Работник может отсутствовать на предприятии из-за болезни. На этот период при обращении его в лечебные учреждения выписывается листок нетрудоспособности, который должен оплачиваться на предприятии часть за счет фирмы, а часть из средств фонда социального страхования.
Чтобы определить это пособие, нужно, чтобы у бухгалтера были сведения о вознаграждении, выплаченные за последние годы.
Если сотрудник недавно устроился в компанию, этих данных у специалиста нет, поэтому он может определить сумму пособия исходя из минимальной зарплаты.
Однако у него есть возможность увеличить данную сумму, если он предоставить на новое место работы справку 182 н. В ней отражается информация о зарплате этого человека за последние два-три года, на которую производились начисления страховых сумм.
Справка 182н отменена: как сегодня получить сведения о зарплате?
Поэтому на вопрос, справка 182н для чего она нужна, можно ответить, что это основной источник информации о зарплате для начисления пособия по нетрудоспособности.
Как правило, при поступлении на новое место работы ее сразу же запрашивают у нового сотрудника. Она выписывается предыдущим работодателем. Если человек работал на нескольких предприятиях, то справки нужно запросить у каждого из них.
Справка по форме 182Н: что это такое и как ее получить
Справка 182н является обязательным документом, выдающимся каждому увольняющемуся сотруднику наравне с трудовой книжкой. Эта справка подтверждает уплату и размеры среднего заработка за последние два года работы, а также обеспечивает правом на получение социальных выплат в случае наступления нетрудоспособности. В статье рассмотрим, как получить справку по форме 182Н и как она должна выглядеть.
Оглавление: 1. Справка 182н и законы о ней 2. Порядок выдачи и оформления справки 182н 3. Как оформить справку 182н – образец документа
Справка 182н и законы о ней
Основным нормативным документом российского законодательства, который регулирует вопрос обращения и выдачи справки 182Н, является Приказ Минтруда России №182н от 30.04.2013. Порядок выдачи таковой справки также рассматривается именно в этом документе, равно как и обязательность оформления таковой справки со стороны работодателя. Необходимость использования справки 182н была обусловлена действием положений ФЗ №255 от 29.12.2006.
Ранее обеспечение механизма расчета средней заработной платы для реализации эффективных выплат в случае временной нетрудоспособности или материнства регулировалось оформлением справки формы 4н, аналогичным образом выдаваемой работникам в момент увольнения. Однако данный документ не позволял конкретизировать наличествующие периоды временной нетрудоспособности по причине рождения и воспитания ребёнка, что усложняло должную реализацию защиты прав матерей и их детей.
Онлайн-14 — Справка об ИП
Справка 182н может выдаваться работникам по их собственному заявлению, когда им необходимы бумаги, способные подтвердить размеры и наличие среднего заработка за последние два года.
При этом, так как данная справка оформляется по установленной законодательно форме, она является эффективным юридически значимым документом, не вызывающим вопросов у требующих её организаций и учреждений. Кроме этого, в обязательном порядке данная справка выдается сотрудникам в случае увольнения. Также, таковая справка является единственным документом, который позволяет новому работодателю проводить расчет среднего заработка работника за последние 2 года с учетом его предыдущей заработной платы.
Обратите внимание
Расчет всех необходимых показателей, равно как и выдача справки 182н, является исключительной обязанностью работодателя. При этом таковая справка в безусловном порядке должна выдаваться работнику при увольнении без его требований.
Порядок выдачи и оформления справки 182н
Согласно действующему регламенту, порядок выдачи справки 182н является строгим, и его соблюдение входит в обязанности работодателя. Так, работодатель обязан выдать справку в случае обращения за ней работающего сотрудника в течение трех рабочих дней после получения его заявления. При увольнении таковая справка выдается работникам непосредственно в день их увольнения на руки вместе с трудовой книжкой.
В случае невозможности выдать работнику справку по причине его отсутствия, работодатель обязан направить ему уведомление. Допускается совместить таковое уведомление с уведомлением о необходимости забрать трудовую книжку. Также, разрешается и почтовое отправление данной справки, но лишь после получения непосредственного согласия работника. Без такового согласия справку 182н почтой отправлять нельзя.
Если же сотрудник не забрал справку у работодателя при увольнении, он может это сделать и после него – в таком случае срок выдачи справки 182н по заявлению работника составляет три рабочих дня с момента принятия работодателем соответствующего заявления.
Ключевым вопросом для оформления и заполнения справки 182н является вопрос исчисления среднего заработка сотрудника за последние два года. При таковом исчислении в расчет не берутся временные периоды декретного отпуска и временной нетрудоспособности. Также, в расчете среднего заработка должны использоваться лишь те выплаты сотруднику от работодателя, с которых были начислены страховые взносы. В частности – материальная помощь, освобождаемая от таковых взносов, в данных расчетах не участвует, равно как и выплаты по временной нетрудоспособности.
Как оформить справку 182н – образец документа
Оформление справки 182н чаще всего является обязанностью бухгалтерии предприятия. В отдельных случаях таковые справки заполняет кадровый отдел в рамках ведения дела об увольнении работника, либо непосредственно руководитель при отсутствии кадровых специалистов и бухгалтеров. В случае, если бухгалтерская деятельность компании отдана третьему лицу в виде наемного специалиста, он также может обладать возможностью составить, рассчитать и оформить справку 182н – конкретный порядок действий по её оформлению в любом случае устанавливается внутренним распорядком предприятия.
При этом вне зависимости от того, кем именно оформлялась таковая справка, на ней должна присутствовать подпись работодателя и печать предприятия. Печать не является обязательной для субъектов предпринимательства, которые на законных основаниях могут осуществлять свою деятельность без неё.
В целом, так как справка оформляется исключительно по установленной на федеральном уровне форме, ошибочное её заполнение является практически невозможным. Так, означенный приказ Минтруда содержит не только форму справки, но и инструкцию по её заполнению. Сама по себе справка 182н содержит:
- Информацию про работника;
- Данные работодателя;
- Размеры выплат трудящемуся по годам, в том числе и за время работы на местах предыдущего трудоустройства, если таковые входят в двухлетний период расчета;
- Указание периодов отпусков по беременности и родам, уходу за ребёнком, а также всех выходов работника на больничный.
Не следует пренебрегать оформлением справки 182н. Если работодатель забыл выдать таковой документ сотруднику, этот сотрудник впоследствии может испытать проблемы с трудоустройством или выплатой положенных ему социальных платежей. Однако таковую справку можно получить и через длительное время после увольнения, обратившись к бывшему работодателю.
Источник: pravo.moe
«Отмененная» справка 182н в 2023 году: кому выдавать, как заполнить
С 1 января 2023 года была отменена справка №182н, используемая для расчета сумм пособий, связанных с нетрудоспособностью работника. В статье рассмотрим, какие последствия для работодателя повлекла отмена справки и чем заменить старую форму в 2023 году.
Отмена справки с 01.01.2023
Стоит напомнить, для чего предназначался этот документ. Справка по форме № 182н отражала информацию о сумме заработка сотрудника за два года, предшествующих его увольнению из организации. Информация из справки использовалась для корректного расчета больничных.
Начиная с 2023 года, согласно Приказу Министерства труда от 19.10.2022 № 677 , справка по форме № 182н отменена.
Также были упразднены:
- форма и порядок запроса для проверки данных о страхователе, который выдал указанную справку;
- заявление застрахованного лица о запросе сведений о заработной плате, используемых для получения справки.
То есть, отменена как справка, так и вся документация, нужная для её получения.
Причиной отмены стало формирование Социального фонда России (СФР). И теперь, согласно новым правилам, информацию о заработке сотрудника для расчета пособия за первые 3 дня болезни работодатели должны получать через СФР, а каким образом – рассмотрим далее.
Аналог справки № 182н
Справка была полностью отменена, замен для нее предусмотрено не было. Как же теперь получать информацию о доходе сотрудника?
С нового года все работодатели обязаны ежемесячно предоставлять в ФНС персонифицированные сведения по своим сотрудникам, которые как раз-таки и содержат информацию об их доходе. Далее налоговая служба передает эту информацию в СФР, причем без участия в этой процедуре работодателя.
Теперь, чтобы получить данные о доходе по новому сотруднику, работодателю нужно отправить соответствующий запрос в СФР. Запрос можно сделать через систему социального электронного документооборота (СЭДО) по форме «Запрос сведений о заработной плате сотрудника».
При формировании запроса работодатель указывает календарные года, за которые необходимо получить информацию. В ответ СФР присылает сведения о заработке сотрудника в разрезе всех работодателей за запрашиваемый период.
Всегда ли нужно отправлять запрос в СФР?
Запрос о заработке сотрудника за два предыдущих года направляется в СФР в том случае, если при наступлении страхового случая:
- сотрудник два предыдущих года работал в другой организации;
- сотрудник за два предыдущих года работал на вашем предприятии и в другой организации.
Если сотрудник в течение двух последних лет работал исключительно на вашем предприятии (то есть имеются все данные для расчета пособия), запрос делать не нужно .
Обратите внимание, что сотрудник имеет право на то, чтобы для расчета пособия по нетрудоспособности учитывался заработок исключительно текущего работодателя вне зависимости от периода его работы – в таком случае запрос, соответственно, тоже делать не нужно.
Выдача справки сотруднику
Несмотря на определение нового порядка получения данных для расчета пособий, предприятию следует учитывать 2 ситуации, когда необходимо выдать справку:
1. Сотрудник был уволен в 2022 году.
2. Сотрудник написал письменное обращение – заявление о предоставлении ему справки. Несмотря на отмену документа, отказать в выдаче предприятие не имеет – об этом свидетельствует ст. 62 ТК РФ .
Как же выдать справку, если форма была упразднена? Четкого ответа со стороны нормативно-правовых актов нет, но можно рассмотреть один из следующих вариантов:
1. Сформировать справку по старой форме.
Например, в «1С:Бухгалтерия предприятия» это можно сделать с помощью документа « Справка для расчета пособий (исх.)», которая располагается в Разделе «Зарплата и Кадры» — Блок «Пособия».
2. Выдать справку в произвольной форме.
Учтите тот факт, что данные в справку включаются только по 2022 год включительно. С 2023 года все данные будут храниться в СФР, исходя из персонифицированных сведений по сотрудникам, которые подают работодатели.
Поделитесь с друзьями!
Открытие ООО в 2023 году: разбираем особенности
Те, кто только начинают вести собственный бизнес, чаще всего регистрируют его как общество с ограниченной ответственностью — ООО. В этой статье мы подробно рассмотрим, на что нужно обратить внимание, как правильно заполнять документы и не допустить ошибок.
Расследование и учет профессиональных заболеваний в 2023 году: новые правила
С 1 марта 2023 года учет и расследование проф.заболеваний изменились. В статье расскажем, как проходит экспертиза и расследование проф.заболеваний, как предотвратить их появление и какая ответственность ждет работодателя за несоблюдение норм законодательства.
Новые правила расчета стажа для больничных и декретных пособий
В 2023 году физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, могут претендовать на пособия по болезни и в связи с материнством. При расчете пособия бухгалтер должен учесть стаж работы сотрудника. Данные поправки вступят в силу 27 мая.
С 3 апреля 2023 года изменен порядок расчета больничных
С 3 апреля этого года был изменен порядок расчета больничных. Работы бухгалтеру прибавилось: теперь при расчете пособий по временной нетрудоспособности ему нужно будет сравнить фактический среднедневной заработок с максимальным. Подробнее читайте в статье.
Как налоговый орган выявит серую зарплату: разбор эксперта
Серая заработная плата – это выплата денежных средств работнику в размере большем, чем предусмотрено трудовым договором и другими официальными документами, а также отражено в налоговой отчетности работодателя. Такая зарплата позволяет бизнесменам платить меньше страховых взносов, так как база для их исчисления сознательно занижается.
Индексация зарплаты работников → Вебинар с аудитором
Смотрите запись вебинара для работодателей на тему «Индексация зарплаты работников».