Как оптимизировать логистические бизнес процессы

Благодаря проведенному анализу во второй главе данной работы было выявлено ряд проблем, которые напрямую влияют на логистическую и общую деятельность компании. Основные проблемы, которые выделили авторы представлены ниже:

  • Недостаток информационных технологий, инструментов в организации деятельности
  • Отсутствие четко организованных БП и ответственных, заинтересованных в них лиц
  • Слабая организация маркетинговой и информационной системы
  • Зависимость от поставщика
  • Низкоквалифицированный персонал
  • Нет менеджера лидера
  • Слабо используются современные инструменты логистического управления
  • Один работник выполняет обязанности нескольких сотрудников
  • Отсутствуют налажено прописанных бизнес-процессы
  • Дискоммуникация между операторами и торговыми представителями
  • Нет четко продуманных планов закупок
  • Непроработанная система закупок и отслеживания запасов на складах
  • В среднем 0-2% недопоставки каждый месяц, что в сумме приносит потери на 3 — 4 млн.тг. в год.

Таким образом, все проблемы можно разделить на внутренние и внешние. Авторы выбрали несколько мероприятия по оптимизации логистической деятельности для компании, которые могут решить несколько проблем сразу.

Оптимизация склада. Что и для чего оптимизируем? Как это делаем?

Первое мероприятие, которое значительным образом оптимизирует и облегчить рабочую жизнь сотрудников — это прописание бизнес-процессов.

Бизнес-процесс — это последовательность действий с использованием ресурсов, технических средств, материалов, управляющих методик, которая постоянно повторяется с целью создания продукта для потребителя. Когда есть прописанные регламенты, инструкции и процессы, внедрение нового сотрудника (и замена другим сотрудником, если этот не справится) займет меньше времени.

От правильно организованной логистической работы в компании зависит многое, начиная от своевременной подачи сырья на производства, управление материального потока внутри производства, и заканчивая реализацией продукции и доведение продукта до потребителя в нужное время и с наименьшей стоимостью. Для эффективности работы каждого звена цепочки следует иметь четкое описание любого бизнес — процесса логистики.

Чтобы разработать четкую инструкцию и описать бизнес-процесс, авторы предлагают разбить создание описания в несколько этапов для структурированного подхода к работе:

  • Действия. Первым подготовительный этап включает в себя полный список действий, чтобы выполнить ту или иную логистическую операцию. В данный список следует включить все манипуляции выполняемые сотрудником и даже больше. Необходимо посмотреть на процесс со всех сторон, чтобы исключить появление различных ошибок и издержек. Также на данном этапе следует обозначить ответственных за выполнения различных действий и каждого шага. Отдельным списком следует отметить все входы и выходы материальных, информационных и денежных потоков, которые проходят через определенную операцию. Таким образом, будет понятно как взаимодействует тот или иной бизнес-процесс посредствам различных потоков с внешней средой и факторами, а именно с поставщиками, потребителями, государственными органами.
  • Структурированность. На втором этапе следует создать алгоритм выполнения того или иного задания. Данный этап подразумевает пошаговую инструкцию по выполнению работы, где обозначено какое действие за каким следует. На данном этапе важно продумать все шаги, чтобы не получилось ошибок в работе. Например, отправка груза не может быть прописана перед получением необходимых сопроводительных документов, или выяснение всей информации о транспортировке не может быть после выставление счета клиенту и т.д.
  • Результат. Последним этапом является четкое описание результата, который хотят видеть руководители при завершение той или иной логистической операции. На данном этапе следует обозначить качественные и количественные параметры работы. Например, время обработки заявки 15 минут, производство готовой продукции 3 дня, или отгрузка товара со склада составляет 30 минут и т.д.

Четкое следование по данным этапом, упростит процесс создание описания бизнес-процессов. Зачастую, на начальном этапе открытия своего бизнеса, руководители не придают большого значения описанию бизнес-процессов. С данной проблемой начинают сталкиваться при расширение своего бизнеса, открытие новых филиалов или при увеличение объема продаж и производства, как и случилось в компании «MehKaz». При данном расширение своего бизнеса появляется сложность во взаимодействие между персоналом, отделами компании и процессами.

Оптимизация работы предприятия: анализ бизнес-процессов логистики

Данное мероприятие имеет огромные преимущества, ведь на осуществление и внедрения описанных бизнес-процессов не требуется никаких финансовых вложений. Единственный ресурс, который затрачивается во время проведения мероприятия — это время самих сотрудников, которые принимают участие в создание описания. При командной работе над конструированием процессов также снижается риск ошибок и того, что какие-то моменты будут упущены и описание будет неполным. Несмотря на относительно низкую затратность, мероприятие имеет высокую эффективность, а именно: исключается риск появление ошибок в работе; постановка понятных целей и задач для каждого бизнес-процесса; передача оперативного управления в руки рядовых менеджеров, что позволяет освободить время руководителей для продумывание стратегии развития; повышение уровня клиентоориентированности; сокращение времени на обучение нового персонала; обоснованность ресурсов и многое другое.

Ответственные за написания бизнес-процессов следует назначать несколько человек и разных должностей. Предложенная комбинация ответственных в написание инструкций обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, рядовые сотрудники отделов наилучшим образом имеют представления о своей работе. Например, сотрудник складского помещения лучше знает все тонкости своей работы, сколько ему потребуется времени или каким образом происходит упаковка груза, чем руководитель компании.

Во-вторых, руководитель отдела лучше понимает работу всего своего отдела, он знает всю картину взаимодействия различных сотрудников между собой внутри отдела и знает каким образом происходит взаимодействие своего отдела с другими отделами компании. Например, руководитель складских помещений без труда может описать каждый этап работы своего отдела, понимает каким образом происходит взаимодействие с транспортным, бухгалтерским и таможенным отделом.

Читайте также:  Покупка бизнеса в Италии может быть

В-третьих, участие руководителя компании в описание бизнес-процессов также имеет большую важность, потому что именно руководитель обозначает параметры эффективности выполнения различных операций. Например, Галия Билялова, во время интервью, отмечает, что в логистике до сих пор нет единых стандартов, которые определяют эффективность работы логистических компаний. Например, каждый руководитель сам определяет уровень допустимого брака в производстве или скорость обработки входящей заявки и т.д.

В качества примера, авторами была составлена таблица показателей описания бизнес-процесса складского помещения в таблице 11.

Таблица 11 — Пример описания бизнес-процесса складской логистики

Источник: vc.ru

Как оптимизировать внутреннюю логистику предприятия?

Как оптимизировать внутреннюю логистику предприятия?

В цену продажи производимой продукции входят транспортные издержки, складские затраты и стоимость логистического сервиса. Любое предприятие стремится к их сокращению. Но при управлении внутренней логистикой компании сталкиваются с простоями транспортных средств, работой в несвязанных информационных системах и дисбалансом планирования перемещений.

В конечном счете возникают финансовые потери. Ключом оптимизации может оказаться комплексное логистическое решение, закрывающее вопросы управления автопарком, заявками и интеграциями с внешними системами.

В современных условиях эффективная организация внутренней логистики — ключевое конкурентное преимущество на рынке. В статье рассмотрим, как автоматизация процессов увеличивает количество и скорость выполнения заказов, экономит время диспетчеров и сотрудников цеха и сокращает простои транспорта до 40%.

  1. Внутренняя логистика: задачи и бизнес-цели
  2. Логистический комплекс для автоматизации внутренней логистики
  3. Проектная технология: план развертывания системы
  4. РАУ АйТи: разработчик и интегратор решения

Внутренняя логистика: задачи и бизнес-цели

На корпоративном рынке оптимизация внутренней логистики стала драйвером снижения затрат, повышения производительности и создания конкурентного преимущества. Внутренняя логистика подразумевает управление сотрудниками, транспортными средствами, материалами и информацией для доставки в пределах предприятия. Однако организации сталкиваются с рядом проблем при управлении внутренними логистическими операциями.

«Методология «бережливого производства» — борьба с потерями в непроизводительных, вспомогательных операциях — перекочевала из производства в логистику, так как логистика – это тот же производственный конвейер, только услуг, а не товаров»

Николай Лобанов, основатель логистической консалтинговой компании «Лобанов-логист»

Частая проблема предприятий — потеря времени сотрудниками, работающими в несвязанных информационных системах. Отчеты создаются вручную в Excel, что приводит к задержкам и ошибкам. Диспетчеры могут не располагать точной информацией о наличии транспортных средств, статусе работы и местонахождении водителей. Приходится звонить и вести «прямую» коммуникацию, что приводит к снижению эффективности и конфликтным ситуациям.

Другая проблема — простой транспортных средств, который составляет до 40% рабочего времени. Простои увеличивают затраты на ГСМ, дисбаланс в планировании становится причиной нехватки транспортных средств на некоторых объектах. Как следствие, транспортировочные процессы останавливаются, а производственные издержки растут.

Часть водителей могут простаивать в очередях для загрузки и выгрузки заказов, другие же остаются без заявок. Обладая необходимым количеством техники, внутренний логистический отдел начинает испытывать дефицит транспорта.

Вслед за простоями транспорта останавливается производство, недополучающее сырье вовремя. Зачастую запросы на транспортировку материалов между цехами обрабатываются только на следующий день.

«По хронометражу, который мы делаем в логистических аудитах и проектах, потери на такие операции составляют 50% времени»

Николай Лобанов, основатель логистической консалтинговой компании «Лобанов-логист»

Преодолеть внутренние транспортные проблемы помогает аудит текущих процессов и система управления внутренней логистикой. Первый помогает пересмотреть принципы работы и найти пути оптимизации перевозок. Вторая улучшает видимость и контроль логистических операций.

«Аудит внутренних логистических и технологических процессов, является важнейшей базовой задачей. Выявление слабых звеньев цепи позволяет понять истинные масштабы «катастрофы»

Михаил Белоусов, создатель Академии логистики (ГК МАРШАЛ)

Автоматизация процессов внутренней логистики решает вопросы маршрутизации транспорта по производственным участкам и обеспечивает доставку сырья по цехам в срок. Перемещения погрузчиков, кранов и других единиц техники контролируются в режиме онлайн. Взаимодействие сотрудников ведется в едином пространстве с доступом к необходимой информации.

Внедрение или переход на новую систему часто становятся барьером для компаний, ведь они связаны с техническими сбоями, организационными ошибками и вероятными остановками процессов. Поэтому важной задачей на пути к автоматизации внутренней логистики становится бесшовный переход на новое решение.

Логистический комплекс для автоматизации внутренней логистики

Универсальных программ управления внутренней логистикой не существует. Решение, разработанное РАУ АйТи, ориентируется на требования заказчиков корпоративного сегмента и адаптируется под процессы каждого отдельно взятого предприятия.

В основе логистического комплекса платформа «1С» (1С:ERP, 1C:Управление автотранспортом или др.) и мобильное приложение для сотрудников цеха и водителей. Система позволяет управлять диспетчеризацией и онлайн-мониторингом внутреннего парка техники, анализировать исполнение заявок.

Решение подходит для производственных и добывающих компаний с собственным автопарком (краны, погрузчики, грузовики) и цехами (или местами добычи) в качестве точек погрузки/разгрузки. Пользователями становятся руководители транспортных подразделений, диспетчеры, логисты, водители предприятия, сотрудники производства и работники склада.

Логистический комплекс встраивается в «1С», интегрируется с «SAP», другими учетными системами и сервисами спутникового мониторинга.

«Подбор программного обеспечения для автоматизации и формирование единой внутренней информационной экосистемы — крайне важная задача. Ее успешное решение позволит сэкономить время на внедрение и доработку системы в процессе дальнейшей эксплуатации»

Михаил Белоусов, создатель Академии логистики (ГК МАРШАЛ)

Архитектура решения

Информационная система предприятия интегрируется с базовой частью комплекса – «1С: Предприятие 8. Управление автотранспортом». «1С» связана с системой мониторинга и gps-трекингом, терминалом приема и выдачи путевых листов и мобильным приложением Маппа (разработано «РАУ АйТи»).

Читайте также:  Чем отличаются бизнес ноутбуки

Автоматизация рабочих мест диспетчера и водителя

Рабочее место диспетчера организовано в «1С». Здесь сотрудник распределяет заказы на транспортировку по водителям в ручном или автоматическом режиме. Через «монитор диспетчера» специалист получает уведомления о простоях и задержках, статистические отчеты по заказам, заказчикам и транспортным средствам за период. Сформированные заявки доступны в виде списка с настраиваемыми атрибутами или в виде календаря.

В рабочем окне отображается карта с гео-привязкой транспортных средств. При этом виден статус («Свободен», «Выполнение работ») и место загрузки. Специалист контролирует эффективность работы транспортного средства и вносит изменение в оперативном режиме.

«Распределение задач диспетчером по водителям – это традиционное место ожидания и простоя. Автоматизация экономит до 30% времени и денег»

Николай Лобанов, основатель логистической консалтинговой компании «Лобанов-логист»

Гео-позиция транспорта отслеживается по координатам, которые передаются с мобильного приложения Маппа – рабочего места водителя, или с помощью GPS-трекеров.

В приложении водитель видит список заказов на день, обновляет статусы и получает уведомления об изменениях в плане работ.

Каждая рабочая операция сопровождается информацией, которая определяется требованиями компании:

● контакты сотрудника, который оформил заказ, отвечает за загрузку и разгрузку на точках;

● название точки загрузки и разгрузки;

● время и ожидаемая длительность загрузки и разгрузки.

Автоматизация бизнес-процесса «Планирование заказа»

Основной бизнес-процесс, автоматизируемый комплексом – планирование заказа. Через мобильное приложение мастер создает заказ, выбирает пункты погрузки и разгрузки, учитывает детали заказа: номенклатуру и ответственных лиц. В каждой заявке указываются требования к транспорту.

Заявки распределяются автоматически с помощью алгоритма, который ориентируется на тип и расположение транспорта, очереди на точках, график работы водителей и равномерное распределение заказов между ними.

Эффект автоматизации внутренней логистики

Логистический комплекс автоматически принимает и распределяет заявки. Водители видят заказы в мобильном приложении. Диспетчер корректирует заказы при необходимости. Ему поступает информация об отклонениях запланированного графика и простоях автотранспорта. Перемещения водителей отображаются на интерактивной карте.

Количество человек в смене и ГСМ планируется заранее.

Сотрудники производства работают без задержек и простоев. Заявки оформляются через мобильное приложение. Оптимизация процесса позволяет получить необходимое сырье и транспорт для работы вовремя.

«Система умеет эффективно планировать процессы, в которых задействован не только транспорт, но и смежные подразделения. Синхронизация и координация – важнейшие задачи бережливой логистики»

Николай Лобанов, основатель логистической консалтинговой компании «Лобанов-логист»

Детальная статистика по работе каждой единицы автотранспорта и водителям становятся основанием для управленческих решений руководства.

«Периодический и системный анализ работы всей системы внутренней логистики позволяет видеть «слабые места» и применять инструменты для повышения ее эффективности»

Михаил Белоусов, создатель Академии логистики (ГК МАРШАЛ)

Решение на практике: кейс ВСМПО

Крупнейший производитель титана в мире – корпорация ВСМПО-АВИСМА – один из заказчиков логистического комплекса. Решение рассчитано на автоматизацию управления и диспетчеризацию, задействует мобильное приложение для заказа транспорта и работы водителей грузового такси.

В качестве ядра комплекса использована «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП». Решение дополняется программным комплексом «Маппа» с мобильным приложением.

В 2022 году «Маппа» была зарегистрирована в Реестре отечественного ПО и получила рекомендацию Минцифры как программного обеспечения для компаний, планирующих использование цифровых технологий.

Проектная технология: план развертывания системы

Разработка и пуск программного комплекса в опытную эксплуатацию проходит по проектной технологии. «Нулевая» стадия – предпроектное обследование – формирование целей, аудит текущих процессов, создание плана и оценка предстоящих работ.

После мероприятий предварительного этапа — интервью владельцев бизнес-процессов, описания схем бизнес-процессов, подготовки отчета об обследовании — заказчик логистического комплекса получает вариант реализации проекта, план-график работ со сроками и стоимостью, подготовленную команду.

Первый этап проекта автоматизации – функциональное моделирование — построение архитектуры системы управления логистикой в формате «как будет» и формирование отклонений от типового функционала. Далее последовательно проходят этапы разработки, обучения пользователей, запуска и опытной эксплуатации программного комплекса.

РАУ АйТи: разработчик и интегратор решения

Компания «РАУ АйТи» работает на IT-рынке с 2010 года. В проектном опыте команды разработка и внедрение системы-интерфейса «1С: Планирование отгрузок нефти танкерным флотом», автоматизация учета LUKOIL Technology Services GmbH, участие в проекте внедрения ERP для BIOCAD, логистическое решение для компании SPLAT.

Помимо разработки и внедрения ERP-систем, команда «РАУ АйТи» развивает продуктовое направление с TMS Маппа, часть функций которой используются в программном комплексе для внутренней логистики. С помощью Маппы автоматизированы логистические процессы в 100+ организациях.

Построение системы внутренней логистики предприятия — скрупулезный и продолжительный процесс. Как правило, он не конечен, особенно если предприятие находится в фазе активного роста. Система внутренней логистики требует особого внимания и стратегического подхода. Впрочем, как и любые процессы внутри предприятия.

дата: 05.05.2023 19:42:19 просмотров: 206

рейтинг:

Источник: www.lobanov-logist.ru

Оптимизация работы транспорта: методы и решения логистики

Повышение логистических компетенций – одна из первоочередных задач для субъектов среднего и крупного бизнеса, а также для муниципальных и государственных структур. Оптимизированная транспортная система позволяет снизить затраты на производство и реализацию продукции, увеличить эффективность работы персонала.

Оптимизация работы транспорта: методы и решения логистики

Основные задачи транспортной оптимизации

Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

  1. Затраты на погрузку/разгрузку, а также доставку товара в торговую точку.
  2. Расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт ТС .
  3. Топливные затраты.
  4. Оплата труда водителей, механиков, экспедиторов.
  5. Уплата налогов, пошлин, таможенных сборов.
  6. Затраты на проезд по платным автодорогам.
Читайте также:  Открыть свой бизнес интернет клуб

Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

  • способ перемещения грузов;
  • выбор типа транспортного средства и его конкретной модели;
  • подбор компании-перевозчика и прочих логистических посредников;
  • схема расположения складских терминалов компании.

Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

  • развитие МТБ предприятия. Основной упор нужно делать на максимальную автоматизацию трудоемкой работы;
  • своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
  • внедрение автоматизированных логистических систем, способных предоставлять сводные данные обо всех перевозках за требуемый период. И также система должна предоставлять детализацию по каждой отдельной поездке.

В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

Как оптимизировать транспортную работу предприятия

Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

  1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
  2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
  3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

  1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
  2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
  3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
  4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
  5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.

Основные методы снижения транспортных расходов

В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

  1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
  2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
  3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

Использование автоматизированных логистических систем

Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

Такое ПО должно иметь следующий функционал:

  • обработка заявок на перевозку;
  • подбор транспортного средства с учетом характеристик груза;
  • формирование ТТН , иной сопроводительной документации;
  • расчет стоимости перевозку.

Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

Источник: arprime.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин