19.05.23 1015 0 Поделиться
Автор Бробанк.ру Ирина Русанова
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Как получить ЭЦП онлайн и через офис, процесс выдачи для физических и юридических лиц. Пошаговая инструкция, сколько стоит эта услуга. Также разберем виды цифровой подписи и то, где ее можно использовать.
Что такое ЭЦП
Само название Электронная цифровая подпись говорит за себя. Это аналог обычной подписи гражданина или представителя бизнеса, только выполненный в цифровом виде. Предполагается, что ЭЦП станет инструментом для дистанционного подписания документов в различных гоструктурах, с ее помощью можно входить в личные кабинеты на сайтах различных ведомств.
Если говорить объективно, то по состоянию на 2023 год более менее активно используют цифровые подписи предприниматели. С ее помощью можно дистанционно участвовать в торгах, подавать декларации в налоговую, многие поставщики организовали электронный документооборот.
Предпринимателям это действительно удобно. Если вы ведете бизнес, рекомендуем обзавестись цифровой подписью. Ниже рассмотрим, где получить ЭЦП для юридических лиц.
Что касается физических лиц, то в этом направлении цифровые технологии еще только развиваются. По сути, многие ведомства должны принимать цифровую подпись для удаленного взаимодействия гражданина, для приема от него каких-то заявлений, но по факту процесс еще не отлажен. Сотрудники многих ведомств просто не знают, как работать с ЭЦП, и просят по-старинке гражданина прийти и подписать документ рукой.
ЭЦП — аналог подписи гражданина, предпринимателя, юридического лица, адвоката. Если у лица есть ЭЦП, оно может со своего устройства подавать любые обращения и ставить подписи на заявлениях дистанционно.
Виды ЭЦП
Прежде чем искать информацию о том, как получить ЭЦП для ИП или физического лица, изучите виды ЭЦП, чтобы понять, какая именно вам нужна. Есть простая, неквалифицированная и квалифицированная:
Простая
По сути именно самой подписью не является, подписать с ее помощью какой-то документ удаленно невозможно. Простой подписью считается, например, сочетание логина и пароля для входа на какой-то сайт или введение кода, присланного на мобильный телефон. Простой подписью человек подтверждает, что это действительно он, после получает доступ к сайту, банкингу и пр.
Неквалифицированная
Ее еще называют НЭП. При оформлении лицо получает зашифрованный набор символов, созданный с помощью специальной технологии. С помощью НЭП гражданин или предприниматель удостоверяет свою личность. Выдается в виде закрытого ключа, который устанавливается на компьютер и записывается на специальный носитель — токен, который внешне выглядит как обычная флешка.
Получение ключа ЭЦП для такого типа актуально для представителей бизнеса. С помощью НЭП можно дистанционно подписывать какие-то электронные документы, внутренние или с контрагентами. Но для взаимодействия с государственными органами такой вид ЭЦП не подходит.
НЭП актуальна для бизнеса, для электронного подписания внутренних документов, для удаленной подписи договоров и иных бумаг с контрагентами — все. Для участия в торгах она не подходит.
Квалифицированная
Или КЭП. Внешне она выглядит как и НЭП, располагается в виде программы на устройстве пользователя, плюс записывается на специальный ключ-токен. Но полномочий квалифицированная подпись дает больше, она заменяет обычную подпись владельца везде, где принимаются ЭЦП.
Если необходимо получить ЭЦП для физического лица, стоит сразу оформлять именно КЭП, НЭП для физлица бесполезна. Бизнесу для широкого применения, для удаленного взаимодействия с государственными органами, для принятия участия в торгах нужна именно КЭП.
Ниже будем рассматривать получение физическими и юридическими лицами ЭЦП квалифицированного типа, так как чаще всего обращаются именно за КЭП.
Как получить ЭЦП юридическому лицу в налоговой
Согласно 63-ФЗ об электронной подписи с 1 января 2022 года квалифицированную электронную подпись может выдавать только Федеральная Налоговая Служба. Предпринимателю или представителю компании необходимо обратиться в удобное отделение ФНС, предварительно записываться не обязательно.
Чтобы получить ЭЦП в налоговой, представитель бизнеса должен предоставить паспорт, СНИЛС и ИНН физического и юридического лица. Кроме того, так как ЭЦП будет записана на ключ-токен, его предприниматель должен предварительно приобрести сам и также принести в ФНС.
В качестве примера ФНС указывает рутокены, которые сертифицирован ФСБ: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ.
Некоторые отделения ФНС также реализуют токены. Поэтому можете предварительно позвонить и уточнить информацию о реализации токенов и о том, сколько они стоят. Фактически же соответствующие требованиям ФНС рутокены из списка выше можно приобрести в свободном доступе, например, на Яндекс Маркете:
Запись ключа на рутокен в ФНС выполняется бесплатно, нужно приобрести только сам токен. Ключ действует 15 месяцев, после его нужно переоформлять.
После получения ключа заявитель должен самостоятельно установить на свое устройство специальное программное обеспечение. ФНС предоставляет инструкцию с необходимыми ссылками:
Если у вас возникают вопросы с самостоятельной настройкой ЭЦП, ФНС предлагает обратиться в техническую поддержку. Онлайн-обращение можно составить здесь.
Партнеры ФНС по выдаче ЭЦП юрлицам
По закону юр лицо может получить ЭЦП только в налоговой. Но ФНС сформировала доверительные отношения с некоторыми организации, которые получили от нее полномочия также выдавать КЭП предпринимателям.
- Сбербанк;
- ВТБ;
- Тинькофф;
- АО Аналитический центр;
- Единая электронная торговая площадка;
- Промсвязьбанк;
- Электронная Москва.
Что касается банков-партнеров ФНС, они выдают ЭЦП как своим действующим клиентам на РКО, так и любым другим предпринимателям и юридическим лицам. Но если у ИП или ООО есть счет в этом же банке, ему могут быть предоставлены какие-то привилегии, например, ВТБ таким клиентам выдает токен с КЭП бесплатно.
Стандартно предпринимателю необходимо посетить офис партнера ФНС с документами. Если вы хотите получить ЭЦП удаленно, обратитесь в банк Тинькофф, который не имеет офисов и все свои услуги предоставляет онлайн. Заявка подается на сайте банка, токен с ЭЦП привезет сотрудник банка в офис или на дом.
Как получить ЭЦП для физического лица
Граждане могут получить ключ ЭЦП в одном из удостоверяющих центров, который получил официальную аккредитацию. Актуальный перечень аккредитованных центров найдете на сайте Минцифры — он располагается на этой странице. Как видно, центров не так много, на момент создания материала — всего 42. Но многие из них федеральные, работают во многих городах России.
- Подать онлайн-заявку на выпуск на сайте компании или позвонив по указанному на нем телефону.
- Предоставить документы в офис или загрузить их фото в личный кабинет. Стандартно нужен только паспорт, в некоторых случаях могут попросить дополнительно предоставить ИНН и/или СНИЛС.
- Готовый токен клиент получает в офисе удостоверяющего центра или заказывает курьерскую доставку.
- После получения токена нужно по инструкции установить специальную программу для работы с ЭЦП на свой компьютер. Если возникают вопросы, обращайтесь в поддержку УЦ.
Требования к рабочему месту для работы с ЭЦП:
Если получение ЭЦП и установка специального программного обеспечения прошли успешно, можно сразу начинать работать с электронной подписью. Для этого создаете документ на компьютере с установленной программой, в который вставлен токен. Далее в самом файле документа увидите возможность добавления электронной подписи. После отправляете документ в нужное ведомство. Инструкцию можно посмотреть здесь.
Частые вопросы
Как получить ЭЦП в налоговой для юр лиц?
Необходимо обратиться в ФНС с паспортом и СНИЛС уполномоченного лица, указать ИНН организации. При себе нужно иметь рутокен для записи ключа (продается в свободном доступе, в том числе в некоторых отделениях ФНС). Записываться на прием не обязательно.
Можно ли получить ЭЦП в налоговой бесплатно?
Предоставление предпринимателю электронной подписи в ФНС всегда проводится бесплатно. Но рутокен для записи ключа нужно приобретать самостоятельно.
Как получить ЭЦП физическому лицу?
Необходимо обратиться в один из удостоверяющих центров в вашем городе или регионе. Заявление можно подать онлайн на сайте УЦ или непосредственно в офисе. Нужны паспорт, СНИЛС и ИНН.
Как получить ЭЦП ключ, не выходя из дома?
Если это физическое лицо, необходимо обращаться в УЦ, который предоставляет такой сервис. Например, доставляет рутокены на дом СКБ Контур. Если это юрлицо, оно может получить рутокен удаленно, например, через банк Тинькофф (ключ привезет представитель банка в офис или на дом).
Источник: brobank.ru
Как отправить заявку на электронную подпись ФНС в Эльбе
Катя Дегтяренко
В конце 2022 года ИП пока могут сдавать отчётность в ФНС и СФР с электронной подписью физлица через Эльбу. Но подписать ей другие документы для бизнеса и обеспечить их юридическую значимость не получится. Поэтому ИП необходимо оформить электронную подпись ФНС как только появится возможность. Теперь это можно сделать через Эльбу и партнёра Контура — доверенного лица ФНС.
30 дней Эльбы в подарок
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно
Попробовать бесплатно
После оплаты любого тарифа вы можете получить сертификат электронной подписи ФНС на руководителя. Сертификат будет установлен на токен — защищённый носитель, похожий на флешку. Чтобы получить электронную подпись ФНС, в разделе «Отчётность» перейдите в задачу «Выпустить электронную подпись» и выполните простую инструкцию.
Сертификат ФНС можно получить через Эльбу в Сервисном центре (СЦ) , в котором есть обособленное подразделение доверенного лица УЦ ФНС АО «Аналитический центр». Если вам будет удобнее получить электронную подпись самостоятельно в налоговой, а не в СЦ — выберите отделение на сайте ФНС в разделе «Порядок получения электронной подписи». Когда получите электронную подпись, добавьте её в Эльбе в разделе Реквизиты → Для отчётности → Электронная подпись.
Заполните личные данные
Нажмите на кнопку «Заполнить заявку». Вы попадёте в личный кабинет удостоверяющего центра, который выпустит для вас электронную подпись. Заполните данные паспорта и укажите номер СНИЛС.
Если СНИЛС нет
Если вы впервые получаете страховое свидетельство, дождитесь его готовности и продолжите заполнять заявку. Если СНИЛС нет, его нужно получить в Социальном фонде России. Без номера СНИЛС выпустить электронную подпись невозможно.
Проверьте данные
Проверьте данные, если они подтянулись автоматически. Если с момента создания формы произошли изменения, реквизиты в заявке могут быть неактуальными.
Если вы нашли ошибку в данных, обратитесь в орган, который выдал документ: в ФМС — для паспорта, в Социальный фонд — для СНИЛС.
Если всё верно, подтвердите согласие с обработкой персональных данных и нажмите Далее.
Проверьте, можете ли вы получить сертификат ФНС
На этом шаге мы автоматически проверим у вас наличие других сертификатов ФНС. Сертификат руководителя или ИП может быть только один.
Далее вставьте в компьютер токен, чтобы убедиться в том, что он подойдёт для записи электронной подписи ФНС. Выберите его и нажмите Проверить токен. После проверки перейдите к следующему шагу.
Выберите удобный сервисный центр
Сервисный центр придётся посетить один раз, чтобы показать документы сотруднику доверенного удостоверяющего центра и подтвердить свою личность. После выбора подходящего СЦ отправьте заявку.
Как только заявку проверят, вам придёт письмо на электронную почту и уведомление в Эльбе.
Если в заявке обнаружат ошибки — мы попросим вас их исправить и снова отправить заявку на проверку. Если заявку одобрят — посетите Сервисный центр с оригиналами документов и токеном, чтобы завершить выпуск электронной подписи.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Источник: e-kontur.ru
Квалифицированная электронная подпись
Квалифицированная подпись (КЭП) применяется во всех сферах бизнеса и деятельности государства, поскольку придает документам юридическую силу. Она считается самой защищенной, так как формируется с помощью СКЗИ, сертифицированного ФСБ.
Кто может получить КЭП
Юридические лица и их представители, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Где можно использовать КЭП
- При сдаче отчетности в госорганы
- Для взаимодействия с государственными информационными системами (ЕГАИС, Меркурий, Маркировка, Госуслуги, nalog.ru)
- Для работы на электронных торговых площадках в качестве поставщика и заказчика, участия в торгах по банкротству
- В электронном документообороте с партнерами и контрагентами
Какие документы можно подписывать КЭП
- Все первичные бухгалтерские документы, счета-фактуры
- Отчеты, которые сдаются в госорганы через интернет
- Трудовые договоры с дистанционными сотрудниками
- Документацию для электронных торговых площадок
Источник: sbis.ru