Для того чтобы определить масштаб бизнеса необходимо провести анализ предприятия на корпоративном уровне и на уровне бизнес — единицы. Для этого составим следующие таблицы.
Анализ на корпоративном уровне
Наименование рассматриваемого аспекта
Ответы на вопросы
Предприятие производит не только различные марки цемента, но и клинкер, мел, калийно-известковые удобрения. Также оно предоставляет услуги по переработке давальческого сырья, осуществляет строительные работы, посредническую деятельность, занимается оказанием транспортных и экспедиторских услуг.
В ОАО «Белцемент» разработана перспективная программа природоохранных мероприятий, позволивших существенно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу. Так, на заводе планируется провести модернизацию существующего природоохранного оборудования. Кроме того, современным оборудованием будет укомплектована санитарно-экологическая лаборатория.
Координата заинтересованных сторон
Основной заинтересованной стороной являются инвесторы, в качестве которых выступает холдинг ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».
«МАСШТАБ ВАШЕГО БИЗНЕСА = МАСШТАБУ ВАШЕГО МЫШЛЕНИЯ».
13.04. 2006 г. на исследуемом заводе состоялась рабочая встреча губернатора Белгородской области Евгения Савченко и председателя Совета директоров ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Филарета Гальчева. На ней были подведены итоги сотрудничества в 2005 г. и рассмотрены перспективы его развития. Так ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» сообщил о том, что планирует вложить в 2006-2007 гг. в расположенные в области заводы ОАО «Белгородский цемент» и ОАО «Осколцемент» более 670 млн. руб.
В результате вложений объем производства ОАО «Белцемент» должен достичь 2,2 млн. т. в 2006 г. и 2,6 млн. т. в 2007 г.
Предприятие не только обеспечивает цементом промышленные предприятия и население, но и оказывает транспортные и экспедиторские услуги. В настоящее время на заводе внедрена комплексная система управления производством, благодаря которой повысилась эффективность сбытовой деятельности компании. Это дает предприятию серьезные конкурентные преимущества, так как оно имеет возможность выполнить обязательства перед клиентом, эффективно управляя отгрузками и поставками продукции.
Средство для изменения масштабов
Холдинг ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», куда входит анализируемое предприятие, осуществляет вложения в цементные заводы Белгородской области, которые осуществляются в рамках среднесрочной инвестиционной программы холдинга сроком до 2008 г. на сумму более 560 млн. долл.
Кроме того, в Липецкой, Воронежской и Рязанской областях планируется построить три современных цементных завода. Все это позволит увеличить мощности входящих в группу холдинга заводов к 2010 г. более чем на 9,2 млн. т. и будет способствовать обеспечению цементом национальной программы по строительству доступного жилья и позволит избежать прогнозируемого экспертами строительного рынка дефицита цемента.
Инвестирование завода сокращать не стоит, а наоборот, только увеличивать. Инвестиции должны быть направлены на поддержание и увеличение действующих мощностей, развитие карьеров и обновление техники, осуществление программы повышения качества продукции. Также вложения в предприятие должны быть направлены на модернизацию существующего природоохранного оборудования и установку новых видов оборудования.
На предприятии используется ценовая политика «издержки плюс прибыль». Издержки определяются по методу «полных затрат», то есть в калькуляцию себестоимости включаются переменные и постоянные затраты. Данная ценовая политика заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Размер наценки — переменный.
Ценность отдельных видов бизнеса для потребителей предприятие может повысить путём снижения себестоимости реализованной продукции, а, следовательно, и цены. Для этих целей также возможно использование определенных скидок для постоянных клиентов или при покупке крупных партий товара.
Основой синергии между производством цемента и доставкой его потребителям может стать внедрение на предприятии системы управления железнодорожными перевозками. Это поможет существенно ускорить процесс их оформления и повысить эффективность сбытовой деятельности компании.
Теперь проведем анализ предприятия на уровне бизнес — единицы, который отразим в таблице 2.5
Анализ на уровне бизнес-единицы
Наименование рассматриваемого аспекта
Ответы на вопросы
Предприятие выпускает продукцию:
1. Портландцемент (ГОСТ 10178-85): ПЦ 600 ДО; ПЦ 550 ДО; ПЦ 500 ДО; ПЦ 400 Д20; ПЦ 400 ДО;
2. Портландцемент для производства асбестоцементных изделий (ТУ 21-26-18-91);
3. Шлакопортландцемент (ГОСТ 10178-85): ШПЦ 400;
4. Сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками (ГОСТ-22266-85): ССПЦ 400 Д20;
5. Портландцемент тампонажный (ГОСТ 1581-85): ПЦ 500 ДО, и др. виды портландцемента;
6. Клинкер портландцементный.
Потребителями данной продукции являются промышленные предприятия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленное строительство. И еще одной группой потребителей цемента является население, использующего цемент для собственных нужд.
Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного морей, в Европу транзитом через Украину дает возможность экспортировать свою продукцию с наименьшими затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими фирмами и портами дают предприятию возможность доставлять продукцию по требованию партнеров по всему миру.
Следует отметить, что продукция данного завода успешно используется не только в строительных компаниях России, но и в 45 странах мира.
У предприятия нет потребности в новых поставщиках сырья, так как оно долгое время работает с постоянными и надежными партнерами, и, кроме того, предприятие располагает собственной уникальной сырьевой базой — карьерами мела и глины, надежным перерабатывающим оборудованием.
Средства для изменения масштаба
ОАО «Белгородский цемент» необходимо произвести снижение цены. А это возможно путем внедрения на предприятии высокоэффективных энергосберегающих технологий и доведения доли сухого способа производства цемента хотя бы до 20-30%. Это позволит увеличить сбыт продукции, и, соответственно, обеспечит рост прибыльности.
Инвестировать средства следует во все виды продукции, так как они пользуются большим спросом на цементном рынке. Предприятию следует развивать долгосрочные отношения с потребителями своей продукции, предлагать новые варианты взаимовыгодных отношений, производить более качественную продукцию, чем у конкурентов.
Также нужно обязательно снижать издержки, которые присутствуют при производстве продукции на исследуемом предприятии, которую производят устаревшим и энергоемким «мокрым способом», требующем больших затрат топлива и энергии.
Проведя анализ ОАО «Белгородский цемент» на корпоративном уровне и на уровне бизнес — единицы, можно сделать заключение, что масштаб бизнеса данного предприятия достаточно большой. Об этом говорят такие аспекты, как координата заинтересованных сторон, ассортимент продукции, охват потребителей, географическая координата.
Холдинг ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» вкладывает в завод огромные средства на увеличение действующих мощностей, на модернизацию существующего оборудования и установку новых видов оборудования. Предприятие выпускает качественную и сертифицированную продукцию, которая пользуется большим спросом. Оно имеет постоянных потребителей, которые ценят товарную марку выпускаемой продукции. Также завод занимает выгодное географическое положение, позволяющее успешно проводить экспортно-импортные операции.
Источник: studbooks.net
КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ МАСШТАБЫ БИЗНЕСА?
Какие виды деятельности по разработке, производству и продаже продукта новой компании следует взять на себя, чтобы развиваться максимально успешно и быстро? Какое производство передать поставщику или партнеру? Следует ли заявлять права собственности на весь продукт или стоит пойти на модульное устройство бизнеса и открытые стандарты? Что подталкивает эволюцию от закрытой архитектуры продукта, права на который принадлежат одному собственнику, к открытой? Нужно ли компании стараться сохранить права собственности на весь продукт, когда уже появились открытые стандарты?
Решение о том, что производить самой компании, а что получать от поставщиков и партнеров, во многом определяет шансы на успех нового бизнеса. Все хорошо знают теорию, главными понятиями которой являются «основной бизнес» и «специализация». Если какой-то вид деятельности соответствует вашему основному бизнесу, то занимайтесь им сами, а если он не соответствует и есть фирмы, специализирующиеся на этой деятельности, — передайте им производство 1 . Руководство обычно поступает в соответствии с этой теорией.
Верна ли теория? Проблема в том, что не всегда легко определить, какие виды деятельности относятся к вашему основному бизнесу, а какие нет. Сегодня вам кажется, что то или иное производство не входит в него, а завтра вы поймете, что именно от него зависит успех всей компании и вам просто необходимо включить его в свой процесс.
Рассмотрим, например, решение IBM передать производство микропроцессоров для своих компьютеров компании Intel, а производство операционных систем — компании Microsoft. Эти решения руководство IBM приняло в начале 1980-х годов. Сама же компания должна была сосредоточиться на том, что она умела делать лучше всего, — на разработке, сборке и продвижении на рынок персональных компьютеров.
С точки зрения истории развития компании эти решения представлялись вполне мудрыми. И Intel, и Microsoft прежде были никому не известными компаниями с минимальными прибылями, и деловая пресса на все лады расхваливала решение IBM передать им производство компонентов для своих компьютеров. Таким образом, IBM удалось резко сократить время разработки и запуска новых компьютеров. И все-таки, передав часть своего производства, IBM ввела в бизнес две другие компании, которые впоследствии стали получать самые высокие прибыли в отрасли, а ведь их могла бы получать и сама IBM.
Был ли у руководства IBM шанс предугадать, что это мудрое решение так дорого обойдется компании? Поставим вопрос шире: может ли исполнительный директор, который, как глава IBM в начале 1980-х годов, запускает новый перспективный бизнес, заранее знать, какие виды деятельности будут реально необходимы компании в будущем, чтобы оставить соответствующее производство в компании? 2
Прошлый опыт часто вводит нас в заблуждение относительно будущего, поэтому единственный способ правильно предсказывать будущее — положиться на хорошую теорию. Чтобы описать, как тот или иной род деятельности становится основным или побочным, нам необходима теория, основанная на классификации условий и ситуаций. В пятой и шестой главах мы опишем этот механизм и покажем, как руководитель может использовать нашу теорию.
Источник: studref.com