Практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, подпадают под налогообложение.
При этом подход контролирующих органов основан на том, что многие субсидии либо не являются целевыми согласно ст. 251 НК РФ, либо прямо не поименованы в перечне, установленном ст. 251 НК РФ, который является закрытым.
Позиция Минфина России по данному вопросу отражена в целом ряде писем. В частности, в Письме Минфина России от 14.08.2009 № 03-03-05/156 отмечается следующее.
Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.
При решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со ст. 78 БК РФ, необходимо учитывать следующее.
Для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение условий:
УСН как учесть ГРАНТЫ и СУБСИДИИ
1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;
2) полученные средства должны носить целевой характер;
3) налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ. Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не указаны, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, т.е. в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
При этом, поскольку затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
В Письме Минфина России от 05.08.2010 № 03-11-06/2/123 в подтверждение изложенной точки зрения приводятся такие аргументы: «. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 БК РФ, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Бухгалтерский учет субсидий на возмещение затрат
. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения. в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться».
Кроме того, на основании Письма Минфина России от 10.08.2009 N 03-11-06/2/150 «. денежные средства, полученные из бюджетов разных уровней в виде субсидий. должны учитываться при определении объекта налогообложения в связи с тем, что коммерческие организации не обладают статусом бюджетных учреждений. ».
Данные выводы применимы и к организациям, применяющим УСН.
Таким образом, согласно приведенному мнению финансового ведомства, практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, применяющими УСН, будут подпадать под налогообложение как внереализационные доходы.
Однако для ряда субсидий предусмотрен особый порядок учета и налогообложения, например субсидий, полученных от центра занятости на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест (субсидии на самозанятость).
Особенно актуальным вопрос налогообложения этих субсидий стал с того момента, когда активно «заработала» государственная программа по их предоставлению.
Некоторое время данный вопрос был совершенно не урегулирован.
И вот Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ были внесены поправки в НК РФ.
Закон вступил в силу с 7 апреля 2010 г ., его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 2009 г .
Согласно внесенным изменениям субсидии на самозанятость учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
В случае нарушения условий получения указанных выплат их суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в соответствии со ст. 346.17 НК РФ, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.
Если расходы, предусмотренные условиями получения указанных сумм выплат, произведены полностью в течение первого (первых двух) налогового периода, то полученные выплаты и осуществленные за счет этих выплат расходы отражаются в налоговом учете в соответствующих налоговых периодах.
Казалось бы, проблема была решена.
Однако вопросы оставались.
Прежде всего у тех, кто применял УСН с объектом налогообложения «доходы».
Эти налогоплательщики не имеют права уменьшать свои доходы ни на какие расходы. Таким образом, они в данном случае оказывались в неравных условиях с теми, кто выбрал объект налогообложения «доходы минус расходы». У них возникали дополнительные налоговые обязательства – исчислить и уплатить налог с полученных субсидий.
Минфином России было разъяснено, что «. нормами п. 1 ст. 346.17 Кодекса должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, так и налогоплательщики, применяющие указанную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.
. Учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. » (Письма от 23.04.2010 № 03-11-09/33, от 26.04.2010 № 03-11-11/116). Форма и Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.
Так, в графе 4 разд. I отражаются субсидии в размере фактически произведенных расходов, а в графе 5 этого же раздела – соответствующие суммы осуществленных расходов.
То есть в разъяснениях рекомендуется заполнять указанные графы налогоплательщикам как с объектом налогообложения «доходы минус расходы», так и «доходы». При этом налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы», при определении суммы дохода, подлежащей налогообложению за соответствующий период, данные суммы выплат не учитывают (Письмо Минфина России от 01.09.2010 N 03-11-11/230).
Налогоплательщик, применяющий УСН, получил в октябре 2009 г . субсидию на самозанятость в размере 58 800 руб. В ноябре и декабре 2009 г . на расходы, заявленные в бизнес-плане и утвержденные при получении субсидии, было направлено 20 000 руб. В мае 2010 г . условия получения субсидии были нарушены.
Порядок отражения субсидии будет следующим.
1. Для налогоплательщика, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», субсидия за 2009 г . в сумме 20000 руб. учитывается в составе доходов с одновременным отражением в расходах и в Книге учета доходов и расходов и в разд. 2 декларации по УСН (строки 210 и 220).
То есть в 2009 г . полученная сумма фактически налогом не облагается.
Субсидия за 2010 г . (при нарушении условий получения выплаты) в сумме 58800 руб. отражается в составе доходов и в декларации по УСН, и в Книге учета доходов и расходов, т.е. появляется налогооблагаемый доход. При этом обязанности подать уточненную декларацию за 2009 г . не возникает.
2. Для налогоплательщика, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», субсидия за 2009 г . в размере 20000 руб. отражается в составе доходов с одновременным отражением в расходах в Книге учета доходов и расходов. При этом в итоговую величину дохода (в Книге учета доходов и расходов) эта сумма не включается, соответственно, не отражается по строкам 210 и 220 разд. 2 декларации по УСН. Субсидия за 2010 г . в размере 58 800 руб. учитывается полностью в составе доходов и, соответственно, попадает в строку 210 декларации по УСН.
Что касается субсидий, предоставленных налогоплательщикам из областного бюджета в рамках оказания поддержки малому и среднему предпринимательству (их иногда путают с субсидиями на самозанятость), то согласно Письму Минфина России от 27.01.2010 N 03-11-11/18 они относятся к внереализационным доходам и подлежат включению в налоговую базу.
Аналогичные разъяснения даны и в отношении средств, получаемых из федерального бюджета в рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» (Письмо Минфина России от 18.01.2010 N 03-11-11/04).
Отдельно можно выделить субсидии, полученные из местных бюджетов на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ. Эти поступления не учитываются при исчислении налога по УСН на основании того, что данные расходы прямо поименованы в ст. 251 НК РФ (Письмо Минфина России от 12.11.2009 N 03-11-06/2/241).
Таким образом, большинство субсидий, выделяемых коммерческим организациям, являются налогооблагаемыми.
Исключение составляют целевые средства, прямо поименованные в ст. 251 НК РФ, а также субсидии, по которым законодательство предусматривает «особый» порядок учета и налогообложения.
Минфин России в ответ на запрос налогоплательщика разъяснил, что в случае применения одновременно двух налоговых режимов, УСН и ПСН, при получении субсидии на развитие деятельности по патенту, налогоплательщик должен включить размер субсидии в доход по УСН (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 октября 2016 г. № 03-11-11/60136 «Об учете в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, денежных средств в виде субсидий, полученных индивидуальным предпринимателем из бюджета на развитие деятельности, на которую им получен патент»).
В рассмотренном случае ИП в 2015 году применял ПСН и одновременно состоял на учете в налоговом органе налогоплательщиком УСН. При этом он получил субсидию из бюджета через Министерство инвестиций и инноваций на развитие деятельности по патенту.
Финансисты уточнили, что по итогам 2015 года ИП обязан был подать налоговую декларацию и отчитаться об уплаченном УСН. При исчислении налога ему необходимо было иметь в виду, что налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.
250 НК РФ, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (ст. 346.15 НК РФ).
Доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования не учитываются при определении налоговой базы по УСН (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Однако выделенная ИП субсидия не может быть признана целевым финансированием, так как получателями бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, должны быть либо орган государственной власти, либо орган управления государственным внебюджетным фондом, либо орган местного самоуправления или местной администрации, либо находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные ИП из бюджета на развитие деятельности по патенту, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и, соответственно, в полном объеме учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по УСН.
Доходы в виде субсидии можно учесть в льготном порядке только при условии, что вы ведете учет израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в гл. 26.2 Причем неважно, какой объект налогообложения вы выбрали — «доходы минус расходы» или «доходы».
Налоговая служба неоднократно разъясняла, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны вести учет расходов, произведенных за счет субсидии, все в той же Книге учета доходов и расходо
Льготный порядок налогообложения заключается в том, что доход в виде субсидии надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходо
В январе 2015 г. вы получили субсидию вида 2 в сумме 100 000 руб., а в апреле — июне 2015 г. оплатили за счет этой субсидии расходы в сумме 70 000 руб. В этом случае вам нужно заполнить
— в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал — в сумме 70 000 руб.);
— в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал — на сумму 70 000 руб.).
В результате за полугодие 2015 г. налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.
Заполняя так упрощенец с объектом «доходы» как раз показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, он вправе не платить налог с полученной субсидии. Но несмотря на то, что в субсидия показывается и в доходах, и в расходах, в декларацию по УСН у «доходника» эти суммы не попадут. Когда по окончании года он будет заполнять декларацию по УСН, в строки, где указываются доходы, ему надо будет перенести только сумму дохода, равную разнице между графами 4 и 5 (а не доход, указанный в графе 4 Книг
А как быть упрощенцу, если за счет субсидии в соответствии с условиями ее предоставления он приобрел товары, работы, услуги, стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежим Подпадает в этом случае субсидия под льготный порядок налогообложения? Специалисты Минфина считают, что подпадает. Ведь целевой характер использования субсидий не привязан к перечню расходов.
А из Порядка заполнения следует, что упрощенец с объектом «доходы» в графе 5 отражает фактически произведенные расходы, предусмотренные условиями получения субсиди Так что если упрощенец с объектом «доходы» израсходовал полученную субсидию в соответствии с целевым назначением, то и в доходах, и в расходах ему нужно показать одну и ту же сумму. А значит, и налог при УСН с субсидии платить не нужно. Причем, по мнению Минфина, в аналогичном порядке использованную по целевому назначению субсидию должен отражать и упрощенец с объектом «доходы минус расходы» (см. журнал «Главная книга», 2014, № 23, с. 68).
Похожие записи:
- Доверенность на управление мотоциклом
- Как можно раздробить отпуск по закону
- Пенсия майора в отставке в 2018 году
- Разрешенные часы для ремонта квартиры
Источник: znai-pravo.ru
Департамент общего аудита по вопросу учета субсидии
ООО получило субсидии на возмещение затрат на строительство Оптово –распределительного центра. (во вложении соглашение)
Необходимо ли восстановить НДС, если расчет субсидий производился по объему затрат без учета налога?
Как учесть в бухгалтерском и налоговом учете поступление указанных ниже субсидий?
Согласно представленному соглашению между Организацией и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области Организации предоставляется субсидия из средств бюджета Московской области в 2017 году на возмещение части прямых понесенных затрат на создание, реконструкцию и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса Московской области (создание оптово-распределительного цента).
При этом средства выделяются как из федерального бюджета, так и из бюджета Московской области.
Бухгалтерский учет
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям установлены ПБУ 13/2000 [1] .
Субсидии признаются государственной помощью (пункт 4 ПБУ 13/2000).
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
-имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
-имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
По нашему мнению, имеющееся соглашение о предоставлении субсидии является достаточным подтверждением, что Организация соответствует требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, и что рассматриваемая субсидия будет Организацией получена.
В связи с этим, по нашему мнению, на дату подписания соглашения о предоставлении субсидии, Организация должна отразить в учете ее получение.
Согласно пункту 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов для отражения бюджетного целевого финансирования применяется счет 86 «Целевое финансирование».
В дальнейшем в соответствии с пунктом 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (пункт 21 ПБУ 13/2000).
Таким образом, субсидия, списываемая со счета целевого финансирования, признается в составе прочих доходов.
Согласно пункту 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы.
Таким образом, в случае, если субсидия получена на финансирование капитальных расходов (в том числе возмещение расходов на капитальные строительство), ее списание производится по мере начисления амортизации по объекту основных средств.
В соответствии с пунктом 20 ПБУ 13/2000 остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».
Соответственно, несписанная часть субсидии (т.е. часть, продолжающая числиться по кредиту счета 86) учитывается в составе доходов будущих периодов.
Учитывая изложенное, получение и использование субсидии, по нашему мнению, должно отражаться в бухгалтерском учете следующими записями:
Дебет 76 Кредит 86 — принята к учету субсидия, и отражена задолженность бюджета по ее выплате на дату подписания соглашения.
Если на дату предоставления субсидии, объект основных средств был введен в эксплуатацию и по нему начислялась амортизация, то часть субсидии, приходящаяся на сумму уже начисленной амортизации, будет признаваться в составе прочих расходов.
Указанная часть субсидии может быть определена по следующей формуле:
сумма субсидии x сумма уже начисленной амортизации / первоначальная стоимость объекта основных средств.
Дебет 86 Кредит 91 – признан прочий доход в части субсидии, приходящейся на сумму уже начисленной амортизации.
Оставшаяся несписанной часть субсидии включается в состав доходов будущих периодов.
Дебет 86 Кредит 98 – признаны доходы будущих периодов в размере части оставшейся субсидии.
По мере начисления амортизации указанная часть будет списываться в состав прочих доходов в порядке, указанном выше.
По мере поступления денежных средств из бюджета:
Дебет 51 Кредит 76 – получены денежные средства в счет погашения задолженности бюджета по выделенной субсидии.
В соответствии с пунктом 22 ПБУ 13/2000 в бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:
-характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
-назначение и величина бюджетных кредитов;
-характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
-не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы .
Налог на прибыль
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РФ.
Поскольку предоставляемая субсидия призвана компенсировать расходы Организации, то ее получение может рассматриваться как получение экономической выгоды. В связи с этим, на наш взгляд, субсидия является для Организации доходом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях настоящей главы относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации).
2) внереализационные доходы.
Предоставленная субсидия, по нашему мнению, относится к внереализационным доходам, как безвозмездно полученное имущество (пункт 8 статьи 250 НК РФ).
«К доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).
В статье 250 Налогового кодекса РФ установлен перечень внереализационных доходов, которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. Перечень таких доходов является открытым.
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 НК РФ и является закрытым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
— средства должны быть получены напрямую из бюджета;
— полученные средства должны носить целевой характер;
— налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным кодексом РФ.
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, которые имеют право напрямую получать средства из бюджета, дан в статье 6 Бюджетного кодекса РФ.
Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в целях применения пункта 2 статьи 251 НК РФ не признаются и подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом такой порядок учета расходов не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
При этом полученные субсидии не подлежат отдельному учету, и соответственно о расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться перед налоговым органом » .
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ средства в виде субсидий, полученные организациями на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества учитываются в составе внереализационных доходов единовременно на дату их зачисления в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации по ранее произведенным расходам, связанным с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав.
Таким образом, субсидия признается в составе доходов в целях исчисления налога на прибыль по мере начисления амортизации.
В соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ налогоплательщик при осуществлении капитального строительства вправе принять к вычету НДС, предъявленный подрядными организациями, при выполнении следующих условий:
— строительные работы приобретены для деятельности облагаемой НДС;
— работы приняты к учету на 08 счет «Вложения во внеоборотные активы» и имеются надлежаще оформленные первичные документы, на основании которых принимаются к учету строительные работы (например, акты КС-2);
— имеются счета-фактуры, выставленные подрядчиками.
При выполнении указанных условий, налогоплательщик вправе принять предъявленный ему НДС к вычету.
Случаи, а также порядок восстановления НДС, установлены статьей 170 НК РФ.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, восстановление НДС требуется, в том числе при получении субсидий из федерального бюджета.
Рассмотрим необходимость восстановления НДС в указанной ситуации на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
Как следует из указанного подпункта НДС, ранее принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), а также при ввозе товаров в РФ, подлежит восстановлению, если налогоплательщик получает из федерального бюджета субсидии на возмещение:
— затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога;
— затрат по уплате налога при ввозе товаров в РФ и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Из указанной нормы следует, что:
1. государственная помощь должна предоставляться в форме субсидии;
2. субсидия должна быть получена самим налогоплательщиком;
3. субсидия должна быть получена из федерального бюджета;
4. субсидия предоставляется с учетом налога.
Как следует из предоставленного соглашения субсидия предоставляется частично из федерального бюджета и частично бюджета Московской области. При этом на основании справки-расчета можно предположить, что субсидия предоставляется без НДС.
Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, в рассматриваемом случае, подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, не применим.
Аналогичное мнение высказано в письме Минфина РФ от 23.10.15 № 03-07-11/60945:
«Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субсидии относятся к безвозмездным поступлениям и являются источником доходов бюджета субъекта Российской Федерации. При этом субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. В связи с этим на такие субсидии норма подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса не распространяется.
В случае если субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат , связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), выделены сельскохозяйственному товаропроизводителю без учета налога на добавленную стоимость, вышеуказанный подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса также не применяется и, соответственно, суммы налога восстановлению не подлежат » .
Схожий подход был изложен в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 № 10АП-3145/2016.
В качестве подтверждения того, что субсидия была выделена без НДС, налогоплательщиком были предоставлены, в том числе платежные поручения, из назначения платежа которых следовало, что субсидия перечислялась без НДС.
Аналогичное мнение содержится в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.10.15 № Ф07-6839/2015.
В подтверждение своей позиции налогоплательщик предоставил письмо Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области о том, что в состав предоставленных обществу субсидий НДС не вошел и из федерального бюджета субсидии предоставлялись без НДС.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, у Организации отсутствует обязанность по восстановлению НДС.
Обращаем Ваше внимание, что с 01.07.17 подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ будет действовать в новой редакции:
«6) получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией».
Основное изменение новой редакции, по нашему мнению, в первую очередь касается источника получения государственной помощи. С 01.07.17 под указанную норму попадать будут не только субсидии из федерального бюджета, но также из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В отношении предоставления субсидии на возмещение расходов без НДС, на наш взгляд, изменений нет: если субсидия не предоставляется для возмещения НДС, уплаченного поставщикам налогоплательщиком, то НДС восстанавливать не надо.
Поскольку в рассматриваемом случае, субсидия предоставляется без НДС (т.е. предполагается возмещение расходов, которые не включают в себя сумму НДС), после 01.07.17 у Организации также будет отсутствовать обязанность по восстановлению НДС.
Коллегия Налоговых Консультантов, 05 мая 2017г.
[1] Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Источник: www.mosnalogi.ru
Об учете в целях налога на прибыль субсидий на возмещение затрат при производстве (реализации) товаров (работ, услуг) и расходов на перечисление в бюджет субсидий при нарушении условий их получения
Субсидия, полученная в рамках постановления Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576, не учитывается в налоговых доходах, а оплаченные за счет нее затраты — в расходах. НДС по расходам, оплаченным за счет субсидии, принимается к вычету.
Субсидии по постановлению № 976 учитываются в доходах в общем порядке, а расходы, осуществленные за их счет, учитываются в расходах также в общем порядке, в зависимости от их экономической обоснованности и документального подтверждения.
Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/84813 от 31.08.2022
Об учете в целях налога на прибыль субсидий на возмещение затрат при производстве (реализации) товаров (работ, услуг) и расходов на перечисление в бюджет субсидий при нарушении условий их получения
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщаем, что при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.
Согласно этому пункту подобные доходы признаются по мере осуществления расходов, при этом в случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных вышеуказанным пунктом, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Вместе с тем следует отметить, что согласно положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Из приведенных норм статьи 252 НК РФ следует, что к учету в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций принимаются расходы, которые непосредственно произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, расходы налогоплательщика по перечислению в бюджет ранее полученных субсидий в связи с нарушением условий их получения не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ.
Следует обратить внимание, что в случае обнаружения ошибок (искажений) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик вправе применить положения статьи 54 НК РФ.
Источник: www.berator.ru