При разработке бизнес-плана особое внимание следует уделить оценке рисков, связанных с реализацией проекта. Это будет дополнительным плюсом при общении с кредиторами. К тому же, поможет Вам быть более подготовленным в кризисной ситуации.
Продуманная методика борьбы с последствиями рисковых ситуаций – поможет значительно облегчить реализацию проекта.
Первым этапом при оценке рисков является определение критических факторов, то есть факторов, способных теоретически оказать негативное влияние на проект. Они могут быть внешними и внутренними.
К внешним факторам относятся: простой по вине поставщиков сырья и материалов, климатические катаклизмы, изменение структуры спроса в связи с какими-либо причинами, действия конкурентов и т.д.
К внутренним факторам относятся: нарушение договорных обязательств со стороны субподрядчиков, болезнь ключевых участников, скрытый дефект технологии и т.д.
Оценка риска возможна статистическим путем – проводя анализ прошлых показателей других участников рынка в данной отрасли, имеющих аналогичные параметры. Подобный подход довольно прост, однако, абсолютно идентичных предприятий не бывает. И если кому-то повезло, то не факт, что Вам тоже повезет.
8 Оценка рисков, анализ рисков инвестиционной стадии | разделы бизнес-плана | структура бизнес-плана
Более точный метод – экспертная оценка. Желательна оценка не менее трех экспертов. В качестве таковых могут быть привлечены специалисты в данной сфере производства, юристы, специалисты по кредитным вопросам, аналитики. Выбор экспертов необходимо обосновать таким образом, что бы он был понятен потенциальному инвестору.
Эксперты определяют вероятность наступления каждого выбранного Вами критического фактора, используя пять степеней вероятности: 0, 25, 50, 75, 100. Соответственно, «0» — рисковое событие не наступит, «100» — рисковое событие обязательно случится.
Далее, по результатам оценки всеми экспертами определяется средняя вероятность риска. У каждой группы факторов есть определенная доля веса в итоговом риске проекта. Весовая доля факторов указана в специальной литературе, приводить ее здесь – слишком долго, ибо факторов великое множество. Перемножая среднюю вероятность на весовой показатель фактора – получаем балл риска.
Сумма балов дает итоговый риск проекта. Пример экспертной оценки приведен в таблице (см. рисунок).

Если итоговый риск проекта менее 50, как в этом случае, его можно считать приемлемым.
Анализируя данную таблицу можно определить наиболее существенные риски и разработать меры по их предотвращению. Использование оценки рисков улучшит ваши отношения с инвестором и поможет Вам чувствовать себя увереннее при практической реализации проекта.
Источник: bizataka.ru
Как оценить риск бизнес проект
Оценка рисков
Система управления рисками за 5 шагов
Инвестиции характеризуются двумя взаимосвязанным параметрами: риском и прибыльностью (доходностью). Как правило, чем выше риск инвестиций, тем выше должна быть их ожидаемая доходность. При подготовке бизнес-плана требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос «как минимизировать риски и возможные потери от них?» должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
Риск — это возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и исполнения бюджетов предприятия.
Различают две основные функции риска — стимулирующую и защитную.
Стимулирующая функция имеет два аспекта: конструктивный и деструктивный. Первый проявляется в том, что риск при решении экономических задач выполняет роль катализатора, особенно при решении инновационных инвестиционных решений. Второй аспект выражается в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к авантюризму. Авантюризм — разновидность риска, объективно содержащая значительную вероятность невозможности осуществления задуманной цели, хотя лица, принимающие такие решения, этого не осознают.
Защитная функция имеет также два аспекта: историко-генетический и социально-правовой. Содержание первого состоит в том, что люди всегда стихийно ищут формы и средства защиты от возможных нежелательных последствий. На практике это проявляется в создании страховых резервных фондов, страховании предпринимательских рисков. Сущность второго аспекта заключается в необходимости внедрения в хозяйственное, трудовое, уголовное законодательство категорий правомерности риска.
Управление воздействием рисков начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми может столкнуться предприниматель. Существуют следующие основные типы рисков: финансовые, социальные, технические и экологические.
Оценка проектных рисков проводится экспертным путем.
В качестве упрощенного примера рассмотрим вариант построения реестра риска молочного комплекса.
Финансовые риски определяют чувствительности проекта к изменениям основных параметров и определяют точку безубыточности проекта.
Рыночные и финансово-экономические риски (табл. 18).
Таблица. 18. Рыночные и финансово-экономические риски
1. Неустойчивость спроса
2. Выявление альтернативного спроса.
3. Снижение цен конкурентами
4. Увеличение производства и т.д. у конкурентов
5. Рост налогов
6. Снижение платежеспособности потребителей
7. Рост цен на перевозки, размещение, питание, материалы и т.д.
8. Отсутствие альтернативных поставщиков
9. Недостаток оборотных средств
1. Падение спроса и рост цен
2. Снижение спроса
3. Снижение цены
4. Падение продаж
5. Уменьшение чистой прибыли
6. Снижение объемов продаж
7. Снижение прибыли
8. Угроза потери покупателей
9. Увеличение кредитов
Постоянная диагностика конъюнктуры рынка
Анализ конкуренции
Резервирование денежных средств
Хеджирование (фьючерсное, опционное)
Страхование
Социальные риски (табл. 19).
Таблица19. Социальные риски
1. Трудности с набором кадров
2. Несовпадение трудовой дисциплины
3. Отношения местных властей
4. Низкий уровень зарплаты
5. Квалификация кадров
6. Социальная инфраструктура
1. Увеличение затрат на комплектование кадров
2. Штрафы за несоблюдение договоров, их расторжение
3. Дополнительные затраты на выполнение их требований
4. Текучесть кадров
5. Снижение качества, увеличение браков, аварий и т.д.
Резервирование денежных средств
Технические риски (табл. 20).
Таблица 20. Технические риски
1. Устаревшее оборудование
2. Нестабильность качества услуг
3. Выявление новых технологий
4. Ненадежность составляющих
5.Отсутствие резервных возможностей
1. Увеличение затрат на ремонт и модернизацию оборудования
2. Отток клиентов, проблемы со спросом, продвижением продукта
3. Увеличение затрат на их освоение
4. Возможность непредвиденных ЧС.
Резервирование денежных средств
Страхование
Анализ и диагностика инновационных технологий
Экологические риски и форс-мажор (табл. 21).
Таблица 21. Экологические риски и форс-мажор
1. Экологические риски
2. Складирование отходов
3. Чрезвычайные происшествия социального характера
4. Чрезвычайные происшествия
5. Близость населенного пункта или других баз
1. Затраты на устранение их последствий
2. Удорожание себестоимости
3. Удар по имиджу фирмы
4. Жалобы на воровство
Риски проранжированны с точки зрения их опасности для бизнеса, для каждого риска оценено его негативное влияние и выбран способ защиты.
Укрупнено, основными средствами разрешения рисков являются: избежание их, удержание, передача.
Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для предпринимателя зачастую означает отказ от прибыли.
Удержание риска — это оставление риска за предпринимателем, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную поте-
рю венчурного капитала.
Передача риска означает, что предприниматель передает ответственность за риск кому-то другому, например, страховой компании.
На практике первое, что необходимо решить — это принять стратегическое решение о стиле работы с имеющимися рисками, вторым, более детализированным элементом управления рисками является принятие решения об инструменте снижения степени риска.
Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее часто в мировой практике управления бизнесом применяют следующие способы снижения риска:
- диверсификацию;
- распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);
- лимитирование;
- страхование;
- хеджирование;
- резервирование средств;
- покрытие непредвиденных расходов.
При анализе чувствительности проекта проводится однопараметри-ческий анализ чувствительности NPV к изменению каждого из основных параметров проекта на 10, 20 и 30% как в сторону увеличения, так и умень-шения их значений. То есть при анализе влияния на показатели проекта изменений одного из параметров, значения остальных параметров проекта не изменяются.
Анализ чувствительности проводится по:
- цене готовой продукции;
- себестоимости производства;
- объему производства (в натуральном выражении);
- инвестиционным издержки.
Результаты анализа чувствительности по всем параметрам могут приводятся на соответствующем графике в Приложениях к бизнес-плану.
Одним из наиболее распространенных методов расчета критических точек проекта («переходных цен») является определение точки безубыточности проекта (BEP) в процентах от проектной мощности. Его смысл заключается в определении уровня производства (продаж), при котором проект остается безубыточным.
Источник: www.tambov-rosnou.ru
Оценка возможных рисков бизнеса предприятия
Особое место среди различных видов оценочных действий занимает такое направление как оценка рисков бизнеса (так называемая оценка предприятия перед его продажей или покупкой). В данном случае тщательному исследованию подлежит оценка достоверности отраженных в бухгалтерской отчетности данных об имуществе организации и ее различных обязательствах, а также анализ налоговых рисков и рисков связанных с ведением бизнеса компании. Оценка бизнеса в целом это весьма трудоемкое мероприятие, в рамках которого проводится работа по оценке всего имущественного комплекса, используемого в предпринимательской деятельности. В указанный имущественный комплекс входят, прежде всего, материальные и нематериальные активы. Под активами понимаются земельные участки, здания, сооружения, инвентарь, оборудование, сырье, готовая продукция, исключительные права и многое другое.
При оценке рисков бизнеса доходы компании в различные периоды оцениваются отдельно, при этом тщательным образом рассматриваются перспективы развития, а также положение в существующей конкурентной среде. А также проводится сравнение с аналогичными компаниями. Помимо проведения данного рода оценки в целях покупки или продажи, возможны и другие цели – при смене руководящего состава, в целях повышения качества управления компанией, а также при реструктуризации предприятия, в целях определения корректной и действительной налогооблагаемой суммы, для определения стоимости имущества в целях страхования, и для определения стоимости ценных бумаг.
Благодаря грамотно проведенной оценке рисков бизнеса можно произвести переоценку активов предприятия для целей бухгалтерского учета, а также должным образом определить текущую рыночную стоимость предприятия и разработать план развития компании в будущем, используя информацию о его положительных качествах и приоритетах. Вся процедура оценки данного типа проводится в несколько этапов. Прежде всего, осуществляется предварительный осмотр и анализ компании, затем происходит сбор первичной документации, отчётности и аналитической информации. После чего можно приступать к выбору методов оценки и анализу рынка, а также положения компании в конкурентной среде. После анализа состояния финансовых, управленческих, технических активов предприятия, представляется возможным провести определение итоговой величины стоимости бизнеса и существующих рисков.
Источник: proocenka.ru
