Как открыть свой издательский бизнес

Поговорим об издательском бизнесе в странах постсоветского пространства откровенно, без обиняков. Ведь для многих эта тема является очень актуальной.

Для начала — о том, как стать издателем и что вас ждёт, если вы примете такое решение. Вероятно, ознакомившись с нижеизложенным, вы снимете розовые очки.

Старт книгопечатания

Формально стать издателем несложно. Нужно зарегистрировать юридическое лицо, фирму, и получить лицензию издателя — право на покупку в книжной палате ISBN, чтобы присваивать этот код выпускаемым книжкам.

Второй этап — офис и персонал. Несколько компьютеров с установленными на них программами проверки орфографии и вёрстки, несколько студентов филологического факультета в качестве редакторов и корректоров, хотя бы один опытный верстальщик — и готово.

Многие издательства выглядят именно так, ведь студентам можно платить меньше, они обычно рады хоть какому-то заработку. Зато спеси у подобных контор, как говорится, выше крыши. Строят из себя повелителей литературных судеб.

Стоит ли открывать книжный магазин?

Третий этап — покупка хотя бы одного книжного магазина и нескольких мест на книжных раскладках около рынка (или где там в вашем городе по выходным книголюбы тусуются).

Дело в том, что все точки реализации печатной продукции уже давно прибраны к рукам вашим конкурентами. Поэтому лучше сразу приобрести хоть один маленький магазинчик в центре города. Иначе произведённые вами книги или вообще не возьмут под реализацию, или возьмут, но запихнут на самые дальние и невидимые полки. Об оптовых закупках даже речи быть не может, книгопечатная мафия не позволит.

К примеру, в Украине все книготорговые точки (даже в маленьких городах) принадлежат, в основном, киевской братве. Иногда — харьковской.

Имея собственный магазин (хотя бы киоск), вы всегда будете уверены, что всё окажется на виду.

Типографию, хотя бы крохотную, тоже придётся покупать. Другие заломят такие цены за печать, что вы прослезитесь. Ваша надежда — на собственный аппарат для цифровой печати, который можно разместить в одной просторной комнате. Плюс ризограф для небольших тиражей. Плюс пару человек, способных с этим оборудованием работать.

Ещё одна статья расходов — программное обеспечение. Если вы решите сэкономить полторы-две тысячи условных единиц и установить на компьютеры взломанный пиратский софт, то у вас обязательно будут неприятности. PageMaker, к примеру, стоит 499 портретов американских президентов. Ну а в бесплатных аналогах вроде Scribus можно сверстать разве что вкладыши для компакт-дисков, визитки, открытки и буклеты из странички, сложенной втрое. Максимум — небольшую газетёнку.

Свой сайт тоже обязательно откройте. Мещане полагают, что если кого-то нет в интернете, то его вообще не существует. («Интернет про тебя не знает!» — один из аргументов в грызне «непризнанных авторов» друг с другом и с издателями.) Но это не такая уж и большая трата — капля в море, если сравнивать с остальными расходами.

Ещё не передумали становится издателем? Тогда переходим к содержанию выпускаемых книг.

КАК РАБОТАЕТ ИЗДАТЕЛЬСТВО || PR директор издательского дома «Самокат» Мария Орлова

Что печатать

С чем не будет никаких проблем, так это с потоком рукописей от начинающих авторов. Как только вы разместите объявление на так называемых литературных сайтах (почему так называемых? настоящих писателей там нет!), рукописи хлынут широкой рекой, очень мутной и грязной. Ваши несчастные редакторы вынуждены будут просматривать множество эпигонства — вариаций на тему дамских детективов, властелинов колец, очкастых волшебников и добреньких вампиров, влюблённых в малолетнюю красотку в сумерках.

Литературных сайтов в природе не бывает. Есть персональные сайты и блоги (сайты-дневники) писателей. Иногда, если совсем уж нечего делать, писатели заходят на издательские форумы, чтобы поболтать. Но толпы графоманов — это не писатели.

Посмотрите на литературные порталы повнимательней: бесконечная грызня, критиканство, оскорбления, выяснения, кто талантливей, а кто бездарней. Они кичатся количеством бумажных публикаций друг перед другом, доказывая, что кто-то из них якобы больше писатель, чем другие.

То есть, вам пришлют рукопись в надежде добавить в своё портфолио ещё одну публикацию за счёт издательства (только такие считаются среди графоманов престижными). Они даже не сильно заботятся о заработках, вывешивают полные тексты своих романов в сети. Для них главное — потешить своё тщеславие.

По-настоящему качественные романы кропают только профессионалы. Либо те талантливые авторы, которые надеются стать профессионалами. Они не исследуют чужие книги, широко разрекламированные на весь мир, чтобы вычислить конъюнктурную формулу успеха. Пишут не эпигонство, а по-настоящему оригинальные произведения.

Но вам вряд-ли удастся быстро заполучить таких писателей — они на невыгодные предложения не клюнут. Минимум год придётся печатать графоманов. Народ их покупать не станет — и этот год не принесёт прибыли. Считайте, что он уйдёт на рекламу издательства.

Поэтому, чтобы совсем не вылететь в трубу, вам доведётся либо осуществить перепрофилирование вашей фирмы на торговлю носками, либо выпускать книжки за счёт авторов. Тут конкуренция ещё более жуткая. Нужно нанимать человека, который будет дни и ночи напролёт торчать на графоманских порталах и размещать там рекламу, заманивать «сетевых авторов» (это эвфемизм, чтобы не говорить «графоманов») более низкими ценами, зазывать на сайт издательства etc.

Кризисная экономика

Постсоветское пространство живёт по принципу кризисной экономики. Мировая закулиса, масонские ложи миллиардеров и прочие МВФ не позволяют бывшим советским республикам подняться и окрепнуть, чтобы не возникло новой супердержавы вроде СССР. Поэтому вся жизнь проходит от кризиса к кризису.

Рано или поздно рухнут банки, правительство объявит дефолт, посыпется вниз национальная валюта, вырастут цены на бумагу и тонер для цифровой печати, авторы обеднеют и не смогут публиковаться за свой счёт.

Добавьте сюда взяткоёмкость налоговой, пожарной, санитарной инспекций и прочих чиновников — элементов системы разрушения экономики. Они для того и предназначены, чтобы не позволять странам развиваться.

Да, рынок большой, и графоманов, страстно желающих напечататься, очень много. Но далеко не все они достаточно платежеспособные, чтобы обеспечивать стабильные доходы. Да и романы, какими бы они ни были, пишутся не каждый день. Тем более что медленно, но неотвратимо наступает эпоха электронных книг, и этот процесс уже не остановить.

Электронные книги

Ну, может, ещё лет пять вы продержитесь на читателях старой закалки, которым нужно держать в руках бумажные книги, слушать шорох страниц и вдыхать запах типографской краски. Но жизнь не стоит на месте, как это ни тривиально. Человечество отказалось от папируса и пергамента, как бы такие носители кому-то ни были по душе.

Так что, скорее всего, вам доведётся закрыть издательство, продать оборудование и превратить помещение в булочную.

Или продать оборудование и перейти на выпуск электронных книг — настоящих, проверенных редакторами (хотя бы студентами — такая проверка лучше, чем вообще никакой). За редактирование и выпуск PDF не получится взимать с авторов большую плату, но зато расходы копеечные.

Информация к размышлению: в 2009-м в интернет-магазин Амазон продал электронных книг больше, чем бумажных.

Читайте также:  Кто мои конкуренты в бизнесе

Периодика

Всё равно хотите быть издателем? Что ж, такое упорство весьма похвально. Тогда выпускайте журнал. Альманах.

Всё издательство станет «настольным» — чтобы сверстать и подготовить к печати номер, достаточно одного домашнего компьютера. Юридическое лицо регистрировать не нужно.

Что нужно будет зарегистрировать, так это само издание, чтобы оно было официальным. Типографские расходы на печать журнала не такие значительные, если хотя бы в первое время не делать его глянцевым и гламурным. Удастся набрать хотя бы пару тысяч подписчиков — значит, дело пошло. Ведь уже не будете полностью зависеть от сети распространителей периодики, разновидности мафии.

В журнале можно размещать рекламу — ещё одна статья дохода.

Периодические издания не такие дорогие, как книги — их покупают гораздо чаще.

В общем, преимуществ очень много. Издатели книг об этом знают и поэтому промывают графоманам и читателям-мещанам мозги, мол, издаваться в журналах не так престижно, как иметь книжные публикации.

Но люди всё равно голосуют за журналы деньгами, а книги пылятся на полках магазинов годами. Особенно хорошие книги, не чтиво для средних умов вроде дамских детективов.

Печать по заказу

Хотите выпускать книги и (или) журналы, но не разориться? Тогда можете попробовать систему, на которую переходит весь цивилизованный мир — print-on-demand, печать по заказу.

а) готовите книгу к печати;
б) показываете обложку и описание на сайте;
в) как только кто-то заказывает, печатаете один экземпляр и отсылаете по почте наложенным платежом.

То есть, деньгами не рискуете, вкладывать средства в тираж не нужно.

Но вот только есть несколько «но»: оборудование для цифровой штучной печати пока что весьма дорогое. Агрегат очень хороший: нажимаете на кнопку, и из недр машины вылезает практически готовая книжка, уже переплетённая. Остаётся только подравнять (на профессиональном жаргоне — сделать обрез). Буржуи очень довольны.

А в нашем родном совке такая система не приживается. Почему? Об этом — второе «но».

Кажется, есть только одно питерское издательство, которое постоянно работает по системе print-on-demand. Остальные боятся даже упоминать о самом понятии «печать по заказу» — мафия велит замалчивать, делать вид, словно такового и вовсе нет.

Если не верите, то можете побродить по интернету и посмотреть, сколько истерично-разгромных статей, пасквилей на print-on-demand опубликовали англоязычные издатели, сражаясь с конкуренцией, и сколько развешено статей хвалебных — какой сильный шум и пиар. А потом сравните, как редко система печати по заказу упоминается на русском языке. Да и те упоминания — как говорится, уже далеко не первой свежести.

В совковом книгопечатании тихо, как в гнилой трясине, иногда извергающей болотные газы в виде рекламы очередного детективчика для обывателей.

. Ну так что, сняли розовые очки? Романтики поубавилось? Или по-прежнему хочется нести свет настоящей литературы в темноту мещанства и попсы? Тогда резюмируем.

Выводы

Издавать книги бессмысленно. Особенно хорошие книги. Правители не хотят духовного возрождения. Тупым и развращённым стадом управлять легче. А умные и сознательные могут возродить свою страну, чего мировой закулисе вовсе не хочется.

Если очень хочется издавать что-то бумажное, то выпускайте журнал. Пусть в глазах среднестатистического обывателя журналы не такие престижные, зато вам не нужно будет прилагать много тщетных усилий, разоряться финансово и разочаровываться в жизни.

И, самое главное, постарайтесь успеть занять свою нишу на зарождающемся рынке цифрового издания. Следите за новыми веяниями, изменениями законодательства (цифровыми подписями, новыми сертификатами etc.). Заблаговременно создайте хороший, престижный интернет-магазин с безупречной репутацией.

Используйте бесплатное программное обеспечение Open Source, и вас никогда не отдадут под суд за пиратский софт (зачем вам судимость?). К примеру, электронные книги в формате PDF можно делать в Open Office (конкретно в OpenOffice Writer — кнопка сохранения в PDF есть на панели инструментов). А если скачать и подключить словарь, то будет ещё и бесплатная проверка орфографии.

Подключайтесь к акции «Купи электронную книгу и спаси дерево!» Даже если не очень переживаете из-за ухудшения экологии планеты, то участие сделает вам лишнюю бесплатную рекламу и привлечёт клиентов.

Идеальный вариант в нынешних условиях — совмещать издание небольшого скромного бумажного журнала (для поклонников чтения с бумаги) с выпуском качественных цифровых книг. То есть, свести расходы к минимуму и при этом не отставать от жизни.

Ведь в любом бизнесе главное — подходить к планированию с умом. Именно это — залог успеха.

Источник: bizataka.ru

Как организовать электронное издательство?

Бумажную прессу давно и стабильно клонит в вечный сон, до посадки деревьев под бумагу генная инженерия, похоже, пока не дотянулась, и люди всё больше переходят на цифру. Поэтому нацеленность исключительно на электронный формат представляется мне разумной идеей. И да, нужно издать несколько книг, но об этом позже.

Сегодня помимо книжных интернет-магазинов, где можно купить электронные версии книг, некоторые прогрессивные издательства предоставляют такую возможность прямо у себя на сайте, чем и радуют. Например, МИФ — у которых, кстати, практически отсутствует офис (пример иконических «37 signals»). Моя идея в том, чтобы создать нишевое мини-издательство, которое будет издавать книги только в виртуальном — не физическом — формате.

Только в электронном, то есть для реализации принципа print-on-demand должно произойти нечто исключительное, а именно этот самый demand через форму на целевой странице книги (или день рождения/смерти большого мыслителя, или ряд людей, специально заказавших бумажную версию, так как читать с экрана у них глаза болят, а цифровую бумагу они ещё не освоили). Причём печататься книги могут только на переработанной бумаге.

Тут нужно сразу оговориться:
• целью является выпуск трудов значимых иноязычных (а то и русскоязычных) авторов на русском языке, а не собственно создание издательства;
• на случай непредвиденных, но тем не менее вероятных обстоятельств имеет смысл всё же делать резервное копирование книг в физическом их варианте, то есть выпускать некий мини-тираж.

Думаю, всем понятно, насколько (не в цифрах, а в принципе) с этой схемой удешевляется процесс издания. Не говоря уже о маленьком, но всё же бонусе для экологии (скорее даже реверансе в её сторону).

Итак, думаем о процессе.

Итерации

1. Определиться с целями
— Почему мы решили делать издательство?
— Потому что имеется ряд ценных книг, которые либо издали, раскупили и не найдёшь, либо они до сих пор не переведены на русский. Либо ещё не издали.
— Почему нужно непременно своё издательство?
— Проще сделать самому, чем кого-то в чём-то убеждать, да и просто интересно.

1,5. Составить список книг, которые хотим перевести/издать/переиздать.

2. Продумать бренд
• Понять, какой продукт выпускает издательство. В нашем случае это интеллектуальная (и, быть может, авангардная, а в нынешних реалиях — и маргинальная, ну да это опустим) литература.
• Назвать проект — имя требуется уже на стадии регистрации юрлица.
• Логотип, стиль, позиционирование и прочие атрибуты бренда пока к делу не относятся, но их уже можно смаковать и набрасывать — чтобы лучше понять, что собой представляет проект (далее в нумерации создание стиля опускаю — и так ясно, что он создаётся).

Читайте также:  Бизнес умный дом с чего начать

3. Расписать бизнес-план (доходы и расходы, сроки выхода книг и каркас процессов).
Проверить, как встроить проект в государство (чтобы лишний раз не платить внезапные штрафы).

Проблемы аудитории состоят в том, что спрос на подобные книги низкий, [ибо] интеллектуальная культура примерно на том же уровне, и «приличных», нишевых издательств не хватает. Хотя они, конечно, есть и горячо посему любимы.

4. Найти финансирование через краудфандинг или традиционными методами.

Расходы, от которых не скрыться:
• регистрации: юрлица, домена, ISBN, УДК, ББК;
• хостинг;
• права на перевод;
• оплата труда переводчика и редактора;
• дистрибьюция;
• реклама;
• услуги нотариуса и бухгалтерского сервиса.

5. Зарегистрировать юрлицо,

чтобы получить ISBN книги. По идее, им можно пренебречь, если решить делать не издательство, а литературный альманах (об особенностях создания журнала довольно подробно рассказано тут, наиболее актуальной мне показалась информация о регистрации, остальное — больше дело вкуса и стратегии).

При регистрации стоит сразу подать заявление в налоговый орган о переходе на УСН (6% с доходов). Оформить пакет документов на регистрацию юрлица можно через сервис «Моё дело», и он же обеспечивает бухгалтерское сопровождение (возможно, есть другие подобные сервисы, но сарафанное радио напело мне только про этот).

6. Найти специалистов:

• Дизайнеры (веб-, графический, верстальщик, если надо — иллюстратор);
• Переводчик;
• Редактор;
• Корректор;
• Пиар-менеджер.

Тут нужно понимать, что я перечисляю функции, а не количество людей. Главные, кто обеспечивает качество — это переводчик, редактор и корректор. Потому что дизайн всегда можно исправить, а перевод живёт десятилетия и века. Важность дизайна ни в коем случае не умаляется, просто текст в приоритете.

К пиару я условно отношу и дистрибуцию, и SMM, и полилог с медиа (просто потому, что всем этим занимаюсь я, хотя что-то можно делегировать).

С трекерами политика следующая: я пользуюсь ими, знаю, что некоторые правообладатели тоже ведут диалог и даже сотрудничают, и вообще все знают, что с пиратами бороться бесполезно. Наоборот, трекеры — удобная база поиска нужных документов и распространения знаний. Поэтому есть идея выложить книги в трекер, предложив благодарить пожертвованиями (нужно понять, насколько это согласуется с авторским правом).

7. Создать сайт.

Зарегистрировать домен и нарисовать сайт с целевыми страницами (вопрос дизайна и вёрстки [частично] решается с помощью сайтовых конструкторов, которые порой заодно предоставляют и хостинг).

Сайт нужен для тех, кто не сидит в социальных сетях, приходит из поисковых систем, + там удобно оставлять заявки на бумажную версию, продавать электронную и так далее. Архитектура на первое время простая: страница «О нас», «Контакты» (можно объединить), блог и страницы книг. Пока речь идёт о книге, которая ещё в работе, на её странице можно прочесть аннотацию, подписаться на релиз и оставить заявку на бумажную версию.

8. Выкупить права на перевод.
Не факт, что правообладатели захотят иметь дело со столь юным издательством, но соглашение зависит от конкретных переговоров: например, на этот момент у нас будет зарекомендовавший себя переводчик, что увеличит шансы на успех.

9. Заключить со специалистами договора оферты.

10. После бала, то есть окончания работы над собственно книгой нужно (как уже было сказано) обратиться в Российскую книжную палату для регистрации индексов УДК/ББК. И начать дистрибьюторские и пиар-мероприятия, разумеется.

И самое главное

Желательно встроить в процесс реализации идеи открытую лицензию (благо есть прецеденты). Но в этом вопросе мне пока предстоит разобраться.

Дополнительные источники информации по теме: раз, два, три.

Всё вышесказанное изложено в порядке идеи.
Комментарии, замечания и советы высказывайте, пожалуйста, в комментариях.

P.S. Я знаю, что нет ничего нового под Солнцем, что бизнес-план не обязателен и что на дизайнеров и корректоров тоже нужны деньги. Их функции могу выполнять самостоятельно, вопрос делегирования зависит от плана (сроков и финансов).

  • издательское дело
  • управление проектом
  • переводы
  • цифровые книги
  • электронные книги
  • свободные лицензии

Источник: habr.com

Как открыть свой издательский бизнес

Русфонд

Сделать пожертвование


Орфография

— высокорискованный бизнес. Новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства- обычная ситуация для рынка. Залогов под кредиты издатель также предоставить не может, потому что если книга «не пошла», это уже неликвидный товар, и в качестве залога она никому не интересна.

На рынке распространены два варианта финансирования новых проектов. Во-первых, привлечение частных инвесторов. Учитывая небольшой объем первоначальных инвестиций, некоторые инвесторы вкладываются в книгоиздательство не как в бизнес-проект, а как проект «для души», либо статуса- все-таки «издатель книг» звучит весьма статусно. Во-вторых, небольшие начинающие издательства часто приглашают к участию в проекте крупные издательские компании. «Малыши» приходят с идеей, большие издательства, если идея интересна и оригинальна, финансируют ее реализацию, прибыль делят.

Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибуторскую сеть.

Начинающее издание получает в таком альянсе финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны. Кроме того, преимуществом мелких подрядчиков является оперативность, которой зачастую лишены компании-лидеры. Мы, например, постоянно участвуем в четырех-пяти подобных альянсах.

Специализация
Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. У нас, например, издательство разделено на четыре редакции разной специализации: профессиональной литературы, остросюжетной (детективы, женские романы), прикладной книги, современной и классической прозы. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку не стоит создавать себе такие проблемы.

Оптимальная модель стартапа — выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. Замечу, речь не о художественной литературе. С нее, кстати, сложнее всего начинать. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т. д.

В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% — художественная, детская и подростковая и по 7-8% — фантастика и фэнтези, современная проза и бизнеслитература. Из структуры рынка видно, что не художественная литература- шанс для молодого издательства. Тем более что в узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством. В крупных компаниях процесс принятия и реализации решений идет дольше, и универсальное издание не так глубоко знает ту или иную специализированную нишу, как издатель, работающий только в ней.

Читайте также:  ГТА 5 одиночный режим бизнес

Примеров узкоспециализированных и успешных изданий достаточно много: «Росмэн» выпускает только детские книги, BBPG — только книги по вину, «Армада» — только фантастику, «Альпина бизнес букс» специализируется только на деловой литературе и т. д.

Авторы
Поиск новых авторов — возможно, самая сложная часть в работе издательства. Для начинающего издательства эта задача сложна вдвойне. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, чтокрупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы.

Например, у нас годовой бюджет на продвижение некоторых авторов может достигать $100 тыс. Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. Конечно, есть и успешные примеры сотрудничества двух новичков — издателя и автора.

Например, издательство «Захаров» поверило в Бориса Акунина и издало его, когда тот был совсем неизвестным автором.

Тандем оказался успешным.
А издательство «София» стало широко известным благодаря только одному автору — Паоло Коэльо. Но такие примеры единичны. Просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. К нам ежегодно приходит до 2 тыс. рукописей, из которых всего лишь пятая часть рекомендуется к изданию. Но и из этих 420 авторов тиражом больше чем 2-4 тыс.

экземпляров продаются не больше 20, бестселлерами станут и того меньше — один-два автора. Прибыль от продажи оставшихся 400 авторов крайне незначительна.

Персонал
Формирование штата начинайте с поисков редактора. В отличие от производителей продуктов, где человек номер один- это директор по продажам, в издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам- человек номер два.

Но я не случайно говорил, что издательский рынок очень специфический. Да, крупные компании содержат штат из 500 и более сотрудников. Но при этом, чтобы быть эффективным издательством, иметь такой штат необязательно. Например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» работает без штата.

Трое учредителей участвуют в процессе создания своих книг только на уровне создания концепции книги и мерчендайзинга книг в магазинах, все остальные процессы выполняют подрядчики. С поиском подрядчиков проблем сегодня нет. Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку.

Дистрибуция
Больших средств, как я говорил, издание книги не требует.
Производство занимает немного времени — от одобрения рукописи до выхода книги в свет проходит в среднем тричетыре месяца. Но это лишь часть работы издателя. Вторая проблема рынка — отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало.

Все оптовые и дистрибуторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. На начальном этапе развития издательского проекта, если на его книге нет известного и популярного имени или книга не является очевидным бестселлером, шансы, что дистрибутор захочет работать с новичком, невелики. Впрочем, если даже оптовик согласится взять новую книгу на реализацию, это не гарантирует ее высоких продаж- в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.

Оптимальный выход — заняться продвижением собственной книги самому. Лучше вас этого никто не сделает.

Некоторые мои знакомые, пробовавшие себя в издательском бизнесе, оказались весьма успешны благодаря тому, что во главу угла они ставили вопрос реализации: налаживали контакты с ритейлерами, договаривались о поддержке своих книг рекламными материалами и т. д. Убедите магазин, что вашу книгу стоит взять на реализацию, проконтролируйте, как она будет выставлена в торговом зале, купите рекламное место перед магазином и т. д. К счастью, в отечественной книжной рознице нет практики брать деньги за место на полке, поэтому самостоятельное продвижение будет стоить копейки. Важный момент: рассчитывать нужно на все магазины и в Москве, и в регионах. Концентрировать все усилия только на трех-пяти самых известных московских не стоит. Могу сказать по собственному опыту: продажи даже бестселлеров через них не превышают 1-2% от всего тиража, обычные же книги они и вовсе продают единичнымиэкземплярами.

Риски
Главные риски для издателя- авторы, с которыми он работает. Перечень возможных форсмажорных ситуаций необычайно широк и разнообразен. Например, сделало издательство себе имя на одном авторе.

С одной стороны, для издателя это хорошо — не приходится распыляться на нескольких писателей, публика привыкает к одному имени и т. д. С другой — издатель попадает в зависимость от успехов или неуспехов своего главного пера. Между тем любой автор имеет свой жизненный цикл. У когото он может длиться два года, у кого-то десятилетиями, но рано или поздно продажи любого автора начинают снижаться: появился новый, более интересный автор, или ваш автор «исписывается» и т. д. Если издательство не смогло диверсифицироваться, оно остается ни с чем. Весьма типичная ситуация для нашего бизнеса.

Могут начаться разногласия с авторами. Например, писателя перестанут устраивать условия работы или ему захочется творческих экспериментов, результаты которых не будут устраивать издателя, поскольку окажутся невостребованными читателем. В лучшем случае издатель может потребовать возврата аванса за будущие книги, однако оперативно найти замену автору практически невозможно.

В конце концов, автор может быть перекуплен конкурентом. Законодательство в этом вопросе полностью на стороне авторов, так как издательства не могут заключать с авторами договоры на будущие книги, поэтому инструментов для удержания писателей практически никаких. Тем более что небольшое издательство не может предложить авторам таких гонораров (около 10-12% от продаж тиража) и продвижения, как крупные игроки.

Также, начиная издательский бизнес, не стоит забывать два важных момента. Во-первых, успех книг непросчитываем. Весьма распространенная ситуация: по всем критериям книга должна стать бестселлером — автор известный, сюжет интересный, язык хороший. А продаж нет! Все технологии продвижения книг на рынке гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет.

Во-вторых, шансов продать издательский бизнес крайне мало. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны инвестору. Нереализованные остатки книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы.

Источник: www.redaktoram.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин