1 сентября вступил в силу закон «О такси», который позволил самозанятым работать в сфере таксомоторных перевозок. При этом у граждан с судимостью и неоплаченными штрафами возможности выйти на смену больше не будет. «Сфера» поинтересовалась у экспертов, как в ближайшем будущем может измениться рынок таксомоторных перевозок и чего ждать потребителям услуг.
Время прочтения: 6 минут
Новый закон коснулся почти 2 млн человек — столько людей, по предварительным оценкам, заняты в сфере таксомоторных перевозок. Необходимость реформы обсуждалась около десяти лет.
Документ, вступивший в силу, можно назвать «базовым». Он устанавливает общие правила, и власти отдельных регионов при необходимости смогут их конкретизировать. Главное требование для всех без исключения — наличие лицензии. С 1 сентября получить документ можно через местные органы власти.
Таксопаркам необходимо оформлять лицензию на всех своих занятых водителей и автомобили, индивидуальным предпринимателям — лично для себя. Кроме того, обратиться за документом теперь смогут самозанятые.
А что в регионах?
«На «частниках», уже имеющих разрешение, изменения практически никак не отразятся. Более того, эта категория лиц получит больше всех преимуществ, так как с оттоком неподходящих под критерии шоферов стоимость услуг оставшихся перевозчиков может значительно вырасти. Особенно это будет заметно в регионах», — считает генеральный директор Qugo Игорь Знак.
Если в Москве и области разрешения уже давно являются обязательными для получения заказов у агрегаторов, то в ряде субъектов РФ к отсутствию лицензии, по всей видимости, относились более лояльно, отмечает Знак.
Закон «О такси» вводит и новое определение «региональный реестр». Теперь все разрешительные документы будут храниться в базах, созданных в каждом субъекте. Их поделят на три типа:
- реестр перевозчиков (данные водителей);
- реестр такси (данные о транспортных средствах и их владельцах);
- реестр служб заказа такси (адреса агрегатов и диспетчерских служб).
Внешний вид машин закон тоже затронул. Обязательными для всех водителей должны стать «шашечки» и опознавательный оранжевый фонарь на крыше. Дополнительно региональные власти смогут установить единый для всех стиль. Например, в Петербурге планируют обязать перевозчиков ездить только на белых автомобилях с желтой светоотражающей полосой, на которую можно нанести логотип.
ОСАГО
В салоне отныне должна быть размещена информация о перевозчике, данные водителя и абонентский номер для приема жалоб и предложений. Кроме того, больше нельзя работать в такси без страхования ответственности за причинение вреда здоровью и жизни пассажира.
«Необходимо будет дополнительно технически оснастить автомобиль. Плюс самозанятые обязаны иметь полис ОСАГО по тарифу для перевозчиков, который значительно дороже обычного полиса. Вполне возможно, что из-за нововведений услуги такси сильно подорожают», — полагает доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор ООО «Мариокс центр» Оксана Васильева.
С ней согласна эксперт по безопасности на транспорте и цифровой медицине, генеральный директор MedMap Юлия Манн. По ее словам, на повышение тарифов также повлияют подорожание топлива и дефицит новых автомобилей, сложившийся из-за внешнеэкономической ситуации.
Как отмечает г енеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев , цена на ОСАГО (пассажирские перевозки) высокая — варьируется от 40 до 150 тысяч рублей в зависимости от региона. Нередко эта сумма даже превышает среднемесячный доход водителя. При этом все больше страховых отказываются выдавать полисы шоферам под разными предлогами. Истинная же причина, уверен Матвеев, в том, что такси — это аварийный, достаточно опасный транспорт и для пассажиров, и для участников дорожного движения. Получается, что таксист для страховых компаний не очень «выгодный» клиент.
«Если ситуация с этим видом страхования не улучшится, отрасль может потерять до тридцати процентов водителей», — добавляет Юлия Манн.
Не судимы
В марте текущего года была принята поправка к Трудовому кодексу, которая запрещает перевозить граждан лицам, которые были судимы по особо тяжким преступлениям.
Теперь требований больше:
- отсутствие медицинских противопоказаний к вождению;
- есть разрешение на перевозки (для ИП и самозанятых) или трудовой договор с официальным перевозчиком.
- наличие ОСАГО по тарифу для перевозчиков.
Перевозить пассажиров не смогут те, кто был повторно лишен прав в течение года с момента истечения предыдущего аналогичного наказания; имеет больше трех неоплаченных штрафов за нарушения ПДД; не прошел аттестацию на знание местоположения основных объектов в регионе.
«Для пользователей поездка явно станет безопаснее. Так, по статистике страховых компаний, число ДТП, где виноват таксист, в 7 раз выше, чем у других категорий водителей. Новый закон пассажиров защитит и позволит им в случае аварии рассчитывать на компенсацию», — отметил Дмитрий Матвеев.
Ответственность агрегаторов
Нередко во время поездок на такси происходят неприятные ситуации: водитель грубит, резко отменяет заказ, лихачит на дороге или становится виновником ДТП. Агрегатор в этих случаях всегда занимал нейтральную позицию, отмечая, что он лишь посредник и не несет ответственности за возможные проблемы.
Теперь платформы получили официальный статус служб заказа такси. Их включат в региональные реестры, а это значит, что они будут нести определенную ответственность:
- солидарная ответственность (если служба передала заказ перевозчику, у которого нет разрешения или оно аннулировано);
- субсидиарная ответственность вместе с перевозчиком (если в аварии кто-то пострадает, а суммы компенсации по ОСАГО или ОСГОП не хватит);
- полная ответственность перед пассажирами (на случай ошибок исключительно агрегатора).
Источник: legalacademy.ru
Самозанятые водители
После того как вступил в силу закон о самозанятых, все больше людей отказывается от трудовых договоров в пользу свободного поиска работы. Эта форма организации труда имеет немало преимуществ перед другими, а получить статус может любой желающий.
Самозанятость или ИП в грузоперевозках?
Если гражданин планирует заниматься грузоперевозками, он может это делать легально, оформив статус самозанятого по транспортным услугам или индивидуального предпринимателя. Многие по незнанию путают эти понятия, но самозанятый и ИП – две разные формы организации труда.
Основное различие между спецрежимами заключается в том, что фрилансер выполняет работы по грузоперевозкам самостоятельно, а предприниматель имеет для этого наемных работников. То есть при наличии собственного грузового автомобиля водитель может самостоятельно искать и выполнять заказы без привлечения дополнительной трудовой силы. Это самозанятый по транспортным услугам. Если же субъект имеет несколько грузовиков и хочет, чтобы другие на них работали, а он лишь был организатором – он оформляется как индивидуальный предприниматель.
Помимо этого, формы организации труда имеют и другие отличия:
- налоговая ставка – у фрилансера максимальное значение 6%, в то время как у ИП это минимальный порог;
- годовой доход – самозанятый не может зарабатывать более 2,4 млн. рублей, заработок предпринимателя достигает 150 млн. рублей;
- контрольно-кассовая техника – в первом случае она не нужна, можно обойтись онлайн-кассой для подсчета доходов.
В пользу самозанятых говорит еще один факт – государство гарантирует соблюдение существующих условий для фрилансеров минимум на 10 лет.
Преимущества самозанятости для водителя
Если физлицо все же решает самостоятельно предоставлять транспортные услуги, а не становится работодателем, следует знать и о других преимуществах самозанятого водителя:
- Простота регистрации и минимальный пакет документов.
- Возможность управления финансами через мобильно приложение, не нужно заниматься бухгалтерией.
- Нет необходимости посещать налоговую службу ни для регистрации, ни для выплаты налогов – все делается через приложение «Мой налог».
- Нет строгого графика, начальника, можно самостоятельно распоряжаться своим временем, устраивать выходные и идти в отпуск по собственному желанию, а не когда отпустят.
- Автоматические выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования.
Таким образом, самозанятые по транспортным услугам получают полную свободу действий, при этом действуют легально и выплачивают налоги, страховые взносы по минимальному тарифу.
Налоговая ставка
Как уже было сказано, самозанятые выплачивают самые низкие налоги среди всех форм организации труда. Есть два вида налоговой ставки:
- 4% от дохода для фрилансеров, которые предоставляют услуги физическим лицам;
- 6% от дохода – если транспортные услуги оказывают юридическим лицам.
Налог подсчитывается через мобильное приложение, граждане получают уведомление о его размере каждый месяц. Выплату нужно делать до 25 числа, расчет осуществляется за предыдущий месяц. Если сумма налога составляет менее 100 рублей, он не выплачивается, а переносится на следующий месяц.
Дополнительный бонус для самозанятых – налоговый вычет. Из суммы налога будет высчитываться 1-2% до тех пор, пока общая сумма вычета не достигнет 10 тысяч рублей.
Как зарегистрироваться водителю и стать самозанятым?
Самозанятый может оказывать транспортные услуги на законных основаниях после того, как уведомит налоговую инспекцию о своем виде деятельности. Для регистрации необходимо подать заявление, паспорт и фото в налоговую службу по месту жительства. Сделать это можно несколькими способами:
- лично прийти в НФС со всеми бумагами;
- передать документы в службу через доверенное лицо или заказным письмом;
- через мобильное приложение «Мой налог».
Если самозанятым транспортными услугами хочет стать иностранец, от него потребуется ИНН вместо паспорта и доступ в личный кабинет на сайте ФНС.
Большинство граждан выбирают третий вариант за его простоту и скорость. Достаточно загрузить скан паспорта, прикрепить фотографию и оформить электронную заявку на получение специального статуса. Ответ приходит не позже чем через 30 минут. Через мобильное приложение также осуществляется все управление доходами.
Если же обратиться в налоговую лично, лучше взять с собой два экземпляра заявления. Тогда на одном из них поставят печать о присвоении спецрежима и вернут обратно самозанятому в качестве подтверждения его формы занятости. Фрилансеру могут отказать в получении статуса, если его форма деятельности не входит в перечень разрешенных.
Источник: myguru.ru
Не работать на дядю и много получать: самозанятые рассказали, где брать заказы и брать от онлайн-сервисов всё
Сегодня, 5 июля, Государственная дума России рассмотрит в первом чтении законопроект о самозанятых в такси. Авторы документа полагают, что если его принять, то это поможет упростить работу сотрудников, а также повысить требования к водителям и ответственность агрегаторов в случае ДТП.
По данным Федеральной налоговой службы, в России около 5 миллионов самозанятых, и этот показатель ежедневно увеличивается на 8,5 тысячи. Уже в начале года число самозанятых сравнялось с количеством ИП, и практически каждая пятая компания пользуется их услугами. Кроме водителей такси в Москве сейчас среди самозанятых также популярны такие профессии, как писатель, копирайтер, грузчик и курьер.