Производство
Проверить франшизу или Заказать франшизу
Получить бизнес-план
У многих людей, думающих о своём бизнесе, собственная пилорама ассоциируется с небольшим свечным заводиком, владение которым в дореволюционное время считалось делом чрезвычайно надежным, хотя и умеренно выгодным. Собственно, поэтому на форумах нередко можно прочесть посты на тему: «есть желание запустить свою пилораму».
В пользу этой идеи предприниматели приводят, казалось бы, железные аргументы. Во-первых, Россия – лесная страна, так что с сырьем не должно быть проблем. Во-вторых, пиломатериалы являются традиционным стройматериалом, значит, и со спросом, по логике вещей, все в порядке. В-третьих, готовый и очень подробный бизнес план пилорамы — своего рода «дорожную карту» — найти можно без проблем.
Состояние отрасли и особенности бизнеса
В последнее время лесопереработка находится на подъеме: по 3 % и 5,7% роста. Во многом, это связано с началом торгов на электронной бирже в Санкт-Петербурге, что позволило устранить фактор посредничества и протекционизма. Особенно сильно развивается сопутствующее пеллетное производство.
Как открыть пилораму? Бизнес-план пилорамы. Фин. модель пилорамы. Как заработать на лесопилении?
Что касается конкретно пиломатериалов – продукции пилорам — то производство распиленной древесины, судя по всему, находится в стагнации. После падения на 12 %, произошел так называемый отскок на 4,8 %.
«По факту, бизнес на пилораме испытывает на себе трансформации рынка, на котором наблюдается востребованность в более глубокой переработке. Вместо досок сегодня нужно делать двери и рамы, вместо бревен – срубы», — комментирует эксперт по лесопереработке Михаил Ягодов. По его словам, стоимость пиломатериалов на рынке резко снижает и даже уводит в минус рентабельность лесопилки.
Но что интересно: в России почти 90% пиломатериалов приходится на хвойные породы, тогда как выпуск распиленной лиственной древесины недопустимо мал и не соответствует потребностям рынка. Но и здесь происходит быстрое заполнение ниши мощными игроками. В целом, предпринимателю, мечтающему о своей пилораме, нужно быть готовым к «удушающей» конкуренции с лидерами, в частности, с ЗАО «Лесозавод 25», с предприятиями Segezha Group и так далее.
«У них и свои леса, и лучшее оборудование, и отличная логистика», — объясняет особенности бизнеса на пилораме разорившийся бизнесмен Василий Ганза.
Что представляет собой готовая продукция пилорамы
Основными потребителями продукции пилорам являются строители всех мастей, начиная с шабашников и заканчивая крупнейшими стройтрестами. Они и диктуют спрос на следующие пиломатериалы:
- сухая или сырая доска;
- бруски для облицовки;
- брус;
- вагонетка;
- погонаж;
- бревно стропильное обрезанное;
- бревно оцилиндрованное.
Кроме того, транспортные и логистические компании обеспечивают спрос на поддоны, а еще энергетические компании и производители кабельной продукции активно заказывают катушки.
Какого размера должен быть цех?
Судя по форумам о частных пилорамах, единого мнения на счет, какой должна быть площадь под этот бизнес, нет. Участники обсуждений считают, что необходимо ориентироваться исключительно на свою производственную политику.
Даже при упоре на необрезную доску сразу же будет теряться 20-25 % кубатуры, хотя в своих рекламных роликах и статьях продавцы пилорам гарантируют выход на уровне 90%. Если зацикливаться исключительно на лесопереработке, то для элементарного выживания должно соблюдаться соотношение цен на «кругляк» и пиломатериалы 1 к 2.5. Однако не реально найти такие условия поставки. В лучшем случае, это возможно при наличии разрешения на самостоятельную вырубку и аренде места рядышком».
В данном случае размер площадей цеха и склада зависит от объема инвестиций. Чем больше вложений в оборудование, тем лучше должны быть показатели производства, тем значительнее доход. Однако, порядка 70% вновь организованных предприятий по лесопереработке разорились, несмотря даже на полученные разрешения на вырубку леса. Между тем, деньги были потрачены немалые: речь шла о нескольких миллионах рублей.
Анализ банкротств показал, что конкуренция с лидерами рынка приводит к тому, что даже доставка из леса своего «кругляка» приводит к убытку всего предприятия. И, напротив, оказывались на плаву совсем небольшие пилорамы с инвестициями до 700 тыс. рублей. Они вырубкой не занимались и покупали достаточно дорогой «кругляк» на рынке, где поставщики диктуют свои условия.
«Начали сразу с глубокой переработки леса, — делится опытом бизнесмен Сергей Шапошников. – Делаем обрезную доску, брус, оцилиндрованное бревно с привязкой для сборки под ключ заказанных дачных домиков, бань, беседок. Если подойти с умом, даже это дело будет прибыльным. Словом, производственный план должен быть кастомизирован».
Как открыть лесопилку с нуля?
Как правило, открыть лесопилку с нуля хотят люди, знающие толк в этом деле. Кто-то уже работал на лесопереработке, кто-то плотничал, кто-то профессионально занимается закупкой пиломатериалов. Для них составить бизнес план ленточной пилорамы и подробную смету не составит труда. Если оставить за скобками хлопотную и трудоемкую лесозаготовку и сосредоточиться только на планировании лесопильного производства, то стать предпринимателем достаточно просто. Для этого нужно пройти основные этапы:
Выше мы уже писали о том, что пилорама должна располагаться в удобном месте с подъездами и хорошей логистикой. Так как открыть пилораму с нуля и где она будет рентабельной? Проще всего расположить ее на окраине города как можно ближе к лесу. Помните, что деревообработка сопровождается сильными шумами, поэтому рядом не должно быть жилых зданий.
В цеху обязательно должна присутствовать вода — она необходима для работы некоторых станков. Для размещения производства вам понадобится достаточно большая площадь — обычно используется не менее 1000 м2 земли.
Обратите внимание: кроме воды к пилораме должна подходить трехфазная линия на 400кВт. Она необходима для работы станков и обеспечения административного здания.
На территории пилорамы расположится:
- рабочий ангар со станками (550-600 м2);
- навес для хранения “оперативного запаса” сырья (50 м2);
- эстакада для разгрузки (100 м2);
- склад для хранения бревен (100 м2);
- склад для хранения готовой продукции (100 м2);
- административное здание (50 м2).
Оборудование и персонал
На рынке представлено множество вариантов оборудования для пилорамы. Самым качественным является американское и европейское оборудование, но цены на него достаточно высокие, особенно после падения курса рубля. Поэтому лучше всего закупить российские или китайские станки. Для пилорамы производительностью в 1000 кубов в месяц вам понадобится:
- круглопильный станок (2 ед) — 1 000 000 р за штуку;
- ленточная пилорама — (2 ед) — 150 000 р за штуку;
- многопильный станок (2 ед)- 200 000 р за штуку.
Закупайте качественное оборудование — оно прослужит максимально долго без капитального ремонта
Из сотрудников вам необходимо будет нанять:
- 6 рамщиков;
- 2 заточника;
- 6-8 рабочих.
Также вам понадобится бухгалтер (можно нанять на полставки или оформить договор аутсорсинга) и менеджер-управляющий, роль которого на первых этапах можете играть вы.
Расчет рентабельности
Пришло время составить детальный бизнес-план пилорамы с расчетами, чтобы определить ее рентабельность. Посчитаем предполагаемые инвестиционные расходы на пилораму, выпускающую 700 кубов в месяц:
- Регистрация ООО, получение всех необходимых разрешений — 50 000 р.
- Покупка оборудования и заполнение административной комнаты — 2 900 000.
- Закупка сырья для начала работы — 1 300 000.
- Прочие расходы на организацию процесса — 200 000.
Теперь посчитаем операционные (ежемесячные) расходы:
- Аренда земли и помещения — 100 000 в месяц (1 200 000 в год).
- Заработная плата — 180 000 в месяц (2 160 000 в год).
- Коммунальные услуги — 25 000 в месяц (300 000 в год).
- Налоги и отчисления — 60 000 в месяц (720 000 в год).
- Прочие расходы 20 000 в месяц (250 000 в год).
Итого ваши расходы за год составят 9 100 000 рублей.
Пилорама полностью окупает себя уже в первый год
Теперь посчитаем рентабельность. 1 куб древесины в России в среднем стоит 1500 рублей, тогда как цена готовой продукции составляет 5 000 рублей (цены середины 2016 года). Себестоимость 1 кубометра материалов — примерно 3 290 рублей (отходы при распиловке составляют 50% плюс текущие расходы). Доход с одного кубометра — 1 710 рублей.
Выпуская 700 кубов сырья за месяц, вы зарабатываете 1 197 тысяч за 30 дней или 14,3 миллиона в год. Все ваши вложения полностью окупятся за 8 месяцев, после чего предприятие начнет приносить чистую прибыль. Теория практически не расходится с практикой в цифрах — 95% грамотно открытых лесопилок полностью окупаются за 8-10 месяцев. Причем в данном подсчете не учтена дополнительная прибыль — из отходов лесоматериала можно собирать поддоны, катушки, делать различные заборчики и бруски, которые позволят вам поднять рентабельность предприятия. Дополнительно следует учитывать наличие опилок — их можно использовать для сушки досок или для производства пеллет, что также приносит дополнительную прибыль.
Источник: business-jour.ru