Как открыть бизнес учителю

Сибирячка Антонина Матвеева планировала строить карьеру преподавателя в университете, но в результате серьёзной личной драмы поняла – на зарплату педагога не проживёшь, нужно развиваться в каком-то другом направлении. Она запустила школу скетчинга — и развивает её уже три года. Поначалу было трудно, но сейчас её доход в разы превышает зарплату преподавателя. Порталу Biz360.ru Антонина Матвеева рассказала, как создавала свою школу и насколько опыт предпринимательства изменил её характер и представления о себе.

Антонина Матвеева, предприниматель из Барнаула, основатель школы скетчинга Mylookway . Окончила Алтайский государственный университет по специальности «художественное проектирование костюма», там же окончила магистратуру и аспирантуру. Пять лет работала преподавателем – сначала в школе, потом в техникуме, затем в университете. В 2017 году открыла собственную школу скетчинга Mylookway.

Антонина Матвеева

Как открыть свою школу? Бизнес план. Точка безубыточности

Поворотный момент

Большую часть жизни у меня и мысли не было об открытии своего дела. В моей семье никто не занимался бизнесом, как и в семье моего мужа. Я планировала строить карьеру преподавателя и работать в университете. Но обстоятельства сложились так, что пришлось пересмотреть свои планы.

Профессию дизайнера одежды я выбрала по совету мамы, она шила всю жизнь и обещала помогать, если у меня что-то не будет получаться. Однако любовь к шитью у меня так и не появилась. Оно до сих пор ассоциируется с неблагополучными 90-ми. Я тогда была ребёнком, но хорошо помню, как мама брала дополнительную работу домой и шила целыми днями.

Меня глубоко потрясла и отрезвила утрата родителей. Мама умерла, когда я училась на третьем курсе университета, папы не стало спустя несколько лет. В день его смерти я вдруг осознала, что они с мамой вложили в моё воспитание и образование все силы, а я выросла и теперь не могу помогать близким — зарплата преподавателя, которую я получала, была очень скромной. Эта мысль крутилась в голове и не давала покоя. Пришло чёткое осознание: нужно что-то менять.

Антонина Матвеева

Когда закончился учебный год, я получила отпускные – 50 тысяч рублей. На эти деньги арендовала небольшое светлое помещение в офисном центре, купила шкафы, столы, стулья. Потом на своей странице в «ВКонтакте» написала объявление, что открываю школу скетчинга и приглашаю всех желающих на первое занятие со скидкой 30%. Записались четыре человека. Так стартовал мой проект Mylookway.

Поиск себя

Рисовать я любила всегда. Этот навык был нужен и для учёбы в текстильном техникуме, и на факультете искусств и дизайна в университете. Моя первая работа – учитель рисования в школе. Спустя год я её оставила, отучилась на визажиста и стала работать как фрилансер на выезде.

Дмитрий Медведев учителям «Это был ваш личный выбор! Не хватает денег, идите в бизнес!

С моим складом характера это было довольно сложно. Приезжать домой к незнакомым людям, быстро устанавливать с ними контакт, ориентироваться в чужом доме и чувствовать себя там комфортно – всё это большое испытание для интроверта.

В это же время меня пригласили преподавать в техникум, который я когда-то окончила. Там группа студентов стилистов-визажистов осталась без преподавателя по фейс-арту и боди-арту в середине семестра. Чтобы взять эту работу, мне пришлось за свой счёт отучиться на курсах гримёра-бутафора.

Mylookway

Тогда же мои преподаватели предложили мне поучиться в магистратуре в АлтГУ – она только открывалась, набирали первую группу. Так я попала в университет: после получения образования стала преподавать там спецдисциплины — композицию, спецрисунок, художественное-проектирование костюма, так выросла до должности доцента.

Я постоянно училась, потому что в нашем городе сложно найти работу по моей специальности. Пришлось долго искать, где можно применить свои знания и умения, причём таким образом, чтобы работа действительно нравилась, была по душе и достойно оплачивалась.

Кроме рисования, я очень люблю делиться своими знаниями. Когда вижу интерес к моему предмету в глазах учеников и понимаю, что могу помочь им решить какие-то задачи или ответить на их запрос, то испытываю огромное удовлетворение и счастье.

Что такое скетчинг

Когда я открыла свою школу, мало кто в городе знал, что такое скетчинг. Первое время у меня в учебной программе были все направления, которыми я владела – обучение макияжу, оформлению бровей и т.д. Ещё я рисовала скетчи на заказ и консультировала студентов разных вузов и техникумов.

  • Скетчинг – это техника быстрого упрощённого плоскостного рисунка. Его отличие от академического рисунка в том, что не нужен мольберт и живая натура. Скетчи обычно рисуют на столе, опираясь на референсы или собственное воображение. Хотя с натуры их рисовать тоже можно.

Mylookway

Преподаватель академического рисунка сказал бы вам, что голова укладывается в рост человека в семь с половиной–восемь раз. Но в fashion-иллюстрации она может укладываться до 15 раз — и в итоге на скетчах мы видим длинноногих красавиц, подиумных див.

Направлений в скетчинге много: иллюстрации еды, архитектуры, интерьеров, предметов, картинки из путешествий. В моей школе мы с учениками практикуем их все.

Кому это нужно

Ко мне приходят учиться по разным причинам. У некоторых – профессиональный интерес. Например, стилистам, швеям, фотографам и тем, кто создаёт свой бренд одежды, важно владеть fashion-иллюстрацией, чтобы более эффективно общаться со своей командой и с заказчиками. Однажды ко мне приходила учиться женщина в очень солидном возрасте, она хотела создать бренд одежды для любимой внучки.

Вторая группа взрослых клиентов – это домохозяйки и мамы в декрете, которые хотят разнообразить свой досуг, наполнить его чем-то вдохновляющим и интересным.

Mylookway

Приходят также и те, кто мечтал рисовать с детства, но в силу разных причин у них не получилось. Теперь, уже будучи взрослыми, люди исполняют свои детские мечты.

С детьми я работать не планировала. Но где-то через год после открытия школы мне стали постоянно писать родители, которые хотели привести ко мне малышей. Поначалу я отказывалась — мне казалось, что я не смогу. Но когда просьб стало очень много, рискнула и согласилась.

Теперь заниматься с детьми мне очень нравится. У каждого ребёнка, который ко мне приходит, есть свои задачи, как и у взрослых учеников. Некоторых приводят родители в надежде, что они увлекутся чем-то полезным и интересным. Другие хотят рисовать сами и учатся в художественных школах. Но там возникают проблемы.

Mylookway

Далеко не все преподаватели умеют объяснять, как нужно рисовать. Некоторые просто дают задания, а потом смотрят, что у ребёнка получилось. Особенно часто так бывает на уроках рисования в общеобразовательных школах. Потом детям ставят плохие оценки — и не объясняют почему.

В итоге даже у тех детей, которые любят рисовать, теряется мотивация. Они переживают, расстраиваются. Иногда родители приводят ко мне ребёнка и говорят, что он учился два года в художественной школе, но никакого прогресса в его навыках они не видят.

Трёхчасовые уроки

Один урок в моей школе длится три часа. У меня были опасения, что дети не выдержат такое длительное обучение, но оказалось, что им это вполне по силам. Даже малыши в возрасте шести-восьми лет справляются. Думаю, всё дело в том, что удаётся их заинтересовать.

Каждый урок посвящён какой-то теме. Например, мы рисуем собаку, кошку или кекс. В случае с fashion-иллюстрацией учимся рисовать человека. Первый час или полтора я пошагово объясняю, как нужно рисовать выбранный объект.

Допустим, тот же кекс можно разложить на геометрические фигуры, изобразить их в нужных пропорциях, а потом уже прорабатывать детали. Мне важно объяснить структуру рисунка, чтобы ученики поняли принципы создания скетчей. Тогда они смогут применять эти знания в жизни, когда потребуется.

Mylookway

Некоторые дети после моих занятий стали быстрее и лучше рисовать в других художественных школах. И они не рассказывают своим одногруппникам, что научились у меня – не хотят терять преимущество!

На детских занятиях я всегда делаю перерыв на чай, сладости покупаю заранее. После перерыва мы раскрашиваем рисунок, который получился. В цветах я никого не ограничиваю – все ученики выбирают их сами. Это возможность проявить творчество, получить удовольствие, ведь первую часть урока нужно концентрироваться на том, что я показываю и повторять, а это отнимает силы.

Все три часа занятия я провожу стоя. Сначала у доски, а потом, когда мои ученики рисуют, я хожу вокруг них, смотрю, что получается, поправляю, даю советы. У меня нет такого, что я села за стол и все ко мне прибегают со своими рисунками.

Mylookway

И ещё я никогда не рисую за своих учеников – каждый делает это сам. Ценность занятий именно в приобретении собственного опыта, даже если результат получается не идеальный.

Курсы для детей обычно проходят на каникулах, также есть занятия по выходным – их можно купить на целый год. Взрослые учатся в две смены – утром или вечером, как им удобнее.

Через какое-то время я осознала, что длинные курсы взрослым проходить сложно. Идеальное количество занятий — шесть или восемь. Уроки бывают индивидуальные и групповые. В группы я беру до шести человек, но обычно бывает больше.

Маркеров много не бывает

Существенная статья моих затрат – маркеры. Я предоставляю ученикам материалы для уроков, мы работаем только с профессиональными маркерами, потому что их качество значительно лучше, чем у тех, что продают на Aliexpress. Работать с ними намного приятнее и результат получается кардинально другим.

