Между государственным заказчиком и головным исполнителем был заключен договор в рамках выполнения гособоронзаказа. Головной исполнитель заключил с нашей организацией договор, где мы выступали исполнителем по выполнению вышеуказанного договора в рамках гособоронзаказа.
Нами был открыт специальный лицевой счет, все расчеты с головным исполнителем завершены, работы закончены, счет нулевой. Для закрытия нашего специального лицевого счета достаточно ли будет уведомления от головного исполнителя (который является для нашей организации заказчиком) о завершении работ по договору? Или необходимо уведомление от государственного заказчика, после того как между ним и головным исполнителем будут завершены работы? Головной исполнитель не предоставляет уведомление, обосновывая это тем, что его получение зависит от государственного заказчика.
Ответ:
Отдельные счета головного исполнителя и исполнителей подлежат закрытию после получения уведомления от уполномоченного банка о необходимости закрытия счета.
Гособоронзаказ в 2022 году: ценообразование и раздельный учёт.
Банковское сопровождение государственного оборонного заказа предусматривает обязательное использование отдельного счета в уполномоченном банке. В соответствии со ст.3 и 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель и исполнитель обязаны осуществлять расчеты по гособоронзаказу только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке.
Согласно ст. 8.3 Федерального закона № 275-ФЗ отдельные счета головного исполнителя, исполнителей подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями только после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта.
После получения уполномоченным банком уведомления от государственного заказчика о полном исполнении государственного контракта банк обязан уведомить головного исполнителя, исполнителя о необходимости закрытия отдельного счета (ст. 8.2 Федерального закона № 275-ФЗ). В свою очередь, исполнитель, после полного выполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка, представляет в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по контракту (ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ).
Таким образом, исполнитель может закрыть отдельный счет только после полного выполнения госконтракта и получения от уполномоченного банка уведомления о необходимости закрытия отдельного счета.
Источник: www.v2b.ru
Потерять нажитое: почему Гособоронзаказ стал опасен для собственников заводов
Гособоронзаказ. Как использовать средства со спецсчета? | Что нельзя делать со спецсчета?
Закон о гособоронзаказе угрожает собственникам предприятий ОПК потерей бизнеса
Может ли уголовное преследование предпринимателей и топ-менеджеров в России быть частью плана по переделу собственности? Таким вопросом «НИ» задались после изучения материалов следствия по коррупционным делам в сфере гособоронзаказа за последние несколько лет.
Исходя из собранных данных (причем находящихся в открытых источниках и в открытом доступе) мы выяснили, что деньги, которые должны пойти на перевооружение армии, воруют. Причём воруют часто и в больших количествах. Российского читателя, безусловно, этим не удивишь. Воровство в России — давно не новость.
Удивляться заставляет скорее тот факт, что подобная щекотливая, особенно для нынешнего времени, тема как гособоронзаказ на примерах целой серии скандальных историй не умалчивается, а, наоборот, муссируется в СМИ. Кому это может быть выгодно?
Вероятно, по случайному совпадению на фоне уголовного дела против генерального директора «Тракторных заводов» Михаила Болотина концерн лишился путём реорганизации занимающегося гособоронзаказом дивизиона — «Курганмашзавода».
Возбуждение уголовных дел против руководителей компаний — исполнителей гособоронзаказа могло бы стать ещё проще. В прошлом году в Госдуме все три чтения прошёл законопроект, который позволял возбуждать дело даже без заявления потерпевшей стороны. Но, как ни странно, сенаторы Совета Федерации отклонили этот уже почти одобренный законопроект. Его место занял указ президента от 2 марта 2023 года, позволяющий в случае объявления военного положения на срывающих гособоронзаказ предприятиях вводить внешнее управление, а права акционеров приостанавливать. Проще говоря, передавать предприятия в полное управление госструктурам.
Пока военное положение введено только в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Однако, например, предприятие «Ангстрем» из Зеленограда (входит в состав Москвы), производящее средства радиосвязи, в мае 2023 года после срыва гособоронзаказа было передано под управление «ростеховской» Объединённой приборостроительной корпорации. Передача активов под временное управление — это современный тренд. Этим летом, например, все акции Объединённой судостроительной корпорации, которая тоже занимается выполнение гособоронзаказа, были переданы в управление банку ВТБ. По задумке, новый управляющий должен привести к финансовому оздоровлению предприятий.
Потерять контроль над предприятием проще простого, ведь работать в рамках закона о госборонзаказе — смелое и в некотором роде рискованное занятие. Борьба с хищениями привела к тому, что в 2015 году гайки были закручены до абсурда. Тогда появилась обязанность компаний открывать спецсчета для получения оплаты гособоронзаказа.
И тратить эти деньги можно было только непосредственно на процесс производства. Заплатить зарплаты или командировочные работниками, оплатить налоги и обязательные взносы в соцфонды, внести ежемесячный платёж по кредиту, оплатить ранее созданные запасы комплектующих — всё это было нельзя. Даже туалетную бумагу для туалетов на предприятии нельзя было закупить на деньги гособоронзаказа. Использовать на все эти цели свою прибыль от исполнения заказа Минобороны тоже нельзя — до тех пор, пока продукция не пройдёт военную приёмку.
Предприятия, которые специализируются на гособоронзаказе, оказались в тупике: не заплатишь зарплату сотрудникам — придёт прокуратура по факту нарушения трудового законодательства, не заплатишь налоги — придёт ФНС, а совершишь необходимые переводы — придёт прокуратура по факту нарушения правил исполнения гособоронзаказа.
Уже в 2016 правила использования денег со спецсчетов смягчили, но кардинально ситуация от этого не изменилась. Теперь можно выплатить зарплаты и налоги, можно по согласованию с надзорными органами оплатить ранее созданные запасы комплектующих длительного производственного цикла. Можно даже оплачивать проценты по кредитам. Надо только доказать, что кредит был взят именно для исполнения гособоронзаказа, а не просто для пополнения оборотных средств.
До сих пор у предприятий есть масса ограничений. 275-ФЗ описывает процедуру формирования себестоимости продукции и размера прибыли. То есть нельзя продавать продукцию по рыночной цене. Оплата расходов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг возможно только по ценам, подлежащим госрегулированию.
Депутат Госдумы РФ и член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева отмечает, что в законе о госзакупках есть несколько слабых мест, которые проявились в прошлом году. Так, цена контракта может быть изменена только по договорам, срок исполнения которых превышает 3 года. Но санкции, усложнение логистики, девальвация рубля сказались на всех контрактах. К тому же авансовый платёж в текущем году не может превышать оплату за весь предыдущий год. Это противоречит идее необходимости наращивать объёмы производства.
Если грамотно рассчитать себестоимость продукции, заложить необходимую прибыль, то деньги будут. Только воспользоваться ими до завершения выполнения работы очень проблематично. А без денег работать сложно, от этого могут происходить срывы установленных роков исполнения. Также холдинги ОПК жалуются на то, что представители военной приёмки, не имея никакой ответственности за срыв сроков, вставляют палки в колёса, применяя методы работы, как в мирное время.
Подвести предприятие к срыву гособоронзаказа с такими ограничениями — проще простого. Достаточно не платить или просто не принимать продукцию. А там и до внешнего управления недалеко. При этом, как показало исследование «НИ», опубликованное в прошлом материале, от настоящих злоумышленников эти меры не спасают. При желании себестоимость может быть завышена на порядок, а средства по различным схемам могут выводиться на счета аффилированных компаний.
Источник: newizv.ru
Правовое регулирование использования спецсчетов при осуществлении государственных закупок
Введение банковских специальных счетов является одним из самых главных новшеств, произошедших за последнее время, для участников государственных закупок.
Использование спецсчетов по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) установлено с 01.07.2018. В настоящее время переводить обеспечение заявки на участие в торгах необходимо не на счет электронной торговой площадки (далее – ЭТП) или заказчика, а на свой спецсчет в определенном банке. Далее, по заявке ЭТП банк блокирует сумму обеспечения, а после определения победителя разблокирует ее. При этом на остаток средств на спецсчете будут начислены проценты, а за его обслуживание может быть взята комиссия.
Спецсчета используются в следующих случаях:
• В рамках государственных закупок согласно Закону № 44-ФЗ всеми поставщиками при участии в электронных конкурентных закупках. К таким закупкам следует относить открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион и конкурс с ограниченным участием;
Зачисленные денежные средства необходимы для обеспечения самих заявок, а не контрактов. По сути, специальный счет для закупок согласно Закону № 44-ФЗ используется всегда в случае, если речь идет об электронном формате проведения.
Для участия в закупках с суммой контракта до 1 миллиона руб. обеспечение не требуется на основании Постановления Правительства РФ № 439 от 12 апреля 2018 г. Следовательно, и специальные счета для обеспечения заявок участникам таких торгов не нужны.
• В рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) поставщиками, которые относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, в случае участия в электронных конкурентных закупках.
Актом Правительства России установлен перечень банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур. Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1451-р. В случае наличия у участника закупки банковского счета в банке, включенном в указанный выше перечень, участник закупки и банк вправе заключить дополнительное соглашение об использовании такого банковского счета в качестве специального счета.
Важно отметить, что на государственные и муниципальные учреждения требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не распространяется. Указанное правило введено Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно Письму Казначейства России от 17.05.2019 № 07-04-05/03-9853 бюджетным учреждениям необходимо закрывать ранее открытые в кредитных организациях специальные счета. При незакрытии таких счетов, операции по ним подлежат приостановлению на основании представлений о приостановлении операций, направляемых территориальными органами Федерального казначейства 1 .
Принципы работы спецсчета
Спецсчет имеет цель обеспечения заявок в электронных торгах. Этапы применения спецсчета на практике выглядят следующим образом:
• участник торгов открывает специальный расчетный счет в банке и вносит на него денежные средства для обеспечения заявки;
• оператор ЭТП, на которой проводятся торги, делает в банк запрос о блокировке определенной суммы денег на спецсчете участника закупок;
• банк блокирует денежные средства без согласия владельца и оповещает его об этом;
• после окончания торгов средства на счете банк разблокирует в течение 1 дня после получения информации от ЭТП.
На специальном счете участника закупки должно находиться достаточно средств на момент принятия всех заявок. Необходимо помнить о том, что денежный перевод может идти достаточно долго, поэтому внести необходимую сумму лучше внести заранее.
Пока заказчик будет принимать решение в пользу одного из участников, средства на их спецсчетах будут заблокированы.
Отмена блокировки возможна в случае, если:
• заявку конкретного участника отклонили по каким-либо причинам (из-за несоответствия условиям, например);
• участник не был допущен к участию в закупках или его отстранили от торгов;
• участник никаких предложений по ходу торгов не сделал.
В этих случаях средства станут доступны для снятия или участия в других торгах в течение суток.
Необходимая сумма списывается со специального счета. Она не взимается только в случае, если первый победитель от исполнения контракта отказался. Тогда деньги списываются с него вне зависимости от отказа.
Условия для открытия спецсчета
Любой участник закупок имеет право открыть специальный счет. Сделать он это может только в одном из банков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 г. Другие банковские учреждения оформлять спецсчета участникам торгов не имеют права. Для открытия спецсчета необходимо соблюдение нескольких условий:
• подачи полного пакета необходимых документов;
• наличия аккредитации на одной из электронных площадок, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12 июля 2018 г. (в их число входит 8 обычных и 1 закрытая специализированная ЭТП);
• внесения достаточной суммы средств для открытия счета (если такая плата взимается банком за оформление).
Перечень документов для открытия счета во всех банках примерно одинаковый. Он выглядит так же, как и при открытии обычного расчетного счета:
• регистрационные документы (свидетельства ИНН, ОГРНИП, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);
• разрешительные документы на ведение деятельности в случае, если они нужны (лицензии, патенты).
Режим использования спецсчета по закупкам по гособоронзаказу
Спецсчет по гособоронзаказу представляет собой особый расчетный счет, который открывает в уполномоченном банке головной исполнитель, заключивший контракт с Министерством обороны Российской Федерации, то есть для исполнения гособоронзаказа (Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ).
Исполнитель гособоронзаказа не имеет права расходовать денежные средства, находящиеся на спецсчете по своему усмотрению. Существуют определенные достаточно строгие ограничения:
• Для спецсчетов запрещены операции по кредитам и займам, кроме сумм, которые перечислены в сделке по гособоронзаказу.
• Нельзя выдавать деньги физическим лицам, за исключением выплаты работникам компенсаций и зарплаты с одновременной оплатой необходимых налогов и сборов.
• Со средств, которые хранятся на спецсчете по гособоронзаказу, нельзя проводить следующие операции: осуществлять благотворительность; формировать уставной капитал сторонней организации; приобретать иностранную валюту, ценные бумаги и драгметаллы; исполнять договор об уступке права требования; осуществлять переводы на другие расчетные счета, даже в уполномоченных банках.
• Запрещено размещать денежные средства на депозитах, если проценты и сумма депозита не будут возвращены на этот же спецсчет, или использовать эти денежные средства, чтобы внести обеспечение исполнения контракта.
•Списание в пользу исполнительных документов возможно: для возмещения вреда жизни и здоровью; чтобы выплатить выходные пособия или зарплату; при взысканиях в доход РФ.
Средства списываются при указании в распоряжении номера идентификатора государственного контракта и только на спецсчет для гособоронзаказа. Однако, существуют некоторые исключения: Исполнитель может осуществлять со спецсчета бюджетные платежи (налоги, страховые взносы, таможенные и иные сборы), проводить оплату товаров и услуг, цены на которые регулирует государство, осуществлять иные траты, не превышающие 3 млн. руб. в месяц. Ст. 76 НК РФ позволяет останавливать операции по такому расчетному счету для взыскания налогов, пени или штрафов.
Закрытие спецсчета
Закрытие спецсчета также обладает определенными особенностями. Спецсчет закрывается только после того как уполномоченный банк получает от заказчика уведомление об исполнении контракта по гособоронзаказу.
Мониторинг расчетов по гособоронзаказу производит уполномоченный банк в отношении счетов, которые у него открыты. При переводе денег со счета на счет он контролирует: наличие в распоряжении на перевод денежных средств идентификатора государственного контракта, правильность его заполнения; соответствие назначения, указанного в платежном документе, содержанию документов, являющихся основанием для осуществления платежа; соблюдение специального режима, которым отличается отдельный счет.
Указанием Банка России от 22 ноября 2016 г. № 4210-У «Об особенностях мониторинга расчетов по государственному оборонному заказу» установлены особенности мониторинга расчетов в разных случаях перевода денежных средств. Например, при выплате заработной платы наличными или переводе денег на счета, открытые у него, банк контролирует предоставление ему платежной ведомости, на основании которой производятся расчеты. В случае, если зарплатные карты работников выданы иной кредитной организацией, помимо расчетной ведомости следует предоставить и договор о зарплатном проекте. При осуществлении платежа в пользу иностранного исполнителя контролю подлежит: нахождение сведений о таком исполнителе в соответствующем перечне; наличие заключенного с ним контракта; соответствие осуществляемого платежа суммам, приписанным в таком контракте.
П.п. 2 п. 2 ст.
8.2 Закона № 275-ФЗ устанавливает обязанность уполномоченной кредитной организации по внесению сведений: о каждом открытии отдельного счета; о его закрытии или изменении реквизитов; об участниках расчетов, произведенных в рамках оборонзаказа; о произведенных перечислениях, в том числе о документах, ставших основанием для проведения расчетов; в единую информационную систему государственного оборонного заказа (ЕИСГОЗ). Указанная выше информация должна быть передана в течение 1-го рабочего дня с момента совершения действия. Порядок предоставления сведений установлен указанием Банка России от 15 июля 2015 г. № 3733-У «О порядке представления уполномоченным банком сведений в единую информационную систему государственного оборонного заказа». Таким образом, открытие и закрытие спецсчетов находится под контролем, и незаметно это сделать не получится.
Например, Верховный Суд Росси отказал обществу-банкроту в иске о расторжении договоров банковского счета и закрытии специальных счетов, предназначенных для расчетов по гособоронзаказу.
Определение ВС РФ от 03.12.2018 № 303-ЭС18-10508
К отношениям по ведению таких счетов применяется Закон № 275-ФЗ, а не ГК РФ и Закон о банкротстве. Выводы судов об обратном ошибочны.
Кредиторы исполнителя гособоронзаказа, расчеты с которыми не относятся к операциям, допускаемым Законом № 275-ФЗ, не могут рассчитывать на удовлетворение их требований за счет средств, выделенных на такой заказ. Причем обособление этих средств сохраняется и при банкротстве их получателя.
В ходе конкурсного производства названные спецсчета нельзя закрыть автоматически. Оставшиеся на них средства расходуются для удовлетворения требований только тех кредиторов, исполнение обязательств перед которыми не нарушает установленные Законом ограничения.
Если же денежных средств на спецсчетах недостаточно для удовлетворения всех разрешенных Законом № 275-ФЗ требований, то они погашаются с учетом очередности, предусмотренной Законом о банкротстве.
Поскольку в рассматриваемом случае спорные договоры банковского счета заключены обществом в соответствии с Законом 275-ФЗ, у судов не имелось оснований для удовлетворения иска конкурсного управляющего. В ходе конкурсного производства отдельные счета не подлежат автоматическому закрытию. Расходование оставшихся на этих счетах денежных средств по-прежнему осуществляется в целях удовлетворения требований лишь тех кредиторов, исполнение обязательств перед которыми не нарушает ограничения, установленные ст. 8.3 и 8.4 Закона об оборонном заказе. При недостаточности денежных средств на особых счетах для удовлетворения всех разрешенных Законом об оборонном заказе требований их погашение производится конкурсным управляющим с учетом очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве 2 .
Статьями 8.3, 8.4. Закона № 275-ФЗ закреплен режим использования отдельного счета, предусматривающего запрет исполнения исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих:
• перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
• перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;
• взыскание денежных средств в доход Российской Федерации.
Список закрытый и расширительному толкованию не подлежит.
На первый взгляд, кажется, что Закон № 275-ФЗ ограничивает исполнение листов, а арест только обеспечивает будущее исполнение, соответственно, такое действие пристава-исполнителя является законным и не ограничивается Законом № 275-ФЗ. Ведь позднее ограничения будут сняты, прибыль на счете останется и будет возможно исполнить лист. Тем не менее, арест счета блокирует движение всех денежных средств по счету.
В одном из постановлений Арбитражного суда Московского округа суд косвенно высказался о том, что ограничения использования отдельного счета будут сняты после полного исполнения оборонного заказа, и только тогда у службы судебных приставов будет возможность наложить арест на такой счет 3 .
Из сказанного следует вывод, что обращение взыскания денежных средств, находящихся на отдельном счете, арест счета в пользу кредитора – организации до снятия ограничений режима использования отдельного счета противоречит п. 9 ст. 8.4. Закона № 275-ФЗ.
Следует отметить, что ФАС России является уполномоченным государственным органом на обращение в суд при нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа.
Так, в одном из дел суд удовлетворил заявление ФАС России и взыскал в доход федерального бюджета сумму причиненного Российской Федерации ущерба в результате нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа с предприятия – Исполнителя. Как следует из судебного дела Рособоронзаказ провел проверку Исполнителя, в ходе которой установил, что Исполнитель часть средств на выполнение гособоронзаказа получил неправомерно, по следующим причинам:
• Исполнителем в себестоимость работ были включены необоснованные и документально не подтвержденные затраты.
• Исполнителем была завышена трудоемкость и средняя заработная плата при определении затрат по статье «Затраты на оплату труда работников занятых в создании научно-технической продукции».
• Исполнителем не соблюдалась пропорция при отнесении расходов на статью «Накладные расходы».
На основании проведенной проверки Рособоронзаказ выдал Исполнителю гособоронзаказа Предписание «О возврате денежных средств», которое Исполнитель попытался обжаловать в вышестоящих инстанциях.
Затем в дело вмешалась ФАС России, известив Исполнителя о необходимости представления документального подтверждения выполнения предписания Рособоронзаказа, а также о намерении уже ФАС России обратиться в суд.
Исполнитель ответил о несогласии с предписанием и указал, что ФАС России не обладает полномочиями для обращения в Арбитражный суд с иском о взыскании ущерба причиненному Российской Федерации вследствие нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа, так как иски по государственному контракту должны предъявляться Заказчиком.
Так как источником неправомерно полученных денежных средств явились бюджетные ассигнования из федерального бюджета, то Российской Федерации, был причинен ущерб и именно ФАС РФ является уполномоченным государственным органом на обращение в суд.
Суд установил, что обстоятельство, что тот факт, что ФАС России не является стороной контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа, не означает об отсутствие у ФАС России права на обращение с иском в суд, поскольку в указанном случае государственный орган обеспечивает защиту публичных интересов Российской Федерации в порядке, установленным Законом о государственном оборонном заказе 4 .
Таким образом, следует сказать, что применение спецсчета при осуществлении госзакупок является необходимостью, особенно при осуществлении гособоронзаказа.
Специальный счет представляет собой целевой расчетный счет, открываемый и обслуживаемый банками на основании требований и положений, установленных законом.
Целью установления спецсчетов является обеспечение прозрачности и защиты взаимных расчетов между сторонами сделки, защита информации, контроль над целевым использованием бюджетных средств. Исполнитель, как уже говорилось выше, может открыть его заранее в одном из уполномоченных банков.
1 Письмо Казначейства России от 17.05.2019 № 07-04-05/03-9853.
2 Определение ВС РФ от 03.12.2018 № 303-ЭС18-10508.
3 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2017 № Ф05-3661/2017.
4 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-115610/16.
2 августа 2019 г.
Источник: brace-lf.com