Здравствуйте а какую проверку вы имеете ввиду, налоговую?
08 сентября 2016, 15:18
Олег Константинов
Юрист, г. Москва
Общаться в чате
Если налоговую, то они проверяют все по линии налогов, печати ИП наверное, как ведутся приходно расходные материалы и так далее.
08 сентября 2016, 15:19
Дарья Станиславовна Луконина
Клиент, г. Москва
имею в виду плановую проверку ИП через 3 года от регистрации. Это проверяется очно или просто смотрят отчеты?
08 сентября 2016, 15:21
Показать еще 1
Вячеслав Кантер
Юрист, г. Краснодар
Общаться в чате
Проведение плановых проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статья 9. Организация и проведение плановой проверки
1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.Полезная информация для ИП. Стоит ли боятся налоговой проверки
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
1.1. В случаях, установленных федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.
1.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)
2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.
6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
6.1. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
6.2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
(часть шестая.2 введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
6.3. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.
(часть шестая.3 введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
6.4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
(часть шестая.4 введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.
(часть седьмая в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
7.1. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
7.2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7.1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети «Интернет», за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 7.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
9. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
9.1 — 9.2. Утратили силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.
9.3. Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
(часть 9.3 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)
10. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.
11. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
13. В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.
14. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки.
Мифы про выездные налоговые проверки. Причины, почему вы можете попасть на проверку. Бизнес и налоги
Источник: pravoved.ru
Налоговая проверка ИП: виды и особенности
Ответ на первый вопрос дает Налоговый кодекс РФ, определяющий 2 формы осуществления проверок налоговой инспекцией:
- камеральную;
- выездную.
Камеральная налоговая проверка ИП
Камеральную проверку налоговые органы проводят в отношении всех физических лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности. При её проведении проверяется достоверность и полнота сведений в представленных ИП отчетах, правильность исчисления налоговых выплат и пр.
Правила проведения камеральной проверки регламентируются налоговым законодательством, не предусматривающим отдельных положений для индивидуальных предпринимателей. Процедура проверки одинакова как для организаций (юридических лиц), так и для ИП.
Практика свидетельствует о том, что предприниматели, своевременно сдающие достоверную отчетность, не содержащую ошибок в исчислениях, легко проходят такую проверку, не сталкиваясь с какими-либо неприятностями.
В тех случаях, когда проверяющими выявляются нарушения, ИП дается время для того, чтобы устранить таковые. Налоговая инспекция направляет предпринимателю уведомление о камеральной проверке в отношении него и установленных фактах нарушения законодательных требований. Со своей стороны ИП, отстаивая свои интересы, имеют право представить доказательства, подтверждающие правильность/достоверность указанных сведений.
Дополнительная информация:
- О сроках и порядке проведения камеральной проверки.
- Что должен знать налогоплательщик о своих правах.
Выездная налоговая проверка ИП
Как осуществляется проверка налога на прибыль ИП?
Законодательством РФ предусмотрено проведение инспекторами Налоговой службы (ФНС) различных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей. Какими именно данные проверки могут быть? Каким образом они проводятся?
Уплата каких налогов предпринимателем может проверяться?
Предметом налоговой проверки может быть получение индивидуальным предпринимателем прибыли, которая облагается следующими налогами:
1. По ставке в 13% при общей системе налогообложения ОСН.
В данном случае речь идет о налоге на прибыль в широком смысле. Строго говоря, употребление термина «налог на прибыль» в контексте деятельности ИП не вполне корректно. Данный налог уплачивают организации — по более высокой ставке, однако, также работающие по общей системе налогообложения (поэтому, при определенной доле условности некоторая правовая аналогия здесь уместна).
Ведение бизнеса по ОСН предпринимателем также предполагает уплату им НДС — с получаемой выручки. В общем случае ставка НДС составляет 18%, но в предусмотренных законом случаях может уменьшаться.
2. По ставке в 6% (при учете только выручки) или по ставке 15% (при учете прибыли) — в рамках упрощенной системы или УСН.
В случае, если ИП ведет деятельность по УСН, то НДС ему уплачивать не нужно. Однако, если показатели бизнеса предпринимателя выходят за установленные законом лимиты — например, по выручке или численности штата, то он будет обязан начать работу по ОСН.
3. Начисляемым по ЕНВД — при фиксированных налоговых платежах.
Величина данных платежей не зависит от выручки или прибыли. Поэтому, деятельность ИП на ЕНВД в наименьшей степени попадает под определение облагаемой налогом на прибыль (разве что при самом расширенном толковании данного понятия).
4. Начисляемым по прочим системам налогообложения:
- ПСН (похожа на ЕНВД — в той части, что ИП на соответствующей системе платит фиксированный налог, но данный платеж рассчитывается по иным принципам);
- ЕСХН (похожа на УСН — в той части, что предполагает уплату налога по ставке в 6%, но исходя из разницы между доходами и расходами).
Таким образом налог на прибыль ИП (если условиться понимать под этим прибыль в широком смысле) может начисляться по разным принципам, в то время как Налоговая служба (ФНС) может делать приоритетными при проверке соответствующих начислений разные методы.
Так, при проверке налогов, величина которых не зависит от выручки — ЕНВД, ПСН, акцент может делаться на проверке достоверности сведений, отражаемых в декларации, а также, безусловно, на проверке соблюдения ИП сроков подачи данных отчетных документов.
В свою очередь, при проверке налогов, напрямую зависящих от выручки — при системах ОСН, УСН, ЕСХН, налоговики могут уделять повышенное внимание, прежде всего, исчислению предпринимателями корректных платежей в бюджет.
Решение задач, связанных с проверкой налогов на прибыли ИП (по тем или иным основаниям) ФНС осуществляет в рамках налоговых проверок. В чем заключается их специфика?
Рассмотреть ее мы можем, прежде всего, в контексте классификации данных проверок — предусмотренной российским законодательством.
Это интересно: Реестр договоров
Классификация проверок
Налоговые проверки предпринимателей (как, собственно, и юридических лиц) классифицируются на 2 основные разновидности:
- Камеральные.
- Выездные.
При этом, в зависимости от поводов для их проведения они могут классифицироваться на плановые и внеплановые. Стоит отметить, что данная классификация определена положениями законодательства, регулирующими проверки не только ФНС, но и других государственных органов. Таким образом, политика Налоговой службы в части инициирования проведения плановых и внеплановых проверок осуществляется по тем же принципам, что и в других государственных структурах.
Изучим подробнее особенности плановых и внеплановых мероприятий.
Плановые и внеплановые проверки ФНС: нюансы
Плановые проверки ФНС проводятся, главным образом, 1 раз в 3 года. При этом, на сайте Налоговой службы заранее — до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором предполагается проведение проверки, должен быть размещен сводный план по проверкам юрлиц и ИП, которые осуществляют виды деятельности, подлежащие государственному регулированию.
В свою очередь, остальные бизнесы проверяются в соответствии с планом, как правило, не ранее, чем по истечении 3 лет после государственной регистрации. А также — каждые последующие 3 года. Еще одно возможное основание для включения ИП в план проверок — начало осуществления предпринимателем видов деятельности, которые предполагают информирование госструктур (как следствие — могут быть предметом проверок).
Внеплановая проверка — мероприятие, о котором предприниматель обычно не уведомляется. Заранее узнать о ее проведении в официальных источниках, как правило, у ИП нет возможности. Вместе с тем, данная проверка не инициируется просто так. У нее должны быть основания — такие как, например:
- Неисполнение ИП ранее полученных от ФНС предписаний об устранении нарушений налогового законодательства.
- Получение проверяющими органами информации о грубом нарушении ФНС норм законодательства, которое может сопровождаться нанесением вреда гражданскому обществу и окружающей среде. Конечно, в этом случае оснований для, собственно, налоговой проверки может и не выявиться (поскольку крайне маловероятно, что неуплата налогов может привести к указанным последствиям). Однако, привлечение к ИП внимания одних органов может впоследствии сопровождаться интересом и налоговиков — но в рамках действующих правовых механизмов.
- Получение инспекторами приказа руководителя ФНС о проведении в отношении ИП внеплановой проверки на основании требования со стороны прокуратуры (которое может быть основано как раз на полученной информации от других государственных органов, осуществлявших проверку деятельности ИП по нарушениям иных правовых норм — не связанных с налогами).
Рассмотрим теперь подробнее специфику камеральных и выездных проверок ФНС.
Камеральные налоговые проверки по прибылям ИП: нюансы
Главная задача Налоговой службы при камеральной проверке — изучение отчетных документов, представленных ИП (главным образом, деклараций) и установление фактов, которые могут отражать:
- нарушения, допущенные ИП с точки зрения соблюдения сроков подачи отчетных документов в ФНС;
- возможные ошибки в исчислении сумм, приведении иных показателей в отчетных документах.
В случае, если данные факты не устанавливаются в ходе камеральной проверки, то никаких правовых последствий для деятельности ИП не появляется. Сам предприниматель, как правило, не уведомляется о проведении в отношении его деятельности камеральной проверки, равно как и о том, что с его отчетностью — все в порядке.
Однако, если те или иные факты, отражающие нарушение предпринимателем тех или иных норм налогового законодательства, подтвердятся — ФНС обязательно уведомит его об этом, а также потребует предпринять действия к исправлению выявленных недочетов в формировании налоговой отчетности.
Это интересно: Наказание за принуждение к увольнению
Например — при недоплате или неверном исчислении налога предпринимателю направляется предписание о необходимости, соответственно, доплатить или откорректировать декларируемую сумму дохода.
Предприниматель может выразить несогласие с претензиями в ФНС — подав в установленном порядке жалобу в соответствующее территориальное представительство ведомства или в орган, которому оно подотчетно. Если взаимодействие со структурами ФНС ни к чему не приведет — ИП вправе инициировать судебный иск к ведомству, подготовив, разумеется, необходимые доказательства.
Особенности выездной проверки
Выездная проверка — мероприятие, которое проводится по адресу ведения коммерческой деятельности предпринимателем (но при отсутствии возможности принять инспекторов ФНС предприниматель сам наносит визит в ведомство и осуществляет далее взаимодействие с инспекторами в установленном порядке). Данная процедура инициируется в соответствии с распоряжением руководителя территориального подразделения ФНС.
В отличие от камеральной проверки — о проведении которой ИП может и не догадываться, в отношении выездного мероприятия предприниматель может быть проинформирован, если оно носит плановый характер.
Выездная проверка — достаточно длительная процедура. Она может длиться — при наличии предусмотренных законом оснований, до 6 месяцев (но, как правило, не превышает 2-4). Ее продолжительность зависит, прежде всего, от охвата проверяемых объектов: их перечень может быть как достаточно узким (например, когда осуществляется выездная проверка контрольно-кассовой техники), так и очень широким (когда проверяется вся финансовая документация предпринимателя).
После проведения выездной проверки инспекторы составляют в 2 экземплярах акт, в котором фиксируются результаты их работы. Они могут отражать как отсутствие каких-либо нарушений, так и их обнаружение налоговиками. В отношении данных нарушений ИП может представить обоснованные возражения в установленный законом срок.
Какие действия производит ФНС при проверках?
В рамках проведения проверок ФНС может осуществлять следующие действия:
- Истребование различных документов. При этом могут запрашиваться как копии, так и оригиналы документов. ФНС может попросить ИП прислать их, принести или обеспечить доступ к ним при выездной проверке по месту ведения ИП хозяйственной деятельности.
- Выемка документов (в некоторых случаях — предметов, находящихся на территории предприятия). Осуществляется в целях выявления, а также подтверждения предполагаемых нарушений предпринимателем норм налогового законодательства.
- Осмотр различных объектов. Как правило, к данным объектам относятся офисные и производственные помещения, оборудование, земельные участки и прочие ресурсы, которые могут использоваться ИП в бизнесе.
- Проведение экспертизы. Данная экспертиза может проводиться в отношении различных объектов и процессов хозяйственной деятельности — если это необходимо для получения достоверной оценки соблюдения ИП норм налогового законодательства.
- Допрос. При этом, может опрашиваться как сам предприниматель, так и иные лица, имеющие отношение к его коммерческой деятельности.
В зависимости от совместимости указанных действий ФНС со спецификой тех или иных проверок по существу (например, маловероятно проведение допроса и экспертизы при камеральной проверке), а также от имеющихся у инспекторов данных о деятельности ИП, указанные действия могут производиться инспекторами в разных сочетаниях.
Поделитесь в соц.сетях:
Источник: finance-exp.ru