Читайте также:  Получить образование бизнес тренера

Непрофессиональный маркер стоит 60 рублей за штуку, цена профессиональных начинается от 140 рублей, доходит до 500 рублей и выше. Недавно я нашла хорошего поставщика по соотношению цены и качества, теперь делаю заказы у него.

Mylookway

В моём арсенале – всегда более тысячи маркеров. Те, которыми пользуются часто, перестают писать примерно через две недели. Хорошо, что сейчас появились такие маркеры, которые можно заправлять чернилами. Их срок службы увеличивается в 20-30 раз. Это позволяет экономить.

Что дальше

Сейчас у меня осталось совсем немного часов в университете — всё моё расписание плотно укомплектовано уроками в Mylookway. Нагрузка в школе полноценная, я могу позволить себе больше не рисовать для заказчиков. Но так было не всегда: сначала клиентов приходило очень мало, они узнавали обо мне через сарафанное радио и из группы «ВКонтакте». Полтора года назад по совету друга я завела Instagram — теперь основной поток клиентов приходит оттуда.

Первый год школа работала в «ноль» – мне удавалось отбивать аренду и материалы. Примерно года через полтора она начала приносить небольшую прибыль. Сейчас я зарабатываю на своём проекте в разы больше, чем когда преподавала в вузе. Тем не менее, это всё ещё небольшие деньги, часть которых я вкладываю в развитие.

Наступило время, когда я начала задумываться о развитии проекта и следующей ступени. Пока что работаю одна, нанимать ещё преподавателей опасаюсь. Наверное, не вижу тех, чьё качество работы совпадало бы с моими требованиями к самой себе.

Mylookway

Один из очевидных вариантов развития – выход в онлайн. В ближайшее время я планирую записать несколько видеоуроков. Хочу давать к ним доступ тем, кто у меня учится. Это полезно для закрепления материала и поможет восполнить пробелы, если ученик пропустил урок.

Онлайн-курсы также будут продаваться и отдельно. Ещё мне бы хотелось арендовать помещение побольше, чтобы было удобнее вести уроки.

То, что у меня есть сейчас, уже превысило все мои ожидания. Я не планировала открывать свою школу, думала, что буду всю жизнь работать в университете. Но мне удалось повернуть совсем в другую сторону.

Для этого пришлось сильно измениться – я стала более коммуникабельной, уверенной в себе и открытой. Сейчас подумываю о том, чтобы поучиться технике речи и публичным выступлениям, а ещё, возможно, буду изучать детскую психологию.

Мне нравится, как растёт мой проект, и как я расту вместе с ним. Верю в то, что нахожусь в самом начале пути.

Антонина Матвеева

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360

Источник: biz360.ru

Может ли учитель быть предпринимателем. Мнение педагогов

Принято считать, что работа учителя несовместима с предпринимательством, что преподавание школьных дисциплин исключает возможность применения бизнес-стратегий. Так ли это на самом деле? Разбираемся в нашей статье.

Репетиторство тоже бизнес

Самый распространенный бизнес среди учителей – занятия репетиторством. Если человек при этом работает в школе, перед ним встает выбор: скрывать свою подработку от окружающих или нет. В некоторых школах администрация объявляет настоящую войну репетиторству, поэтому учителя вынуждены проводить занятия с учениками под большим секретом.

Учительница русского языка и литературы Марина Артемова: «У нас директор прямым текстом запрещает педагогам заниматься с учениками в частном порядке – вплоть до увольнения. Все дело в том, что она мечтает открыть при школе что-то типа платных дополнительных занятий: отдельно для отстающих, отдельно для продвинутых ребят. Тогда все деньги будут идти в кассу школы.

А так “нелегальное” репетиторство забирает у директрисы весь потенциальный доход. Учителя против такой централизации, конечно: они же этих денег просто не увидят. Конфликт интересов, в общем. Учителя у нас все равно занимаются с детьми. Но все это под большим-большим секретом и в стенах школы не афишируется».

Но в большинстве учебных заведений репетиторство учителям не возбраняется.

Учительница русского языка и литературы Галина Зайцева: «У нас в школе многие педагоги подрабатывают частными уроками. И все об этом знают, родители всегда могут подойти к учителю и обсудить этот вопрос. Кончено, здесь существуют свои правила. Например, если меня мой ученик просит о такой помощи, я всегда его направляю к коллеге, ведущей параллельный класс.

И она делает то же самое. А то как-то неэтично получается: без денег я его не могу научить, а за деньги, значит, могу? Поэтому детей перенаправляем».

На вопрос, почему она якобы не может научить ребенка бесплатно во время урока или факультатива, а за деньги это сделать может, Галина Николаевна отвечает, что в классе учитель работает с 30 детьми на уроке (или с 10-15 на факультативе), а репетитор занимается индивидуально. Кроме того, учитель при групповых занятиях вынужден ориентироваться на общую школьную программу или на темы, актуальные для большинства присутствующих детей. Репетитор же имеет возможность буквально «разжевать» ребенку информацию и разбирает вопросы, важные конкретно для этого ученика.

Не секрет, что наиболее успешные или раскрученные педагоги-репетиторы спустя какое-то время обязательно уходят из школы на вольные хлеба. Формально такой человек перестает считаться учителем (ведь в школе он больше не числится и зарплату не получает), при этом у него становится больше времени на продвижение своего бизнеса.

Будучи в декретном отпуске, учительница английского и немецкого языков, а ныне популярный в своем городе репетитор Лия Осетрова создала профильный блог, а затем открыла собственные курсы иностранных языков. О своем профессиональном кредо она говорит так: «Если учитель или репетитор не занимается саморазвитием, то рано или поздно он начинает угасать. Педагоги – это как звездочки, которые горят ярко на небе и освещают путь своим ученикам! Поэтому мы должны подпитываться, расти дальше, чтобы детям с нами было интересно, полезно, чтобы урок пролетал незаметно и ученики выходили после урока со словами: “Как же все-таки классно у вас!” Я постоянно чему-то учусь. Нужно идти в ногу со временем. Коллеги, обязательно развивайтесь!»

Бывшая учительница физики и репетитор Людмила Петрова после выхода на пенсию ушла из школы, но заниматься с детьми не перестала. Только делает это у себя дома, в частном порядке. К Людмиле Александровне всегда очередь из желающих заниматься, но больше десяти человек в месяц она никогда не берет. В итоге при весьма щадящей нагрузке (от 10 до 15 часов в неделю) у нее получается зарабатывать не менее 60 000 рублей в месяц – такой прибавкой к пенсии Петрова довольна. Большую часть заработанного Людмила Александровна, по ее собственному признанию, тратит на поездки по миру в компании подруг.

Другие варианты

Классическое репетиторство, то есть занятия с учеником на дому – далеко не единственный вариант бизнеса для педагога.

Учительница биологии Екатерина Калашникова, директор скайп-школы:
В последние несколько лет происходит массовое укрупнение и слияние образовательных учреждений, поликлиник, городских администраций и пр. В результате количество директоров и сотрудников сокращается. В число таких «счастливчиков» директриса отправила и меня, не в последнюю очередь благодаря моему характеру.

Почувствовав, что передо мной открылись новые горизонты, я начала искать себе подходящее занятие. К тому моменту у меня уже имелся небольшой опыт организации уроков английского языка по скайпу для своих детей. Я решила создать профессиональную языковую школу.
Сейчас все помешались на создании онлайн-школ. Молоденькие «профи» бизнеса сладко поют своим клиентам о том, что якобы можно получить миллионы на онлайн-образовании. Я только смеюсь, ведь я знаю эти бизнес-процессы изнутри. Работала 24 часа в сутки. Спустя три года мне понадобился психотерапевт и антидепрессанты.

И лишь упорство учителя, работавшего с детьми в школе, помогло выкарабкаться.
Сейчас в моей школе 75 преподавателей и 500 учащихся в возрасте от 6 до 76 лет. Зарплата у меня такая же, как у учителя биологии. Однако я стала лучше понимать свою прежнюю директрису. Проблем у меня не меньше, чем у нее. Но ничто не может сравниться с той радостью, какую испытываешь, когда люди высказывают тебе свою благодарность за хорошие результаты на экзаменах, удачное собеседование при приеме на престижную работу, поступление в иностранные вузы, хорошее замужество и пр.

Учитель физики и астрономии Константин Антропов, руководитель образовательного центра:
Семь лет преподавал физику и астрономию в школе, но в начале 1992 года уволился из-за мизерной зарплаты. Теперь преподаю в собственном образовательном центре и на доходы не жалуюсь. Считаю, что в бизнесе есть очень мало ниш, которые могут занять учителя. Скажем, преподаватель может открыть свое дело и начать готовить школьников к сдаче ЕГЭ.

Но этот экзамен сдают не по всем предметам, и не по всем предметам подготовка к ЕГЭ пользуется спросом. По моим наблюдениям, максимально востребованы занятия по физике и английскому языку, следом идет обществознание.
Сочувствую своим коллегам в государственных школах. И не из-за размера зарплаты, а из-за слишком формального подхода к профессии учителя: вместо того чтобы заниматься с детьми, учитель должен заполнить электронный журнал, подготовить множество планов, отчетов и презентаций. Тут уж не до учеников!
Большинство моих знакомых учителей ушли из школы: кто-то раньше, кто-то позже. И дело было не всегда в финансах. И я настоятельно советую всем, кто хочет и может учить, начать работать в частном порядке, без писанины, которой нас заставляют заниматься в государственных учреждениях.

Преподавательница маркетинга Анна Ветринская, основатель маркетингового агентства:
Я читала лекции и проводила семинары по маркетингу в престижных вузах. Преподавание мне очень нравилось, но денег явно не хватало. И я открыла собственное маркетинговое агентство. Оно успешно. Но несколько раз в неделю я после работы еду читать лекции студентам.

Иногда чувствую, что устала, но когда вижу в аудитории заинтересованных людей, понимаю, что этим стоит заниматься. Я бы с превеликим удовольствием работала только в образовании, но для меня это невозможно с точки зрения доходов. На зарплату учителя прожить нереально – нужно оказывать консалтинговые услуги или заниматься репетиторством.

Читайте также:  Производственный план как раздел бизнес

И еще очень важно, что преподавателю в маркетинге нельзя быть теоретиком. В моем агентстве мы постоянно находимся на передовой, запускаем новые кампании, пробуем инструменты. Поэтому своим студентам я рассказываю о реальных кейсах, делюсь чисто практическим опытом.

Мнение коллег об учителях-бизнесменах

Учительница химии Ольга Чеботарева:
Труд учителя, безусловно, подпадает под понятие призвания, дара, даже миссии. Учитель выполняет важнейшую функцию в обществе: не только обучает, но и воспитывает! Воспитывает личность человека, ответственного перед собой и перед Родиной, готового приносить пользу обществу. Педагоги трудятся в очень непростых условиях. Многих учителей в школе удерживают только дети.

Совмещать свою работу с бизнесом хороший учитель не сможет – иначе он будет халтурить или тут, или там. Да к тому же далеко не все учителя могут заниматься коммерцией. Социуму не нужны сплошные бизнесмены – гораздо больше он нуждается в людях, которые не зациклены на сиюминутном прагматизме.

Учительница математики Ирина Селиванова:
Учитель и бизнес, по-моему, несовместимы. Во-первых, для занятий бизнесом нужно много свободного времени, которого у учителей нет: это работа по призванию и требует огромной самоотдачи. Во-вторых, чтобы открыть свое дело, нужен начальный капитал, а зарплаты педагога хватает только на жизнь. Думаю, что в бизнес уходят только излишне алчные учителя, просто незаинтересованные рвачи без призвания, которые думают лишь о деньгах.

Учитель истории Николай Ремизов:
Учитель не может заниматься бизнесом, поскольку у него совершенно другие задачи. Если он думает только о том, как и где раздобыть деньги, то учебному процессу конец. Знакомый директор (не в нашей школе) рассказывал, как на курсах повышения квалификации их учили тому, как сделать школу сначала самоокупаемой, а затем и прибыльной.

Якобы это очень хорошо для учеников, потому что при наличии лишних денег директор и для школы много полезного сделает. На самом же деле бизнес в школе разрушает саму основу образовательного процесса. Это безнравственно.

Учитель информатики Леонид Третьяков:
Веду в школе информатику, робототехнику и судомоделизм. Это внеурочная деятельность. Ходит ко мне порядка 150 ребят (у нас в городке всего-то 10 000 жителей). Занимаются они бесплатно. Я могу, конечно, открыть бизнес: сам закупить оборудование, нужные детали, сделать платные занятия (скажем, тысячи полторы в месяц). Нагрузка у меня уменьшится раза в четыре, и это при той же зарплате.

Вроде бы здорово, да? Но заниматься ко мне будут ходить человек десять, остальные в пролете. И вот это и есть, получается, концепция учительского бизнеса: главное – обогащение, а в остальном хоть трава не расти. Нет, грех для педагога изменять своему призванию.

Карина Чернякова, Ассоциация некоммерческих образовательных организаций:
Несмотря на высокие цены, частные школы – это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются учителя в государственных школах. Подавляющее большинство действующих частных школ – это авторские заведения, которые создавали сами педагоги.

Эти руководители создали для себя и своих сотрудников весьма высокооплачиваемые рабочие места. Ну а спрос рождает предложение. Считаю, что в государственных школах учителя уже давно разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, педагог оставлял его после уроков, занимался с ним. А сейчас это отдельная услуга.

Поэтому многие и делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Союз педагогики и менеджмента

И все-таки, может ли учитель быть бизнесменом или это ниже его профессионального достоинства? А может быть, это просто противоречит социальной роли педагога, его образу высокодуховного наставника? Профессия учителя и воспитателя всегда была одной из самых уважаемых.

Так сложилось, что в общественном мнении она олицетворяет собой некое бескорыстие, самоотверженность. «Сердце отдаю детям», – слова Василия Сухомлинского стали девизом многих и многих педагогов. Символ конкурса «Учитель года России» – Хрустальный пеликан. По легенде, эта птица разрывает себе грудь, чтобы своей кровью напоить птенцов.

Сами учителя в подавляющем большинстве согласны с такой трактовкой своей профессии. Они действительно много времени и сил посвящают чужим для них детям, забывают о собственном здоровье, имеют ненормированный рабочий день и понимают всю важность возложенной на них миссии – миссии воспитания подрастающего поколения. От которого, кстати, зависит наше с вами общее будущее.

Неудивительно, что отношение к предпринимательству в педагогической среде чаще всего негативное. Поскольку призвание в профессии учителя играет важную роль, то считается, что от всей души посвятить себя можно только детям, но никак не зарабатыванию на них денег. Педагог, делающий бизнес на обучении детей, рискует добыть себе среди коллег славу меркантильного человека и неудачника в профессии. Своим выбором он как бы предает суть работы учителя: бескорыстие и духовность. И сразу становится «чужим среди своих».

Но разве не может хороший преподаватель быть успешным менеджером? Ведь ему в этом случае совсем необязательно уходить из школы в бизнес. Работая в государственном образовательном учреждении, вполне возможно изменить ситуацию, преодолеть стереотипы. Если рассматривать бизнесмена не как стяжателя, пекущегося только о своем материальном благосостоянии, а как человека, который готов пробовать новое, не боится рисковать, стремится принести людям максимум пользы своим делом, то становится ясно, что все эти характеристики применимы и к учителю. Творческий подход к своей работе и применение бизнес-стратегий отнюдь не помешают преподавателю сеять «разумное, доброе, вечное» среди школьников.

Итак, может ли педагог быть предпринимателем, сохранив при этом социальную функцию? Безусловно, если он обладает определенными качествами. Такой учитель напоминает бизнесмена, поскольку он:

  • сам готов учиться и экспериментировать. Он понимает всю важность постоянного самообразования в профессиональной сфере, знакомства с новыми методиками, готовности к саморазвитию;
  • постоянно решает проблемы. Пожалуй, ни один день в жизни учителя не обходится без каких-то коллизий, больших и маленьких проблем, умения найти нестандартный выход из сложной ситуации (как правило, за короткий промежуток времени);
  • хороший организатор, умеющий расставлять приоритеты. Для учителя важно умение сделать из класса единый коллектив, команду, членам которой педагог сможет делегировать часть своих задач. И в вопросе грамотного распределения времени учитель понимает, что в данный момент важно, а что второстепенно;
  • способен продвигать свою идею. Иными словами, он создает в глазах окружающих особую ценность преподаваемого им предмета, ценность знаний. То есть педагог регулярно «продает» свой предмет ученикам, их родителям и своим коллегам. Американский учитель истории Дэйв Берджесс (Dave Burgess) в своей книге «Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными» говорит: «Правильное позиционирование – это один из ключевых приемов превращения вашего класса в место, где хочется быть. “Позиционирование” – термин из области маркетинга. Я из кожи вон лезу, чтобы позиционировать свой класс как замечательное место, в котором происходит невероятно увлекательный педагогический процесс с потрясающими мероприятиями». В качестве лакмусовой бумажки Берджесс советует учителям подумать над вопросами: есть ли в их уроках что-то, что привлекает детей; стали бы ученики ходить к ним на уроки, если бы не было ни итоговых контрольных, ни наказаний за пропуски;
  • обладает стратегическим мышлением и умением анализировать. Труд педагога с полным правом можно назвать долгосрочным инвестированием. От ошибок никто не застрахован, тем более учитель: слишком много факторов нужно учесть, пока он принимает решение. Вопрос в том, как относиться к этим ошибкам. Способность анализировать помогает превращать неудачи и промахи в ценный опыт, который обязательно приведет к победе в будущем.

Остается только добавить, что все эти качества педагог может у себя выявить и развить. Если посчитает нужным, конечно.

Благодарим Вас за прочтение данной статьи! А если Вам понравилось — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления. До встречи!

Источник: dzen.ru

«По совету Медведева ушла в бизнес»: история школьной учительницы, открывшей свое дело

Как известно, недавно премьер-министр России Дмитрий Медведев посоветовал жалующимся на низкие зарплаты российским учителям менять профессию и уходить в бизнес: «Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше» — заявил он. Екатерина Калашникова, основатель и руководитель скайп-школы Glasha, делится личной историей создания собственного бизнеса, описывая трудности и препятствия, которые ей пришлось преодолеть

«По совету Медведева ушла в бизнес»: история школьной учительницы, открывшей свое дело



Фото: Омский региональный бизнес-инкубатор
Руководитель скайп-школы Glasha

Не так давно департамент образования запустил процесс объединения школ и детских садов в огромные образовательные комплексы. После этого объединения вместо пяти директоров остался только один, соответственно, и зарплату ему нужно платить только одну. По такому же принципу сократили учителей, врачей, медсестёр, логопедов и прочих психологов. Благодаря этому процессу за бортом оказалось около 15 % преподавателей. Части из них пришлось, как говорил незабвенный Остап Бендер, «переквалифицироваться в управдомы», и эти его золотые слова прямо перекликаются с мыслями нашего премьер-министра. В число счастливчиков, перед которыми распахнулись новые горизонты, попала и я.

Читайте также:  Управляющая компания для бизнеса нужна или нет

Не без гордости хотела бы отметить, что под сокращения попали в основном яркие люди, имеющие собственное мнение и независимый характер. В основном, это были несогласные с реформой. Прослушав последние напутственные слова директора, я решила, что «не боги горшки обжигают», и решила создать свою школу.

К тому времени у меня был уже небольшой опыт в организации занятий по скайпу для своих детей. У меня трое детей и я, естественно, хочу для них успешного будущего. Не секрет, что для благоприятного старта необходимо знание английского, так как все самые интересные материалы в научных сообществах выходят на английском и уже давно не переводятся на русский.

По совету своего однокурсника, который двадцать лет назад закончил МГУ с красным дипломом и уехал в Канаду с полной уверенностью, что знает английский, я стала искать уроки с носителями языка, памятуя о том, с каким ужасом он писал о своих первых впечатлениях на новой земле. В первый месяц по прибытии наш отличник не понимал ни слова.

Положение усугубляло то обстоятельство, что говорил он в принципе неплохо, красиво используя все времена. Из-за чего у канадцев складывалось полное впечатление, что их новый русский друг владеет языком в достаточной мере для того, чтобы на него можно было вываливать кучу сленговых выражений и старых анекдотов.

До сих пор он не может без жалости смотреть на русских студентов-первокурсников, определить которых можно по неловкой улыбке и застывшему выражению лица, когда собеседник что-то спросил и уже ушел, не дождавшись ответа от этого чудика, а наш человек все еще стоит и строит в уме грамматическую конструкцию ответа. В целях улучшения имиджа наших студентов за рубежом мой приятель нашел для моих детей преподавателя английского для иностранцев в своем Оттавском университете, который согласился давать уроки по скайпу.

Для меня это было подарком судьбы. Все дети у меня очень разные, каждому требовалась индивидуальная программа. Канадский преподаватель сумел подобрать правильный подход ко всем. Вскоре весть о новом способе обучения и волшебном учителе распространилась в среде моих друзей, затем, как круги по воде, информация пошла в массы.

Через какое-то время все свободные слоты у первого преподавателя были заняты и он предложил своему коллеге вести уроки для студентов из России. Время шло, количество учителей и студентов увеличивалось. Как оказалось, в Канаде преподаватели получают не так уж много и тоже готовы прислушаться к совету Медведева. Сотрудничество было очень успешным.

Канадцы были в восторге от наших детей! «Русские дети такие удивительные!» — восхищались они, «Очень талантливые! Вот вчера еще ничего не знал, а сегодня уже вовсю говорит». Они искренне не могли поверить, что человек учил перед этим английский в школе в течение 7-10 лет. Особенно эффектным было первое занятие с носителем.

Одиннадцатиклассники не могли ответить ни на один простой вопрос, лепетали что-то невразумительное. А уже на втором занятии пассивный запас знаний начинал переходить в активный, заставляя учителей восторгаться. На базе этой небольшой модели обучения я решила создать профессиональную языковую школу. И решительно взялась за дело. В этот переломный момент мне несказанно повезло.

Наверное, во всех успешных проектах встречается некий элемент везения, когда звезды на небосклоне выстраиваются правильно и встречаются вместе люди, которым суждено встретиться. Такой судьбоносной была для нашей компании находка профессионального канадского методиста по английскому языку. Этот человек не только помог нам сделать методики для 12 уровней языка, но и помог и помогает до сих пор в поиске и обучении грамотных, харизматичных, учителей.

Он ведет в Оттавском университете курс для преподавателей, что позволяет нам находиться в самом авангарде новых трендов в обучении, использовании специальных интеллектуальных платформ. Он разрабатывает методики преподавания языка для интровертных подростков, дислексиков, дисграфиков, подростков с гиперактивным поведением и т.д.

Итак, вопрос с подбором преподавателей был решен. Нужно было браться за структуру компании. Первым делом я купила хостинг и домен, предварительно уточнив значение этих слов в интернете. Думала, что будет несложной задачей придумать название проекту. Как же я ошибалась! Логичным мне казалось использовать в названии слово ENGLISH.

Однако я неожиданно для себя в этот момент столкнулась с проблемой тысячелетия — все сайты с использованием этого слова уже были заняты. Я экспериментировала несколько часов. Но это еще не все. Впадая в отчаяние, стала набирать все знакомые слова на английском — и вы не поверите! Все домены были заняты!

Войдя в раж, я набирала все приходящие в голову словосочетания, типа MashaInternationalandGlashaLimited. И, о чудо! Домен Glasha был свободен! Это было абсурдное, смешное, но запоминающееся название. Со временем, число языков у нас расширилось до 13, и это название стало нашим неповторимым брендом, уже никак не связанным с обучением английскому языку.

Число студентов увеличивается в сторону иностранных нерусскоговорящих. Для них это название уже не кажется экзотикой. Нередко сейчас в моей переписке можно встретить обращение Hello, Glasha, а иногда даже «Глаша-сан». Итак, ребеночку было дано имя и надо было позаботиться о его насущных требованиях. На данном этапе понадобились некоторые вложения.

Сейчас все помешались на организации онлайн-школ. Молоденькие «гуру» бизнеса сладко поют своим таргет-группам в уши, что можно получить миллионы на онлайн-образовании. Я только смеюсь. Во-первых, я такая старая, что помню еще Герболайф с их «партнерами первого уровня», во-вторых, я бы, наверное, поверила им, если бы сама не знала все бизнес-процессы создания онлайн-школы изнутри.

В одном мальчики правы: создание такого бизнеса возможно с минимальными затратами. Я сделала свой первый сайт на коленке, просто следуя инструкциям в Гугле. Научилась сама вставлять фото и обрезать видео, писать контент в ФБ-группу. Я читала комменты желающих изучать язык в пабликах ФБ и ЖЖ и писала им в личные сообщения, я раздавала листовки у входа на образовательные выставки.

Вела бухгалтерию и читала книжки по маркетингу. Работала без преувеличения 24 часа в сутки. Постоянно отвечала на сообщения и контролировала тестовые уроки в разных часовых поясах. После 3-х лет такой жизни мне потребовалась помощь психотерапевта и антидепрессанты. В итоге я поняла, что работа в таком режиме может разрушить мою жизнь.

Делегировать полномочия было трудным, но в итоге верным решением. Провела 18 собеседований — и по результатам пригласила двух ассистентов. У меня в прямом смысле слова дергался глаз, когда я проверяла их работу. Дело в том, что первую сотню студентов я знала лично. Я знала все о них, вплоть до кличек их домашних любимцев.

И я должна была отдать общение с ними в чужие руки. Мысль об этом была непереносима. Схема коммуникации в нашей скайп-школе такая: все ассистенты пишут в один скайп. С утра серьезный Александр — вечером смешливая Анастасия. Таким образом, у собеседников Glasha может сложиться неправильное мнение о работе школы.

C утра все серьезные, а вечером, видимо, выпивают.

Однако, как ни странно, вскоре ассистенты так же привязались и полюбили наших студентов, как и я. Система сейчас состоит из 8 человек: руководитель, бухгалтер, программист, специалист по работе с соцсетями, методист по работе с учителями и ассистенты. Недавно у нас случилась большая радость — появился третий ассистент, бывшая наша студентка.

Так как я люблю моделировать экологические системы (вроде аквариумов и муравейников), с бизнесом неожиданно тоже получилось здорово. Пригодились мои университетские знания.

Оказывается, основные принципы стабильности бизнес-системы и экосистемы очень похожи 🙂 Например, зависимость количества особей в популяции, необходимых для воспроизведения рода, точно коррелирует с количеством клиентов, необходимым для формирования стабильной воронки продаж. Зарплата у меня, правда, сейчас точно такая же, как у учителя биологии, большой привет премьеру и его налогам!

Однако я лучше стала понимать свою прежнюю директрису. Проблем у меня не меньше, чем у нее, а может быть даже и больше. В данный момент у нас школе 75 учителей и почти 500 студентов. Самому младшему 6 лет, самой старшей — 76 лет. Как говорил Нестор Петрович в фильме «Большая перемена» — «Я никогда не думал, что мои ученики будут пить, курить, рожать и ругаться матом».

Мои ученики влюбляются в учителей и звонят им ночью пьяные. Также они, как и учителя, с завидной регулярностью рожают, разводятся, женятся, болеют, меняют работу и часовые пояса, попадают в ДТП. Их грабят, заливают, отключают интернет. Провести уроки по плану каждый день — это подвиг для моих ассистентов! Однако ничего не может сравниться с той радостью, когда люди высказывают свою благодарность за хорошие результаты на экзаменах, прохождение Job interview и получение хорошей работы, за поступление в зарубежные учебные заведения или удачное замужество.

Источник: delovoymir.biz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин