Как понять самозанятый водитель

1 сентября вступил в силу закон «О такси», который позволил самозанятым работать в сфере таксомоторных перевозок. При этом у граждан с судимостью и неоплаченными штрафами возможности выйти на смену больше не будет. «Сфера» поинтересовалась у экспертов, как в ближайшем будущем может измениться рынок таксомоторных перевозок и чего ждать потребителям услуг.

Время прочтения: 6 минут

Новый закон коснулся почти 2 млн человек — столько людей, по предварительным оценкам, заняты в сфере таксомоторных перевозок. Необходимость реформы обсуждалась около десяти лет.

Документ, вступивший в силу, можно назвать «базовым». Он устанавливает общие правила, и власти отдельных регионов при необходимости смогут их конкретизировать. Главное требование для всех без исключения — наличие лицензии. С 1 сентября получить документ можно через местные органы власти.

Таксопаркам необходимо оформлять лицензию на всех своих занятых водителей и автомобили, индивидуальным предпринимателям — лично для себя. Кроме того, обратиться за документом теперь смогут самозанятые.

А что в регионах?

«На «частниках», уже имеющих разрешение, изменения практически никак не отразятся. Более того, эта категория лиц получит больше всех преимуществ, так как с оттоком неподходящих под критерии шоферов стоимость услуг оставшихся перевозчиков может значительно вырасти. Особенно это будет заметно в регионах», — считает генеральный директор Qugo Игорь Знак.

Если в Москве и области разрешения уже давно являются обязательными для получения заказов у агрегаторов, то в ряде субъектов РФ к отсутствию лицензии, по всей видимости, относились более лояльно, отмечает Знак.

Закон «О такси» вводит и новое определение «региональный реестр». Теперь все разрешительные документы будут храниться в базах, созданных в каждом субъекте. Их поделят на три типа:

  • реестр перевозчиков (данные водителей);
  • реестр такси (данные о транспортных средствах и их владельцах);
  • реестр служб заказа такси (адреса агрегатов и диспетчерских служб).

Внешний вид машин закон тоже затронул. Обязательными для всех водителей должны стать «шашечки» и опознавательный оранжевый фонарь на крыше. Дополнительно региональные власти смогут установить единый для всех стиль. Например, в Петербурге планируют обязать перевозчиков ездить только на белых автомобилях с желтой светоотражающей полосой, на которую можно нанести логотип.

ОСАГО

В салоне отныне должна быть размещена информация о перевозчике, данные водителя и абонентский номер для приема жалоб и предложений. Кроме того, больше нельзя работать в такси без страхования ответственности за причинение вреда здоровью и жизни пассажира.

«Необходимо будет дополнительно технически оснастить автомобиль. Плюс самозанятые обязаны иметь полис ОСАГО по тарифу для перевозчиков, который значительно дороже обычного полиса. Вполне возможно, что из-за нововведений услуги такси сильно подорожают», — полагает доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор ООО «Мариокс центр» Оксана Васильева.

Читайте также:  Влияет ли самозанятость на пенсию по потере кормильца

С ней согласна эксперт по безопасности на транспорте и цифровой медицине, генеральный директор MedMap Юлия Манн. По ее словам, на повышение тарифов также повлияют подорожание топлива и дефицит новых автомобилей, сложившийся из-за внешнеэкономической ситуации.

Как отмечает г енеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев , цена на ОСАГО (пассажирские перевозки) высокая — варьируется от 40 до 150 тысяч рублей в зависимости от региона. Нередко эта сумма даже превышает среднемесячный доход водителя. При этом все больше страховых отказываются выдавать полисы шоферам под разными предлогами. Истинная же причина, уверен Матвеев, в том, что такси — это аварийный, достаточно опасный транспорт и для пассажиров, и для участников дорожного движения. Получается, что таксист для страховых компаний не очень «выгодный» клиент.

«Если ситуация с этим видом страхования не улучшится, отрасль может потерять до тридцати процентов водителей», — добавляет Юлия Манн.

Не судимы

В марте текущего года была принята поправка к Трудовому кодексу, которая запрещает перевозить граждан лицам, которые были судимы по особо тяжким преступлениям.

Теперь требований больше:

  • отсутствие медицинских противопоказаний к вождению;
  • есть разрешение на перевозки (для ИП и самозанятых) или трудовой договор с официальным перевозчиком.
  • наличие ОСАГО по тарифу для перевозчиков.

Перевозить пассажиров не смогут те, кто был повторно лишен прав в течение года с момента истечения предыдущего аналогичного наказания; имеет больше трех неоплаченных штрафов за нарушения ПДД; не прошел аттестацию на знание местоположения основных объектов в регионе.

«Для пользователей поездка явно станет безопаснее. Так, по статистике страховых компаний, число ДТП, где виноват таксист, в 7 раз выше, чем у других категорий водителей. Новый закон пассажиров защитит и позволит им в случае аварии рассчитывать на компенсацию», — отметил Дмитрий Матвеев.

Ответственность агрегаторов

Нередко во время поездок на такси происходят неприятные ситуации: водитель грубит, резко отменяет заказ, лихачит на дороге или становится виновником ДТП. Агрегатор в этих случаях всегда занимал нейтральную позицию, отмечая, что он лишь посредник и не несет ответственности за возможные проблемы.

Теперь платформы получили официальный статус служб заказа такси. Их включат в региональные реестры, а это значит, что они будут нести определенную ответственность:

  • солидарная ответственность (если служба передала заказ перевозчику, у которого нет разрешения или оно аннулировано);
  • субсидиарная ответственность вместе с перевозчиком (если в аварии кто-то пострадает, а суммы компенсации по ОСАГО или ОСГОП не хватит);
  • полная ответственность перед пассажирами (на случай ошибок исключительно агрегатора).
Читайте также:  Как списать ОСАГО на УСН

Источник: legalacademy.ru

Самозанятые водители

После того как вступил в силу закон о самозанятых, все больше людей отказывается от трудовых договоров в пользу свободного поиска работы. Эта форма организации труда имеет немало преимуществ перед другими, а получить статус может любой желающий.

Самозанятость или ИП в грузоперевозках?

Водитель подает заявление на регистрацию

Если гражданин планирует заниматься грузоперевозками, он может это делать легально, оформив статус самозанятого по транспортным услугам или индивидуального предпринимателя. Многие по незнанию путают эти понятия, но самозанятый и ИП – две разные формы организации труда.

Основное различие между спецрежимами заключается в том, что фрилансер выполняет работы по грузоперевозкам самостоятельно, а предприниматель имеет для этого наемных работников. То есть при наличии собственного грузового автомобиля водитель может самостоятельно искать и выполнять заказы без привлечения дополнительной трудовой силы. Это самозанятый по транспортным услугам. Если же субъект имеет несколько грузовиков и хочет, чтобы другие на них работали, а он лишь был организатором – он оформляется как индивидуальный предприниматель.

Помимо этого, формы организации труда имеют и другие отличия:

  • налоговая ставка – у фрилансера максимальное значение 6%, в то время как у ИП это минимальный порог;
  • годовой доход – самозанятый не может зарабатывать более 2,4 млн. рублей, заработок предпринимателя достигает 150 млн. рублей;
  • контрольно-кассовая техника – в первом случае она не нужна, можно обойтись онлайн-кассой для подсчета доходов.

В пользу самозанятых говорит еще один факт – государство гарантирует соблюдение существующих условий для фрилансеров минимум на 10 лет.

Преимущества самозанятости для водителя

Самозанятый водитель регистрируется онлайн

Если физлицо все же решает самостоятельно предоставлять транспортные услуги, а не становится работодателем, следует знать и о других преимуществах самозанятого водителя:

  1. Простота регистрации и минимальный пакет документов.
  2. Возможность управления финансами через мобильно приложение, не нужно заниматься бухгалтерией.
  3. Нет необходимости посещать налоговую службу ни для регистрации, ни для выплаты налогов – все делается через приложение «Мой налог».
  4. Нет строгого графика, начальника, можно самостоятельно распоряжаться своим временем, устраивать выходные и идти в отпуск по собственному желанию, а не когда отпустят.
  5. Автоматические выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования.

Таким образом, самозанятые по транспортным услугам получают полную свободу действий, при этом действуют легально и выплачивают налоги, страховые взносы по минимальному тарифу.

Налоговая ставка

Налоговая ставка для самозанятых водителей

Как уже было сказано, самозанятые выплачивают самые низкие налоги среди всех форм организации труда. Есть два вида налоговой ставки:

  • 4% от дохода для фрилансеров, которые предоставляют услуги физическим лицам;
  • 6% от дохода – если транспортные услуги оказывают юридическим лицам.
Читайте также:  Нужна ли ТТН для ИП

Налог подсчитывается через мобильное приложение, граждане получают уведомление о его размере каждый месяц. Выплату нужно делать до 25 числа, расчет осуществляется за предыдущий месяц. Если сумма налога составляет менее 100 рублей, он не выплачивается, а переносится на следующий месяц.

Дополнительный бонус для самозанятых – налоговый вычет. Из суммы налога будет высчитываться 1-2% до тех пор, пока общая сумма вычета не достигнет 10 тысяч рублей.

Как зарегистрироваться водителю и стать самозанятым?

Самозанятый может оказывать транспортные услуги на законных основаниях после того, как уведомит налоговую инспекцию о своем виде деятельности. Для регистрации необходимо подать заявление, паспорт и фото в налоговую службу по месту жительства. Сделать это можно несколькими способами:

  • лично прийти в НФС со всеми бумагами;
  • передать документы в службу через доверенное лицо или заказным письмом;
  • через мобильное приложение «Мой налог».

Если самозанятым транспортными услугами хочет стать иностранец, от него потребуется ИНН вместо паспорта и доступ в личный кабинет на сайте ФНС.

Большинство граждан выбирают третий вариант за его простоту и скорость. Достаточно загрузить скан паспорта, прикрепить фотографию и оформить электронную заявку на получение специального статуса. Ответ приходит не позже чем через 30 минут. Через мобильное приложение также осуществляется все управление доходами.

Если же обратиться в налоговую лично, лучше взять с собой два экземпляра заявления. Тогда на одном из них поставят печать о присвоении спецрежима и вернут обратно самозанятому в качестве подтверждения его формы занятости. Фрилансеру могут отказать в получении статуса, если его форма деятельности не входит в перечень разрешенных.

Источник: myguru.ru

Не работать на дядю и много получать: самозанятые рассказали, где брать заказы и брать от онлайн-сервисов всё

Сегодня, 5 июля, Государственная дума России рассмотрит в первом чтении законопроект о самозанятых в такси. Авторы документа полагают, что если его принять, то это поможет упростить работу сотрудников, а также повысить требования к водителям и ответственность агрегаторов в случае ДТП.

По данным Федеральной налоговой службы, в России около 5 миллионов самозанятых, и этот показатель ежедневно увеличивается на 8,5 тысячи. Уже в начале года число самозанятых сравнялось с количеством ИП, и практически каждая пятая компания пользуется их услугами. Кроме водителей такси в Москве сейчас среди самозанятых также популярны такие профессии, как писатель, копирайтер, грузчик и курьер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин