Как организовать налоговую проверку ИП

До 2014 года ситуация со штрафами для малого и микро бизнеса была удручающая, так как их размер соответствовал размеру штрафов для крупных корпораций. Понятно дело, что таким способом упрощалась сама система санкционного воздействия на нарушителей среди бизнесменов, но выживать мелкому предпринимателю было крайне трудно. После поручения президента, штрафы решили снизить.

Это произошло благодаря Нине Енщиковой, которая от лица предпринимателей обратила на проблему внимание правительства. Также прозвучала инициатива ввести термин «предупреждение» административный кодекс. Так как дифференциация административных наказаний поспособствует развитию и снизит нагрузку.

Февраль 2021 года ознаменовался тем, что Минэконом развития всё-таки вынесли на общественное обсуждение поправки для КоАП, где значилось введение «доштрафного» предупреждения. Теперь, те, кто первый раз нарушил правила, могут отделаться только выговором, и не хвататься за голову.

Что касается самих проверочных мероприятий, то новые ИП подвергались им только спустя три года после открытия, а план проверок можно было посмотреть на электронных ресурсах прокуратур. Проверка раз в три года обозначалась термином «проверочные каникулы» для малого и среднего бизнеса.

Полезная информация для ИП. Стоит ли боятся налоговой проверки

Проверочные каникулы

«Проверочные каникулы» устраивались только для добропорядочных дельцов. Те, кто замечался в периодических нарушениях не могли рассчитывать на попадание в список «освобождённых». Также туда не попадали различные фирмы, занятые в нишах образования, медицины и соц.обслуживания, компании, работающие в аудите, управляющие компании, а также те, кто был причастен к гостайне.

Но, чтобы было полное понимание — налоговые каникулы касаются только плановых проверок. А помимо них, есть ещё куча различных видов. Кроме того, нечего думать о безразличии со стороны пожарного надзора, промышленных и экологических ревизий. Никто не избавит вас также от проверок по внесению средств во внебюджетные фонды. Так что, введение «каникул» на самом деле хоть и облегчает проверочную нагрузку, но отнюдь не критически.

Да и так и не приняли закон о снижении штрафов для малого бизнеса. А слухи говорят о том, что можно вообще ожидать их рост. Так что радоваться, увы, пока нечему. Видимость заботы о мелком бизнесе не говорит о том, что забота существует в реальности.

Интересно, что для государства постоянные и вездесущие проверки — не бесплатное удовольствие. Контрольно-надзорная деятельность может тратить до 2% ВВП страны в год. А это совсем немалая сумма. Хотя оплачивают её, получается, сами граждане.

Но вернёмся к нашим проверкам. А конкретнее — к типам проверок, которые сейчас существуют в Российской Федерации.

Налоговые проверки индивидуальных предпринимателей

Индивидуальный предприниматель является плательщиком НДС. Налоговые декларации представляет ежемесячно, начисленный налог уплачивает аккуратно и в срок. И ежемесячно же налоговая инспекция проводит камеральные проверки по НДС, запрашивая массу документов: книги покупок и продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, счета-фактуры по приобретенным ТМЦ, платежки банка, подтверждающие уплату НДС, кассовую книгу, договоры поставок, договоры аренды, акты ввода в эксплуатацию. Фактически ежемесячно проверяется вся деятельность предпринимателя, связанная с облагаемой НДС реализацией товаров, работ, услуг.

Налоговая требует документы на закупку товара, а их нет. Налоговый юрист и проверки. Бизнес и налоги

Эти частые камеральные проверки очень затрудняют деятельность предпринимателя: постоянно приходится привозить в налоговую большой объем документов, часто инспектор требует присутствия предпринимателя в момент проведения проверки для объяснений (так как не может самостоятельно сориентироваться в документах). Налоговых нарушений по результатам всех проведенных проверок не было выявлено ни разу. Но, как мы понимаем, даже отсутствие нарушений по результатам камеральных проверок не гарантирует от проведения выездной налоговой проверки по этим же отчетным периодам повторно.

Разъясните, пожалуйста:

1. Что такое камеральная налоговая проверка? Правомерно ли для проведения камеральных налоговых проверок по НДС ежемесячно запрашивать такое количество документов? Что является основанием для проведения камеральной проверки?

2. Чем вообще камеральная налоговая проверка у предпринимателя отличается от выездной?

Где должны проводиться выездные налоговые проверки у индивидуальных предпринимателей, которые, как известно, зарегистрированы по месту прописки? То есть налоговый инспектор должен проводить проверку прямо на дому у предпринимателя?
(Индивидуальный предприниматель, г. Екатеринбург)
Согласно ст. 88 НК РФ

камеральная налоговая проверка проводится
по месту нахождения налогового органа
на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа

в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы

, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ
должностное лицо налогового органа
, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента
необходимые для проверки документы
.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок

Документы представляются в виде заверенных должным образом копий

При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает какие-либо ограничения количества документов

, которые может запрашивать налоговый орган при проведении камеральной проверки.

Не ограничено законодательно также количество и периодичность проведения камеральных проверок

Таким образом, Ваша налоговая инспекция действует в рамках налогового законодательства

, так как ее право истребовать у Вас документы, необходимые для проведения проверки, и получить объяснения закреплено в Налоговом кодексе РФ.

Поэтому пока инспектор проявляет к Вам такой повышенный интерес, Вам все же придется выполнять его требования несмотря на то, что они затрудняют Вашу деятельность.

Согласно ст. 89 НК РФ

выездная налоговая проверка проводится
на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа
.

В этом ее первое отличие от камеральной проверки, которая проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Выездная проверка отличается от камеральной и тем, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более

по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев

В ходе выездной налоговой проверки налоговики могут производить выемку документов и предметов

(
ст. 94 НК РФ
), осмотр (
ст. 92 НК РФ
)
и инвентаризацию имущества
(
ст. 89 НК РФ
).

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает особый порядок оформления результатов

выездной налоговой проверки (
ст. 100 НК РФ
).

Что касается места проведения выездной налоговой проверки

, то налоговое законодательство прямо его не определяет.

Исходя из положений ст. 89 НК РФ

о том, что срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, а также из положений
п. 1 ст. 91 НК РФ
можно заключить, что
выездная налоговая проверка, как правило, производится на территории или в помещении налогоплательщика
.

Положений, определяющих, что выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения (жительства) налогоплательщика

, указанному при государственной регистрации, Налоговый кодекс РФ не содержит.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 91 НК РФ

доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку,
в жилые помещения
помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения
не допускается
.

Вероятнее всего, что выездная проверка индивидуального предпринимателя будет проводиться по месту фактического осуществления им предпринимательской деятельности или в налоговой инспекции

Типы проверок

Основное разделение идёт на:

  1. Плановые проверки
  2. Внеплановые проверки

Вывод сделать можно один: на вопрос, когда ждать проверяющего в гости, ответ будет — всегда. По сути, отмена на время плановых проверок не изменила ситуацию, потому внеплановые продолжают буйствовать, и регламентируются они законом 294-ФЗ (ч.2 ст. 10).

Аудиторская проверка

Может быть выездной, а может быть документальной.

Выездная проверка подразумевают, что к вам лично в гости приходят контролёры. Они приходят, изымают всё, что может быть причастно к делу (это официально, по факту — могут изъять всё). И проверяют.

В случае документальной проверки, вы отделайтесь только тем, что вам придётся самому привезти документы по делу.

Изменения в административном кодексе пока ещё не действуют. То есть до лета 2021 года (а возможно и на больший срок), о возможности получения предупреждения, а не штрафа можете забыть.

Увы, практика юристов, которые встают на защиту проверяемых организаций, показывает, что случаи бывают вопиющие. Так, например, одну организацию при внеплановой проверке (где выявили ряд нарушений) закрыли на 3 месяца! Именно такой срок был нужен, чтобы устранить все нарушения. Какие убытки понёс предприниматель, говорить вообще страшно.

Да и штрафы сами по себе заставляют некоторых бизнесменов седеть раньше времени. Так для ИП цифры штрафов обычно начинаются с 40 тысяч рублей. А для юридических лиц речь идёт о миллионах рублей.

Проверка ИФНС

Налоговиков более всего заботит, чтобы в бюджет вовремя поступали положенные деньги. Дабы не легализовались сомнительные доходы, не утаивались налоговые сборы, не создавались , своевременно возвращался НДС и т.п., налоговые органы осуществляют 2 вида проверок.

  1. Камеральная (разновидность документарной) – проводится после каждого отчета предпринимателя. Обычно проходит автоматизировано, лишь в случае разночтений в декларации ИНФС может попросить о переделке или дополнительных разъяснениях. При неудовлетворительном результате бизнесмену дается 5 дней на исправление, или в течение декады будет принято решение о начислении штрафа и пени, не исключая выплат по обнаруженным недоимкам. Длится «камералка» до 3 месяцев после сдачи отчета.
  2. Выездная – контролеры приходят к ИП и проверяют все, что сочтут нужным, включая помещение, имущество и даже ваших контрагентов – правда, только по вопросам, касающимся предмета проверки. Инспектор составит справку, а на ее основе – акт о результатах с предписаниями по устранению нарушений. Радует, что такое «нашествие» редко происходит чаще раза в 3 года и не может быть проведено повторно по тому же вопросу.

Сравнительная таблица:

Какие основания есть для внеплановых проверок

  1. Если истекает срок, обозначенный в ранее выданном постановлении после выявленных нарушений. Нарушения могут быть в отношении распоряжений и требований по правовым актам, а также по муниципальным. В общем, если вы не исправили ошибки, на которые вам раньше указали.
  2. Также основанием может быть и приказ от госоргана по контролю, если того требует, например, прокурор, исходя из имеющихся у него материалов.
  3. Если на вас жалуются. Здесь речь идёт о заявлениях от граждан — от других предпринимателей, от юрлиц, СМИ, даже органов управления. Но заявления должны быть как минимум о таких фактах:
  • угроза жизни или здоровью гражданам
  • угроза вреда животным или растениям, окружающей среде, а также культурным объектам
  • угроза госбеззопасности
  • причинение вреда всем вышеперечисленным
  • нарушение потребительского права
Читайте также:  ПСБ банк отзывы ИП

Что могут найти проверки

Чтобы вообще избежать каких-либо негативных последствий проверок, ваша бизнес-деятельность должна полностью соответствовать букве закона.

А чтобы быть готовым к тому, какие нарушения могут вам приписать, почитайте на досуге 14-ую главу Кодекса об административных правонарушениях. Там можно найти 61 причину быть аккуратнее в своём деле. За каждую из этих причин могут выписать административный штраф. А если вы нарушите уголовный кодекс (а уклонение от уплаты налогов, это и есть нарушение УК РФ), вам вообще светит до 6-ти лет тюремного заключения.

В отношении какой организации (ИП) может быть проведена выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — один из способов проконтролировать, соблюдает ли организация (ИП) налоговое законодательство (п. 2 ст. 87 НК РФ).

В отличие от камеральной проверки, выездная проверка проводится по местонахождению компании (ИП). По месту нахождения инспекции выездная проверка может проводиться только в том случае, если у организации (ИП) нет подходящего помещения (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Основание для выездной проверки — решение руководителя (замруководителя) инспекции (п. 2 ст. 89 НК РФ). Решение составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189. В нем должна быть указана следующая информация (п.

2 ст. 89 НК РФ):

  1. Полное и сокращенное наименование (ФИО) налогоплательщика.
  2. Перечень проверяемых налогов.
  3. Периоды, за которые проводится выездная проверка.
  4. Сведения о сотрудниках налоговой инспекции, которым поручено провести выездную налоговую проверку.

Выбирая компанию для проведения в ней выездной проверки, налоговый орган может руководствоваться критериями, приведенными в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333). Например, один из таких критериев — убыточность компании в течение нескольких налоговых периодов.

Есть и другие основания для выездной проверки. В частности, неявка на заседание комиссии налоговой инспекции по легализации налоговой базы без уважительной причины (письмо ФНС России от 17.07.2013 №АС-4-2/12722). Также инспекция может проверить компанию, которая участвует в региональном инвестиционном проекте и применяет на этом основании предусмотренные законодательством налоговые льготы. Предметом налоговой проверки в данном случае будет не только правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, но и соответствие реализации требованиям, которые налоговое законодательство и законы субъекта РФ предъявляют к таким проектам.

Важно помнить, что проверить могут в том числе и те организации, статус участников региональных инвестиционных проектов которых прекращен. Чтобы избежать претензий проверяющих, участнику инвестиционного проекта (в том числе и бывшему) нужно в течение 6 лет хранить данных бухгалтерского и налогового учета и все документы, которые нужны для исчисления налогов, при расчете которых использовались налоговые льготы. Также в течение 6 лет нужно хранить документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта установленным требованиям (п. 3 ст. 89.2 НК РФ).

Узнайте о предстоящих проверках ФНС, ПФР, ФСС и других контролирующих органов с помощью Контур.Эксперт
Отправить заявку

Итог

Как пройти налоговую проверку

Баннер новости

Любая налоговая проверка — особенная. Она зависит от того, чем вы занимаетесь и что хотят найти инспекторы. Узнайте, что интересует налоговиков, кого проверяют чаще всего и к чему надо быть готовым, если в офис пришли с проверкой.

Кого проверяют

Проверяют всех, но чаще всего предпринимателей и организации, которые находятся в зоне риска. Налоговая составила документ , которым руководствуется при проведении проверок. По нему же можно самостоятельно проверить, попадает ли бизнес в зону повышенного риска. Особое внимание со стороны налоговой вызывают:

  • те, кто платит существенно меньше налогов, чем в среднем по отрасли;
  • те, кто показывают в отчётности убытки на протяжении нескольких отчётных периодов;
  • те, кто отражают в отчётности большие суммы вычетов за период;
  • те, у кого расходы растут в разы быстрее, чем доходы;
  • те, кто платит сотрудникам зарплаты намного ниже, чем в среднем по отрасли;
  • те, кто не один раз был близок к тому, чтобы превысить порог доходов, дающий право использовать специальный налоговый режим;
  • индивидуальные предприниматели, которые показывают в отчётности сумму расхода, максимально приближенную к сумме своего дохода за календарный год;
  • те, кто заключает договоры с контрагентами-перекупщиками или посредниками, не имея для этого весомых оснований;
  • те, кто подозревается в сдаче недостоверной отчётности и по запросу налоговой не предоставил необходимые документы;
  • те, кто регулярно меняет место нахождения и мигрирует между налоговыми органами;
  • те, чей уровень рентабельности по данным бухгалтерской отчётности сильно отличается от уровня рентабельности в среднем по отрасли;
  • те, кто работает с недобросовестными контрагентами, например фирмами-однодневками, заключает сомнительные сделки, регулярно переводит деньги на счета физических лиц, сотрудничает с банками, у которых сомнительная репутация.

Налоговая иллюстрирует, как работает мошенническая схема с фирмами-однодневками

Екатерина Кузнецова, генеральный директор ООО «ПБУ», специалист в области налоговых споров Чаще всего проверяют организации, которые работают с НДС и занимаются торговлей, например крупным оптом или поставками оборудования, а также строительством.

Бывает и так, что налоговая выявила схему, которой пользуются все компании отрасли, и начинает их проверять. Например, недавно так было с теми, кто занимается сельским хозяйство.

Так, по мнению налоговой, предприниматели незаконно используют льготы по уплате НДС

Светлана Ковалевская, эксперт системы «Актион Бухгалтерия» Налоговые инспекторы могут заподозрить в мошенничестве тех, кто оформляет договоры с сомнительными компаниями или ИП. Чаще всего инспекторы вычисляют взаимозависимость по учредителям и директору, причём учитывают и родственников. Сделки с взаимозависимыми организациями выявляют по счетам-фактурам в декларации по НДС и банковским выпискам. Наиболее критичными считаются операции с зависимыми организациями на общей системе налогообложения на сумму более пяти млн руб. А сделки с взаимозависимыми компаниями на специальном режиме — независимо от суммы.

В сделке с зависимым контрагентом инспекторы будут искать незаконную налоговую экономию. Например, компания получает займы от зависимого контрагента. Проценты не платит, но включает их в расходы. Инспекторы посчитают расходы необоснованными. Есть риск, что судьи поддержат налоговиков.

Если компания работает на упрощёнке, налоговики сверяют доходы в декларации с данными по банковской выписке. Кроме этого инспекторы выявляют ситуацию, когда доходы неоднократно приближаются к лимиту в 150 млн руб. в год. Чтобы снизить риски, проверьте, все ли поступления на счёт, которые считаются доходами, вы включали в расчёт налога. Если выявили неучтённые суммы, доплатите недоимку и пени.

Ещё один риск на упрощёнке — дробление бизнеса. Дробление бизнеса должно быть экономически обоснованным. При этом безопаснее, чтобы компании или ИП группы вели разную деятельность. Например, одна компания — оптовую торговлю, другая — розничную. Также дробление не должно быть формальным: все компании и ИП группы должны вести реальную деятельность.

Что проверяют

При выездной налоговой проверке обычно изучают, как предприниматель вёл учёт последние три года. Налоговую интересует реальность поставок и выполнения работ контрагентами, которые имеют признаки фирм-однодневок или транзитных организаций. Налоговики изучают договоры и банковские операции, проводят допросы свидетелей, например сотрудников проверяемого лица и контрагента, анализируют движение транспорта, если компания занимается поставкой товаров или оборудования, проверяют пропуска и допуски сотрудников.

Кроме этого налоговая может посмотреть, какая часть контрактов была отдана на субподряд и был ли получен экономический эффект от такой сделки.

Проверить могут только то, что прописано в решении о проверке. Лучше ознакомиться с ним перед тем, как налоговый инспектор приступит к работе.

Павел Астапенко, адвокат, руководитель налоговой практики и уголовной практики в сфере экономики, партнёр Адвокатского бюро CTL Налоговую всегда интересуют расходы налогоплательщика, которые она проверяет через поставщиков. С помощью систем контроля налоговики видят, насколько полно и своевременно поставщики исполняют налоговые обязательства, есть ли основания для отнесения их к категории недобросовестных. Налоговая запрашивает у поставщиков информацию о совершённых сделках, опрашивает сотрудников проверяемой организации и компаний-поставщиков, запрашивает у банка информация о движении денежных средств по счетам проверяемого лица и его поставщиков, сопоставляет движение товаров и движение денежных потоков.

На основе этих данных налоговый инспектор анализирует, является ли сделка реальной, мог ли быть товар поставлен поставщиком. Если инспектор посчитает сделку нереальной, налогоплательщику откажут в применении вычетов по НДС, а также, возможно, в расходах, которые учитываются при исчислении налога на прибыль или НДФЛ.

Светлана Ковалевская, эксперт системы «Актион Бухгалтерия» Прежде всего налоговики назначают проверку из-за разрывов по НДС. Это означает, что поставщик не отразил счёт-фактуру в декларации, не отчитался или сдал нулевую отчётность. Возможны и сложные разрывы: когда налоговая не смогла выявить разрывы с непосредственным поставщиком, но подозревает, что компания организовала цепочку сомнительных сделок, чтобы заявить незаконные вычеты или завысить их сумму.

Также бывают ситуации, когда поставщики сдают декларацию по НДС и отражают реализацию, но не платят налог в бюджет. Эти случаи налоговики также отслеживают.

Екатерина Кузнецова, генеральный директор ООО «ПБУ», специалист в области налоговых споров В моей практике в строительных организациях налоговая ищет доказательства того, что либо работы не выполнялись вообще, либо были выполнены собственными силами. Например, в одном деле сотрудники дали показания, что работы выполняли строительные бригады из Белоруссии. С ними договаривался лично директор проверяемой организации, и рабочие бригады ходили в бронированной спецодежде, которую им выдавали в проверяемой организации. Налоговики сочли это нарушением, и применили санкции к проверяемой организации.

В другой компании менеджеры несколько раз летали в командировки в Китай и вели переговоры с китайским поставщиком, а по документам товар покупался в России. В ходе проверки налоговики проанализировали командировочные удостоверения, допросили этих сотрудников. В результате налоговая сделала вывод о завышении стоимости закупки..

Как подготовиться к проверке

Не о всех проверках налоговики предупреждают заранее. Поэтому лучше подстраховаться и выстроить ежедневную работу так, чтобы в случае проверки к вам было меньше вопросов. Вот что можно сделать.

Следить за порядком в документах

Надо вовремя собирать акты и накладные, хранить все документы по правилам или использовать электронный документооборот. Это позволит быть уверенным, что бумаги в порядке и у налоговой не может быть серьёзных претензий к бизнесу.

Выйти из зоны риска

Чтобы не попасть под внимание налоговой, лучше периодически сверяться с перечнем , разработанным налоговиками. Чтобы не попасть в зону риска, рекомендуем следить за рентабельностью, не укрываться от налогов, платить сотрудникам официальную зарплату, отражать в отчётности фактические доходы и расходы.

Проверять контрагентов

Много проверок — встречные. Поэтому лучше внимательно следить за теми, с кем работает предприниматель или компания, и выбирать добросовестных поставщиков. Нового партнёра по бизнесу можно проверить на благонадёжность с помощью сервисов на сайте налоговой или платных инструментов от других компаний.

Проводить учебные проверки

Предприниматель может самостоятельно проводить учебные проверки, чтобы вовремя обнаружить недочёты в документообороте, которые наверняка привлекут внимание налоговиков, и устранить их.

Не лишним будет периодически проверять обработку первичных документов и порядок взаиморасчётов, делать сверки с контрагентами, обновлять и совершенствовать программное обеспечение для ведения учёта.

Как вести себя во время проверки

От того, как собственник бизнеса или сотрудник ведёт себя во время проверки, общается с проверяющими и работает с документами, напрямую зависит то, сколько в итоге придётся заплатить государству. Поэтому лучше действовать так.

Читайте также:  Обязанности индивидуального предпринимателя в торговле для резюме пример

Удостовериться в законности проверки

Надо убедиться, что в офис пришёл действительный сотрудник налоговой, а не человек с улицы. Для этого можно проверить документы налогового инспектора: паспорт, служебное удостоверение.

Любая проверка должна проходить по правилам, с ними можно ознакомиться на сайте налоговой .

Узнать, что проверяют

Перед началом проверки налоговый инспектор выдаёт предпринимателю решение о проверке. В нём чётко указано, что именно налоговики проверяют. Чтобы они не позволяли себе лишнего, предпринимателю лучше не предоставлять проверяющим других документов, которые они проверять не в праве. Если налоговая пришла проверять НДС, лучше ограничить проверяющим доступ к документам, которые не имеют отношения к делу.

Так выглядит решение о налоговой проверке, которое получает предприниматель

Провести уборку в офисе

Нужно навести порядок в офисе: выбросить старые записи, ежедневники, блокноты, удалить старые файлы с компьютеров и убрать из автозапуска мессенджеры вроде Ватсаппа, Телеграмма, Аутлука и программ для внутренней переписки.

Екатерина Кузнецова, генеральный директор ООО «ПБУ», специалист в области налоговых споров Налоговики обязательно осматривают компьютеры. Запускать такие приложения заставить не могут, но если они запустятся автоматически, то могут и посмотреть.

В другой компании менеджеры несколько раз летали в командировки в Китай и вели переговоры с китайским поставщиком, а по документам товар покупался в России. В ходе проверки налоговики проанализировали командировочные удостоверения, допросили этих сотрудников. В результате налоговая сделала вывод о завышении стоимости закупки.

Назначить ответственных

Лучше поручить работу с документами, которые необходимы при проверке, ответственному сотруднику — так не будет путаницы и утечки информации, зато будет контроль. Ответственным сотрудником может быть главный бухгалтер, директор подразделения, собственник бизнеса.

Проинструктировать сотрудников

Работники компании должны понимать, как общаться с инспектором, если тот решит провести допрос или заведёт неформальный разговор. Сотрудники имеют право вовсе не общаться с инспектором — они не несут ответственности за такой отказ. То есть имеют законное право не свидетельствовать против себя самого, как и сказано в Конституции .

К допросам надо готовиться, продумывать вероятные вопросы и ответы, а на сам допрос лучше приходить с юристом.

Руководителю и главному бухгалтеру также не надо забывать о нормах делового поведения. Если инспектору не понравится, как общаются с ними работники проверяемой компании, он может более пристрастно проводить проверку и выискивать самые мелкие недочёты.

Павел Астапенко, адвокат, руководитель налоговой практики и уголовной практики в сфере экономики, партнёр Адвокатского бюро CTL Самая первая и универсальная для всех налогоплательщиков рекомендация — это корректное поведение. Нельзя хамить налоговому инспектору и вести себя вызывающе. Казалось бы, это совершенно обычные вещи и даже не из области налогового права. Однако на практике часто бывает, когда возмущённый директор или главный бухгалтер пытается поставить на место налогового инспектора.

Один из таких конфликтов закончился для налогоплательщика очень плачевно: по результатам проверки компании доначислили огромные суммы к уплате. Причём они в 40 раз превышали показатели, полученные на предпроверочном анализе. А ещё против первых лиц организации возбудили уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса.

Составить опись

На все бумаги, которые передаются проверяющим, надо составить подробную опись. Так ничего не потеряется, а среди коробок с бумагами будет легче ориентироваться.

Образец описи

Собрать копии

Если проверяемый предоставляет налоговикам оригиналы документов, надо оставить себе копии. Они могут понадобиться в повседневной работе с клиентами или партнёрами.

Следить за сроками

Обычная выездная проверка не может длиться более двух месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлён до четырёх или шести месяцев — это законно . Например, если предприниматель считается крупнейшим налогоплательщиком или он не представил проверяющим документы по запросу в указанный срок.

На то, чтобы составить акт по результатам выездной налоговой проверки, у проверяющих есть два месяца .

Если предприниматель или сотрудник заметил нарушение, можно обратиться в суд. Однако в последнее время судебная практика показывает, что подобные иски часто решаются в пользу налоговых органов.

Получить акт

По результатам проверки налоговики составляют акт. Лучше проверить, чтобы он был составлен по всем правилам , тогда проверка будет признана завершённой.

Акт должен быть подписан всеми присутствующими в двух экземплярах. Один из них забирает налоговый инспектор, другой остаётся у проверяемого. Этот документ — главное основание для того, чтобы оспорить результаты проверки, если организация с ними не согласна.

Пример заполнения акта выездной налоговой проверки

Предприниматели не всегда бывают согласны с актом налоговой проверки и не готовы платить штрафы и доначисления, если считают их необоснованными. Поэтому можно обжаловать акт. Для этого надо оформить возражение — рекомендованная форма есть на сайте налоговой . Направить такое возражение нужно тому налоговому органу, который проводил проверку, в течение месяца после получения акта. Бумажный документ можно отправить по почте или передать лично, электронный документ — через оператора электронного документооборота.

Так выглядит бланк возражения

В течение десяти дней после окончания срока отправки возражений налоговая обязана вынести окончательное решение по проверке или назначить дополнительную проверку, если посчитает возражение целесообразным.

Если организация не согласна с мнением налоговиков, можно подать иск в суд.

Кратко: как подготовиться к визиту налоговой

  • Налоговая чаще всего проверяют компании, которые по её мнению находятся в зоне риска. Для предприятий из разных отраслей и на разных режимах налогообложения есть свои критерии оценки.
  • При выездной налоговой проверке обычно изучают, как предприниматель вёл учёт последние три года.
  • Чтобы у налоговой при проверке было меньше вопросов, проводите учебные проверки — все сотрудники должны знать свои роли и действия.
  • Если налоговая пришла с проверкой, надо назначить ответственных, доброжелательно общаться с проверяющими и оперативно предоставлять им необходимые документы.
  • Если вы не согласны с результатами проверки, можно составить возражение или обратиться в суд.
    Елизавета Чёрная

Источник: delo.ru

О выездной налоговой проверке

В среднем на одну выездную налоговую проверку организации за 2018 год пришлось примерно 24 млн рублей доначислений (доначисления при проверках ИП — 5,3 млн рублей, при проверках физлиц, не являющихся ИП, — 3,3 млн рублей). Отдельным вопросам проведения первоначальной и повторной выездной налоговой проверки посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чем предназначение выездной налоговой проверки?

Выездная налоговая проверка призвана выявить нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его стремлением уклониться от налогообложения. Причем на решение этой задачи налоговых органов ориентирует Конституционный суд (определение от 08.04.2010 № 441-о-о).

Проведение выездной проверки означает, что с вероятностью 98% по ее результатам будут доначислены налоги, пени, штрафы.

Размер налоговой задолженности, выявляемый по результатам налоговой проверки, может влечь риск уголовной ответственности, а также субсидиарной ответственности уполномоченных лиц налогоплательщика, причем как в процедуре банкротства, так и при предъявлении исков о возмещении ущерба, причиненного бюджету неуплатой налога.

Обязан ли налоговый орган проводить выездную проверку налогоплательщика с определенной периодичностью?

Нет. Общее количество зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков (организаций и предпринимателей) превышает 8 миллионов. Охват их всех выездным контролем (даже с периодичностью раз в три года) физически невозможен. В настоящее время проверки затрагивают 0,18%: проверяются две организации или ИП из тысячи.
При назначении налоговых проверок применяется риск-ориентированный подход.

ФНС разработана концепция Системы управления поведением налогоплательщика. Смысл данной системы – в переходе от проверки отдельного налогоплательщика к созданию прозрачной контрольной среды в отраслях и рынках.

Ожидается, что к 2020 году плановые выездные налоговые проверки будут на 90% формироваться с использованием автоматизированной информационной системы ФНС по управлению рисками.

Но одновременно нет и запрета для назначения внеплановых проверок. Сформированный годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств (письмо Минфина от 19.07.2012 № 03-02-08/62).

Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются на отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

Количество выездных проверок снижается?

Тенденция снижения сохранялась все последние годы. В 2017 году было проведено немногим более 20 тысяч проверок. В 2018 году количество выездных проверок сократилось на 30%: до немногим более 14 тысяч.

Но влияние на эту цифру в большей степени оказывают возможности камерального контроля, которые есть у налогового органа, «отработка» применения статьи 54.1 НК РФ на отдельных налогоплательщиках.

К тому же на практике налогоплательщики подвергаются проверкам со стороны органов внутренних дел, которые формально не наделены функциями налогового контроля. Но проверка ими информации о преступлении, по сути, неотличима от осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности в отношении налогоплательщиков.

Конституционный суд считает, что защита нарушенных прав при проведении проверок органами внутренних дел и налоговыми органами возможна в судебном порядке, а изменение действующего порядка регулирования относится к компетенции законодателя (определение от 27.09.2016 № 2153-О).

Какие правила предусмотрены НК РФ для выездной проверки?

Проверка проводится на основании решения налогового органа (пункт 2 статьи 89 НК РФ). В отношении крупнейшего налогоплательщика это решение налогового органа, в котором первый поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации это решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.

Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.

Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) НК РФ предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.

Основанием проверки является решение о ее проведении. Что оно должно содержать?

При назначении проверки филиала или представительства отдельно от проведения проверки организации, в решении указывается наименование филиала или представительства. В отношении обособленных подразделений, не оформленных в качестве филиала и представительства, проверка назначена быть не может.

Проверка филиалов и представительств возможна только по региональным, местным налогам и торговому сбору. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, не проводится (письмо Минфина от 28.03.2011 № 03-02-08/32).

Какой период может быть охвачен проверкой?

«Глубина» проверки — это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий срок в три календарных года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет, и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).

При принятии решения в 2019 году, проверкой могут быть охвачены периоды 2016, 2017, 2018 годов и периоды 2019 года, истекшие до месяца принятия решения.

Следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.

Читайте также:  Что делать с сотрудниками при смерти ИП

Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (постановление Президиума ВАС от 24.07.2012 № 3546/12).

Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).

Отдельно обратим внимание, что трехлетний срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором было допущено правонарушение в виде неуплаты налога (пункт 15 постановления ВАС от 30.07.2013 № 57). Это означит, что поскольку сумма налога на прибыль, скажем, за 2018 год должна быть уплачена в 2019 году, срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль за 2018 год по статье 122 НК РФ начнет исчисляться с 1 января 2020 года и закончится 1 января 2023 года.

Может ли решение о проверке охватывать месяцы того года, в котором принято решение о проверке?

Период проверки может включать месяцы того года, в котором принято решение о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, чья обязанность в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (постановление Президиума ВАС от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.

Какое значение имеет перечисление в решении видов проверяемых налогов?

Виды налогов, по которым проводится проверка, составляют предмет проверки. Проверка может касаться одного, нескольких или всех налогов («по всем налогам, сборам, страховым взносам»).

НК РФ ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.

В решении о проведении проверки может быть указан, предположим, только налог на прибыль организаций. Если обнаружена ошибка по НДС, то по результатам проверки нельзя привлечь к ответственности в части НДС, поскольку НДС в решении о проверке указан не был. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверке.

В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.

Но данную ситуацию, по мнению судебных органов, следует отличать от ситуации, когда в решении были допущены ошибки или опечатки. К ним относится отсутствие в решении о проведении проверки перечня проверяемых налогов либо формулировки «по всем налогам». Само по себе это не означает несоответствие решения нормам налогового законодательства, если инспекция своевременно и самостоятельно устранила допущенную техническую ошибку, которая не повлияла каким-либо негативным образом на права и обязанности налогоплательщика и не повлекла для него каких-либо негативных последствий (постановление АС Московского округа от 18.01.2019 № Ф05-22585/2018).

Могут ли проводить проверочные мероприятия сотрудники, не указанные в решении?

Однако, согласно постановлению Президиума ВАС от 24.01.2012 № 12181/11, сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).

С чего начинается проверка?

При вручении решения налогоплательщик знакомится с ним под роспись. На экземпляре решения, который остается у налогового органа, проставляется отметка о получении решения представителем налогоплательщика. В определенных случаях решение направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

В течение какого срока длится проверка?

В течение двух месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.

Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.

Рассчитывается срок следующим образом. Сначала определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и приостановлена.

Какие основания для продления срока проверки?

Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего, с учетом продления, проверка не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).

Новая редакция данного перечня носит закрытый характер и включает восемь оснований, в частности, проверку крупнейшего налогоплательщика, проверку налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, наличие препятствий в проведении проверки как со стороны проверяемого лица, так и иных лиц (например, непредставление документов, воспрепятствование доступу, неявка свидетеля и т.п.).

Одно и то же основание может быть дважды использовано для продления проверки.

Проверка может быть приостановлена?

НК РФ предусматривает процедуру приостановления проверки.

  1. истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
  2. проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
  3. перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).

Налогоплательщику должно предъявляться решение о приостановлении и возобновлении проверки.

Какие мероприятия налогового контроля может проводить налоговый орган в период приостановления проверки?

Все, за исключением истребования у налогоплательщика документов и тех мероприятий, которые проводятся на территории налогоплательщика.

Например, налоговые органы вправе запрашивать пояснения у должностных лиц проверяемого налогоплательщика, вызывая их в налоговый орган (письма Минфина от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11).

Приостановление проведения выездной проверки не изменяет срок исполнения требования о представлении документов, направленного до принятия решения о приостановлении проверки (письмо Минфина от 28.06.2013 № 03-02-07/1/24644, пункт 26 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

Когда налоговый орган может провести повторную проверку?

  1. в связи с реорганизацией или ликвидацией организации;
  2. назначение повторной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную проверку. Таких проверок может быть несколько, учитывая централизованную структуру налоговых органов (инспекция – Управление – ФНС). Согласно позиции контролирующих органов, если организация сменит местонахождение, проверку сможет проводить вышестоящий налоговый орган по отношению к тому налоговому органу, который проводил первоначальную проверку;
  3. при представлении налогоплательщиком уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога в меньшем размере, чем в первичной. Под данное основание назначения проверки подпадает представление уточненных деклараций, в которых увеличена сумма изначально заявленного убытка (постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).

Обратите внимание, что при представлении уточненной декларации выездной налоговой проверкой как первоначальной, так и повторной, может быть проверен период, за который представлена декларация (пункт 4 статьи 89 НК РФ). То есть это может быть и больший срок, чем три года, предшествующие году принятия решения о проверке.

Есть ли специфика проведения повторной проверки, назначенной в связи с представлением уточненной декларации?

Проверка может быть назначена только по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная декларация (письмо Минфина от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209).

По мнению судов, предметом такой повторной проверки могут быть те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. Данные, которые не изменялись, повторно проверены быть не могут (постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).

С 4 сентября 2018 года указанная позиция суда почти двадцатилетней давности включена в подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ.

Внесенное изменение потенциально сокращает объем истребуемых документов, предметы доказывания. Но случаи назначения повторных проверок достаточно редки.

Обращаю внимание, что представление налогоплательщиком уточненной декларации не может изменять обстоятельства, отраженные в судебном решении, вынесенном по результатам обжалования результатов первоначальной проверки.

Налогоплательщиком представлена уточненная декларация. В течение какого срока может быть назначена повторная проверка?

Решение о проверке в случае представления уточненной декларации может быть принято в течение установленного НК РФ срока хранения документов. По общему правилу, этот срок составляет 4 года и начинает исчисляться после налогового периода, в котором соответствующий документ использовался для подтверждения полученных доходов и произведенных расходов, исчисления и уплаты налога.

В судебной практике выработан подход, согласно которому срок назначения проверки не может быть значительным. Таковым, в частности, признан срок назначения повторной выездной налоговой проверки спустя 1 год и 10 месяцев после представления в налоговый орган налоговой декларации. При возникновении спора суд должен оценить обоснованность доводов налогового органа о сроке назначения проверки в подобных обстоятельствах (определение Верховного суда от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973).

Если налоговый орган не приведет доказательств разумности срока назначения выездной проверки, то решение о проверке будет отменено. К такому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа, рассматривая дело, в котором проверка была назначена спустя 2 года и 11 месяцев после представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации (постановление от 20.08.2018 № Ф07-8502/2018).

Кто в ходе повторной проверки проверяется: налоговый орган или налогоплательщик?

Налогоплательщик. Но когда основанием проверки является решение вышестоящего налогового органа, то в акте повторной проверки, в решении по ее результатам должны быть указаны обстоятельства проверки деятельности налогового органа, проводившего проверку, анализ итогов первоначальной проверки, указаны нарушения, допущенные при первоначальной проверке (определение Верховного Суда от 16.09.2014 № 301-КГ14-1038, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.2015 № Ф08-10889/2014).

Есть примеры, когда повторная проверка признавалась недействительной, если она была осуществлена с целью доначисления налогов только по кругу тех обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате первоначальной проверки (постановление Президиума ВАС от 03.04.2012 № 15129/11). Названный судебный акт выступил установкой для вышестоящих налоговых органов устранять допущенные нижестоящим налоговым органом процедурные нарушения при рассмотрении апелляционной жалобы, а не назначать повторную проверку.

За исключением такого основания назначения повторной проверки, как представление уточненной декларации, при назначении повторных проверок сохраняется ограничение на период, который может быть охвачен проверкой: три года, предшествующие году принятия решения о ее проведении. Иными словами, чем позже назначается повторная проверка, тем меньший период ею может быть охвачен.

Повторная проверка может проводиться должностными лицами, являющимися сотрудниками любого налогового органа, в том числе того, который проводил первоначальную проверку.

Каких-либо отличий в объеме проводимых в отношении налогоплательщика мероприятий между первоначальной и повторной проверкой нет.

Может ли налогоплательщик быть привлечен к ответственности по итогам повторной проверки?

Применение налоговых санкций в ходе повторных проверок фактически исключено, так как предварительно должен быть в судебном порядке доказан сговор налогоплательщика и должностных лиц налогового органа, который не позволил выявить правонарушения в ходе первоначальной проверки (пункт 10 статьи 89 НК РФ).
Исключение – это повторная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией (пункт 11 статьи 89 НК РФ). В этом случае привлечение организации к ответственности не ставится в зависимость от факта установления сговора налогоплательщика и налогового органа при первоначальной проверке.

Источник: taxcom.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин