этого сама процедура регистрации
товарного знака требует определенных финансовых вложений.
Источник: pravoved.ru
Как зарегистрировать бренд

Маркетологи используют разного рода понятия в целях продвижения товаров. Могут употребляться такие категории, как слоган, бренд, торговая марка и другие обозначения. В сфере правового регулирования используется лишь одно понятие, которым оперирует законодатель – товарный знак.
Можно сказать, что бренд включает в себя товарный знак – и одним из способов его регистрации является регистрация товарного знака. Поэтому, когда вы задумывайтесь, как зарегистрировать свой бренд с нуля, вам надо ориентироваться на термин «товарный знак».
В этой статье эксперты Амигдала расскажут подробнее, как зарегистрировать бренд и логотип в России.
Зачем нужна регистрация бренда и логотипа?
Понятие «бренд» более широкое, чем понятие «товарный знак».
В судебной практике понятие «бренд» трактуется как термин, используемый в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определенным продуктом или услугой.
Бренд включает в себя название и иные визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы и символы). Это понятие используют при обозначении товара, пользующегося массовым спросом у потребителей, которые выделяют его среди других товаров. Таким образом, понятия «бренд» и «товарный знак» не тождественны, поскольку бренд является маркетинговым инструментом продвижения товаров на рынке.
Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, на которое признается исключительное право (согласно ст. 1477 ГК РФ). Таким образом, термин «бренд» охватывает более широкий спектр отношений, чем «товарный знак».
Советуем почитать
Правообладатель товарного знака (бренда) обладает исключительным правом использования товарного знака любым не противоречащим закону способом, в том числе:
- требовать возмещение ущерба в случаях нарушений, связанных с использованием бренда без согласия правообладателя;
- совершать любые коммерческие сделки, например, связанные с продажей, возможностью продажи франшизы, позволяет заключать лицензионные соглашения, совершать переуступку прав на товарный знак;
- сделать бренд нематериальным активом компании, что увеличит ее стоимость.
Преследуя цель защиты эстетических свойств продукта (внешнего вида упаковки, продукта в целом и др.), бренд может быть также зарегистрирован в качестве промышленного образца.
Кроме того, может быть установлена защита бренда в качестве фирменного наименования словесной части обозначения. Возможна также защита дизайнерских разработок (картинок, изображений) в логотипе, фирменном стиле компании.
Получить консультацию эксперта

Мелдир ЕрбулековаУправляющий партнер. Эксперт по товарным знакам
Форма: получить консультацию эксперта (не редактируйте этот текст. Блок сгенерируется автоматически)
Основные требования при регистрации бренда
Когда вы задумываетесь о регистрации товарного знака, вам необходимо проверить, возможно ли оформить эту процедуру. Не каждый логотип может стать товарным знаком компании или знаком обслуживания. Он должен соответствовать следующим условиям:
- Нельзя использовать официальные символы, например, герб государства или знаки международных организаций.
- ТЗ должен легко отличаться от других общепринятых символов.
- Нельзя вводить потребителей в заблуждение или создавать такой знак, который будет противоречить принципам морали.
- Товарный знак должен отличаться от тех, что уже зарегистрированы либо заявлены на регистрацию.
- Нельзя использовать названия произведений науки, литературы или искусства.
Это лишь основные требования к внешнему виду товарного знака. Все правила и требования вы можете найти в ст. 1483 ГК РФ.

Как зарегистрировать бренд: основные этапы
Советуем почитать
Давайте разбираться, что нужно для регистрации ТЗ. Весь процесс регистрации нового наименования бренда, например, бренда одежды, включает ряд шагов.
- Проверка бренда на возможность регистрации.
- Подготовка пакета документов.
- Подготовка заявления.
- Оплата государственной пошлины.
- Подача документов в уполномоченные органы или с помощью онлайн–сервисов.
- Оплаты государственный пошлины.
- Получение свидетельства.
Эксперты Амигдала помогут вам пройти все этапы и подготовить необходимые документы. С нами регистрация бренда и логотипа в Роспатенте пройдёт без проблем. Ниже мы подготовили для вас пошаговую инструкцию.
Как проверить, можно ли зарегистрировать бренд
Бесплатный поиск полезных моделей и изобретений
Когда вы подаете заявление на регистрацию товарного знака, убедитесь, что он не повторяет уже существующие изображения. Как это сделать? Можно использовать один из следующих способов.
Первый способ – использовать бесплатный сервис от компании Амигдала . Введите название товарного знака и проверьте, можно ли зарегистрировать такой или наименование уже занято.
Где ещё можно найти информацию? В едином реестре зарегистрированных товарных знаков. Он располагается на сайте ФИПС. Вы можете обратиться в ведомство и заказать услугу проверки ТЗ. Тарифы зависят от вида обозначения (словесное, изобразительное или другое), срока предоставления информации, а также от количества видов деятельности, по которым нужно проверить знак.
И последний способ – заказать экспертизу товарного знака у наших специалистов, вы сможете получить точные данные о том, можно ли зарегистрировать ваш ТЗ.
Источник: amigdala.pro
Инструкция: как зарегистрировать товарный знак через Госуслуги
Заявление на регистрацию товарного знака можно подать очно (явившись в офис Роспатента, отправив документы по почте) или заочно (через Госуслуги).
Хотя в конце июня в силу вступил федеральный закон № 193-ФЗ, предусматривающий возможность оформления брендов и для самозанятых, однако корректировка нормативной правовой базы пока никак не сказалась на сфере предоставления государственных интернет-услуг. Самозанятые подавать заявки через портал пока не могут, право оформления предоставлено лишь индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, их представителям и патентным поверенным.

Разберемся, как зарегистрировать свой товарный знак этим категориям людей через Госуслуги.
Шаг 1. Надо проверить бренд на уникальность и соответствие законодательству.
Товарный знак не должен «пересекаться» с брендами, работающими в той же сфере, в которой заявитель планирует торговать, предоставлять услуги или выполнять работы. Проверить предлагаемое наименование на уникальность можно на сайте «Онлайн Патента».
Помните, что выбранное вами обозначение должно соответствовать параметрам, заданным российским законодательством.
Шаг 2. Регистрируем на сайте «Госуслуг» аккаунт от ИП или юрлица.
Нажимаем на кнопку «Получить услугу».

Далее алгоритм будет такой:
Определяем, кто подает заявку (сам заявитель или его представитель)

Указываем адрес для переписки, электронную почту. Прикладываем дополнительные документы, предусмотренные для регистрации (например, согласие на обработку персональных данных, заявление, описание товарного знака). Дополнительно – подтверждаем оплату государственной пошлины.

Формат и объемы предоставления этих материалов определен в рубрике «Документы, необходимые для получения услуги». Ее можно открыть, нажав на кнопку «Описание услуги».

Подписываем квалифицированной электронной подписью все представленные документы, проверяя их на соответствие и комплектность;
В личном кабинете можно проконтролировать, зарегистрировали ли направленный вами пакет материалов в Роспатенте.
На что обратить внимание?
1. Самостоятельная бесплатная проверка товарного знака, о котором мы говорим в шаге №1, касается исключительно словесных обозначений уже оформленных брендов.
2. При регистрационных процедурах важно определить правильно класс или классы МКТУ, по которым будет защищаться товарный знак. Подобрать этот параметр можно на сайте «Онлайн Патента».
3. Не забудьте рассчитать и оплатить самостоятельно госпошлину.
Методологическую помощь окажет либо онлайн-калькулятор Федерального института промышленной собственности, либо сайт Роспатента (раздел 2).
Вот так выглядит онлайн-калькулятор

Учитывайте, что госпошлины фактически дробятся на две части:
- Первая — касается оплаты регистрации заявки и экспертной работы;
- Вторая — предусматривается за процедуру регистрации товарного знака и выдачу свидетельства.
Ошибки, допущенные при указанных выше операциях, приведут к неблагоприятным последствиям:
- Если допустили дефект при выборе МКТУ, то на практике (после оформления) могут возникнуть проблемы с правовой защитой выбранного бренда;
- Если есть недостатки в оплате госпошлины, то в этом случае потребуются длительные бюрократические процедуры, направленные на корректировку ситуации. Например, если неправильно указали код бюджетной классификации (КБК), то в последующем потребуется направить ходатайство на имя главного бухгалтера Роспатента о зачислении платежа на правильный КБК.
4. Помните, что для подписания материалов от имени юрлица или ИП потребуется электронная подпись (КЭП). Для того, чтобы ее получить необходимо тоже пройти квест:
- надо обратиться в ближайший Удостоверяющий центр ФНС;
- к заявке следует приложить паспорт; СНИЛС лица, обратившегося с просьбой о выпуске; ключевой носитель (токен), сертифицированный ФСТЭК и ФСБ; ИНН физического или юридического лица; устав или выписку из ЕГРЮЛ / ЕГРИП по желанию.
Сотрудники ФНС, проверив документы, записывают сертификат на ключевой носитель максимум за 15 минут. Возможны исключения из этого правила: если в системе нет необходимых сведений для формирования КЭП, то тогда гражданину придется приехать в налоговую еще раз в другой день (срок оказания услуги вправе увеличить до 5 дней).
Как видите, регистрация товарного знака через Госуслуги — не самый простой процесс. Проще обратиться к профессионалам, чтобы они взяли на себя всю бумажную работу.
А по Мадридской системе зарегистрировать товарный знак на Госуслугах вообще нельзя. Сделать это можно здесь.
Источник: onlinepatent.ru
