Порой случается так, что выбранный нами контрагент не оправдывает возложенных на него надежд по исполнению заключенного договора. Так, обязательства, предусмотренные договором, исполняются контрагентом ненадлежащим образом, либо не исполняются им вообще. Как бороться с такими контрагентами? Какие методы и средства использовать для воздействия на сторону, перешедшую из ранга «persona grata» в противоположный ранг лиц, нежелательных для дальнейшего сотрудничества?
Ответ на эти риторические вопросы дан и именуется одним замечательным словом – «претензия».
Впрочем, именовать сей документ можно как угодно – рекламация, предарбитражное уведомление, заявление, иной подходящий вариант, главное при его написании — уделить внимание содержанию. Поскольку именно от содержания текста вашей претензии будет зависеть последующая судьба договора, подвергшегося злостному игнорированию нерадивой стороной.
Согласно действующему российскому законодательству, судебные акты в своей структуре делятся на 4 части: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная. Структура претензии в этой части мало чем отличается от судебных постановлений и также может быть подвергнута указанному делению.
Как правильно составить претензию
1. Вводная часть
В вводной части претензии должны быть указаны номер и дата заключения договора, послужившего основанием возникновения правоотношений, предмет договора, его существенные условия.
Перечисленные элементы указываются в случае их наличия. Так, некоторые договоры могут не иметь номера, или бывают ситуации, когда стороны не заключают письменных договоров и действуют без них. Тогда в вводной части претензии необходимо сделать ссылку на иные основания возникновения правоотношений — это может быть выставленный и оплаченный счет на поставку товара, подписанный обеими сторонами акт приемки выполненных работ, иные документы.
Таким образом, вводная часть служит для своего рода идентификации ваших правоотношений адресатом претензии.
2. Описательная часть
Названный раздел претензии должен содержать описание развития событий, следующих после заключения договора.
Так в описательной части нужно указать права и обязанности сторон договора: каким образом они были сформулированы в тексте договора, и каким образом они были исполнены после. При этом описанию подлежат не только все неправомерные действия контрагента, но и предпринятые вами попытки исполнить договор надлежащим образом.
Здесь также важно описать последствия неисполнения (ненадлежащего исполнения) договора, выражающиеся в реально причиненном ущербе, либо в упущенной выгоде.
Более подробное описание развития событий исключит возможные недопонимания и вопросы со стороны контрагента.
3. Мотивировочная часть
Представляет собой обоснование неправомерности действий контрагента.
В данной части необходимо привести законодательные положения, служащие доказательством вины контрагента.
Здесь главное не ошибиться с характером заключенных правоотношений. Так, не нужно путать нормы, регулирующие отношения договора подряда, с нормами, регулирующими отношения по возмездному оказанию услуг. В связи с чем, вам необходимо внимательно изучить заключенный договор и привести в подтверждение своих требований надлежащие законодательные установки, соответствующие характеру правоотношений.
Как эффективно составить претензию — анализ претензии
4. Резолютивная часть
Ну и завершающая часть претензии — конкретные требования, предъявляемые контрагенту.
Это именно те действия, совершение которых является конечной целью написания претензии.
Поэтому здесь вам необходимо определиться, какой результат вы хотите получить — реальное исполнение заключенного договора, возврат денежных средств, уплата неустойки, расторжение договора, иные требования. Будьте внимательны с выбором, поскольку некоторые требования являются взаимоисключающими, так, например, при расторжении договора неустойка за нарушение обязательств может быть взыскана только до дня его расторжения и не днем более.
Нюансы в содержании претензии
Казалось бы, на этом все, претензия готова и может быть направлена второй стороне. Однако есть немаловажные нюансы, соблюдение которых позволит вам избежать ряда проблем, возникающих на практике.
1. Расчет неустойки
В большинстве случаев неисполнение (ненадлежащее исполнение) договоров влечет за собой соответствующие штрафные санкции. Расчет штрафных санкций может быть произведен непосредственно в тексте претензии, либо может быть приложен на отдельном листе.
В тексте претензии необходимо указать размер штрафных санкций, рассчитанный вами и подлежащий уплате. При этом обязательно укажите, что расчет штрафных санкций произведен вами непосредственно на дату составления претензии, и в случае неуплаты, размер штрафных санкций подлежит соответствующему пересчету на более поздний срок. Тем самым вы убережете себя от нежелательного искусственного ограничения размера неустойки.
2. Оформление претензии
Немаловажную роль в составлении претензии играет ее оформление.
В заголовке претензии указывается отправитель претензии, ее получатель. Если отправителем является юридическое лицо, текст претензии размещается на фирменном бланке, содержащем реквизиты организации.
Дата составления претензии также является одним из обязательных элементов ее оформления и не может быть оставлена без внимания.
Если исходящая корреспонденция подлежит регистрации, указание на претензии присвоенного ей номера не будем лишним.
Не забудьте подписать претензию с указанием полномочий лица, ее подписавшего. Без подписи претензия не имеет никакой юридической силы.
3. Направление претензии
Надлежащим образом оформленную претензию необходимо направить контрагенту. Одним из наиболее простых и действенных способов является вручение претензии непосредственно ее адресату (лично в руки). При этом на вашем экземпляре претензии должны быть следующие отметки контрагента: дата получения, фамилия, инициалы, подпись и должность лица, ее получившего, входящий номер корреспонденции (если контрагент ведет соответствующий учет), а также печать или иной штамп контрагента.
На практике получатели претензии не всегда принимают документы на руки. В таких случаях претензию необходимо направить ее адресату заказным письмом с уведомлением, либо ценным письмом с описью вложения. Второй вариант более предпочтителен, поскольку в описи вложения будет указан документ, который направили.
При этом претензию нужно направить как на юридический, так и на фактический адрес контрагента (в случае их различия). Узнать юридический адрес вам не составит труда. Так, на сайте налог.ру вы легко определите место нахождения любой необходимой организации.
Доказательства отправки претензии (ее вручения) необходимо хранить вместе с вашим экземпляром документа.
4. Уловки в написании претензии
Чтобы ваша претензия наверняка возымела действие на ее получателя, ее можно немного приукрасить, добавив в текст некоторые «хитрости».
- Так зачастую большинство получателей претензии не подразумевают о реальных последствиях неисполнения своих обязательств. При этом ссылка на нормативно правовые акты в тексте претензии приводит их в некое замешательство, а на некоторых даже наводит страх. Таким образом, количество приведенных в претензии законодательных норм, содержащих «угрожающие» положения, прямо пропорционально эмоциональному потрясению ее получателя, а, следовательно, увеличивает возможности разрешения сложившейся ситуации в вашу пользу.
- Также в претензии можно сослаться на тот факт, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств контрагентом содержит признаки уголовно наказуемого деяния, например, мошенничества, ну либо иного преступления. Данные аргументы, учитывая их серьезность, могут также существенно повлиять на нерадивого контрагента. Здесь главное не увлечься и приводить признаки преступлений действительно соответствующих действиям контрагента.
- Далее. Некоторые лица при получении претензии не стремятся дать на нее ответ в ближайшем будущем. Чтобы ожидание реакции контрагента не затягивалось, в конце претензии необходимо указать временные рамки ответа на претензию, соответствующие вашему терпению.
- Следующей уловкой является «угроза» контрагенту. Так, в претензии можете указать на ваши последующие действия, в случае неисполнения получателем заявленных требований. К таким действиям относятся: обращение в суд, обращение в правоохранительные органы, появление дополнительных обязательств контрагента, необходимость несения дополнительных расходов (судебные расходы).
- Ну и что касается штрафных санкций. Да, расчет штрафов и различных неустоек необходимо производить, руководствуясь определенными правилами. Однако размеры штрафных санкций в своей претензии вы можете не ограничивать. Так вы можете произвести расчет неустойки в соответствии с заключенным договором, при этом необоснованно увеличить период ее расчета, а также размер ее ставки. Можете рассчитать проценты за пользование чужими денежными средствами по 395 статье Гражданского кодекса Российской Федерации, сделать иные виды расчетов. Ваша необузданность в размере штрафных санкций приведет (должна привести) получателя претензии в ярость, что натолкнет его на мысли о начале продуктивных переговоров по исполнению заключенного договора.
Все перечисленные уловки не обязательно должны быть использованы при написании претензии. Каждая конкретная ситуация по неисполнению обязательств является индивидуальной. Используя некоторые уловки, вы можете разрушить сложившиеся доверительные отношения с контрагентом.
Ну и в окончание данной статьи хочется сказать, что наиболее верным способом надлежащего исполнения договора без каких-либо потерь, является выбор соответствующего добросовестного контрагента. И если на стадии заключения договора вы со всей осмотрительностью подойдете к выбору своего партнера, то на стадии исполнения договора никаких проблем у вас возникнуть не должно. Однако если проблемы у вас все-таки возникли, надеюсь, что данная статья поможет вам наставить недобросовестного исполнителя на «истинный путь».
Источник: regforum.ru
Как составить претензию на предоставление ненадлежащей информации о работе или услуге
На основании статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель работы и/или услуги обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и правдивую информацию о них, чтобы потребитель мог сделать правильный выбор. Однако на практике это происходит далеко не всегда. И если вам не повезло – ввели в заблуждение, что-то важное не сказали о работе/услуге и т. п. – эта статья поможет защитить потребителю свои права.
Данные о сделке
В претензии на работу/услугу сначала нужно указать дату и номер соответствующего договора. Обычно это – возмездное оказание услуг, подряд. Затем подтвердить, что данный факт имел место.
Информация о работе/услуге
По закону сведения о работе/услуге исполнителя в обязательном порядке должны включать:
- наименование технического регламента (ТР) или иное установленное законодательством РФ о техрегулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах работ (услуг);
- цену в рублях и условия приобретения работ/услуг, в т. ч. при предоставлении кредита – размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок (если установлен);
- правила и условия эффективного и безопасного использования работ (услуг);
- срок службы или срок годности работ, установленный законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если работы по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), официальное наименование исполнителя;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия небезопасных работ/услуг (п. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей);
- информацию о правилах выполнения работ (оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги).
Данная информацию исполнитель доводит до потребителя:
- в технической документации, прилагаемой к работам (услугам);
- на этикетках;
- маркировкой;
- иным способом, принятым для отдельных видов работ (услуг).
Таким образом, в претензии важно сослаться на то, что:
«В результате я не могу воспользоваться результатом работы (услуги), что выражается в
Что можно требовать
Согласно ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков. При этом он обязан возвратить исполнителю результат работы (услуги), если это в принципе возможно.
Вот что закон позволяет требовать на выбор (ст. 18):
- заменить на товар этой же марки (этих же модели и/или артикула);
- заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом;
- соразмерно уменьшить покупную цену;
- немедленно безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление;
- расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную сумму.
И отдельно требуйте возместить причиненные убытки в соответствующем размере.
Укажите, что предъявленные вами требования подлежат удовлетворению в течение 10 дней с момента их предъявления (ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей).
За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя исполнитель уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) – 3% цены работы (услуги), а если цена договором не определена – общей цены заказа.
Как пригрозить
Вот несколько важных формулировок:
- в случае отклонения претензии – буду вынужден (а) обратиться в суд за защитой своих потребительских прав и требовать возмещения убытков, морального вреда (ст. 13-15 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
- суд своим решением при удовлетворении иска взыскивает с исполнителя штраф 50% от присужденной суммы за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя;
- предложите решить спор в досудебном порядке;
- попросите сообщить ответ на претензию в письменной форме.
Как подать претензию
Роспотребнадзор советует придерживаться следующего порядка подачи претензионного заявления:
- один экземпляр заявления вручите руководителю организации-продавца (исполнителя). Это может быть общий отдел, канцелярия, секретарь. Но желательно – вручить лицу, ответственному за получение корреспонденции. Под подпись лица, принявшего документ с указанием его фамилии и должности.
- второй экземпляр с отметкой о дате вручения (есть специальная строка в заявлении) и заверенный печатью организации оставьте у себя.
Если это сделать невозможно, один экземпляр направляют в адрес продавца заказным письмом с уведомлением. Кроме того, в описи к нему нужно указать, какие документы вы вложили в заказное письмо.
С нашего сайта бесплатно скачать образец претензии на ненадлежащую информацию о работе или услуге можно по прямой ссылке здесь.
Источник: buhguru.com